- Учителю
- Методическая разработка для выпускников музыкальных школ. Предмет Музыкальная литература.
Методическая разработка для выпускников музыкальных школ. Предмет Музыкальная литература.
ВОПРОСЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ К ЗАЧЁТУ:
-
Жанр - это род, вид музыкального произведения.
-
Период - наименьшая музыкальная форма, состоит из 2-х реже 3-х предложений. Периоды бывают повторного, неповторного строения, также существует период повторенный дважды и единого развития.
(Музыкальный пример: Шопен прелюдия A- dur, написана в форме периода повторного строения).
-
Простая двухчастная форма - это музыкальная форма, состоящая из двух частей. Если части контрастны между собой, то буквенная формула будет звучать следующим образом АВ.
-
Простая трёхчастная форма - это музыкальная форма, состоящая из трёх частей. Если части обозначить буквами, то получится следующая формула АВС.
-
Простая трёхчастная репризная форма - это музыкальная форма, состоящая из трёх частей, где третья часть повторяет первую, буквенная формула АВА.
-
Сложная трёхчастная форма - это музыкальная форма, состоящая из трёх частей, при этом каждая часть написана в какой либо простой форме.
Например: 1ч. 2ч. 3ч.
АВА АВ АВА.
Музыкальный пример: Чайковский цикл «Времена года» Июнь «Баркарола».
8. Сонатная форма - это музыкальное построение формы, которое состоит из трёх разделов:
1. Экспозиция - показ основных тем, Гл. п. в основной тональности П.п. в тональности ДОМИНАНТЫ.
2. Разработка - мотивная и тональная работа с Гл. п. и П.п.
3. Реприза - повторение первого раздела, но П.п. звучит в основной тональности.
Чаще всего в сонатной форме пишутся первые части сонат и симфоний.
-
Форма рондо - с итал. рондо означает КРУГ, это форма состоит из рефрена - повторяющейся части и эпизодов чередующихся с ним.
Буквенное обозначение формы: RАRВRСR…
Музыкальный пример: Глинка оп. «Руслан и Людмила» рондо Фарлафа.
Моцарт оп. «Свадьба Фигаро» Ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый».
-
Форма вариации - от лат variatio изменение - это музыкальная форма, состоящая из темы и её изменённых повторений.
Буквенная формула: А А1 А2 А3 А4 А5 и т.д.
Музыкальный пример: Моцарт Соната A- dur, 1 ч.
-
Симфония - от греч. symphonia - созвучие - произведение, для симфонического оркестра, состоит из 4-х частей:
1ч. Сонатное allegro
2ч. Andante
3ч. Менуэт с трио или Скерцо, как в симфониях Бетховена начиная со второй.
4ч. Быстрый финал.
-
Соната - sonata, от лат. sonare - звучать, музыкальное произведение, состоящее из 3-х частей:
1ч. Сонатное allegro 21. СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР:
2ч. Andante Струнно-смычковая группа:
3ч. Быстрый финал. скрипка, альт, виолончель, контрабас
-
Опера - от итал. труд, это жанр, который объединяет в себе: Деревянно-духовая группа:
-
вокал флейта, флейта пикало, гобой, кларнет, фагот.
-
симфонический оркестр (сопровождение) Медно-духовая группа:
-
художественное искусство, (декорации) труба, тромбон, валторна, туба.
-
хореографию (искусство танца) Ударная группа:
-
драматургию литавры, колокола, тарелки, барабаны и т.д.
-
Либретто - полный словесный текст оперы.
-
Либреттист - автор, сочиняющий либретто. Например: Лренцо да Понте оп. «Свадьба Фигаро», Барон Розен 1-я редакция оп. «Иван Сусанин» «Жизнь за Царя» М.И. Глинки.
-
Ария - сольный вокальный номер оперы, исполняемый под сопровождение оркестра.
-
Ариетта - небольшая ария.
-
Ариозо - напевная лирическая ария.
-
Каватина - небольшая оперная ария лирико-повествовательного характера.
-
Увертюра - симфоническое вступление к опере.
-
Интродукция - введение в действие оперы.
-
ВОКАЛЬНЫЕ ТЕМБРЫ:
колоратурное сопрано фальцет, тенор альтино, тенор
сопрано контртенор,
меццо-сопрано баритон,
альт контральто бас, бас профундо