- Учителю
- Рабочая программа 7 класс по музыке
Рабочая программа 7 класс по музыке
Учебно-тематическое планирование
По музыке
Класс: 7
Учитель: Сафиуллина Гулия Рафаэлевна
Всего: 35 часа, 1 час в неделю
Плановых контрольных уроков, зачетов, тестов
Административных контрольных уроков
Планирование составлено на основе Государственной программы для коррекционных школ 8 вида, под редакцией В.В. Воронковой
Дополнительная литература:
-
Программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы Москва «Владос» 2000г.
2. Музыка в 4-7 классах Д.Б.Кабалевский Москва « Просвещение» 1985г.
Интернет сайты:
shkola-korrekcii.ru/</ nbekshanka.ucoz.ru/
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия
- музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию
- эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и
- свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную
- отзывчивость; активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Принципы обучения:
- коррекционная направленность обучения
- оптимистическая перспектива образования
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения
- комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Отличительные особенности программы:
- интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
- обновление нотно-музыкального материала для разучивания;
- использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки);
- включение в изучаемый материал произведений тамбовских авторов и сведений по музыкальному краеведению.
Формы, методы, приёмы обучения
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской ) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты».
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная(зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание направляется на чистоту интонации, строя, ансамбля.
Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни - главная причина совершенствования вокально-технических приёмов исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению играет «концертное» исполнение песен. Обращать внимание на режим исполнения песенного репертуара, связанный с трудностями мутационного периода учащихся.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров, особенностей творчества различных композиторов.
В 7 классе
Учащиеся должны знать и уметь:
-
средства музыкальной выразительности;
-
основные жанры музыкальных произведений;
-
музыкальные инструменты;
-
музыкальные профессии и специальности;
-
особенности творчества изученных композиторов;
-
особенности народного музыкального творчества;
-
самостоятельно исполнять несколько песен;
-
отвечать на вопросы о прослушанном произведении;
-
называть произведения, композиторов;
-
называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль;
-
определять характер, содержание произведения;
-
определять ведущие средства выразительности;
-
давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.
7 класс
п/п
Название темы урока
Кол-во часов
Элеметы содержания урока
Дата проведения план
Дата проведения факт
1 четверть 8 недель х 1 час = 8 часов
1
Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России «Песенка о хорошем настроении»
1
Познакомить с понятием «музыкальный образ»; через звучание народных песен и танцев активизировать чувства сопереживания, любви к народной музыке своей страны.
7.09
2
Образ покоя и тишины «Песенка о хорошем настроении»
1
Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведения на примере произведений С.Рахманинова.
1409
3
Образы воспоминаний о подвигах людей в годы ВОВ «Дороги»
1
Доказать на примере песни А.Новикова «Дороги», что музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий.
1.09
4
Образы войны и мира «Дороги»
1
Сформировать представление о трёхчастной форме. Вырабатывать напевное звучание
28.09
5
Образы войны и мира
1
Осознать значение ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.
5.10
6
Драматический образ «Как здорово»
1
Формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа. Вырабатывать напевное звучание
12.10
7
Лирический образ «Как здорово»
1
Определение характерных черт музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике и отражение этого умения в размышлениях о музыке.
19.10
8
Образ страдания «Школьный вальс»
1
Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу. Вырабатывать напевное звучание
26.10
2 четверть 7 недель х 1 час = 7 часов
9
Образ борьбы и победы «Школьный вальс»
1
На примере увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена показать, как в музыке из нескольких образов рождается один - образ героя; содействовать воспитанию патриотизма, нравственности, любви к Родине.
9.11
10
Картины народной жизни. М.Равель «Болеро». «Песня туристов»
1
Показать связь ритма с другими элементами музыкального языка. Вырабатывать напевность при подвижном темпе
16.11
11
Картины народной жизни «Песня туристов»
1
Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания; дать определение понятию «рапсодия»
23.11
12
Образ современной молодёжи «Песня о дружбе»
1
Воспитание интернационализма, патриотизма, нравственности на примере музыкальных произведений
30.11
13
Романтичные образы «Песня о дружбе»
1
Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ на примере вальсов Ф.Шопена.
7.12
14
Разнообразие музыкальных образов «Крылатые качели»
1
Уметь определять развитие музыкального образа произведения, если известна его форма; познакомит детей с биографией И.Баха
14.12
15
Образ грусти. Разнообразие музыкальных образов «Крылатые качели»
1
Показать, что музыкальные образы бывают различны, но они воплощают в музыке какую-то частицу жизни. Вырабатывать напевность при подвижном темпе
21.12
3 четверть 9 недель х 1 час = 9 часов
16
Образ грусти. Разнообразие музыкальных образов
1
Показать, что музыкальные образы бывают различны, но они воплощают в музыке какую-то частицу жизни. Вырабатывать напевность при подвижном темпе
11.01
17
Музыкальная драматургия. Развитие музыкального образа «Добрым быть на белом свете веселей»
1
Формирование у учащихся представлений о музыкальной драматургии.
18.01
18
Жизнь музыкальных образов в одном произведений «Песня о родном крае»
1
Формирование представлений учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматурги.
25.01
19
Жизнь музыкальных образов «Песня о родном крае»
1
Обогатить представление учащихся о музыкальной драматургии на примере Увертюры « Руслан и Людмила» М.Глинки
1.02
20
Жизнь музыкальных образов «Разве это не чудо»
1
Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии. Вырабатывать напевность при подвижном темпе
8.02
21
Противоборство музыкальных образов «Разве это не чудо»
1
Показать каким образом в увертюре «Эгмонт» Л.Бетховена выражены основной конфликт и основная идея произведения
15.02
22
Противоборство музыкальных образов «Друг»
1
Почувствовать взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей в симфонической картине «Сеча при Керженце» Н.Римского -Корсакова.
22.02
23
Контраст и взаимовлияние музыкальных образов «Друг»
1
В процессе восприятия «Сонаты для виолончели и фортепиано» Э Грига закрепить представление о сонатной форме. Вырабатывать напевность при подвижном темпе
1.03
24
Контраст и взаимовлияние музыкальных образов
1
В процессе восприятия «Сонаты для виолончели и фортепиано» Э Грига закрепить представление о сонатной форме. Вырабатывать напевность при подвижном темпе
15.03
4 четверть 10 недель х 1 час = 10 часов
25
Противоборство музыкальных образов «Девятый класс»
1
Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере увертюры «Ромео и Джульетта» П.Чайковского
29.03
26
Противоборство музыкальных образов
Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии. Повторение
5.04
27
Драматургия контрастных сопоставлений «Разноцветные моря»
1
Показать сопоставление музыкальных образов в драматургии. Обобщение и закрепление темы, систематизировать вокальные навыки учащихся
12.04
28
Интонационное единство балета (оперы) «Разноцветные моря»
1
Определить драматургию балета «Золушка» С.Прокофьева; доказать, что единство балета достигается единством, пронизывающим весь спектакль.
19.04
29
Столкновение двух образов - основа драматургии «В землянке»
1
Подвести учащихся к осознанию того, что в 1-й части Симфонии№7 Д.Шостакович средствами музыки передал глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей; раскрыл борьбу двух начал: зла и добра.
26.04
30
Жизненное содержание и форма музыкальных произведений «Бухенвальдский набат»
1
Почувствовать особенности драматургии песни В.Мурадели «Бухенвальдский набат»
3.05
31
Жизненное содержание и форма музыкальных произведений «Песня из к/ф «Белорусский вокзал»»
1
Почувствовать особенности драматургии песни из к/ф «Белорусский вокзал»
10.05
32
Жизненное содержание и форма музыкальных произведений
1
Дать понятие «симфонии» как музыкальной формы, области её применения на примере Симфонии №40 В.Моцарта
17.05
33
Жизненное содержание и форма музыкальных произведений
1
Дать понятие «симфонии» как музыкальной формы, области её применения на примере Симфонии №40 В.Моцарта
24.05
34
Жизнь полонеза
1
Закрепить и обобщить понятия музыкальный образ, помочь учащимся усвоить, что слушать крупные и сложные произведения надо с огромным вниманием, так как читают большую серьёзную книгу.
31.05
35
Урок-Концерт
1
Обобщение и закрепление темы, систематизировать вокальные навыки учащихся