- Учителю
- Конспект урока «Джаз – искусство 20 века»
Конспект урока «Джаз – искусство 20 века»
Тема урока: «Джаз - искусство 20 века»
Тема раздела: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Базовый учебник: Г. П. Критская, Е. Д. Сергеева 6 класс
Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний
Цель урока: сформировать у учащихся представление о джазе как уникальном явлении культуры 20 столетия.
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить с историей возникновения джаза и особенностями ее исполнения
-
познакомить с известными джазовыми исполнителями прошлого и настоящего времени;
-
расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;
Развивающие:
-
развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач
-
развитие навыков практического музицирования и познавательного интереса к музыке;
-
развитие навыков самоконтроля при выполнений групповых и коллективных заданий
Воспитывающие:
-
воспитание эстетического вкуса, интереса к различным явлениям музыкального искусства
Планируемые результаты:
Предметные:
-
научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;
-
выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;
-
формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности
Метапредметные:
-
познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;
-
коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
-
регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные:
-
умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности, осваивать начальные формы личностной рефлексии;
Формы работы учащихся: коллективные, групповые.
Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.
Методы работы:
Объяснительно-иллюстрационный (беседа, диалог, рассуждение)
Практический (творческое музицирование)
Метод синквейна (работа в группах)
Оборудование и материалы:
-
Авторская мультимедийная презентация;
-
Компьютер, видеопроектор;
-
Музыкальный материал;
-
Учебник 6 класс;
-
Иллюстрации к теме урока;
-
Фортепиано.
Музыкальный материал:
«Поезд» - Гленн Миллер,
« Сент- Луис - блюз» С.Джоплин,
- «»,
«Let's my people go» в исп. Луи Армстронга,
« Кленовый лист» С. Джоплин,
»,
Дюк Эллингтон «Караван».
Ход урока:
-
Организационный этап. Актуализация ранее полученных знаний.
После традиционного музыкального приветствия звучит джазовая композиция - приветствие.
«Поезд» - муз. Гленна Миллера
Учитель вместе с детьми обсуждает прослушанный фрагмент.
- Что эта за музыка и где вы могли ее слышать?
- Где и когда она могла возникнуть?
- Какому народу она принадлежит?
- Могла ли она звучать в эпоху Моцарта или Бетховена?
2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Джаз называют самым загадочным явлением в музыкальной культуре. Как вы думаете почему?
(Потому в джазовой музыке есть особая магия чувств, эта музыка создается по другим законам.)
Понять сущность джаза было всегда трудно. Когда Л. Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Сегодня на уроке мы не только попытаемся приблизиться к раскрытию самого загадочного явления в музыке, но и сами поучаствуем в его создании.
3. Первичное усвоение новых знаний. Творческое музицирование.
Джаз - это музыка американских негров, возникшая в конце XIX века в результате слияния двух культур - европейской и африканской. Само слово «джаз» африканского происхождения и означает «волновать», «приводить в экстаз». Эту музыку любят и ценят во всем мире за его демократичность и свободу самовыражения.
Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах "живой черный груз", везли и африканскую музыкальную культуру. европейцев завораживала манера пения африканцев, причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов - ответ. Сольная импровизация сливается с хоровой, пение - с выкриками и вздохами, голоса страстны и пронзительны. «Пусть воют»,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики.«Пусть воют,- снизошли и рабовладельцы-плантаторы. - Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно».
Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: "Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа".И поплыли над Южными Штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд. Невольничьи корабли п привезли и врожденный ритмический гений негров, сокровища африканской полиритмии, тысячелетнего искусства игры на барабанах
Джаз возник в США среди самых бедных слоев населения, потомков негров, вывезенных когда-то из Африки для рабовладельческих работ. Родиной джаза считают город Новый Орлеан. Музыкальная жизнь этого города била ключом. Почти на каждой улице звучали африканские ритмы, задорные французские и американские мелодии, креольские напевы. В городе были свои симфонические оркестры (биг-бэнды) и даже негритянское филармоническое общество. Именно эта пестрая музыкальная среда Нового орлеана послужила основой для формирования будущего классического джаза.
Источниками джаза был афроамериканский фольклор, спиричуэлс, блюз, регтайм.
Блюз - в переводе с англ. имеет двойное значение - от американской идиомы «быть печальным»; второе - голубой цвет.
О блюзе очень справедливо сказал А. Баташев: «Это крик истерзанной негритянской души».
«Грех мой один - я чернокожий.
Что буду делать? Кто мне поможет?
Я так унижен,
Я так обижен,
И всё потому, что я чернокожий…»
Слушаем « Сент- Луис - блюз»
Как сказал один старый черный блюзмэн: «Блюз - это когда хорошему человеку плохо» Можно добавить, что в историческом отношении блюз - это чистый продукт американской жизни, жизни американского рабовладельческого общества. Блюз зародился в самых низах самого угнетаемого слоя жителей страны - в среде черных рабов, на плантациях и фабриках. Парадокс, но даже та часть негритянского населения США, которая считала себя благопристойными христианами-протестантами, относились к блюзу негативно, называя его не иначе как «песнь дъявола». Для них существовала своя духовная музыка - спиричуэл и госпел, то есть молитвы на темы Ветхого и Нового Завета.
- «»
Спиричуэл-с- в переводе с англ. «дух, духовный». Негритянский спиричуэл - духовный хоровой гимн, часто сочинявшиеся на библейские сюжеты и тексты, Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины. Строится спиричуэл нередко в форме вопроса и ответа, которая характерна для фольклора многих стран.
«Let's my people go» в исп. Луи Армстронга
Темнокожие рабы, которые во времена Гражданской войны в США убегали от хозяев, обычно направлялись в знаменитый Форт-Монро, где находился штаб командования и военная база Сухопутных войск. В 1862 году их собралось там очень много, и своим гимном они сделали спиричуэл "Oh! Let My People Go: The Song of the Contrabands". Его сокращенная версия в исполнении сейчас широко известна под названием "Go Down, Moses".Текст песни "Go Down, Moses" пересказывает ветхозаветную историю исхода евреев из Египта. Можно сказать, что за основу взят шестнадцатый стих седьмой главы Исхода, в котором Бог говорит Моисею: «и скажи ему <������������������������������������������������������������������������������������������������
�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
��������������
��������������
�� Исход Вам!
Ведь Так велит Господь!
А не отпустишь мой народ,
Как велел Господь,
- Тогда Египет кара ждёт!
Так велит Господь!
Регтайм- джазовые пьесы для фортепиано, которые исполнялись на банджо (струнный щипковый инструмент африканского происхождения). Происходит регтайм от танца африканских рабов кейкуок (в переводе с англ. «шествие за пирогом на кухню»). Этот танец представлял собой смешанные дергающие движения рабов, которые веселили своих белых господ после ланча, а в награду отправлялись на кухню, где могли вдоволь поесть. Прекрасные регтаймы были написаны знаменитым негритянским композитором С. Джопплином.
Регтайм « Кленовый лист» С. Джоплина.
4.Первичная проверка понимания.
До сих пор музыканты спорят о том, к какой музыке - легкой или серьезной можно отнести джаз. Американский композитор 20 века Л. Бернстайн так написал: «Я люблю джаз зато, что он.. никогда не бывает окончательно печальным или окончательно веселым…». Как вы думаете, ребята? ( Обсуждение)
Можно ли назвать легкой музыку, которая затрагивает серьезные темы, как человеческое достоинство, вера в справедливость, религиозные чувства, желание быть любимым и любить?
Эта тематика роднит джаз с самыми различными произведениями классической музыки. Дело лишь в том, что способ выражения образных идей в джазе иной, чем в европейской музыке. Главное отличие в импровизационной природе джаза, которая когда-то была свойственна и классической музыке.
Импровизация - от лат. «неожиданный, внезапный». Это метод творчества, позволяющий создавать музыку на глазах у публики, без подготовки, экспромтом. Джазовое искусство целиком основано на импровизации.
5.Закрепление изученного материала.
ВОКАЛЬНО - ХОРОВАЯ РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Hello, Dolly»
Прослушивание ».
В каком стиле написана эта песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль?
Русский текст:
Привет, привет, Долли!
Я пришла, Долли.
Мы не виделись с тобою много лет.
Привет, привет, Долли!
Мы ж друзья, Долли,
И ты скажешь те же самые слова в ответ.
Привет, привет, Долли!
Помнишь, как в школе,
Мы клялись всегда быть рядом, и когда, да!
Было нам худо,
Мы держались друг друга,
И пронесли мы дружбу сквозь года.
Проигрыш.
Привет, привет, Долли!
Помнишь, как в школе,
Мы клялись всегда быть рядом, и когда, да!
Было нам худо,
Мы держались друг друга,
И, что бы ни произошло,
Бедам и врагам назло,
Пронесли мы дружбу сквозь года.
6. Итог урока. Рефлексия
В конце урока дети по группам (4-5 человек) составляют синквейн про джаз. У меня для вас сюрприз .Вам предстоит создать синквейн - пятистрочное стихотворение о джазе. Алгоритм его создания перед вами. Это и будет вашим домашним заданием.
СИНКВЕЙН
-
Первая строка. 1 слово - понятие или тема (существительное).
-
Вторая строка. 2 слова - описание этого понятия (прилагательные).
-
Третья строка. 3 слова - действия (глаголы).
-
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
-
Пятая строка. 1 слово - синоним, который повторяет суть темы.
Дюк Эллингтон «Караван»
Учитель подводит итоги и со всем классом выбирается наилучший вариант.
Вариант, синквейна:
-
джаз;
-
загадочный неуловимый;
-
приглашает, завораживает;
-
джаз - это свобода выражения мысли;
-
жизнь.
7. Домашнее задание: разгадать кроссворд. ( раздаточный материал)
Джаз - великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.
До свиданья, спасибо за урок!
7