- Учителю
- Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС В.О.Усачева,Л.В.Школяр
Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС В.О.Усачева,Л.В.Школяр
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Фокино»
Рабочая программа
по музыке 5 класс
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений
Программа Усачева В.О., Школяр Л..В
Музыка :5 класс :учебник для учащихся общеобразовательных организаций /В.О.Усачева,Л.В.Школяр.-4-е изд.,испр.и доп.-М.:Вентана - Граф,2015.-160с.:ил.
Количество часов на 2015 - 2016 учебный год: всего 35 часов; в неделю 1 час.
Рабочую учебную программу составила Кирюхина Т.В.., учитель музыки и ИЗО.
г. Фокино
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в
ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и
предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на
положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
гражданина России».
Особенностью программы является то, что она не просто создана с
опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные
принципы и методы которой являются до настоящего времени
прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике
тематического развития программы и поурочного планирования в целом.
Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое
значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура
программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего,
проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути
дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной
эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором
процесс познания музыкального искусства совершается с целью
воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной
культуры.
Содержание программы также наглядно доказывает, насколько
многообразно и эффективно музыка участвует в реализации
фундаментальных функций искусства -коммуникативной,
эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной,
соответствующих основным направлениям системы человеческой
деятельности.
^ Общая характеристика программы
Музыка играет важнейшую роль в формировании
нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его
духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе
модернизации российского образования задача приобщения подростков к
музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной
школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В
пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых
поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования
чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности
за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении
и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую
культуру.
Таким образом, цель преподавания музыкального искусства в основной
школе - развитие творческих сил подростка, которые сделали бы
успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной
культуры как части всей его духовной культуры. Для этого необходимо
решение таких задач, как развитие у подростков способности к
эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по
законам гармонии и красоты; воспитание художественного мышления,
постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и
совокупности противоречий; освоение музыки в союзе с другими видами
искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии
целостной картины мира; изучение музыки как вида искусства в
многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального
языка, способов исполнительства; знание лучшего, что создано в
отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных
композиторов, народной музыке; развитие художественных умений и
навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их
творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном
пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении
музыкального образа через образ живописный, танцевальный,
поэтический.
^ Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным
планом для основного общего образования. Музыка в основной школе
изучается в 5 классе в объеме 35 часов ( 1 час в неделю).
^ Требования к результатам обучения музыке
В основной школе личностными результатами обучения музыке являются
формирование ответственного отношения к учению, готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный
метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к
самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске
тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями
каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость
музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности
учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в
исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела
учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём,
размышляем».
^ Личностные результаты изучения музыки:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей
духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного
отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса
как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во
всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с
музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих
задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах
музыкально-творческой деятельности.
В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные
результаты формируются через освоение универсальных учебных
действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями,
составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с
музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение
произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира,
углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными
периодами развития национальной культуры); регулятивных (участие в
совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с
классом с привлечением исключительно средства музыкальной
выразительности - музыкальное цитирование, музыкальная импровизация
и т.д.); коммуникативных (они заложены в самом существе
музыкального искусства как универсального коммуникативного средства
и реализуются в совместном музицировании - вокальном и
инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении,
совместной музыкально-ритмической деятельности).
^ Метапредметные результаты изучения музыки:
анализ собственных умений и навыков освоения музыкального
искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в
организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений,
фестивалей, конкурсов;
наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных
событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств
на человека и на жизнь в целом;
умение работать с разными источниками информации, применять
информационно-коммуникативные технологии в собственной
художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию
и применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены
в конкретные предметные требования.
^ Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по
музыке:
сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как
неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в
общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития,
социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также
образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и
искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных
произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
появление эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации;
Содержание учебного предмета.
Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).
Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.
В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Сделана также попытка предоставить учащимся 5 класса более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 4-х лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве.
Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура - все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет нам надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах: «Счастливого плавания!», - осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка - это сама жизнь», - так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 5-му классу становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка - сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни» - главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли к жизни», когда «мотивом к жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня.
Календарно - тематическое планирование «Музыка » 5 классфа
к
т
1.
О чем молчит рояль.
1
Слушание произведений выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений
Воспринимать окружающий мир во всем богатстве его звучания и красок.
Устный опрос
2
Мир, запечатленный человеком.
1
. Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений
Воспринимать окружающий мир во всем богатстве его звучания и красок.
Фронтальный опрос, сольное пение
3
Внутренний голос
1
Исполнять песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки
..
.
Понимать, что человек это существо духовное(способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить).
Сольное пение
4
Где кончаются слова - начинается музыка
1
Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора писателя
Устный блиц- опрос
5
Несколько взглядов на цветок
1
Устный блиц- опрос, коллективное пение
6
Люди искусства
1
Музыкальная викторина
7
Мастерская литератора.
1
Выявление внутренних связей между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством. Просмотр презентаций.
Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных.
Фронтальный опрос, сольное пение
8
Мастерская композитора
1
Устный блиц- опрос, коллективное пение
9
Мастерская художника
1
.Исследование общих и специфических черт творческой деятельности в разных областях искусства
Анализировать способы художественного выражения композитором поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам действительности
Сольное пение.
10-
11
Сочинение сочинённого.
2
.
Знать, какую преобразующую силу имеет музыка, как она способна пробудить в человеке зрительные образы, заворожить, околдовать, пробудить далекие воспоминания
Устный блиц- опрос
12
Беседы на перекрёстке искусств.
1
Объяснить понятия: изображение, слово, звучание - способы художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности
Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении написании литературного эссе и др.).
Фронтальный опрос, сольное пение
13
Беседы на перекрёстке искусств.
1
Устный опрос
14
«Ищите, свищите!».
1
Устный опрос
15
Великие музыканты- исполнители.
1
. анализ
вокальной, симфонической,
инструментальной музыки
разных стилей, жанров
и форм.
Учить определять автора
конкретного музыкального
произведения по
интонационным
проявлениям его
принадлежности к
определённому течению,
художественному
направлению,
композиторской школе.
Научить исполнять
вокальные произведенияв народном стиле.
Учить выявлять
характерные черты и
специфику музыкального
языка народов России.
Учить узнавать
музыкальные фрагменты
произведений разных
жанров по характерным
интонациям.
.
.
Иметь представление о
процессуальной и
интонационно-образной
природе музыки.
Понимать «зёрна-
интонации» (темы) в
развитии музыкального
смысла.
Исследовать истоки
единства человеческой и
музыкальной речи.
Выявлять интонационную
общность видов искусства в
процессе их изучения,
сравнения,
экспериментирования.
Передавать в
разнообразной творческой деятельности эмоционально-
образное содержание
произведений искусства.
Участвовать в народных
праздниках, гуляниях,
играх, школьных
ярмарках.
Фронтальный опрос
16
Жизненные правила для музыкантов.
1
Сольное пение, устный опрос
17
Ещё один взгляд на цветок.
1
Устный блиц- опрос, коллективное пение
18
Рисует пианист Святослав Рихтер.
1
Фронтальный опрос
19
Рисует певица Зара Долуханова.
1
Опрос
20
Ветер Эллады несёт нам…
1
Устный блиц- опрос, коллективное пение
21
Сафические строфы.
1
Фронтальный опрос
22
Зачем я пишу?
1
23
Великие универсалы.
1
Научить объяснять логику
раскрытия любого чувства в
музыке художественным
воссозданием его
процессуальности в
реальной жизни.
Учить исполнять фразы,
темы, интонации из
полюбившихся
музыкальных произведений.
Научить сочинять мелодии
на заданные поэтические
тексты, подбирать музыку к
произведениям
изобразительного искусства,
иллюстрировать музыкой
типичные жизненные
ситуации.
Познакомить с
биографиями и
произведениями великих
отечественных
исполнителей прошлого и
настоящего: С.В.
Рахманинова, Ф.И.
Шаляпина, Е.А.
Мравинского, Н.А. Обухову,
А.В. Нежданову, С.Я.
Лемешева и др.
.
.
Понимать художественную
деятельность как высшую
форму ценностного
отношения человека к
жизни.
Понимать историческую
обусловленность
возникновения искусства
как условия самовоспитания
человека.
Уметь объяснять
многообразие видов, форм и
жанров искусства
необходимостью
полихудожественного
воздействия на человека.
Понимать театр как
синтетический вид
искусства, помогающий
рассмотреть жизнь во всех
её противоречиях, вводящий
зрителя в систему
общечеловеческих идеалов
и ценностей.
Выявлять в
художественном комплексе
(фрагменте), в том числе
музыкальном,
специфическую направленность
выразительных средств на
восприятие слушателя.
.
.
тест
24
Художник - хозяин над всем, что видит.
1
Устный блиц- опрос, коллективное пение
25
Разум учёного и гений музыканта
1
Фронтальный опрос, сольное пение
26
Вторая, «Богатырская», симфония.
1
Устное пение
27
Музыка-колокол.
1
Устный блиц- опрос, коллективное пение
28
Имеющие уши да слышат…
1
Фронтальный опрос, сольное пение
29
Истинный слух.
1
Музыкальная викторина.
30
Звук и цвет
1
Устный блиц- опрос, коллективное пение
31
Царство Будущего
1
тест
32
Как найти Синюю птицу?
1
Кроссворд
33
Сочинение сочинённого.
1
Повторение пройденных тем
Устный опрос
34
Сочинение сочинённого.
1
Повторение пройденных тем
Фронтальный опрос
35
Обобщающий урок
1
Планируемые результаты
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.