- Учителю
- Статья на тему Берегите музыкального руководителя.
Статья на тему Берегите музыкального руководителя.
Берегите музыкального руководителя!
А.И.Буренина, заведующая кафедрой
дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО
Как-то незаметно для всех наступил 21-й век. И этот факт
заставляет размышлять о многих проблемах - личных и общественных,
частных и глобальных.
Музыкальный руководитель детского сада - это особая профессия. И
появилась она относительно недавно - в послевоенные годы (1948 г.).
До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели.
Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад,
когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как
появилась такая должность, которая и называлась-то по-разному:
«музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный
руководитель» - сформировалось в обществе представление, что музрук
нужен, в основном, для того, чтобы у детей был праздник. То есть,
что профессия эта - что-то среднее между аккомпаниатором и
массовиком-затейником.
Наверное, многим со стороны кажется, что работа эта легкая,
«праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь, что тут
сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и
отношение к профессии музыкального руководителя сложилось вполне
определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и
т.д.
Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей
несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего
двойное образование (музыкальное - кстати, дорогостоящее и
трудоемкое - и педагогическое), оплачивается соответственно на один
разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо
доказывать, что музыкальный руководитель - педагог, что работает с
детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по
выслуге лет.
Увы! Добиться справедливости пока еще очень сложно.
Но и этого мало!
Несмотря на мизерную оплату труда (зарплата музыкального
руководителя, как и воспитателя ДОУ, ниже прожиточного минимума),
работа в последние годы становится все сложнее и сложнее. Помимо
обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми,
подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам
музыкального воспитания и т.д.), появилось еще одно требование:
диагностика музыкального развития детей.
По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей
работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными
цифрами, кружочками разных цветов и т.д.) педагог не может
проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях
своих воспитанников?
Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в
которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя.
Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей,
педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и
дадим возможность ему самому определять, как, в какой форме и в
каком объеме он будет планировать свою работу.
Итак, резюмируем: в последнее время зарплата музыкального
руководителя становится все ниже, а требования - все выше. Хотя
проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и
управленцев к этой категории специалистов.
И что же в результате? Все больше и больше детских садов остаются
без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и
институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад.
На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги
старше 40 лет. Еще 5-10 лет - и музыкальных руководителей почти не
останется.
Что же делать? Может быть, можно как-то выправить положение,
удержать уникальных специалистов - музыкальных руководителей
детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет
столь широкую творческую направленность)?
И в связи с этим мы обращаемся к Вам, уважаемые методисты,
заведующие и главные специалисты всех уровней!
Посмотрите на наших музыкальных руководителей!
Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у
детей.
Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте,
петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и
т.д.
Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их
родителям.
Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую
литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т.д.
Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми,
так как музыкальные руководители - «лицо» учреждения.
Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими
договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией,
родителями по поводу организации праздника.
Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и
всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с
детьми.
Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.
Это они… да всего не перечислить.
И если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили
к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они
могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к
профессии, надо о них заботиться и создавать условия.
Какие? Вот, пожалуй, несколько таких требований:
уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его
подменять воспитателей или других работников детского сада
(конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);
создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых
ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального
руководителя может отразиться и на настроении детей);
не требовать копирования опыта других педагогов, если он не
соответствует возможностям, наклонностям музыкального
руководителя;
оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий,
музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов,
необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может
все оплатить из своей мизерной зарплаты);
И последнее, но, пожалуй, самое важное - создание творческой,
доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу
педагога-музыканта.
Берегите музыкального руководителя!
Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!