7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке 5 класс

Рабочая программа по музыке 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы:

Развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Рабочая программа разработана в соответствии:

- Законом Российской Федерации «Об образовании»,

- Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09.2010 г.№ 1439).

Рабочая программа по музыке составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина. «Музыка.


Обоснование выбора данной программы для составления рабочей программы:

Являются современные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Приоритетным в данной программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.


Информация о внесенных изменениях в программу: изменения в программу не внесены.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа:

В соответствии с Базисным учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Количество часов в неделю по программе - 1

Количество часов в неделю по учебному плану - 1

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная:

- традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок);

- нестандартные уроки (уроки -концерты, путешествия, экскурсии и т.д.)

Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ, метод проектов, здоровьесберегающие.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно -эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Виды и формы контроля:

- Тест

- Контрольное упражнение

- Взаимоконтроль

- Самоконтроль



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

- устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значение музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

- освоение/ присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

- знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

- освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

- работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

Личностные результаты

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.


Оценочные средства:

Требования к проверке успеваемости:

- объективность - ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

- гласность - доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

- систематичность - проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

- всесторонность - учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

- индивидуализация учета - видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

- дифференцированность учета - установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

Оценка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

«4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.


«3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.


«2» (неудовлетворительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.


Критерии певческого развития

Параметры

Критерии певческого развития

Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный результат

Хороший результат

Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты


Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака


Мягкая атака

Дикция

Нечеткая.
Согласные
смягченные.
Искажение
гласных. Пропуск
- согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.

Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох
перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный.

Выдох сохраняет
вдыхательную
установку

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.



Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.


Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка


Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА


- актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;

- полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;

- умение делать выводы и обобщения;

- самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений

- умение аргументировать собственную точку зрения;

- художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков, изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов, литературное и сценическое сопровождение защиты проектов).

Структура разделов учебного предмета музыка 6 класса


п/п

Тема раздела

Количество

часов

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

2

Мир образов камерной и симфонической музыки

17


Структура разделов учебного предмета музыка 7 класса


п/п

Тема раздела

Количество

часов

1

Особенности драматургии сценической музыки

15

2

Музыка и изобразительное искусство

19



Структура разделов учебного предмета музыка 5 класса


п/п

Тема раздела

Количество

часов

1

Музыка и литература

17

2

Музыка и изобразительное искусство

17




















































Календарно - тематическое планирование 5 класс музыка


урока

Тема

урока

Тип

урока

Количество часов

Элементы содержания

Планируемые

результаты

Виды контроля

Элементы необязательного содержания

Примерная дата



РАЗДЕЛ 1. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА (17ч)


план

факт

1.

Что роднит музыку с литературой

Изучение нового материала

1

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы

Знать: понятия: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка

Уметь: выявлять связи музыки и литературы

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

Выражение содержания музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности

1-я неделя


2.

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей

Расширение и углубление знаний

1

Песня - самый распространенный жанр музыкально - литературного творчества.

Знать: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной

Уметь: называть основные жанры русских народных песен

Хоровое пение.

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Жанры песен:

Исторические, лирические, игровые, обрядовые

2-я неделя


3.

Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах… Звучащие картины

Расширение и углубление знаний

1

Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?

Знать: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной

Уметь: определять значение песни в жизни общества

Хоровое пение.

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.


3-я неделя


4.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.

Расширение и углубление знаний

1

Романс - лирическое стихотворение, положенное на музыку

Знать: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

Уметь: отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни

Хоровое пение.

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.


4-я неделя


5.

Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора.

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников

Знать: понятие программная музыка.

Уметь: анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение

Роль музыки в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры разного характера и содержания

5-я неделя


6.

Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки

Расширение и углубление знаний

1

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников

Знать: понятие программная музыка.

Уметь: анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение

Роль музыки в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры разного характера и содержания

6-я неделя


7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость. Песнь моя летит с мольбою

Расширение и углубление знаний

1

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная инструментальная, баркарола

Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.

Уметь: называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение

Метод «сочинение сочиненного», метод «тождества и контраста» в создании музыкального произведения

7-я неделя


8.

Вторая жизнь песни

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Знать понятия: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация.

Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством


Устный контроль.

Хоровое пение


8-я неделя


9.

Живительный родник творчества. Обобщение материала 1-й четверти

Повторение и обобщение полученных знаний

1

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Знать понятия: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация.

Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством


Письменный контроль (заполнение таблицы).

Хоровое пение


9-я неделя


10.

Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь красота?

Расширение и углубление знаний

1

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины. Определение кантаты. Взаимодействии музыки и литературы

Знать: понятие симфония-действо.

Уметь: выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

Сравнение музыкальных произведений, созданных на основе метода «тождества и контраста»

10-я неделя


11.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт.

Расширение и углубление знаний

1

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.В.Свиридов) и западноевропейских (Ф.Шопен, В.Моцарт) композиторов

Знать: что благодаря музыке появились многие произведения литературы; основные события из жизни и творчества композиторов

Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Музыкальный размер. Стихотворный размер.

11-я неделя


12.

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Был он весь окутан тайной - черный гость..

Расширение и углубление знаний

1

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.В.Свиридов) и западноевропейских (Ф.Шопен, В.Моцарт) композиторов

Знать: что благодаря музыке появились многие произведения литературы; основные события из жизни и творчества композиторов

Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Музыкальный размер. Стихотворный размер.

12-я неделя


13.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика.

Расширение и углубление знаний

1

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - литературное произведение. Опера Н.А. Римского- Корсакова «Садко»

Знать: сюжет (либретто) оперы «Садко»; историю развития оперного искусства; понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы.

Уметь: приводить примеры к понятиям

Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы «Садко»

Средства музыкальной выразительности: интонация, звукоизвлечение, звуковедение - в вокальных и хоровых произведениях

13-я неделя


14.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика.

Расширение и углубление знаний

1

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета - литературное произведение. Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Знать: историю развития балетного искусства; понятия: балет, солист-танцор, кордебалет.

Уметь: анализировать составляющие средства музыкальной выразительности

Устный контроль. Интонационно- образный анализ фрагментов из балета

Сказки Э.-Т.-А. Гофмана. Музыкальные характеристики литературных героев

14-я неделя


15.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении

Уметь: определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства.

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия. Фронтальный контроль

Современные композиторы авторы музыки к спектаклям и фильмам

15-я неделя

16.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Расширение и углубление знаний

1

Расширение представлений о жанре мюзикл. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого стиля»). Наиболее известные мюзиклы.

Знать: историю возникновения мюзикла; чем мюзикл отличается от оперы.

Уметь: называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов

Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ.

Создатели и актеры мюзиклов. Декорации и костюмы в мюзиклах.

16-я неделя


17.

Мир композитора. Обобщение материала 2-й четверти

Повторение и обобщение полученных знаний

1

Обобщение представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств

Знать: интонационное сходство и различие музыки и литературы

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

Многообразие музыкально-театральных жанров.

17-я неделя




Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (17ч)


18 (1)

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Вводный.

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Жизнь - единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Знать: что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь: выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение

Краски и звуки зимней природы. Природа в музыке и живописи. Выразительные возможности музыки

18-я неделя


19

(2)

«Небесное и земное в звуках и красках»

Расширение и углубление знаний

1

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства

Знать: в чем выражается общность языка различных видов искусства

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Музыкальные средства выразительности: мелодия, лад, ритм, регистр, темп, динамика

19-я неделя


20

(3)

Звать через прошлое к настоящему

Расширение и углубление знаний

1

Более глубокое изучение кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» : сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

Уметь:

- выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

- определять на слух основные части кантаты

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.

Устный контроль

Жанр вокально-инструментальной музыки. Различный характер кантаты

20-я неделя


21

(4)

Александр Невский. За отчий дом, за русский край.

Расширение и углубление знаний

1

Более глубокое изучение кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» : сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

Уметь:

- выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

- определять на слух основные части кантаты

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.

Устный контроль

Жанр вокально-инструментальной музыки. Различный характер кантаты

21-я неделя


22-23

(5-6)

Музыкальная живопись и живописная музыка

Расширение и углубление знаний

2

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы увидеть музыку?

Уметь:

- выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи;

- анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Пространственные возможности в музыке. Симфонические картины

22-23-я неделя


24-25

(7-8)

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Расширение и углубление знаний

2

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений С.В.Рахманинова и

В.Г. Кикты)

Знать: место и значение колокольных звонов в жизни человека.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Устный контроль

Сходство и различие художественного воплощения образов фресковой живописи в музыке

24-25-я неделя


26

(9)

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Расширение и углубление знаний

1

Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве

Знать: об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях.

Уметь:

- сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

- анализировать, сравнивать произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Устный контроль.

Хоровое пение

Портреты и автопортреты великих художников

26-я неделя


27

(10)

Волшебная палочка дирижера

Расширение и углубление знаний

1

Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром.

Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира

Знать: понятия оркестр, дирижер; состав групп инструментов оркестра.

Уметь: называть имена известных дирижеров

Устный контроль. Слушание музыки.

Хоровое пение.

Письменный контроль (карточки)

Соотнесение жанра симфонии с литературным жанром по масштабности

27-я неделя


28

(11)

Образы борьбы и победы в искусстве

Обобщение материала 3-й четверти

Повторение и обобщение полученных знаний

1

Жизнь и творчество Людвига ванн Бетховена. Образный строй Симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитором

Уметь:

- делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);

- проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Устный контроль

Строение и содержание частей симфонии. Музыкальные инструменты симфонического оркестра

28-я неделя


29

(12)

Застывшая музыка

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура - застывшая музыка

Знать: отличия католической и православной музыкальной культуры; понятие, а капелла.

Уметь: сопоставлять музыку и памятники архитектуры

Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха на основе интонационно-образного анализа.

29-я неделя


30

(13)

Полифония в музыке и живописи

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Продолжение знакомства с творчеством И.С.Баха. Освоение понятий: полифония, фуга. Любимый инструмент Баха - орган

Знать: понятия орган, полифония, фуга; основные события из жизни и творчества И.С.Баха.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Ведущие органисты мира.

Органные мастера.

30-я неделя


31

(14)

Музыка на мольберте

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К.Чюрлёниса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы

Знать: что роднит музыку и изобразительное искусство

Уметь: выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Слушание музыки.

Устный контроль. Хоровое пение.

Рассматривание иллюстраций (репродукций картин)

Анализ репродукций картин триптиха:

Цветовой колорит, композиция, образы

31-я неделя


32

(15)

Импрессионизм в музыке и живописи

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи

Знать: понятия импрессионизм, интерпретация, джаз

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Творческая биография композиторов-импрессионистов

32-я неделя


33

(16)

О подвигах, о доблести, о славе

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием


Знать: понятие реквием

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Поэтические произведения о войне.

«Реквием» Р.Рождественского

33-я неделя


34

(17)



В каждой мимолетности вижу я миры

Мир композитора с веком наравне. Обобщение материала 4-й четверти

Сообщение и усвоение новых знаний

Повторение и обобщение полученных знаний.

Музыкальная викторина

1


Образный мир произведений С.С.Прокофьева и М.П.Мусоргского. Своеобразие их творчества

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.

Знать: понятие интерпретация.

Уметь: выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Знать: что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство.

Уметь: выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Устный контроль

Сравнение музыкальных зарисовок С.Прокофьева с картинами В.Кандинского, определение замысла

Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств

34-я неделя



















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал