- Учителю
- Конспект открытого урока «Жанры сибирского фольклора на уроке сценического воплощения песни», в рамках межрегионального семинара «Современный урок в условиях введения ВГОС».
Конспект открытого урока «Жанры сибирского фольклора на уроке сценического воплощения песни», в рамках межрегионального семинара «Современный урок в условиях введения ВГОС».
-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
-
гимназия ?13 города Томска
Конспект открытого урока
«Жанры сибирского фольклора
на уроке сценического воплощения песни»,
в рамках межрегионального семинара
«Современный урок в условиях введения ВГОС».
Автор:
Гоголева Анна Ивановна,
преподаватель народного пения
высшей квалификационной категории
Томск, 2013
Содержание.
1.Пояснительная записка
2.План урока
3.Список источников
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия в студии народного пения по предмету: сценическое воплощение песни. Разработка содержит:
1)теоретический и практический материал по теме урока;
2)методические рекомендации по развитию и закреплению навыков сценического воплощения разных жанров сибирской песни на изучаемом репертуаре;
3)нотные примеры песенного материала;
4)список литературы.
Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми 7-10 лет по программам изучения русского фольклора в детских музыкальных школах, школах искусств, кружках, студиях.
Цель урока: развитие и закрепление навыков сценического воплощения разных жанров сибирской песни на изучаемом песенном материале.
Задачи урока:
1)обучающая - закрепить с детьми теоретический материал: сценическое воплощение хоровода, плясовой, частушки;
2)развивающая - продолжить развивать исполнение элементов и фигур игрового хоровода, его сюжета и ролей, элементов общей и парной пляски, развивать эмоционально-чувственное воплощение текста частушек через движение;
3)воспитательная - воспитывать интерес и любовь к разным жанрам народной песни, а именно к их сценическому исполнительству, влияющего на становление музыкального вкуса, на развитие понимания связи между жанром песни ёё хореографическим и сценическим исполнением, костюмом,
- воспитывать эмоциональную сферу ребёнка и формирование эстетических качеств личности.
В данной разработке урока применяется системно-деятельностный подход,
содержащий в себе следующие методы работы:
1) словесный (рассказ, беседа, объяснение), помогающий раскрыть детям содержание урока;
2)наглядно-образный: художественный показ педагогом хореографических элементов разных жанров песни, помогающий настроить детей на нужное эмоционально-чувственное отношение и исполнение характера и образа произведения;
3) создания проблемно-поисковой ситуации, состоящий в самостоятельном выполнении учащимися творческого задания;
4) анализа и сравнения, помогающие детям сделать выводы и правильно ответить на поставленные вопросы, выполнить творческое задание (так при исполнении хореографии песен разных жанров детям предлагается сравнить и проанализировать темпы мелодий, размеры счёта предложений, характер исполнения).
В ходе урока преподаватель раскрывает системно-деятельностный подход в обучении через применение следующиех приёмов:
1) эмоциональное воздействие - педагог при помощи эмоционально красочных интригующих интонаций передает устный, песенный материал, вызывая интерес к его усвоению;
2) удивление - педагог раскрывает в знакомой информации новую грань, неизвестную детям, создавая эффект удивления;
3) соревновательность - педагог поддерживает активность учащихся на уроке, посредством моделирования ситуации соревнования;
4) создания ситуации успешности ребёнка на уроке - педагог даёт индивидуальные задания учащимся.
Отличительная особенность урока - это применение в обучении детей
сценическому воплощению народной песни системно-деятельностного подхода, который базируется на следующих принципах:
1.Систематичности и последовательности(предусматривает формирование знаний, умений, навыков в хронологически-логическом порядке, что обеспечивает максимальные результаты по их усвоению;
2.Доступности(предусматривает подачу материала «от простого к сложному», что обеспечивает органичное развитие способностей обучаемых и постепенное наполнение содержания знаний и практических умений);
3.«Забегания вперёд и возвроащение назад» (предусматривает закономерность подачи материала - от общего к частному и наоборот );
4.Синкретизма(предусматривает использование различных форм деятельности на уроке: пения, танца, музицирования, театрализации, что обеспечивает гармоничное развитие обучающихся);
5.Импровизационности и вариативности(предусматривает свободу восприятия и самовыражения, что обеспечивает более полное раскрытие фантазии, воображения, творческого мышления обучающихся.
6.«Не навреди»(предусматривает учёт психофизиологических особенностей обучающихся разного возраста, что обеспечивает комфорт в работе группы и охрану здоровья.
Следует особо обратить внимание на то, что основным условием для получения положительного результата по развитию и закреплению навыков
сценического воплощения разных жанров народной песни через системно - деятельностный подход будет является организация учебного процесса на игровой основе. Игровую основу на данном занятии составляют песенный материал.
В представленном уроке преподавателем применяется песенный репертуар, который по своей сути являются многофункциональным и дидактическим (обучающим), с его помощью закрепляются понятия о жанре песни по способу исполнения.
Тип урока: комбинированный. Урок направлен на развитие и закрепление навыков сценического воплощения хореографии песен сибирского региона разных жанров посредством теоретической и практической работы.
Оборудование урока:1)для преподавателей и концертмейстера: кабинет с открытой площадью, баян , часы, 1 стул;
2)для учащихся: стулья, ложки, трещётки, платочек.
Ход урока
I этап. Подготовительный
1. Организационный момент.
Концертмейстер играет мелодию на 4/4, дети выстраиваются в полукруг. Педагог, здороваясь, выполняет головной поклон. Дети, здороваясь, отвечают головным поклоном.
2.Для концентрации внимания детей педагог предлогает детям вспонить
теоретический материал по разнобразию жанров сибирской песни:
Блиц-опрос.
Вопрос1:Какие жанры народной песни по предназначению вы знаете?
Ответ: По предназначению: календарно-земледельческие и семейно - бытовые. Вопрос2 :Какие жанры народной песени по содержанию текста вы изучаете?
Ответ: Календарно-земледельческие по содержанию текста делятся на
заклинательные, величальные, корильные;
Семейно-бытовые по содержанию текста делятся на
заклинательные, величальные, корильные, лирические, свадебные, рекрутские, частушки.
Вопрос3 :Какие жанры народной песени по способу исполнения?
Ответ: По способу исполнения- игры, хороводы, плясовые, кадрили.
II этап. Основной (развитие и закрепление навыков)
Педагог предлагает детям прослушать и угадать знакомую мелодию песни («Кто быстрее?»). Дети называют хоровод Красноярского края - «Ходил комар по лугу», продолжая беседу педагог интересуется каков вид данного хоровода ? Дети отвечают, что по содержанию текста хоровод сюжетно-ролевой, т. к. содержит сюжет и действующие лица: Комар и Катя.
Педагог предлагает пропеть мелодию партиями двухголосно и назвать особенность темпового звучания данного хоровода. Дети отвечают, что темпы запева и припева разные: запев медленный, распевный, а прпев-быстрый, чёткий.
Далее педагог-хореограф помогает детям востановить постановку сюжета и развод хореографии хоровода, обращая внимание на перемену темпа.
Продолжая основной этап урока педагог предлагает детям прослушать и угадать знакомую мелодию песни («Кто быстрее?»). Дети называют сибирскую игровую пляску - «Заинька». Продолжая беседу педагог уточняет какова особенность сценического воплощения игровой пляски, какие виды плясок в игровой «Заинька». Дети отвечают, что: во-первых - это игра для знакомства, а во-вторых - это пляска т. к. пары( мальчики и девочки) пляшут по кругу все одновременно.
Далее педагог-хореограф помогает детям востановить постановку и развод плясовой, а также подумать - почему в данной игровой плясовой нет подскоков, широких шагов, с чем это связано.
После исполнения игровой пляски дети отвечают на поставленый вопрос: подскоков и широких шагов нет потому, что на девочках одеты сарафаны и данный вариант «Заиньки» в исполнялся в избе.
Далее педагог-хореограф помогает детям востановить постановку игры и элементы общей и парной плясок.
Педагог хвалит детей и подчеркивает, что эти два жанра сибирских песен являются основными в репертуарах детских фольклорных коллективов.
Заканчивая основную часть урока педагог предлагает детям прослушать и угадать знакомую мелодию песни («Кто быстрее?»). Дети угадывают и называют сибирские частушки - «Подгорна», продолжая беседу педагог спрашивает, что является главнм при передачи эмоций и настроения, которые содержит текст частушек «Подгорна». Дети отвечают, что это ударение, язык жестов, мимика, а также пластика хореографии.
III этап. Подведение итогов.
Педагог предлагает тест-опрос:
1)Какие жанры сибирских песен мы сегодня закрепляли?
1)Какая основная особенность хоровода «Ходил комар по лугу»?
3)Какие основные жанры народных песен бытют в детских ансамблях ?
4)Какие два жанра соединились в игровой плясовой «Заинька»?
Педагог хвалит детей за хорошую работу, выставляет оценки.
Выполняется земной поклон.
Литература
1.Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.
2.Детские подвижные игры народов СССР. Сост. Кинеман А.В. - М., 1978.
3.Земцов Л.И., Сушилова Н. Роль дидактических игр на уроках. // Начальная школа, 1988, ? 10.
4.Костюжанская И.А.Народная песня в работе с детским хором._Астрахань., 1995
5.Традиционная народная культура(2 часть).Сборник методических работ.Общ. Ред. Дробышевской Г.М.
6.Куприянова Л.Л.Основные принципы работы с детским народно- хоровым коллективом. М.,1981.
7.Мельников Н.Н.Русский детский фольклор.М1977
9.Мешко Н.К.Искусство народного пения.2001.
10.Науменко Г.М. Фольклорный праздник. - М., 2000.
11.Общая психология. Ред. Богословского В.В. - М., 1973.
12.Педагогика. Ред. Баранова С.П. - М., 1987.
13.Школа русского фольклора. Ред. Картавцевой М.Т. - М., 1994
14.Шамина Л.В.Школа русского народного пения.М.,1997.