7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке для 5 класса к учебнику В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

Рабочая программа по музыке для 5 класса к учебнику В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая образовательная программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Ми
предварительный просмотр материала


Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

«Вишневская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на заседании методического объединения эстетического цикла

Протокол №1

от 29.08.2015 г.

Председатель:_____А.В.Каськов

Согласована

с заместителем директора

по УВР

_______________ 2015 г.

Бабичева Н.И.___________

Утверждена

Приказом № 54

от 31.08.2015 г.

Директор школы: ________ П.И. Сасин


Рабочая программа

по МУЗЫКЕ

для 5 класса

Составитель:


Бабичева Наталья Ивановна, учитель I квалификационной категории










Вишнево - 2015




2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая образовательная программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак , М.: Дрофа, 2008. А также, она составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;

  • Государственный образовательный стандарт общего образования;

  • Федеральный перечень учебников, обеспечивающих реализацию учебного плана по основной образовательной программе, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 - 2016 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 года N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среджнего общего образования);

  • Устав Вишневской СОШ Беловского района Курской области;

  • Учебный план школы;

  • Положение об общеобразовательном учреждении;

  • Локальный акт о рабочей программе.

Данный предмет входит в предметную область «Искусство» учебного плана школы.

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- цифровой диктант;

- тест.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.

Межпредметные связи

В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I - слушание музыки, II - выполнение проблемно-творческих заданий, III - хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

- Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 2-е изд., стереотипное - М.: Дрофа, 2013г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010г.

- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы - интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии - К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).



3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»


Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы - становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.



4. МЕСТО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе общего образования в 5 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю), предусмотрено 4 урока обобщения.


5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКИ


Личностными результатами освоения программы по музыке в 5-м классе являются:

• формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

• совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

• овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

• наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

• приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

• сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты подразумевают:

• анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

• проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

• оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

• использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

• определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

• применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

• наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

• участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств музыкальной выразительности;

  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.


6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


«Музыка и другие виды искусства».


п/п

Разделы

Кол-во часов

В том числе контрольные, практические работы

1.

Музыка рассказывает обо всём.

1


2.

Древний союз

3


3.

Музыка и литература.

18

2

4.

Музыка и изобразительное искусство.

12

2

Итого:

34

4



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Музыка рассказывает обо всём (1 час)

Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства». Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Слушание фрагмента из концерта для ф-но с оркестром №3 С. Рахманинова. Разучивание песни И. Хрисаниди «Родина». Письмо Богине Музыке.


  1. Древний союз (3 часа)

Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир - не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны - тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь», Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве»

Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».





  1. Музыка и литература (18 часов)


  1. Слово и музыка (3 часа)

Слово и музыка - два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.

Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»


  1. Песня (4 часа)

Песня - верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.

Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой», И. Левитан «Вечерний звон».

  1. Романс (2 часа)

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к окружающему миру - главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней». Разучивание: М. Глинка «Жаворонок».

Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».


  1. Хоровая музыка (2 часа)

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».


  1. Урок-обобщение (1 час)

Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений стр. 10.


  1. Опера (2 часа)

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера - синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.

Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.


3.7. Балет (2 часа)

Единство музыки и танца. Балет - результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.

Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка», А. Бенуа «Петербургские балаганы».



3.8. Музыка звучит в литературе (2 часа)

Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».


  1. Музыка и изобразительное искусство (12 часов)


  1. Образы живописи в музыке (2 часа)

Живописность искусства. Музыка - сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»

Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».



4.2. Музыкальный портрет (1 час)

Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».


4.3. Пейзаж в музыке (2 часа)

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа - прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».


4.4. Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)

Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т), М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче. Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».


4.5. Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)

Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».

Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».






4.6.Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» (1 час)

Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений стр. 22-23. Разучивание песен: Б. Окуджава «Пожелание друзьям».


4.7.Урок-концерт (1 час)

Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.







































8. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно- методический комплект

Для учащихся:

- Учебник: Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 5 класс М «Дрофа» 2013;

- Рабочая тетрадь: Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 5 класс. «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2010;

Для учителя:

  1. В.М.Самигулина Музыка. 5 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2005.

  2. О.П. Власенко Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И.Науменкко, В.В. Алеева. Волгоград: Учитель, 2014.

3. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка». 5 класс. Нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя М.: «Дрофа», 2012.

4. Фонохрестоматия.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. -М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.


Технические средства обучения:

  1. Компьютер, ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.

  2. Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

  4. Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала


Учебно-практическое оборудование:

-музыкальный инструмент;

-аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.


MULTIMEDIA - поддержка предмета:

- Шедевры музыки. «Кирилл и мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

- Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

- Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

- Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd.1997.

- Импрессионизм в музыке. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.















9. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны

знать/понимать:

  • содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;

  • знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

  • знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

  • знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;

уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

  • выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Критерии оценки образовательных результатов на уроках музыки.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны- учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование,ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам(знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки,поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.























7. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

5 класс

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»

№ п/п

Тема урока

Тип и форма

урока

Кол-во часов

Виды деятельности, формы работы

Планируемые результаты обучения

Оборудование (элемент содержания)

Дата проведения

Освоение предметных знаний, умений

УУД

(личностные, метапредметные, предметные)

План

Факт

1 четверть -9 часов

1

Музыка рассказывает обо всём.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок - диалог

1

Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откликаться на содержание услышанного произведения

Устный опрос

Учить наблюдать за объектами окружающего мира;

выявлять взаимодействие между музыкой и другими видами искусства


Л. - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформированность эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально - личностном отношении к музыке и литературе.

М. - наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

П. - понимать роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.

Слушание: С. Рахманинов Концерт для ф-но с оркестром №3 I ч. (фр-т).

Пение: И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев «Гвоздь и подкова».

Творческое задание: письмо богине Музыке.

Древний союз (3 часа)

2

Истоки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению.

Устный опрос

Формировать умения выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Л. - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформированность эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально - личностном отношении к музыке и литературе.

М. - наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

П. - понимать роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.

Слушание: К. Дебюсси «Снег танцует»; П. Чайковский «Баркарола».

Пение: П. Аедоницкий «Красно солнышко». Творческое задание: нарисуй картину на тему «Звучащая природа».

3

Искусство открывает мир.

Урок получения и закрепления знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, анализировать.

Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению.

Взаимоопрос

Постижение системы знаний об основных темах в искусстве, научить приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в музыке, литературе, изобразительном искусстве


Л. - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформированность эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально - личностном отношении к музыке и литературе.

М. - наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

П. - понимать роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.

Слушание: М. Таривердиев «Маленький принц».

Пение: Г. Струве «Музыка». Творческое задание: стихотворение о музыке.

4

Искусства различны, тема едина.

Урок комплексного применения ЗУН, комбинированный урок

1

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства

Синквейн

Постижение системы знаний об основных темах в искусстве, научить приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в музыке, литературе, изобразительном искусстве


Л. - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформированность эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально - личностном отношении к музыке и литературе.

М. - наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

П. - понимать роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.

Слушание: П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман «Первая утрата». Пение: Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой».

Творческое задание: Составь вариант урока-концерта «Природа в искусстве».


Музыка и литература - 18 часов

Слово и музыка (3 часа)

5

Два великих начала искусства.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям.

Импровизировать по заданным параметрам.

Устный опрос

Научить выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

М. - умение наблюдать за разнообразными явлениями искусства, оценивать их, раскрывать образный строй художественных произведений, находить ассоциативные связи и различий в интерпретации произведений.

П. - усвоить понятие «фантазия», «интерпретация»

Слушание: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт «В путь».

Пение: С. Старобинский «Песенка о словах». Творческое задание: импро-визация на стихотворение Р. Бёрнса «За полем ржи».



6

«Стань музыкою, слово».

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

1

Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы.

Импровизировать по заданным параметрам.

Синквейн

Формировать умения анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.


Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

М. - умение наблюдать за разнообразными явлениями искусства, оценивать их, раскрывать образный строй художественных произведений, находить ассоциативные связи и различий в интерпретации произведений.

П. - усвоить понятие «фантазия», «интерпретация»

Слушание: В. Моцарт Симфония №40 I ч. (фр-т); П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром III ч. (фр-т). Пение: Американская н.п. «Весёлый мельник»; укр. н.п. «Веснянка».

Творческое задание: вокальная импровизация.



7

Музыка «дружит» не только с поэзией.

Урок обобщения и систематизации знаний, практикум

1

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения, работать с текстом учебника, выде-лять главное.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства

Цифровой диктант

Формировать умения анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.

Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

М. - умение наблюдать за разнообразными явлениями искусства, оценивать их, раскрывать образный строй художественных произведений, находить ассоциативные связи и различий в интерпретации произведений.

П. - усвоить правильное дыхание при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом.

Слушание: М. Мусоргский «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская».

Пение: А. Куклин «Песенка о песенке».

Творческое задание: д.м.н. стр. 7



Песня (4 часа)

8

Песня - верный спутник человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению.

Устный опрос

Познакомить с основными жанрами искусства.

Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования и

оценивать свою творческую деятельность.

М. - творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально - ритмическом движении.

П. - исполнять народные песни, песни о родном крае. Знать жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

Слушание: В. Баснер «С чего начинается Родина?».

Пение: Ю. Тугаринов «Если другом стала песня». Творческое задание: д.м.р. стр.8



9

Обобщающий урок по темам: «Древний союз», «Слово и музыка».

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Контролировать и оценивать свою деятельность

Координировать свою деятель-ность с деятель-ностью учащихся и учителя, оцени-вать свои возможности в решении творче-ских задач.

Кроссворд, музыкальная викторина

Выявить характерные особенности многообразия музыкальной палитры.

Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования и

оценивать свою творческую деятельность.

М. - творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально - ритмическом движении.

П. - исполнять народные песни, песни о родном крае. Знать жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

Слушание: пройденные произведения за четверть. Пение: по выбору учащихся. Д.м.н. стр. 7.



2 четверть -7 часов

10

Мир русской песни.

Открытие нового знания, комбинированный урок

1

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Импровизировать по заданным параметрам

Устный опрос

Познакомить с жанром русской народной песни.

Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования и

оценивать свою творческую деятельность.

М. - творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально - ритмическом движении.

П. - исполнять народные песни, песни о родном крае. Знать жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

Слушание: Р.н.п. «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон».

Пение: А. Александров «Уж ты зимушка-зима».

Творческое задание: вокальная импровизация на стих И. Бунина «Листопад».



11

Песни народов мира.

Получение новых знаний, комбинированный урок

1

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения, работать с текстом учебника, выде-лять главное.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению.

Цифровой диктант

Познакомить с тематикой, содержанием, мотивами, характерными особенностями песен некоторых народов мира.

Л. - сформированность чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

М. - работа с разными источниками информации, развивать навыки исследовательской деятельности.

П. - знать о взаимосвязи слова и мелодии в народной песне.

Слушание: Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Пение: П.н.п. «Висла»; вокализ на тему «Песни без слов» №14. Творческое задание: Составить песенный концерт.



Романс (2 часа)

12

Романса трепетные звуки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, сопоставлять.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

Кроссворд

Познакомить с жанром романса.

Л. - осознание необходимости бережного отношения к памятникам культуры.


М. - познавая прекрасные памятники мира и музыкальные шедевры уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

П. - усвоить понятие «романс», понять роль музыки в музыкальных фильмах.

Слушание: М. Глинка «Жаво-ронок».

Пение: М. Глинка «Жаворонок».



13

Мир человеческих чувств.

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откликаться на содержание услышанного произведения

Тест по темам «Песня», «Романс»

Выявить характерные особенности серенады-музыкальной композиции, исполняемой в чью-то честь.

Л. - осознание необходимости бережного отношения к памятникам культуры.

М. - познавая прекрасные памятники мира и музыкальные шедевры уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

П. - усвоить понятие «серенада», понять роль музыки в музыкальных фильмах.

Слушание: С. Рахманинов «Ночь печальна»; Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней».

Пение: М. Глинка «Жаворонок».

Творческое задание: д.м.н. стр. 10.



Хоровая музыка (2 часа)

14

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текс-том учебника, выделять главное.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откликаться на содержание услышанного произведения

Устный опрос

Познакомить с видами хоров, хоровых произведений, авторов хоровых произведений

Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

М. - иметь представление о нравственной основе духовной музыки и роли матери в жизни человека.

П. - закрепить понятие духовная музыка.

Слушание: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град».

Пение: Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».



15

Что может изображать хоровая музыка.

Урок закрепления знаний, комбинированный урок

1

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению

Взаимоопрос

Научить отличать музыку духовную от музыки светской; православную духовную музыку от католической.


Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

М. - иметь представление о нравственной основе духовной музыки и роли матери в жизни человека.

П. - усвоить понятия пение а-капелла, знаменный распев, песнопение.


Слушание: Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина».

Пение: М. Славкин «Снег»; венгерская н.п. «Много песен мы поём».



16

Обобщающий урок по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Контролировать и оценивать свою деятельность.

Оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Тест

Научить рассуждать о вечной теме в искусстве, уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам.


Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

П. - усвоить понятия пение а-капелла, знаменный распев, песнопение.


Слушание: повторение пройденного за полугодие. Пение: по выбору учащихся.



3 четверть - 10 часов

Опера (2 часа)

17

Самый значительный жанр вокальной музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, сопоставлять, работать с текс-том учебника, выделять главное.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Устный опрос

Формировать понятия определения оперы, истории рождения, жанре, основных понятиях и терминах, строения оперы.


Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

М. - сформированность представления о синтезе искусств в оперном жанре, возникающего на основе литературного произведения как первоисточника.

П. - усвоить понятия «опера», «либретто»

Слушание: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила».

Пение: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

Творческое задание: д.м.н. стр.11



18

Из чего состоит опера.

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

1

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

Устный опрос

Познакомить с частями оперы: увертюра, пролог, действия, вокальные номера -сольные, дуэты арии, хоровые; инструментальные танцевальные эпизоды. Оперные голоса: меццо- сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас.

Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

М. - сформированность представления о синтезе искусств в оперном жанре, возникающего на основе литературного произведения как первоисточника.

П. - усвоить понятия: увертюра, пролог, действия, вокальные номера -сольные, дуэты арии, хоровые; инструментальные танцевальные эпизоды.

Слушание: Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Сне-гурочка»; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Пение: С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Творческое задание: д.м.н. стр.12




Балет (2 часа)

19

Единство музыки и танца.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, сопоставлять, работать с текс-том учебника, выделять главное.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Устный опрос

Познакомить с жанрами балетного искусства: балет-сказка, балет- симфония; драматический балет, модерн-балет, сюжетный балет.

Л. - на основе жизненно - музыкального опыта учащихся осознать связь музыки и литературы (общность, различие, взаимодополнение, обогащение) на примере жанра балета.

М. - сформированность представления о том, как музыка помогает создать образ героя посредством характерных интонаций и пластику актера

Слушание: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. Пение: Е. Адлер «Песня менуэта».

Творческое задание: д.м.н. стр.13



20

«Русские сезоны» в Париже.

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

1

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

Тест по темам «Опера», «Балет»

Выявить характерные особенности русской балетной школы.

Л. - на основе жизненно - музыкального опыта учащихся осознать связь музыки и литературы (общность, различие, взаимодополнение, обогащение) на примере жанра балета.

М. - сформированность представления о том, как музыка помогает создать образ героя посредством характерных интонаций и пластику актера

Слушание: И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик».

Пение: П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Творческое задание: д.м.н. стр.14



Музыка звучит в литературе (2 часа)

21

Музыкальность слова.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

Расширять опыт адекватного восприятия устной речи.

Устный опрос

Формировать знания об элементах литературного сюжета.

Л. - готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

М. - умение наблюдать за разнообразными явлениями искусства, оценивать их, раскрывать образный строй художественных произведений, находить ассоциативные связи и различий в интерпретации произведений.

П. - усвоить понятие «фантазия», «интерпретация»

Пение: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».



22

Музыкальные сюжеты в литературе

Урок закрепления знаний, комбинированный урок

1

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения, работать с текстом учебника, выде-лять главное.

Расширять опыт адекватного восприятия устной речи.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению.

Синквейн

Продолжать формировать знания об элементах литературного сюжета.

Л. - проявлять личностное отношение и эмоциональную отзывчивость к художественным произведениям через «внутреннее видение» и «внутренний слух».

М. - рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, живописи и литературы.

П. - усвоить понятие «внутреннее зрение» и «внутренний слух».

Слушание: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика».

Пение: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».

Творческое задание: запиши стихотворение, звучание которого отличается особой музыкальностью.



Музыка и изобразительное искусство - 12 часов

Образы живописи в музыке (2 часа)

23

Живопис-ность искусства.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения.

Научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

Устный опрос

Формировать знания об образности искусства на примере музыкального произведения


Л. - ответственное отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию, формированию целостного мировоззрения

М. - умение самостоятельно определять цели своего обучения и планировать

пути их достижения, владение основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество.


П. - понимать выражение «живописная музыка» и «музыкальная живопись», усвоить понятие «симфоническая картина», называть имена композиторов и художников.

Слушание: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо «Эхо».

Пение: Г. Струве «Весёлое эхо».



24

«Музыка - сестра живописи».

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения.

Научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

Синквейн

Формировать представления об средствах выразительности в живописи и в музыке.

Л. - сформированность эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально - личностном отношении к музыке и живописи.

М. - наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи.

П. - понимать общность и специфику выразительных средств музыки и изобразительного искусства.


Слушание: П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный».

Пение: Е. Поплянова «Как поёшь?»

Творческое задание: д.м.н. 16,17



Музыкальный портрет (1 час)

25

Может ли музыка выразить характер человека?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Синквейн


Научить сопоставлять произведения живописи и музыки,

понимать значение выражения «музыкальный портрет»;

выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Л. и П. - готовность учащихся к активной учебно - познавательной деятельности на основе опорных знаний по средствам выразительности живописи и музыки.

М. - умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом.

П. - знать основные факты жизни и творчества Паганини, черты стиля композитора, историю создания скрипки и имена мастеров.

Слушание: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки».

Пение: Г. Гладков «Песня о картинах».

Творческое задание: д.м.н. стр.18-19




Пейзаж в музыке (2 часа)

26

Образы природы в творчестве музыкан-тов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

Сформировать понимание свое-образие изобрази-тельных свойств музыкальной ткани.

Импровизировать по заданным параметрам.

Устный опрос

Формировать понятие «музыкальный пейзаж»,

научить выражать в рисунке свои музыкальные ощущения.

Сформировать понимание своеобразия изобразительных свойств музыкальной ткани.


Л. - проявлять личностное отношение и эмоциональную отзывчивость к художественным произведениям через «внутреннее видение» и «внутренний слух».

М. - рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, живописи и литературы.

П. - усвоить понятие «внутреннее зрение» и «внутренний слух».

Слушание: П. Чайковский «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная».

Пение: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей».

Творческое задание: вокальная импровизация.



4 четверть - 8 часов


27

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

Сформировать представление об особенностях импрессионисти-ческого стиля в музыке.

Синквейн

Научить рассуждать об особенностях музыкального импрессионизма, предполагать будущее в направлении искусства, строить аргументированные предположения.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.


Л. и М. - внутренняя готовность передавать свои впечатления и настроения как в устной, так и в художественной форме.

П. - усвоить особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников - импрессионистов и музыки Дебюсси.

Слушание: М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака».

Пение: Р.н.п. «Ты река ли моя».

Творческое задание: д.м.н. стр. 20.



Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)

28

Волшебная красоч-ность музыкаль-ных сказок.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Сопоставлять, анализировать,

работать с текстом учебника, выделять главное. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Кроссворд


Научить понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках;

определять и описывать услышанный образ;

характеризовать персонажи, определяя образ и настроение музыки.


Л. - сформированность отношения к музыкальному искусству как важной части собственной жизни.

М. - осознание неразрывной связи музыки и литературы на основе осознания специфики языка музыкального и литературного языка.

П. - творчески интерпретировать содержание произведения в исполнении песни. Проявлять навыки вокально- хоровой деятельности.


Слушание: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик».

Пение: С. Никитин «Сказка по лесу идёт».



29

Сказочные герои в музыке.

Урок закрепления знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откликаться на содержание услышанного произведения.

Синквейн

Научить выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Л. - сформированность отношения к музыкальному искусству как важной части собственной жизни.

М. - осознание неразрывной связи музыки и литературы на основе осознания специфики языка музыкального и литературного языка.

П. - творчески интерпретировать содержание произведения в исполнении песни. Проявлять навыки вокально- хоровой деятельности.


Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Пение: А. Зацепин «Волшебник».



30

Тема богатырей в музыке.

Урок комплексно-го применения ЗУН

1

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме. Взаимоопрос

Научить рассуждать об общих чертах «богатырской» темы в искусстве.


Л. - готовность принять мир как единое и целое при разнообразии культур уважение истории и культуры и понимание важности сохранения мира для всех народов, развитие толерантности.

М. - уметь рассуждать о значении событий военного времени для каждого из нас.

П.- понятие «реквием», «гравюра». Осознание общности средств выразительности для воплощения художественного образа.

Слушание: А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т); М. Мусоргский «Богатырские ворота».

Пение: Былина о Добрыне Никитиче.

Творческое задание: д.м.н. стр. 21



Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)

31

Что такое музыкальность в живописи

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

1

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.

Устный опрос

Формировать понятие «музыкальные краски»,

научить

приводить примеры образов «музыкальных картин»;

рассуждать о присутствии музыки в живописи

Л. - умение учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.

М. - усвоить в чем заключается разнообразие и богатство внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством.

П. - усвоить понятия «соната». Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл.

Пение: В. Синенко «Птица-музыка».



32

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».

Урок закрепления знаний

1

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.

Цифровой диктант

Формировать понятие «музыкальные краски»,

научить

приводить примеры образов «музыкальных картин»;

рассуждать о художественной ценности произведений искусства

Л. - умение учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.

М. - усвоить в чем заключается разнообразие и богатство внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством.

П. - усвоить понятия «соната». Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл.

Слушание: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т).

Пение: В. Синенко «Птица-музыка».



33

Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»

Обобщение изученного материала, комбинированный урок

1

Оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Научить контролировать и оценивать свою деятельность;

учиться реализовывать творческие идеи в совместной проектной деятельности.


Л. - готовность к сотрудничеству, творческой работе, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе

знакомого художественного материала.

Рефлексия.

Пение: Б. Окуджава «Пожелание друзьям».

Творческое задание: д.м.н. стр. 22.



34

Урок - концерт

Обобщение изученного материала, комбинированный урок

1


Слушание и пение по выбору учащихся.








 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал