- Учителю
- Урок музыки Музыкальные краски 1 класс
Урок музыки Музыкальные краски 1 класс
Конспект урока в 1 классе
По программе «Музыка» 1-4 классы
допущенная Минобрнауки РФ И Министреством культуры РФ 2013г.
разработан учителем музыки
МБОУ гимназия № 1 им. А.С.Пушкина г. Южно - Сахалинска
Дегай М.Б.
Тема урока: «Музыкальные краски».
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма урока: Урок-диалог
Цель урока: Обобщить знания обучающихся о музыке разного характера и соотнести их со средствами музыкальной выразительности: Мажорный лад и Минорный лад.
Задачи:
-
Формировать умение слышать и рассуждать о музыке, устанавливать причинно-следственные связи в музыке разного ладового наклонения.
-
Развивать вокально-хоровые навыки обучающихся в интонировании мажорного и минорного звукорядов.
-
Первичное закрепление ладового чувства в разных видах музыкальной деятельности: хоровое пение, пластическое интонирование, музицирование.
-
Развивать навык сотрудничества со сверстниками в коллективном хоровом и инструментальном музицировании.
-
Воспитывать интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Технологии, используемые на уроке:
-
Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения;
-
Технология ассоциативно-образного мышления;
-
Технология детского музицирования;
-
Технология ИКТ.
Методы:
-
Метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.);
-
Метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.);
-
Метод «забегания» вперед и возвращение к пройденному (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.);
-
Метод пластического интонирования;
-
Прием вокального интонирования;
-
Приём инструментального музицирования;
-
Метод использования ассоциаций.
Музыкальный материал:
Музыкальное приветствие разного лада, П.И.Чайковский «Детский альбом», Л.В.Бетховен «Весёлая и Грустная».
Литературный материал:
Русские народные пословицы и поговорки, сказка «Два брата»
Введение в тему.
Актуализация опорных знаний.
Музыкальная физминутка
Слайд № 1
Слайд № 2
Музыкальное приветствие для девочек исполняется в мажоре, для мальчиков в миноре.
-Мы сегодня с вами поздоровались как обычно? Что необычного вы заметили в музыкальном приветствии?
- А если сравнить с цветом, то музыкальное приветствие для мальчиков и девочек были одинакового цвета?
- Давайте представим цвета этих разных приветствий.
- Теперь, я поменяю «цвета» приветствий (музыкальное приветствие для девочек звучит темно, а для мальчиков светло).
- Знакомы ли вы с музыкой, в которой живут светлые звуки? Вспомните музыкальные примеры?
- Приведите примеры, где музыка состоит из тёмных звуков?
- Давайте сейчас услышим эти музыкальные произведения и вслушаемся в музыкальные звуки. - Какое произведение сейчас звучало и какими красками оно наполнено?
- Перед вами на доске короткое слово лад. У русского народа много пословиц, поговорок, связанных с этим словом. Например: «Сядем рядком, да поговорим ладком». А про певцов хорошего хора часто говорят: «Как они ладно поют!»
-Что же означает это слово?
-Лад это согласие, порядок, мир.
И в музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков. В музыкальных произведениях звуки находятся в согласии, они «ладят» друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определённый лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. Характер мажорного лада - светлый, радостный характер минорного лада - тёмный, грустный. Итак: из прослушанных сегодня произведений, какие были написаны в мажорном ладу? А какие в минорном?
- Как вы думаете, для чего в музыке нужны разные лады? Можно допустить, что вся музыка написана в одном каком-нибудь ладу?
- Совершенно верно, ведь каждое музыкальное произведение - это рассказ или сказка, рассказанная не словами, а музыкальными звуками. И если все звуки в этой музыкальной истории будут одинаковыми, то мы - слушатели не поймём, какие герои участвуют в этой истории, какое у них настроение, что с ними происходит.
- давайте сейчас послушаем один музыкальный рассказ, внимательно вслушаемся в музыкальные звуки и попробуем понять о чём рассказал композитор?
- С помощью чего композитор нам рассказал о разном настроении детей, о разном состоянии погоды?
- Давайте представим, что это произведение, было бы написано в каком - то одном ладу, что бы тогда получилось?
- Это музыкальное произведение написал великий Л.Бетховен, и дал ему название «Весёлая и грустная». Т.к. эта музыка инструментальная, то мы с вами можем предположить самые разные истории и о людях, и о природе, и о жизни зверей, но во всех этих историях, что будет общее?
- Послушаем это произведение ещё раз и поучаствуем в его исполнении. Музыканты выбирают себе музыкальные инструменты, дирижёр занимает своё место. Музыканты оркестра, глядя на дирижёра, должны понимать, какими звуками нужно играть в данный момент, а музыканты должны извлекать правильные звуки. Конечно, нам обязательно нужны слушатели, которые расскажут нам о своих впечатлениях о прослушанной музыке.
- Послушайте сказку, которая называется «Два брата».
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукландия правил король Дин-дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать и скучать. Бывало сядет он на свой трон и скучает. От скуки ногами поболтает, от скуки прикажет печенья подать, а солдатам песню запевать. Солдаты были у него необычные - все, как один, певцы отличные. И за это, кстати сказать, стал Дин-дон их Звуками звать. Споют Звуки королю одну песню, другую, король захрапит, и звуки тоже на боковую. Спят себе до утра. Утром встанут, крикнут: «Ура!» король проснётся, сбоку на бок повернётся и всё заново начнётся. Скука, печенье, солдатское пение. От этой жизни звуки до того обленились, что петь как следует совсем разучились. Король был ужасно огорчён, даже скучать перестал. Он заставлял их петь и так и сяк, а они не пели никак. Но вот однажды прибыли в Звукландию из далёкой страны Ладии два брата - Лада. Один был весёлый плясун - хохотун, другой грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему. Во дворец явились, королю, как положено, поклонились.
-Здравствуй, Дин-дон, - говорят.-
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал Звукам король,-
Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья, закричали на два голоса: «Хватит!»
-Давай,- говорят,- Дин-дон, мы тебе поможем, из Звуков твоих песню ладную сложим. Выстроил Мажор Звуки в ряд- получился звукоряд.
-Запевай!- скомандовал Мажор. Звуки запели.
На доске мажорный звукоряд со словами «Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд. Не простой- мажорный, радостный, задорный»
Закончили Звуки петь - шагнул вперёд Минор. Скомандовал -запевай!- Звуки запели.
На доске минорный звукоряд со словами «Мы минорный звукоряд грустных звуков длинный ряд .Песню грустную поём и сейчас мы заревём»
С тех пор наступил порядок в Звукландии. Дин-дон по-другому жить стал, Под новую музыку спать перестал. Загрустит он - Минор явится. Захочет веселиться - Мажор появится. Стали Звуки жить ладно, и песни зазвучали складно.
-Теперь попробуем не только спеть эти два звукоряда, но и сыграть.
Итак, мы сегодня с вами снова узнали что-то новое о музыке. Теперь мы знаем, почему она такая разная?
- Может музыка без них обойтись?
Домашнее задание: сочиняем попевку «Солнышко и туча». Желающие могут нарисовать двух братьев: весёлого Мажора и грустного Минора.
- С девочками вы поздоровались весело, а с мальчиками грустно.
- Разного
- Приветствие для девочек звучало в светлых тонах, для мальчиков в тёмных тонах.
- «Марш деревянных солдатиков», песня «Мы - первоклассники» и т.д.
- «Болезнь куклы», «Баба Яга» и т.д.
Музыкально-слуховой анализ.
Ребята узнают звучавшие ранее музыкальные произведения и определяют «цвет», звучащей музыки.
- Что - то делать или жить дружно, вместе.
- В мажорном ладу написаны «Марш деревянных солдатиков», песня «Мы - первоклассники».
В минорном ладу написаны «Болезнь куклы», «Баба яга»
- Тогда будет непонятно, что Баба -Яга злая, а солдатики весёлые и смелые.
Слушание. Размышление о музыке. Бетховен «Весёлая, грустная».
- Это музыка может быть о детях, которые играли во дворе, светило солнце им было весело, Но потом набежали тучи, пошёл дождь и дети побежали домой, всем стало скучно. Дождь прошёл, выглянуло солнце, дети снова вышли гулять и у всех счастливое настроение.
- Композитор с помощью разных ладов рассказал о разных настроениях детей и о разном настроении в погоде.
- Если бы лад не менялся, то в этой музыкальной истории тоже бы ничего не менялось.
- Тогда получилась бы неинтересная история, потому, что в ней не происходят никаких событий и ничего не меняется.
- Во всех этих историях общее то, что в них должны происходить разные события, у героев этих историй должно меняться настроение. Композитор нам даёт это понять с помощью разного лада.
Слушание. Игра на детских музыкальных инструментах. Пластическое интонирование.
Звучит музыка в которой происходит смена ладов. Когда звучит музыка в светлом ладу - девочки выполняют различные произвольные движения, а мальчики в это время дирижируют. Минорный лад - мальчики выполняют подходящие движения, а девочки дирижируют. При повторном исполнении физминутки дети меняются ролями.
Пение. Исполнение мажорного звукоряда вверх и вниз с графическим показом.
Исполнение минорного звукоряда вверх и вниз с графическим показом.
Пение. Игра на детских музыкальных инструментах.
Игра на металлофоне, звуковысотных колокольчиках минорного и мажорного звукоряда.
- Музыка может быть разной потому, что в ней живут разные лады: Мажор и Минор.
- Если не будет разных ладов, музыка не сможет рассказывать разные истории, о разных персонажах.