7


  • Учителю
  • Урок по музыке на тему 'Русский Восток' (4 класс)

Урок по музыке на тему 'Русский Восток' (4 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данный урок будет полезен учителям музыки и искусства. Урок разработан и проведен с учетом требований ФГОС нового поколения.Разработка урока очень насыщена разными видами музыкальной деятельности; дает обучающимся представление о поэтизации Востока русскими компози
предварительный просмотр материала

Цель: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры

Предметные УУД:

  • дать учащимся представление о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах;

  • закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов;

  • знакомство учащихся со средствами музыкальной выразительности («цветик-семицветик»).

Регулятивные УУД:

  • анализ музыкальных произведений, особенностей музыкального языка композиторов;

  • развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, развивать ассоциативное мышление, внимание, память, устанавливая интонационно-образные связи музыки и литературы, воспитывать инициативу и самостоятельность детей;

  • развивать творческое начало в размышлениях о музыке, в двигательных импровизациях

Коммуникативные УУД:

  • умение работать коллективно, объективно оценивать друг друга;

  • формирование певческих навыков, исполнительской и слушательской культуры.

Тип урока: углубление в тему, усвоение новых знаний.

Методы: метод забегания вперед и возвращения назад.

Формы и виды контроля: наблюдение, рассуждение.

Музыкальный материал: фрагменты из оперы М. Глинки "Руслан и Людмила": Каватина Людмилы (из 1-го д.), Речитатив и ария Руслана (из 2-го д.), Персидский хор (из 3-го д.), Восточные танцы в замке Черномора: Турецкий, Арабский (из 4-го д.); Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1часть, фрагмент).

Оборудование: магнитофон, CD-mp3, учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» 4 класс, плакат музыкального звукоряда, портреты М. И. Глинки, А. С.Пушкина, Н. А. Римского-Корсакова, предметы востока (костюм, платки, украшения, восточные сладости, блюдо с разнообразными фруктами,), «цветик-семицветик», баян, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, методические и нотные пособия.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Как вы думаете, зачем?

Дети: Мы хотим порадовать гостей своими знаниями умениями, своим желанием учиться.

Учитель: Поприветствуем наших гостей.

Музыкальное приветствие:

Унисон с закрытым ртом…

Сольфеджио a capella (девочки); - а capella со словами (мальчики);

со словами и инструментом (все вместе).

Разминка "Хорошее настроение":

У.: У некоторых из вас я вижу тревогу в глазах. Чтобы она исчезла, проведем разминку "Хорошее настроение!": приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним "укатились", ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!

II. Активизация ранее полученных знаний.

У.: На предыдущих уроках мы побывали в музыкальном театре и познакомились со сказочной оперой. Напомните автора и название оперы? Д.: Опера М. И. Глинки "Руслан и Людмила".

У.: Что послужило источником создания оперы?

Д.: Одноименная поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

У.: Имя великого русского поэта тесно связано со многими музыкальными шедеврами. Неспроста ХIХ век называют золотым веком русской культуры, так как ХIХ век дал России столько великих людей, что даже перечислить их на уроке невозможно. Культура России этого времени преуспела во многом, Русская культура, в целом, - будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. "Восточная тема" стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию - арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере "Руслан и Людмила" он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток. Поэтому тема нашего урока так и будет звучать…

Д.: Русский Восток.

У.: В опере «Руслан и Людмила» мы познакомились с множеством героев и многие из них, я уверена, вам полюбились. Сейчас мы еще раз услышим фрагменты из оперы: попробуйте представить и вспомнить героя, его образную характеристику и соответствующую сцену.

  • Восприятие Арии Руслана (из 2-го д.)

У.: Какие чувства испытывает главный герой? Каким показан здесь Руслан?

Д.: Грустный, печальный, мрачный, подавленный.

У.: Почему? Где он находится?

Д.: Это сцена из оперы, когда Руслан попадает на Мертвое поле и скорбит по погибшим.


У.: Со вздохом витязь вкруг себя

Взирает грустными очами.

«О поле, поле, кто тебя

Усеял мертвыми костями?..


У.: Верно, ребята. Именно такими словами Руслан поет свою арию, сольную песню.

  • Восприятие Каватины Людмилы (из 1-го д.)

У.: Где поет свою песню Людмила?

Д.: На свадьбе.

У.: Какой мы ее себе представили?

Д.: Веселая, игривая, подшучивает над Фарлафом и Ратмиром.

  • Восприятие Персидского хора (из 3-го д.)

У.: Кто исполняет этот хор?

Д.: Восточные девушки в замке злой волшебницы Наины.

У.: Зачем?

Д.: Персидские девы манят путников пленительным пением.

У.: Как восточным красавицам это удается? В чем особенность их пения?

Д.: Тембр голоса завораживающий, нежный, многочисленные распевы,

убаюкивающий ритмический рисунок, мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.

III. Пение и пластическое интонирование (двигательная импровизация).

У.: Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются?

Д.: Мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…

У.: Представьте, что вы находитесь в волшебном замке Наины. Во время слушания музыки попробуйте представить себя дирижерами и самостоятельно продирижировать эту музыку.

Творческое задание с элементами импровизации

на подбор подходящих к музыке движений.

У.: Это задание каждый из вас выполняет самостоятельно: сначала придумайте, найдите, подберите соответствующие характеру музыки движения: если музыка тихая, то и движения рук будут маленькие, аккуратные, а если музыка звучит громко, то и движения рук будут размашистыми и большими. В этом вам помогут ваши внутренние представления, воображение и фантазия (учитель исполняет мелодию "Персидского хора" - дети дирижируют).

У.: Ребята, у меня в руках восточный костюм. Посмотрите внимательно на него и скажите, какие цвета преобладают в нем?

Д.: Синий, голубой, желтый, зелёный.

У.: Верно, ребята. А теперь посмотрите на наш музыкальный звукоряд, музыкальную радугу. Отыщите эти цвета в нотках. Что у нас получилось?

Д.: Это ноты: си, ля, соль, фа, ми.

У.: Верно, молодцы!

У.: А теперь послушайте, как я спою эти ноты… Что у нас получилось?

Д.: Это «Персидский хор» девушек.

У.:А теперь соединим характерные движения и, вокализируя, "исполним" хор персидских девушек (разучивание мелодии по строчкам) - споем эту мелодию со словами. Получился замечательный восточный танец!

У.: Мы видим музыкальный «цветик-семицветик», который поможет нам рассуждать о музыке. Посмотрите, он очень похож на нашу музыкальную радугу. В середине цветка - интонация - это главное свойство в музыке, в ней есть всё понемножку от каждого лепестка (мелодия, ритм, темп, лад, регистр, динамика, тембр).

(Работа с «цветиком-семицветиком»).

IV. Повторное восприятие и обобщение.

У.: В основе этого хора - восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. А где еще в опере используются восточные мотивы?

Д.: Восточные танцы: турецкий, арабский и лезгинка звучат в сказочном царстве злого волшебника Черномора.

У.: И здесь Глинка использовал подлинные интонации и ритмы восточных народов. Друг за другом следуют турецкий, арабский танец и лезгинка, каждый из которых отмечен удивительным своеобразием. Какой из них наиболее плавный и спокойный, какой самый темпераментный и стремительный?

(ответы детей)

У.: Еще раз послушайте музыкальные фрагменты и подумайте, в чем же заключается своеобразие восточных танцев? Сравни и выяви особенности?

Д.: (с пояснением учителя) Турецкий танец: плавная покачивающаяся мелодия передает неторопливые, размеренные, мягкие и томные движения танцующих.

Арабский танец: горячий, темпераментный; основная тема звучит весело, задорно - резкие акценты на сильной доле напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин; далее следует легкая, изящная, отрывистая, "женственная" мелодия, сопровождающаяся звучанием колокольчиков.

Лезгинка - напоминает бурный восточный темперамент: частая смена темпа (в очень быстром и сдержанном темпе), динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.

У.: Итак, вы прослушали восточные танцы, до этого - хор персидских девушек, так в чем же здесь особенность мелодического рисунка?

(ответы детей)

У.: Проверить и дополнить ваши ответы нам помогут слова-помощники, скрытые на доске. Откроем их и прочитаем вслух (на слайде прилагательные разных цветов с характеристикой мелодического рисунка):

ИЗВИЛИСТЫЙ

ВОЛНИСТЫЙ

ЗАТЕЙЛИВЫЙ

ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМ

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ

УБАЮКИВАЮЩИЙ

ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ

У.: Вспомните, какую роль в опере играют восточные танцы?

Д.: Отвлечь, удивить и развеселить Людмилу.

У.: Верно, ребята! Мы знаем, что Черномор хотел прельстить Людмилу сокровищами, но ничего из этого не вышло, и тогда он пытается удивить ее чудесными восточными танцами…

Подумайте, почему при создании русского национального характера в опере используются восточные мелодии - в песнях, танцах?

Д.: Придать таинственность, сказочность, волшебство, фантастическую нотку…

V. Углубление в тему.

У.: За основу восточных мотивов были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами. Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок "Тысяча и одна ночь", который знаком и любим нами с детства.

У.: А почему эти сказки нам так нравятся?

Д.: Много увлекательных приключений и т.д.

У.: Назовите героев сказок, которых вы помните?

Д.: Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.

У.: Чем они так известны?

(ответы детей)

У.: Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?

Д.: Верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…

Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов:

  • серия живописных восточных картин (3-4 слайда),

  • иллюстрации из восточных сказок (4-5).

Потом учитель обращает внимание на заранее приготовленный стол, который накрыт платком, открывает его, и дети комментируют то, что видят на столе: восточные сладости, шелк, украшения из золота, разнообразие фруктов, специй, расписные кувшины, а также репродукции картин и т.д.

У.: Теперь, я думаю, вам будет легче подобрать определения, характеризующие в целом Восток. Итак, какой он теперь в вашем представлении?

(ответы детей)

У.: Сверим ваши ответы с теми, что, скрыты на доске (читаем вслух):

ШУМНЫЙ

ПЁСТРЫЙ

МУДРЫЙ

ВЕСЕЛЫЙ

ТЕМПЕРАМЕНТНЫЙ

ЭКЗОТИЧЕСКИЙ

ЗНОЙНЫЙ

ЗАГАДОЧНЫЙ

У.: Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды - пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…

У.: Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Он написал симфоническую сюиту "Шехеразада" в четырех частях всего лишь за два месяца. Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты?

Д.: Сказки "Тысяча и одна ночь".

У.: Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. А. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту "Шехеразада".

У.: Мы продолжаем знакомство с "Русским Востоком". В симфонической сюите "Шехеразада" можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н. А. Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением (на доске появляется слайд):

Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

VI. Восприятие музыки.

У.: Итак, слушаем фрагмент из 1-ой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?

(восприятие музыки)

У.: Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете?

Д.: Грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…

У.: Как вы это почувствовали?

Д.: Воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…

У.: А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады?

Д.: Мягкая, нежная…

Учитель дополняет ответы детей, обращая их внимание на доску

НЕЖНАЯ

ТОНКАЯ

ИЗЯЩНАЯ

ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ

МЯГКАЯ

ЗАДУМЧИВАЯ

МЕЧТАТЕЛЬНАЯ

У.: Какой инструмент помог нам все это почувствовать?

Д.: Скрипка и арфа.

У.: С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок?

(ответы детей)

У.: Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.

VII. Закрепление.

У.: Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: в опере М. Глинки "Руслан и Людмила" и в симфонической сюите Николая Римского-Корсакова "Шехеразада". Здесь мы познакомились и с танцевальными, и с песенно-лирическими, и с воинственными музыкальными образами.

Теперь, прослушав немало восточных тем и сделав их анализ, подумайте, в чем же особенности восточной интонации?

(ответы детей завершаются показом слайдов "Особенности восточной интонации")

  • многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие;

  • мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент;

  • часто встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент - с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин;

  • характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.

У.: Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, загадочной Шехеразады и грозного Шахриара вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма.

У.: Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано?

Д.: Придают волшебство, загадочность, контраст…

У.: Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток?

(ответы детей)

VIII. Рефлексия:

У.: Ребята, что нового мы узнали на нашем уроке?

Что хотелось бы узнать больше?

Какая музыка создала вам хорошее настроение на целый день?

(ответы детей)

У.: Да, поэтому наш урок прошёл не зря! Молодцы! (подытоживая):

У.: А теперь я предлагаю вам вспомнить песню о России и исполнить её для наших гостей. (Исполнение песни всем классом).

У.: Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность "входить в образ", "вживаться" в явления других национальных культур.

Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.

У.: Мне урок понравился. Спасибо за совместное творчество и ваши эмоции. С вами было приятно работать над такой интересной темой. Всего доброго.

Музыкальное прощание: Учитель: «Наш урок окончен»

Ученики: «До свидания».



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал