- Учителю
- Методы обучения детей музыке
Методы обучения детей музыке
А. Белоусова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МУЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предшкольная подготовка является очень важным этапом в воспитании дошкольников и определяет дальнейшие возможности в обучении и развитии ученика начальной, а в дальнейшем и средней школы. На сегодняшний день нет чёткого определения понятия «предшкольная подготовка», т. к. различные авторы трактуют сущность данной дефиниции по-разному. Анализ нормативных документов и научной литературы позволил предшкольную подготовку трактовать как форму психологической и интеллектуальной подготовки детей к школе, в процессе которой создаются условия для их личностного развития.
В выборе методов обучения дошкольника педагог должен учитывать уровень психической готовности, которая включает в себя личностную, интеллектуальную, социально-психологическую. В теории педагогики методы понимаются как способы профессионального взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод обучения распадается на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. В научной литературы указывается, что они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы [4]. В. А. Сластенин писал, что методы и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения [4].
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса [4].
Среди методов воспитания В. А. Сластенин выделяет:
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании [4].
Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. К ним относятся приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей, подготовка к школе.
Н. В. Клюева считает, что спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий, в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своими желаниями, потребностями быть «как большой» и недостатком физических и психических возможностей реализовать это. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей: упрямство; строптивость; негативизм; обесценивание взрослых [3]. С учетом этих возрастных особенностей дошкольника Н. В. Каплунова предлагает использовать следующие методы. Наглядно-слуховой метод, предполагает использование наглядных приемов, которые облегчают усвоение знаний, заинтересовывают детей. Наглядно-зрительный метод требует показа картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. С этой целью создаются музыкальные уголки в старших группах. Там размещаются музыкальные инструменты или их аналоги в виде игрушек, музыкально-дидактические игры, атрибуты и костюмы к музыкальным сказкам. Словесный метод строится на основе рассказа, беседы, в ходе которых дети узнают сведения о музыке, ее содержании, о применении того или иного приема и навыков исполнения. Практический метод основан на включении детей в деятельность, на основе показа педагогом приемов и способов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т.д. Этот метод помогает детям не только усвоить музыкальные знания, но и интегрировать в собственный опыт. Практические приемы - оркестровка музыкального произведения с помощью доступных инструментов, передача характера музыки в движении - позволяют почувствовать выразительность музыки.
Методы обучения музыке могут носить репродуктивный и продуктивный характер. Последний связан с их проблематизацией, которая предполагает создание поисковых ситуаций, самостоятельный поиск знаний и способов деятельности. Все это способствует самореализации дошкольника. В данном процессе важен диалог, построенный на основе сотрудничества педагога и ребенка. Для этого можно воспользоваться такими лексическими клише, как «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет».
Немаловажным является метод положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Замечания должны высказываться в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку»и т.д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно»; «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.
Метод паритета заключается в том, что любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка [2].
Опыт педагогов говорит о том, что выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для их осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях не применим. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а педагог укрепляет свой авторитет организатора.
Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому следует каждый раз подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом ‒ это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда ‒ совсем другое. Надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение детей к проектируемым методам должны быть учтены заранее.
Таким образом, анализ проблемы применения методов в предшкольной музыкальной подготовке показывает, что они должны быть ориентированы на личность ребенка, развивать его субъектность. Педагог должен творчески подходить к выбору методов, так как через творчество педагога формируется творческая личность дошкольника.
Список литературы
1. Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно- методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО- ПРЕСС», 2010 . - 656 с.
2. Каплунова И. Праздник каждый день: программа музыкального воспитания детей / И.Каплунова, И. Новооскольцева. - СПб.: Композитор, 1999.- 63 с.
3. Педагогическа психология / Н.В.Клюева [и др.]. - М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 399 с.
4. Сластенин В. А. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для вузов по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е .Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2008. - 576 с.