7


  • Учителю
  • Мероприятие в 5 классе 'Королева Скрипка'

Мероприятие в 5 классе 'Королева Скрипка'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Королева - Скрипка»


Задачи: Познакомить с краткой историей возникновения инструмента, рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях, закрепить слуховое восприятие тембра инструмента. акцентируя внимание при прослушивании музыкальных фрагментов. Показать строение этого инструмента.

Музыкальный материал: «Шахерезада» Н.А.Римского-Корсакова ,

Н. Паганини «Каприс 24», В.Зинчук «Каприс №24»,С. Рахманинов «Вокализ» для скрипки и ф-но, «Кампанелла» Н.Паганини.

Литература: Е. Сазонова «Вдова Паганини»


Иллюстративный материал:
1. Иллюстрации с показом скрипок Амати, Страдивари, Гварнери.
2. Портрет Никколо Паганини - художник Э. Делакруа.
3.«Антонио Страдивари». 1893 год

4.Никколо Паганини художник Jean Auguste Dominique Ingres


(Звучит «Шахерезада» Н.А.Римского-Корсакова.)
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Вы, конечно же, обратили внимание на музыку, которая звучала , ну а теперь отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека, поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив. Я называюсь…

(Скрипка)

Слайд1-3

-Сегодня мы поговорим об этом замечательном инструменте.
Ведущий: Ребята, какие профессии вы знаете?
Д.: Учитель, врач, музыкант и др.

Ведущий: Скрипку изучали люди самых разных профессий: физики, математики, люди изучающие искусство, музыкальные мастера, ну и, конечно же, музыканты. А кто такие - музыкальные мастера?
Д.: Это люди, которые делают музыкальные инструменты.

Ведущий: Но до сих пор, никому не удалось раскрыть волшебство звучания этого инструмента, и никто не может разгадать тайну как же делать инструменты столь же совершенные, какие делали в старину. Ребята, вы любите сказки, легенды?
Д.: Да! Очень!
Ведущий: Одна легенда рассказывает, что хорошая скрипка получалась только тогда, когда для каждой её детали брали какой-то определённый, особый сорт дерева. Например, верхнюю деку скрипки

(слайд 4)

делали только из тирольской ели

(слайд 5 )

Никакое другое дерево для неё не годилось - скрипка получалась неважной. И даже не всякую тирольскую ель сразу спиливали и пускали в дело. Сначала мастера присматривались, на какое дерево больше садилось птиц, а потом дерево прослушивали специальным прибором, чтобы убедиться, что оно достаточно певучее. Спиливали дерево только зимой , да так, чтобы оно ни в коем случае не упало, а было осторожно опущено на землю. Потом выбирали для скрипки самый лучший кусок, а весь остальной ствол шёл на дрова.

Из клёна изготавливаются нижняя дека, голова и обечайки. Гриф изготовлен из чёрного дерева (эбенового).

(слайд 6)

Видите, как трудно давался мастерам этот инструмент. Говорят, что скрипку нужно было отделывать особенно тщательно, потому, что она не прощала даже самой маленькой небрежности и мстила самым коварным образом - попросту отказывалась петь.

(слайд 7-8)


Ребята, вы заметили, что музыкальные инструменты немного блестят? Как вы думаете почему?
Д.: Они покрыты лаком.
Ведущий: Правильно! Почти все инструменты, которые сделаны из дерева, покрывают лаком. Как вы думает, зачем?
Д.: Чтобы инструменты были красивыми, чтобы не портились.
Ведущий: Верно. У лака тоже есть секрет. Говорят, что своим прекрасным звучанием старинная скрипка обязана, прежде всего, лаку, которым она покрыта. Секрет лака знал только глава семейства скрипичных мастеров. Он уносил этот секрет с собой в могилу. Вот какие легенды витают вокруг этого инструмента.
На самом деле, скрипка появилась 500 (600) лет назад. Делали скрипку - скрипичные мастера. Самыми знаменитыми были: итальянские мастера из городов Бреши и Кремона- Андреа Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери

(слайд 9-12)

Эти мастера старались, чтобы звучание скрипки было похоже на звучание человеческого голоса. Скрипка, как и голос, должна была уметь выражать любые человеческие чувства. Ребята, какие человеческие чувства вы знаете?
Д.: Радость, печаль и др.
Ведущий: Чтобы сделать такую прекрасную скрипку, мастера очень много работали. И чем больше труда они прилагали, тем прекраснее становились скрипки. Ребята, сколько вам лет?
Д.: 11-12
Ведущий: Антонио Страдивари сделал свою первую скрипку, когда ему было 13 лет. Он был ещё совсем ребёнком, немного старше вас. И потом он делал скрипки до конца своей жизни. За свою жизнь он сделал 1500 инструментов. А это очень много. Музыкальные мастера делали инструменты, а музыканты писали музыку, которая показывала, на что способна скрипка в умелых руках. Изготовление хороших скрипок - большое искусство, а в любом искусстве есть свои тайны, которые умирают вместе с мастером, как бы ни хотел он и как бы ни старался рассказать о них людям. И конечно, каждый мастер знает, каким другом может стать музыкальный инструмент. Он чувствует ваше настроение и плохо переносит разлуку. Он умеет быть благодарным за работу. И остаётся верным до тех пор, пока верны ему вы сами. Есть и сейчас мастера, которые делают, хоть и не такие прекрасные скрипки, какие получались у Амати, Гварнери и Страдиварии, но тоже очень хорошие инструменты (показать).
Ребята, а вы хотели бы узнать, как устроен это инструмент?

Д.: Да, хотели бы!
Слайд 13

Ведущий: Посмотрите внимательно на скрипочку. На что она похожа?
Д.: На грушу, на куколку и др.
Ведущий: Действительно, скрипка похожа на куколку. Посмотрите, у неё есть головка, длинная красивая шея. А на что похожа головка у скрипки?
Д.: На кудри, на причёску и др.
Ведущий: Правильно, ребята, а теперь посмотрите - эта причёска как бы закреплена шпильками. Эти шпильки называются калки, а нужны они для того, чтобы правильно натягивать струны. Ребята, а для чего нужны струны?
Д.: Чтобы на них играть.
Ведущий: Правильно. Посмотрите, сколько струн у скрипки?
Д.: Четыре.
Ведущий: А чем играют на скрипке?
Д.: Палочкой и др.
Ведущий: На скрипке играют при помощи смычка.

Слайд 14

Посмотрите - это такая тонкая трость, на которой натянуты конские волосы. Конский волос берут из хвоста лошади. Больше всего ценится белый и чёрный волос..

А для того чтобы смычок не просто скользил по струнам, а извлекал звук, волос смычка покрывают канифолью.
Но смычок это по- русски. На других- же языках, в том числе и итальянском(родном для скрипки языке), «смычок» называют «арко».И мы сразу представили себе арку, что- то изогнутое, полукруглое. Буквальный перевод слово «арко» -лук .Конечно не тот, что растёт на огороде , а охотничий лук.

Как вы думаете, для чего нужна шея у скрипки?
Д.: Для того, чтобы держать струны.

Ведущий: Да! Во-первых, чтобы держать струны, во-вторых, чтобы была опора. Ведь при игре струны прижимают пальцами. А зачем?
Д.: Чтобы менялся звук.

(слайд 15 видеофрагмент)


Скрипку носят только в футляре, который повторяет все изгибы инструмента.

Слайд 16

Посмотрите, её, как маленькую, обязательно закутывают в пеленку и бережно закрепляют в футляре. Смычок тоже имеет свое удобно оснащенное место и там- же находится коробочка с канифолью.
Скрипка очень боится влаги, ударов, резкого перепада температур. Но музыканты прощают этой неженке все капризы из-за ее чарующего голоса.
Вспомните, как называют группу инструментов, к которым относится скрипка? (Группа струнно-смычковых инструментов.)
-Верно. А почему? (Есть струны и смычок, которым извлекают звук.)
-Есть ли на грифе порожки? (Нет, гриф гладкий.)
-Верно. Одна из сложностей исполнения на инструменте - отсутствие разметки на грифе, то есть нельзя «определить па глаз», где какая нота находится. Поэтому главный помощники исполнителя - слух и мышечная память.
Руки музыканта должны быть независимы в своих движениях. Я вам предлагаю эксперимент: одна рука легко похлопывает по макушке, а вторая гладит живот по часовой стрелке (сначала можно попробовать каждой рукой, а потом - одновременно).
Получилось, но с трудом, правда? А это одно из простейших упражнений на координацию.
Обучение скрипачей начинается очень рано - с трех лет. Поэтому сначала малышу дают не большую скрипку, а так называемую «восьмушку» - это одна восьмая часть от величины взрослой скрипки. По мере взросления юный музыкант переходит на «четвертушку», «половинку» и, наконец, получает в руки «полную», взрослую скрипку.
-А вы помните, у какого героя сказок обычно в руках скрипка? (У кузнечика или сверчка.

(слайд 17)

-Правильно. Давайте вспомним песню «Мальчик и сверчок» сл. Аспазии, муз. Р.Паулса
-Как вы думаете, можно ли различать скрипки по голосу или они все одинаковые? (Наверное, можно.)
-Вы правы. У каждой скрипки свой, неповторимый голос.
Теперь давайте переместимся во времени назад и посмотрим, как же появилась скрипка.
Смычковые инструменты были известны давно. Можно считать, что их родиной была Индия. А время рождения - начальные века нашей эры

Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Было несколько разновидностей смычковых. Постепенно, в течение столетий, они отошли в прошлое, но дали жизнь инструментам совершенно новой формы - виолами скрипкам.

Слайд 18

Виолы появились раньше скрипок. Строились они разных размеров, и держали их во время игры по-разному - между колен, на колене, даже ставили на скамеечку. Но была виола, которую держали на плече - она-то и послужила прообразом скрипки.
С первого взгляда виола похожа на скрипку, но разница есть. И существенная. На грифе виолы есть порожки, а гриф скрипки…? (Гладкий.)
-Сколько струн у скрипки? (Четыре.)
-У виолы их было чаще всего 6, иногда 7 или 5.
Но самое главное различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, как бы приглушенный и слабее, чем у скрипки. Он был хорош для небольших помещений, для узкого круга слушателей. Скрипка сильнее и ярче, она не боялась ни площадей, ни больших залов. Виолы были инструментами аристократическими, салонными, а скрипка еще долго бытовала только в народе, да и сейчас остается народной тоже, например, у молдаван, румын, венгров.
Послушайте, как проникновенно звучит мелодия «Вокализа» С.Рахманинова. Термин «вокализ» относится к вокальной музыке и обозначает «пение без слов». Но разве можно сказать, что в этом произведение скрипка не поет?
(Звучит фрагмент «Вокализа»)
-Чем скрипка напоминает голос? (Ведет фразы, берет дыхание, меняет громкость на длинных нотах, постепенно затихает в конце.)
-И все же поначалу путь скрипки был очень нелегким. Ее считали ярмарочным, трактирным инструментом. И кто знает, долго ли еще оставалась бы скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие ее.
-Имя какого исполнителя Никколо Паганини.
слайд 19-20

Да. Это был блестящий музыкант, значительно обогативший приёмы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами так же плотно, как и скрипка, с которой он не расставался до самой смерти. Например: мастерство маэстро было так велико, что многие говорили, будто он продал душу дьяволу. Как у каждого талантливого человека, у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости, лишь бы досадить объекту зависти.
Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне и в зале этого не заметили!
К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой нежностью. Из множества инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и уже не расставался с ней. Все неполадки с инструментом Паганини воспринимал так, будто болел сам...
...Из зала ещё доносились громкие хлопки, крики и вызовы. Паганини сидел в артистической комнате Ливорнского театра утомлённый, без сил. В двери постучались, и вошёл француз, который дал ему вчера скрипку. Паганини сделал невольное движение, точно не желая отдавать ее, но тут же вскочил и угловато, униженно кланяясь, протянул ему чёрный футляр. Он бормотал извинения и благодарности.
Но француз строго отвёл его руку.
- Оставьте её себе, - сказал он, - и не благодарите. Не мне, скромному музыканту, играть на ней после Вас.
Паганини тогда было семнадцать лет.
С этого времени он не расставался со скрипкой.
...Музыкант старел, скрипка была всё та же. И вот однажды его товарищ заболел. Он потерял голос. Это было во время концертов Паганини в Париже.

Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался играть, но звук был тусклый и неясный. И в отчаянии, схватив свою скрипку, он побежал к известному скрипичному мастеру Вильому, славившемуся своим искусством починки старых инструментов.
Осмотрев инструмент, мастер объяснил, что необходимо забрать скрипку в мастерскую. Хмуро и неохотно расставался Паганини со своей скрипкой.
Через неделю зашёл к Вильому. Мастер протянул ему скрипку.
Паганини, волнуясь, приложил смычок к струнам и просиял: звук был старый, тот же, знакомый. Он бросился обнимать Вильома и протянул ему драгоценную шкатулку, украшенную камнями.
- Примите её от меня. У меня были две одинаковые, одну я подарил моему врачу, другую дарю вам; одну - исцелившему моё тело, другую - исцелившему мою скрипку...
...Паганини до конца своей жизни не расставался с любимой скрипкой. Умирая, он завещал её музею Генуи, города, в котором родился. Она лежит там, в музее, под стеклянным колпаком, и зовут её: «Вдова Паганини».

Слайд 21-22
-Может быть, этот эпизод из жизни замечательного итальянского скрипача не достоверен, потому что имя Николая Паганини еще при жизни обросло легендами и небылицами. Но неоспоримо одно: скрипка в его руках стала чудом из чудес - так прекрасен и многообразен был голос инструмента.
-Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его произведения, написанные для скрипки - соло, еще раз подчеркивают удивительные возможности скрипки.
(Звучит фрагмент «Каприс №24»)

-Музыкальные сочинения Никколо Паганини очень популярны и в наше время .Послушайте в исполнении рок-гитариста Виктора Зинчука « Каприс №24»

Слайд 23
Один раз в три года в городе Генуя проходит Международный конкурс скрипачей. И только одному человеку -победителю этого конкурса разрешается сыграть на ней И не только потому, что он доказал своё мастерство .А ещё потому , что это необходимо самой скрипке! Оказывается, скрипка , на которой долго не играют, постепенно теряют свои звуковые качаства. Почему? Ведь это всего-лишь «ящик»,а не живой музыкант, которому необходимо постоянно упражняться !Это ещё одна тайна королевы-Скрипки!
Хранятся скрипки в специальных хранилищах, где контролируется температура, влажность и ещё много параметров. И, конечно, нужны талантливые музыканты. Только с их помощью мы наслаждаемся удивительным звуком прекрасных инструментов. Перед выступлением скрипач непременно настраивает инструмент- ведь даже несколько минут молчания уже губительны для скрипки- она расстраивается! Она расстраивается даже оттого, что температура за кулисами и на сцене разная. Что там говорить - Королева -тончайший и нежнейший инструмент! так давайте скажем браво создателям этого удивительного инструмента .А всякий раз, увидев на сцене скрипача, будем проникаться величайшим уважением не только к его необыкновенному инструменту, но и тому, кто держит его в руках…

Слайд24-26


Учащийся: 1

Казалось, нехитрое дело:

смычок, струны, корпус неброский -

умелец из дерева сделал

его грубовато и просто.

Простой инструмент деревянный,

а как зазвучал он чудесно!

Учащийся: 2

Не зря полюбили славяне

его задушевную песню.

Рождённый в любви и надежде,

смеялся, и пел он, и плакал:

в избе - грубоватый, как прежде,

и в замке - сверкающий лаком.

Учащийся: 3

...А мастер трудился, и стружка

ложилась на пол завитком,

и струны звенели послушно

под тонким изящным смычком.

(звучит Кампанелла Н.Паганини)





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал