- Учителю
- Календарно - тематическое планирование по музыке. 3 класс. ФГОС
Календарно - тематическое планирование по музыке. 3 класс. ФГОС
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ
3 класс. 34 учебных часа (1 час в неделю)
Тема года: «О чём рассказывает музыка»
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения урока
Планируемые результаты
Практическая часть программы
Формы контро-ля
Предметные
УУД
базовый
повышенный
1 раздел « Музыкальная форма» - 8 часов
1
Картины природы в музыке
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
01.09.-07.09
Знать:
Значение музыкального термина Прелюдия. Уметь: -Внимательно слушать музыку, выбирать из словосочетаний наиболее точно передающие характер музыки. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность. .Применять: -Разучить песню, исполнять нежно, в умеренном темпе.
Самостоятельно выявлять характер музыки. Предлагать свой вариант исполнительской трактовки.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение. Личностные: наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; развитие этических чувств; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
Исполнение: Славкин, сл. Пивова-ровой «Волшебная палочка»; Чичков, сл. Синявского «Родная песенка». Слушание и обсуждение: К. Дебюсси, прелюдии: «Ветер на равнине», «Паруса»
входной
2
«Может ли музыка нарисовать портрет?»
1
08.09.-14.09
Знать:
-Звуки музыки могут подражать различным голосам природы (звукоподражание); -Благодаря музыкальному звучанию мы можем «увидеть» портрет человека, почувствовать его характер, представить его движения и походку (музыкальный портрет). Уметь: -Определять музыкальные приемы, которые использует композитор в пьесе для передачи портрета (темп, мелодия, длительности).
Высказывать свои впечатления, возникающие после прослушивания и исполнения музыкального произведения, с использованием музыкальной терминологии.
Разучивание и исполнение: «Кукушка» - швейцарская нар. песня; Муз. анализ произведений: «Джульетта - девочка» С. Прокофьева; К. Дакен «Кукушка»
текущий
3
В сказочной стране гномов
1
15.09.-21.09
Знать:
- Гномы - маленькие существа, обитающие глубоко под землей, в горах, в лесу и наделенные сверхъестественной силой; -Э.Григ в своих музыкальных произведениях отразил образы природы, народные сказания родной страны - Норвегии; -Построение трехчастной формы: начальный раздел - средний раздел - заключительный раздел; -КОНТРАСТ - резкая смена звучания в музыкальном произведении; -Слово МАРШ в переводе с французского означает «шествие». Уметь: -Рассматривая нотный пример, определять средства музыкальной выразительности, воссоздающий характер шествия (ритм, регистры, динамика, акценты, прием стаккато).
Создавать творческие импровизации (в том числе, рассказывать о картинах, возникших в воображении при прослушивании пьесы)
Слушание и муз. анализ: Э. Григ «Шествие гномов»; Г. Гладков «Тролли»;
- исполнение песен с пластическим интонированием
текущий
4
Многообразие в единстве: вариации
1
22.09.-28.09
Знать:
-Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном произведении несколько раз подряд. При этом каждое повторение отличается от предыдущего: тема меняет свой облик, свою окраску - это вариации; -Слово ВАРИАЦИЯ по-латыни означает «изменение». Уметь: -Определять характер темы в последующих вариациях.
Самостоятельно определять вариационную форму построения музыкального произведения.
Разучивание и исполнение: «В сыром бору тропина» - рус. нар. песня; слушание и обсуждение: П. И. Чайковский «Симфония №4», 4 часть
текущий
5
«Дела давно минувших дней…»
1
28.09-02.10
Знать:
-Сюжет поэмы А.Пушкина и сюжет оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»; -ЛУКОМОРЬЕ - морской залив; -ПОЭМА - крупное поэтическое произведение с развернутым сюжетом; -АРИЯ - оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Уметь: -Определять характер Запева Баяна; -Определять звучание музыкального инструмента, воспроизводимого в оркестре; -При рассмотрении нотного примера, определять, как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный облик «мертвого поля».
Понимать главные отличительные особенности оперного жанра.
Определять характер музыки с учетом терминов и образных определений без помощи учителя.
Слушание и муз. анализ: М. И. Глинка «Руслан и Людмила» - Ария Руслана; разучивание: «Русская изба». Муз. Птичкина, сл. Пляцковского
текущий
6
«Там русский дух… Там Русью пахнет!»
1
05.10-09.10
Знать:
-Сказки возникли в далекие времена. Их создателем является НАРОД. До возникновения письменности передавались из уст в уста. Они относятся к устному народному творчеству; -Эпическое произведение - произведение искусства величественно-спокойного, героического характера; -БЫЛИНЫ исполняются нараспев; -СКАЗИТЕЛЬ - исполнитель былин; -БОГАТЫРЬ - мужественный, честный, благородный персонаж; Уметь: -Внимательно слушать произведения эпического характера. -Слышать изменения характера музыки в 3-х разделах. -Обосновать свой ответ на вопрос: Подтверждает ли музыкальное звучание название Второй симфонии А.Бородина - «Богатырская»?
Придумать свои варианты названия анализируемых музыкальных произведений эпического характера.
Слушание и обсуждение: А. Бородин «Богатырская» симфония №2, 1 часть
текущий
7
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»
1
12.10-16.10
Знать:
-Русские полководцы Князь Игорь, Александр невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов вошли в историю Российского государства; -Исторические события на Чудском озере; -КАНТАТА происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь»; -СЕЧА - сражение; -ТУБА - медный духовой инструмент. Уметь: -Определять в музыке черты русского характера; -Сравнивать (находить общее и различия) звучание двух мелодий - русских освободителей и немецких рыцарей. Применять:
-Определять развитие музыки в «Ледовом побоище», применяя музыкальные термины: крещендо, диминуэндо.
Понимать главные отличительные особенности жанра «кантата».
Определять характер музыки с учетом терминов и образных определений без помощи учителя.
Слушание и обсуждение: С. Прокофьев «Ледовое побоище», «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский»
текущий
8
Бег по кругу
1
19.10-23.10
Знать:
-Форма рондо складывается из музыкальных разделов: рефрена и эпизодов;-РОНДО - по-французски «круг»;-РЕФРЕН - неизменные куплеты; -ЭПИЗОДЫ - изменяемые куплеты; Уметь: -Определять музыкальную форму РОНДО; -Определять характер рондо; -Подбирать подходящие характеру музыки слова, характеристики героям; Применять: -Рассуждать, выражать свои мысли; -Активно отвечать на вопросы учителя;
Формирование умения вести сравнение приз-наков по одному или нескольким основаниям.
Пение; муз. - ритми-ческие движения; слушание муз. произведений: Л. В. Бетховен «Ярость из-за потерянного гроша», М. Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила»; В. Алеев, сл. Т. Науменко «Веселое рондо»
итоговый
9
Раздел 2. «Какими бывают музыкальные интонации» -8 часов
1
05.11-09.11
Знать:
-Значение музыкальных терминов: ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ОСТИНАТО, ПУНКТИРНЫЙ РИТМ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ (мужественные, решительные, волевые, светлые, спокойные, возвышенные, благородные, убаюкивающие, тихие, нежные, неторопливые. Уметь: -Высказывать свои впечатления, после прослушивания музыкальных произведений; -Активно отвечать на вопросы учителя; -Включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (чувства, образ, ритм, инструменты, мелодия, интонации.
Активно участвовать в коллективной и индивидуальной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Обоснование высказанного суждения самим учеником.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение. Личностные: наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; развитие этических чувств; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
Слушание музыки
-Л.Бетховен. Песня Клерхен «Гремят барабаны» -Литературно-музыкальная композиция «Старый повар» (В.А.Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. 2 часть) - М. Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская»
текущий
Какими бывают музыкальные интонации
10
Какими бывают музыкальные интонации
1
11.11-16.11
Умение самостоятельно анализировать результаты сравнения.
текущий
11
Какими бывают музыкальные интонации
1
18.11-23.11
Умение самостоятельно анализировать результаты сравнения.
текущий
12
Знаки препинания в музыке
1
25.11-30.11
Знать:
-Музыкальные термины: ПАУЗА, ФЕРМАТА. -Знать, что ПАУЗА - перерыв в звучании, ФЕРМАТА - остановка. -Графическое изображение пауз и ферматы.
Анализировать музыкальное произведение (интонации, музыкальная речь); сравнивать паузы и ферматы со знаками препинания в русском языке без помощи учителя.
Слушание музыки
-Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7.-Л.Бетховен. Симфония №5 . 1 часть. Фрагмент. Хоровое пение «Счастье». Музыка Г.Телемана. Стихи Д.Штопле. Русский текст Я.Серпина. Переложение для хора В.Попова
текущий
13
«Мороз и солнце, день чудесный…»
1
02.12-07.12
Знать:
- ЦИКЛ - несколько самостоятельных произведений искусства, объединенных общей темой; - ПЕЙЗАЖ - картина, изображающая природу. Уметь: - Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; - Анализировать музыкальное произведение (как музыкальные средства «изображают» в заключение пьесы удаление тройки, что происходит с мелодией, какие регистры, что наблюдается в динамике, можно ли назвать пьесу музыкальным пейзажем, какие картины природы можно «увидеть» в этом произведении).
Выявлять жанровые особенности музыкальных произведений без помощи учителя.
Слушание музыки П.Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года». Хоровое пение «Кабы не было зимы». Музыка Е.Крылатова. Стихи Ю.Энтина.
текущий
14
«Рождество Твое, Христе боже наш…»
1
09.12-14.12
Знать:
- Знать обычай праздника Рождества Христова; - ЯСЛИ - кормушка для скота; - Иисус Христос - Сын Божий. Уметь: - Внимательно слушать музыку; - Анализировать музыкальное произведение (почему хор А. Лядова отличает спокойный, мирный характер, какова мелодия, регистры, темп).
Активно участвовать в коллективной и индивидуальной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Обоснование высказанного суждения самим учеником.
Слушание музыки - А.Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш…». - Н.Римский-Корсаков. Колядка дивчат. Из оперы «Ночь перед Рождеством». 1 действие. Хоровое пение - «Если дети верят в чудо». Музыка В.Алеева. Стихи Т.Науменко. - «Художник Дед Мороз». Музыка Е.Птичкина. Слова В.Степанова. - «Песенка о снежинке». Музыка Е.Крылатова. Стихи Л.Дербенева
текущий
15
«Рождество Твое, Христе боже наш…»
1
16.12-21.12
текущий
16
Заключительный урок
1
23.12-28.12
Обобщение материала по теме 2 раздела.
Самооценка выразительного исполнения музыкального произведения.
Разыгрывать песню (творческая импровизация)
Исполнение музыкального материала по выбору детей и учителя
итоговый
17
Раздел 3. «Композиторы детям» - 10 часов
1
15.01.-18.01
Знать:
-«Что означают слова НАБАТНЫЙ КОЛОКОЛ, ТРЕЗВОН, КОЛОКОЛЬНЯ, ЗВОННИЦА?» - «Сюжет оперы Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»»; - Значение колокольных звонов на Руси. Уметь: - Внимательно слушать музыку; - Анализировать музыкальное произведение (Какое состояние передает колокольный звон в опере Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»?
Умение самостоятельно определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Слушание и муз. анализ: Ростовские колокольные звоны; Н. А. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град Китеж»; муз. - ритмические движения
входной
Колокольные звоны на Руси
18
Музыка в храме
1
20.01.-25.01
Знать:
- «Сюжет оперы М.Мусоргского «Борис Годунов»»; - Благоговение - глубочайшее почтение; - Ладан - душистая смола; -Церковные песнопения - музыка, звучащая в церкви; - Главное правило церковного пения - «пойте разумно». Уметь: - Внимательно слушать музыку; - Анализировать музыкальное произведение (Каков характер звучания, почему в церкви недопустима легкая, эстрадная музыка? С чем это связано?)
Выявлять жанровые особенности музыкальных произведений без помощи учителя.
Слушание музыки
- М.Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент. - П.Чайковский. В церкви. Из «Детского альбома» Хоровое пение «Небо и земля». Рождественский кант.
текущий
19
М. И. Глинка - основопо-ложник русской классической музыки
1
27.01-31.01
Знать:
-Народные произведения: трудовые и хороводные песни, былины, шуточные и плясовые песни; - Церковное пение: песнопения, хоровое пение; - Светская музыка: оперы, балеты, произведения для скрипки и фортепиано; - Значение слов: КЛАССИКА, КЛАССИЧЕСКИЙ - выдающийся, образцовый. - Сюжет оперы М.Глинки. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»; - Как развивалось музыкальное искусство в России; - Какие оперы М.Глинки открыли «новый» период русской музыки. Уметь: - Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; - Анализировать музыкальное произведение; - Определять по характеру музыки, каким ожидается конец оперы - печальным или радостным.
Слушание музыки
М.Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Фрагмент.
Хоровое пение
«Ты, соловушка, умолкни». Музыка М.Глинки. Стихи В.Забилы. Русский текст А.Любовского.
текущий
20
Что такое патриотизм?
1
03.02-08.02
Знать:
«Сюжет оперы Н.Римского-Корсакова «Садко»» Уметь: - Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; - Анализировать музыкальное произведение (Почему Садко поверяет свои раздумья не людям, а природе - лесу, озеру, волне? Как воспринимаете Протяжную песню - только как композиторское произведение? Какой образ создают во вступлении звуки-краски?).
Понимать значение музыки и ее взаимосвязи с поступками людей.
Слушание музыки
Н.Римский-Корсаков. Протяжная Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко». Хоровое пение «Гляжу в озера синие». Музыка Л.Афанасьева. Стихи И. Шаферана.
текущий
21
Русский национальный герой Иван Сусанин
1
10.02-15.02
Знать:
-ПАТРИОТИЗМ означает преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. - Сюжет оперы М.Глинки «Иван Сусанин». Уметь: - Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; - Анализировать музыкальное произведение (Черты какого произведения искусства воплощаются в арии - лирического, драматического, эпического?
Определение взаимосвязи между музыкой патриотического склада и характером (поступками) человека без помощи учителя.
Слушание музыки
-М.Глинка. Ария Ивана Сусанина. Из оперы «Жизнь за царя».
-М.Глинка. Патриотическая песня.
-М.Глинка. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя».
М.Глинка. Патриотическая песня.
Хоровое пение
«Славься!» (Фрагмент). Музыка М.Глинки. Стихи С.Городецкого.
текущий
22
Прощай, Масленица!
1
17.02-22.02
Знать:
-Народный обряд проводов зимы; -СКОРОМНАЯ - молочная и мясная пища; -Пословицы и поговорки о празднике Масленицы; -Музыкальное произведение Н.Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Какое общее настроение господствует в музыке? Только ли песенные интонации слышны в звучании хора? С чем связана смена мажорного звучания минорным?).
Активно участвовать в коллективной и индивидуальной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Слушание музыки
Н.Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка» Хоровое пение - «Проводы зимы». Музыка Н.Римского-Корсакова. Стихи И.Устюжанина. - «Перед весной». Русская народная песня. Обработка В.Попова.
текущий
23
Музыкальная имитация
1
24.02-28.02
Знать:
-ИМИТАЦИЯ - «подражание»; -ИМИТИРОВАТЬ, значит подражать кому-нибудь; -МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМИТАЦИЯ - это повторение музыкального мотива в другом голосе; -ФУГА - форма музыкального произведения., в переводе с латинского языка означает «бег, бегство». Уметь: -Имитировать голоса животных (кошки, собаки, ослика, лягушки и т.д.); -Имитировать и разыгрывать пьесу «Дразнилка».
Слушание музыки
В.Шаинский. Веселая фуга Хоровое пение «Со вьюном я хожу». Русская народная песня.
текущий
24
Музыкальная имитация
1
03.03-07.03
текущий
25
Композиторы детям
1
10.03-15.03
Знать:
-Детская музыка - удивительный мир правды и вымысла, сказочных образов и фантазий, веселых игр и забав; -Сюжет оперы С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»; -Музыкальные произведения -С.Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка» -С.Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Действительно ли «Пятнашки» - «Детская музыка»? Что доказывает это? Звучание, какого марша слышится в опере С.Прокофьева - военного, спортивного, сказочного? Какое средство музыкальной выразительности усиливает впечатление причудливой сказочности?).
Активно участвовать в коллективной и индивидуальной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Обоснование высказанного суждения самим учеником.
Слушание музыки
-С.Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка».
-С.Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». Хоровое пение «Детские игры». Музыка В.А.Моцарта. Стихи Кр. Овербека.
итоговый
26
Раздел 4. ««Наш друг - симфонический оркестр» - 8 часов
1
17.03-22.03
Знать:
-Многие художники изображали на своих полотнах музыкальные инструменты. Такие картины рассказывают нам, какие именно музыкальные инструменты бытовали в ту или иную эпоху, какое значение они имели в жизни людей; -Музыкальные инструменты: лютня, виола да гамба, гитара; - Виола да гамба - старинный струнный смычковый инструмент, при игре держат между коленей; -Аристократия - высший слой дворянства. Поведение и манеры аристократа отличаются благородством и изысканностью. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение
Самостоятельно определять соответствие настроения музыкальной фантазии настроению картин.
Слушание музыки
-Л.Нарваэс. Фантазия на тему «Гуардамэ лас вакас». - Г.Ф.Гендель. Сицилиана и Аллегро. Из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор. Хоровое пение «Музыкант». Музыка и стихи Б.Окуджавы.
входной
Картины, изображающие музыкальные инструменты
27
«Жизненные правила музыкантов» Р. Шумана
1
24.03-28.03
Знать:
-О творчестве композитора Р.Шумана; -Правила для музыкантов; -Музыкальное произведение Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение.
Понимать значение музыки и ее взаимосвязи с жизнью.
Слушание музыки:
Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре. Хоровое пение: «Много песен мы споем». Венгерская народная песня. Канон. Стихи Д.Седе. Русский текст Н.Найденовой.
текущий
28
Струнные смычковые инструменты
1
07.04 - 12.04
Знать:
-Струнные смычковые инструменты - скрипка, альт, виолончель, контрабас, что общего у этих инструментов и чем они отличаются между собой; Виртуозная техника - сложная техника; Ансамбль - по-французски «вместе» Уметь: - Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; - Анализировать музыкальное произведение(Почему Н.Римский-Корсаков выбрал тембр скрипки для передачи полета шмеля? Можно ли было бы исполнить этот фрагмент на контрабасе?
Как вы считаете, почему А.Дворжак дал пьесе название «Мелодия»? Как звучит виолончель в этой пьесе? Какие чувства выражает звучание струнного ансамбля в «Вальсе» Е.Доги?)
Определение колористических возможностей струнно-смычковых инструментов в создании различных образов музыкальных произведений.
Личностные:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме;
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно - творческих задач;
- владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных
видов;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза;
стремление находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач.
Слушание музыки
-Н.Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане». -А.Дворжак. Мелодия. -Е.Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Хоровое пение: «Скрипка» («О грустном запела скрипка»). Музыка Р.Бойко. Стихи И.Михайлова.
текущий
29
С. Про-кофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
14.04-19.04
Знать:
- Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот; - Сюжет симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева; - Ударные инструменты: большой барабан, литавры. Уметь: - Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; - Анализировать музыкальное произведение (Группа каких музыкальных инструментов начинает музыкальную сказку «Петя и волк»? Как звучит тема Птички, исполняемая флейтой? Какой показана Утка, «озвученная» гобоем? Что передают интонации кларнета (тема Кошки)? Почему тема Дедушки представлена звучанием фагота? Что изображают удары литавр в сказке? Какие интонации звучат в конце произведения?).
Определение колористических возможностей индивидуальных тембров в создании различных образов музыкальных произведений.
Слушание музыки
С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Хоровое пение: «В мире много сказок». Музыка В.Шаинского, Стихи Ю.Энтина
текущий
30
С. Про-кофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
1
21-04-26.04
текущий
31
Вечная память героям. День памяти
1
05.05-10.05
Знать:
- Исторические события 1941-1945 гг; - Музыкальное произведение, которое звучит в минуту молчания у Вечного огня Р.Шуман. Грезы. Анализировать музыкальное произведение: (Какое название соответствует ее характеру? Какое значение имела песня из фортепианного цикла «Детские сцены» Уметь:
- Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность (О чем поется в военных песнях?).
Слушание музыки:
- Р.Шуман. Грезы. Из фортепианного цикла «Детские сцены». - Д.Тухманов. День Победы. Хоровое пение: - «Вот какая бабушка!». Музыка Т.Попатенко. Стихи И.Черницкой. - «Аист на крыше». Музыка Д.Тухманова. Стихи А.Поперечного.
текущий
32
Легко ли быть музыкальным исполните-лем?
1
12.05-17.05
Знать:
-КВАРТЕТ - по-итальянски «четвертый». Ансамбль из четырех исполнителей; -БАС - здесь: виолончель. Уметь: - Отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность (На каких музыкальных инструментах играли участники квартета? Можно ли считать их ансамбль дружным? Почему? В каких словах басни И.Крылова заключен ее главный смысл? Почему? Случайно ли выбраны персонажи: Мартышка, Осел, Козел, косолапый Мишка?).
Уметь сравнивать, выявлять развитие музыкального образа (образов).
Хоровое пение:
-«Волшебник». Музыка А.Зацепина. Стихи Л.Дербенева.
-«Да здравствует сюрприз!». Музыка М.Минкова. Стихи Ю.Энтина.
текущий
33
Выдающиеся музыканты-исполнители
1
19.05-24.05
Знать:
-Известных исполнителей С.Рихтера, Д.Ойстраха, И.Козловского; -БРАВО - выражение одобрения, восхищения; -БИС - возглас, в котором содержится просьба повторить музыкальное произведение; - Юродивый - здесь: безумец, обладающий даром предсказания. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Что в исполнении выдающихся музыкантов вам запомнилось больше всего?).
Самостоятельное определение лучших образцов исполнения музыкальных произведений в различных жанрах.
Слушание музыки:
- С.Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2. -К.Сен-Санс. Рондо - каприччиозо. Из цикла «Интродукция и рондо - каприччиозо для скрипки и оркестра». Фрагмент. - М.Мусоргский. Сцена с Юродивым. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент. Хоровое пение: «Музыканты». Немецкая народная песня. Канон. Русский текст К.Алемасовой.
текущий
34
Концертные залы мира
1
26.05-30.05
Знать:
-Самые известные концертные залы мира - Большой зал Московской консерватории, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии (Россия), «Карнеги-холл» (США), «Гаво» (Франция), «Альберт-холл» (Англия); - КОНКУРС - соревнование; -ПРЕСТИЖНЫЙ - значительный, влиятельный; -КОНЦЕРТ. Уметь: - Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; - Анализировать музыкальное произведение (Какие чувства вызывает у вас музыка? Что слышится в диалоге солиста и оркестра: состязание, слаженность, борьба, согласие?). Применять: - Исполнять музыкальный материал с желанием, в характере музыки.
Осознание особенностей музыкально - концертных жанров.
Слушание музыки
П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3 часть. Фрагмент. Хоровое пение: Исполнение песен по желанию детей
итоговый
Итого: 34 урока
29