7


  • Учителю
  • Урок музыки в 5 классе: Музыкальные краски композиторов импрессионистов.

Урок музыки в 5 классе: Музыкальные краски композиторов импрессионистов.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

5 класс

Тема урока: "Музыкальные краски" в произведениях композиторов - импрессионистов.



Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.

Задачи:

1. Развитие способностей детей воспринимать художественные образы, созданные в музыке композиторами, эмоционально откликаться на них.

2. Закрепление знаний и умения определять на слух музыкальные средства выразительности.

3. Знакомство с творчеством французских композиторов М. Ровеля и К. Дебюсси.

4. Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе, всему живому.

Дидактическое обеспечение урока: презентация

Техническое обеспечение урока: ПК, экран, проектор





Ход урока



1. Организационный этап



Учитель - Здравствуйте ребята. Добрый день уважаемые гости.

Я хотел бы сегодняшний наш урок начать с песни. Определите, какое настроение передаётся в песне и о чём в ней поётся?

Звучит фрагмент песни Я. Дубравина на слова В.Суслова "Всюду музыка живет".

Ответы детей.

Учитель - Я предлагаю вам исполнить эту песню с настроением, подходящим содержанию текста песни.



2. Пение

Исполнение песни "Всюду музыка живет".



3. Новый материал

Учитель - Верны ли слова этой песни? Действительно ли музыку, музыкальные звуки можно услышать повсюду?

Дети: Да, в шуме дождя, сигналах машин, в шуме ветра в трубе, на праздниках…

Учитель - Давайте на минуточку закроем глаза и послушаем окружающий нас мир.



Звучание фонограммы звуков природы и улицы.



Учитель - Действительно, мир наш наполнен звуками, в которых можно услышать и музыку.

- А может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Нарисовать картины, как настоящий художник?

Дети - Да, музыка Э.Грига рассказала о норвежской природе и сказках, П.Чайковского «Апрель. Подснежник» о русской природе…

Учитель - А какими красками пользовалась музыка-художник?

Дети - Музыкальными.

Учитель - Мы сейчас с вами и определили тему нашего урока «Музыкальные краски» в произведениях композиторов

А каких композиторов мы узнаем чуть позже. Давайте попробуем перечислить эти «музыкальные краски».

Дети - Темп, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, мелодия.

Учитель - это основные музыкальные "краски", а точнее музыкальные средства выразительности, которые используют композиторы для создания своих произведений.

К художественно - выразительным средствам живописи относятся: тон, колорит, мазок, цвет, линия, контраст (цветовой и световой).

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим разговор о музыке и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве - ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира.

«Живопись, как и музыка когда она совершенна, даёт, несомненно, самое яркое счастье!» - художник Б.В.Щербаков

2. Проверка дом.зад: На прошлом уроке вы познакомились с музыкальным пейзажем.

-Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»?

-Что оно означает?



Ответ детей:

Слово «пейзаж» пришло из живописи, оно означает изображение картины природы на рисунке.



Учитель: На доске вы видите репродукции картин великих художников (Алексей Саврасов «Грачи прилетели», Исаак Левитан «Большая вода», «Март»). Какие из прослушанных произведений созвучны с этими картинами?

Дома вы нарисовали иллюстрацию к произведению П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник», а также подобрали литературный ряд. Посмотрим что у вас получилось. (Дети по желанию демонстрируют).



4. Подготовка к усвоению новых знаний.

Учитель: Исполнение куплета песни о картинах.

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.

Учитель: Сегодня мы обратимся к творчеству «музыкальных импрессионистов» - музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посмотрим, как они изображают в

своих произведениях музыкальный пейзаж.

Учитель читает полностью тему урока на слайде: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов.



У вас наверняка уже возник вопрос, а кто это - импрессионисты?

Усвоение новых знаний.



Учитель: Для того чтобы ответить на вопрос послушаем сообщение Алёны…



Об импрессионизме.

ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского - впечатление) - направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 - х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

(Показ картины на слайде 4-5.)

Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К.Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.

(Просмотр слайдов 6-12 с картинами этих художников.)

Композиторы - импрессионисты - К.Дебюсси и М.Равель - унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки.

Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

(Показ портретов на слайдах 13-14.)



6. Закрепление новых знаний. Работа по учебнику стр. 170.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов - это, прежде всего, красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», и т.д.



Сообщение Дениса



Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции. В 1882 году начал заниматься фортепиано, с 1887 года занимался гармонией. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер-путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль де Берио, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом Рикардо Виньесом.



Равель создал фортепианный цикл Игра воды, который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь

с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. (Слайд 15)







Учитель: Давайте обратимся к пьесе М.Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее: какие звуки природы можно

услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?



У: И так, какие же звуки вы услышали?

Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.

У: Верно, а какую картину вы представили?

Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.

У: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт



Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями».

У: Давайте из картин на слайдах выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения.

( Просмотр рисунков на слайде 16 и выбор одного из них).

У: Какой из рисунков созвучен музыке Мориса Равеля?

- Что значит «созвучие»?

- Как вы его понимаете?

- Что общего вы услышали и увидели в музыке и рисунке?



Физ. Минутка: звучит песня «Точка, точка, запятая».

  1. Идём на месте носочки не отрываем от пола.

  2. Левая рука вперёд, правая рука вперёд, круговое движение рук.

  3. Повторение второго упражнения.

  4. Два хлопка, два притопа и хлопка, поворот вокруг себя и подскок.

  5. Идём на месте и хлопаем в ладоши.

  6. Шаг в правую сторону притоп, шаг в левую сторону притоп.

Учитель: Другой композитор - Клод Дебюсси - современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции.



Познакомит нас с этим композитором Соня...



Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов. Глубокое

воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов.

Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения. (Слайд 18)

Учитель: А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны. Какую картину вы представляете, слышая эту музыку?

Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака».

У: Как же звучала эта пьеса?

Д: Музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды». Она более медленная, величественная, плавная, загадочная,

таинственная, спокойная, созерцательная (т.е. располагающая к наблюдению, всматриванию в явление).

У: - Верно, эта музыка совсем не похожа на пьесу М.Равеля, а что вы представляли, какой пейзаж, слушая эту музыку?

Д: - Мы представляли, как по небу неторопливо, величественно и спокойно плывут облака.

У: - Взгляните на картины и скажите, похожи ли они на ваши зрительные образы к этой музыке? (Слайд 19)

Д: Да, на этих картинах мы видим причудливые формы величественно и возвышенно плывущих облаков.

У: А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы?

Д: Это был деревянный духовой инструмент.

У: Правильно. Это деревянный духовой инструмент, который называют английским рожком.



Расскажет нам о нём Коля.. .(слайд 20, 21).



Он обладает особым тембром, в зависимости от характера музыки,

от состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания.

Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент - хамелеон может придать музыке пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса.



Учитель: Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота, пространство.

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?

Что такое импрессионизм? Составьте синквейн к слову импрессионисты.



7. Разучивание песни.

У: А сейчас мы с вами познакомимся с новой песней, которую написал композитор Александр Толстобоков, она называется «Точка, точка, запятая». Послушайте ее и подумайте, как связана эта песня

с темой нашего урока. (Показ песни).

Д: В этой песне поется о первых шагах в живописи любого ребенка, именно так дети учатся рисовать:

«Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая…» Из таких вот «художников» получаются настоящие мастера такие, как импрессионисты.

У: Конечно, вы правы, каждый художник когда-то был ребенком и так же, может быть неумело, но искренне пытался передать краски и предметы окружающего мира. Давайте разучим эту песню.



Работа над песней, затем обобщение и итог всего урока.

8.Итог урока

Домашнее задание

Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на пейзажную тему.

Рефлексия

Я сегодня на уроке узнал…

У меня получилось…

Было трудно…

Меня сегодня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…







































7



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал