7


  • Учителю
  • О нет! Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой: вечер - портрет: сценарий к 125 - летию С.С.Прокофьева (10-11 класс)

О нет! Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой: вечер - портрет: сценарий к 125 - летию С.С.Прокофьева (10-11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Слегка приоткрыв завесу интереснейшей судьбы, попытались понять, как и где из множества ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ рождалось ЕДИНСТВО, которое мы называем Сергеем Прокофьевым…Вечер - портрет был подготовлен в рамках изучения учебной дисциплины "Библиотечное краеведение". Ведь
предварительный просмотр материала



О нет! Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой: вечер - портрет: сценарий к 125 - летию С.С.Прокофьева (10-11 класс)





"О нет! Недаром жизнь и лира

мне были вверены судьбой"

вечер - портрет

к 125-летию С.С.Прокофьева





сценарий













Автор - составитель: Костычева Ирина Анатольевна,

преподаватель высшей категории, преподаватель - методист

цикловой комиссии библиотечных дисциплин

Донецкого колледжа культуры и искусств









О нет! Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой: вечер - портрет: сценарий к 125 - летию С.С.Прокофьева (10-11 класс)





Вечер - портрет был подготовлен со студентами 3 курса (выпуск 2016 года)

в рамках изучения учебной дисциплины "Библиотечное краеведение"

и проведен на семинаре УМО библиотекарей ГПОУ СПО

























Список литературы, которая использовалась для написания сценария:



  1. С.С.Прокофьев: альбом /сост. М. Нестьева.- 2 - е изд.- М.: Музыка,1981.-160 с.- (Человек. События. Люди.).

  2. С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминание. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1961. - 708с.

  3. С.С. Прокофьев: статьи и исследования. - М.: Музыка, 1972. - 334с.

  4. Я - голос ваш./ Ахматова А.. - М.: Кн. палата, 1989. - 35с.

  5. Сергей Сергеевич Прокофьев./ Савкина Н.П. - М.: Музыка,1982. - 142с.



Список звукоматериалов, которые использовались

для проведения сценария:



  1. Сказки старого пианино: Сергей Прокофьев. Четвертый апельсин. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=EFz8TafkWdk</</font>

  2. Ахматова А. Сероглазый король. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rZatux0Hcz8









































































(демонстрируется презентация 1, слад1:

«О нет! Не даром жизнь и лира мне были вверены судьбой»)



I чтец: С.С. Прокофьев ворвался в вихревой поток ХХ столетия как нечто неповторимое и новаторское.



2 чтец: Он был художником дерзким, своенравным, не терпевшим никаких штампов, и его произведения, как правило, были новым словом в искусстве.



I чтец: Слегка приоткрыв завесу этой интереснейшей судьбы, попытаемся понять, как и где из множества ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ рождалось ЕДИНСТВО, которое мы называем Сергеем Прокофьевым…



2 чтец: А помогут нам в этом воспоминания самого Сергея Сергеевича Прокофьева.

Ставит на столик, где стоит портрет композитора книгу:

Материалы. Документы. Воспоминание. / С. С. Прокофьев - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1961. - 708с.



(демонстрируется презентация 1, слад 2: ОТРЫВОК из мультфильма С.С.ПРОКОФЬЕВ."Я родился : в 5 часов дня, в среду,11апреля)

I чтец: Гению двадцатого века - Сергею Сергеевичу Прокофьеву суждено было родиться 1891 году в селе Сонцовке, Екатеринославской губернии, ныне село Красное, расположенное недалеко от ДОНЕЦКА.



(демонстрируется презентация 1, слад3: «Герб Солнцовых»)

2 чтец:. В конце XIX начале XX века Сонцовка принадлежала Дмитрию Дмитриевичу Сонцову - одному из представителей дворянского рода, известного в истории России и Украины.

Он учился в аграрном университете вместе с Сергеем Алексеевичем Прокофьевым - отцом будущего композитора.

Дмитрий Сонцов жил в Курской губернии (сегодня это районный центр Солнцово). Занимался разведением лошадей и писал книги по истории конезаводства в России, которые пользовались популярностью.

Бахмутское же имение приносило его владельцу одни убытки. Вот Дмитрий Дмитриевич и предложил Сергею Алексеевичу Прокофьеву стать управляющим.



(демонстрируется презентация 1, слад 4: «Портрет родителей»)

I чтец: СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ и МАРИЯ ГРИГОРЬЕВНА Прокофьевы были только год как обвенчаны, и после недолгих раздумий приняли предложение Сонцова о переезде в Бахмутский уезд.

Оба происходили из небогатых семей, а обещанное жалованье - 1тысяча 200 рублей в год и 20 % дохода от реализации произведенной сельхозпродукции, позволили бы молодой семье значительно улучшить материальное положение.



(демонстрируется презентация 1, слад 5: «СТЕПЬ»)

2 чтец: « Когда весной 1878 года таратайка, запряженная четверкой, везла родителей в Сонцовку, их поразила красота цветущей степи… она пестрела тысячами полевых цветов, а позднее, летом, высоко вставали ковыли…»

(демонстрируется презентация 1, слад 6: «камень «Здесь стоял дом»»)

I чтец: К моменту переезда, хозяйство Сонцовки было запущенным.

Новому управляющему пришлось:

РАЗБИВАТЬ земли на поля для обработки.

НАБИРАТЬ штат служащих - конторщиков, надсмотрщиков, объездчиков.

Были ПРИОБРЕТЕНЫ сельхозмашины: косилки, жатки, паровая молотилка.

Стремительно РАЗВИВАЛОСЬ ЖИВОТНОВОДСТВО: кроме крупного рогатого скота в хозяйстве занялись выращиванием овец.

Через несколько лет хозяйство перестаёт быть убыточным, а через 15 лет годовой доход составлял от 80 до 100 тысяч рублей.



(демонстрируется презентация 1, слад7: «Церковь»)



2 чтец: Вспоминая «МАЛУЮ РОДИНУ», С.С. Прокофьев писал:

«В начале XX века, то есть когда мне было лет десять - пятнадцать, Сонцовка представляло собою большое село с населением в тысячу душ.

Пять улиц, некоторые до двух километров длиной, раскинулись пауком от центра в разные стороны. На пригорке стояла церковь, на другом склоне - школа.

Дом, в котором мы жили был одноэтажный, приземистый, белый с зелёной железной крышей. С одной стороны над ним высился тенистый каштан, под которым я любил играть в жаркие дни, с другой ряд белых акаций. Комнаты - с белыми стенами и жёлтыми полами, не очень маленькие, но с низкими потолками. Мебель в чехлах, потому, что обивка старая. По углам в кадках фикусы и небольшая пальма.

Всех комнат девять. Два сада, а вних: баня, пасека, малинник и огород с искусственным орошением.

И всё - таки это был ещё захолустный угол:

железная дорога - в двадцати пяти километрах,

врач и больница - в двадцати трёх,

почта - в восьми и работала дважды в неделю,

шоссе отсутствовало,

интеллигентные соседи тоже».



(демонстрируется презентация 1, слад8: «Семья»)

I чтец: «Не без тайной гордости мне хочется отметить… - вспоминал С. Прокофьев,- такие понятия, как ПРОСВЕЩЕНИЕ, ПРОГРЕСС, НАУКА, КУЛЬТУРА, почитались у родителей выше всего и воспринимались … с большой буквы…»



2 чтец: К развитию сына мать отнеслась с большим вниманием.

Будущий композитор получил домашнее образование, обучение велось с семи лет.

За плату - 15 рублей в месяц была приглашена француженка, привившая ребёнку навыки разговорного французского языка.



I чтец: В Солнцовке у Серёжи была целая вереница собственных интересов: ребятишки, сад, собаки, театральные представления…

«По книжке Маевского я научился определять названия растений. Я составлял собственную таблицу для определения названий цветов, растущих в Сонцовке.

Писал я в толстую пятисотстраничную тетрадь в картонном переплёте, которую мать подарила мне со словами «Пиши в неё, пусть ничего не пропадёт»

Другая вещь, которую я вписал в книгу, был роман в стихах «Граф». Начался он ещё до появления книги - в виде серии рисунков; под каждым было четверостишие, и один составлял продолжение другого…

В книгу же был вписан ещё алфавит,

ежедневное количество шагов по шагомеру…

шарады и ребусы - по-русски и по-французски…

Наконец, игры в морское сражение - на больших листах, разграфлённые квадратиками».



2 чтец: « Музыку в доме я слышал с рожденья. Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где - то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена.»



(демонстрируется презентация 1, слад9: ОТРЫВОК из мультфильма С.С.ПРОКОФЬЕВА. Лунная соната - ноты записывать овладел )



(демонстрируется презентация 1, слад10: «Портрет Бабашки»)

I чтец: У Сережи была прекрасная музыкальная память. Он отлично помнил весь репертуар матери.

Для испытания иногда мать играла пьесу с середины и на вопрос: " Откуда это? " Он всегда правильно угадывал.



2 чтец: Возникали также споры с бабушкой: " Какую именно пьесу играет мама? " Обычно прав был Сергей.

Слушанье музыки и импровезирование за клавиатурой привели к тому, что СЕРГЕЙ стал подбирать самостоятельные пьески.

Тут смысл творчества пикантно раздвоился.

С одной стороны он подбирал за роялем мотивчики, которые не умел записать;

с другой - сидя за столом, писал ноты, которые ничего не обозначали, писал как орнамент, как дети рисуют человечков, потому что постоянно видел ноты на тетради.»



I чтец: Однажды Сережечка явился с листом бумаги, разрисованным нотами и заявил: " Вот я сочинил рапсодию Листа". Пришлось объяснить, что сочинить рапсодию Листа нельзя, потому что Лист как раз тот человек, который ее сочинил. И к тому же нельзя писать музыку на 9 линейках без перегородочек.



2 чтец: «…первая сохранившаяся рукопись относится к возрасту семи лет.

Для начала двадцать тактов польки, но затем полька брошена и следует… вальс в две руки.»



(демонстрируется презентация 1, слад11: «С.Прокофьеву 7 лет»)

I чтец: В своей «Автобиографии» композитор вспоминает такой эпизод из детства:

«...Я кувыркался в постели … и, слетев с постели, ударяюсь лбом о железный сундук. Нечеловеческий рёв, все бегут обратно.

Удар был здоровенный - шишка на лбу сравнялась только к тридцати годам.

Когда, уже молодым человеком, я дирижировал в Париже, художник Ларионов трогал её пальцем и говорил: «А может быть, в ней-то и ВЕСЬ ТАЛАНТ?»



2 чтец: С. Прокофьев вспоминал :

« Первое время мать занималась со мной по 20 минут в день, тщательно следя, чтоб никогда не передерживать сверхурочного времени.

Давая проигрывать огромное количество сочинений, она обсуждала со мною, что нравиться и что не нравиться, почему? Таким образом, у меня развивались самостоятельные суждения.

Была и обратная сторона медали: ничто не было доучено, появилась небрежность исполнения и небрежность постановки пальцев на клавиатуре, отчего я долго потом не мог избавиться »



(демонстрируется презентация 1, слад 12: «Портрет А.Н.Ёсиповой»)

I чтец: Сереже, конечно, очень повезло, что он попал в класс педагога Анны Ёсиповой, известная пианистка считалась лучшим профессором Петербургской консерватории.

Известно, что ей далеко не сразу удалось привести в порядок его руки.

В первые года между маститым педагогом и юным учеником не раз возникали острые конфликты. Однажды, в порыве раздражения Есипова ему бросила: " Или вы БУДЕТЕ ДЕРЖАТЬ, как следует руки, или УХОДИТЕ из моего класса ".



(демонстрируется презентация 1, слад13: «Прокофьев С.С. за роялем»)

2 чтец: Если индивидуальность ученика совпадала с индивидуальностью Ёсиповой, то результаты были превосходные.

Прокофьевские характерные росчерки и зигзаги запечатлеваются в памяти как линии рисунка великих мастеров.



I чтец: Облику Прокофьева-пианиста - характерно мужественность, сдержанность и спокойствие, колоссальное самообладание и непреодолимая сила воли сказывается во всем: и в поступе, и в манере сидеть за инструментом, и в игре.

Это будет позже, мы возвращаемся в январь 1900 года. Наступило новое столетие. Родители собрались на несколько дней в Москву, решив взять и Серёжу.



(демонстрируется презентация 1, слад 14: ОТРЫВОК из мультфильма С.С.ПРОКОФЬЕВ. В Москве меня взяли в оперу, на «Фауста»).



(демонстрируется презентация 1, слад 15: «Фотография у картонного пианино с надписью: « Опера «Великан»», соч. Сережи Прокофьева»)

2 чтец: « Тётя Таня водила меня к фотографу, снявшему меня перед картонным пианино,

на пюпитре которого стоял белый лист»

Готовые фотографии были отнесены сослуживцу тёти Тани, обладателю каллиграфического почерка, и он, мелко вывел на них: Опера «Великан»», соч. Сережи Прокофьева.







(демонстрируется презентация 1, слад16 : «Рояль»)

I чтец: Когда Серёже исполнилось 9 лет и его музыкальные успехи стали очевидными, родители решили сменить музыкальный инструмент. Это и было сделано после, ставшей традиционной, зимней поездки Марии Григорьевны в г. Санкт - Петербург.

За 700 рублей был куплен рояль фирмы И.Ф. Шредер.

Со станции Гришино (ныне Красноармейск) до Сонцовки его транспортировали с величайшими предосторожностями.

Удивлению соседей не было предела- «ЗАЧЕМ покупать такую дорогую вещь?»



(демонстрируется презентация 1, слад17: ОТРЫВОК из мультфильма С.ПРОКОФЬЕВ. «Глиэр»)



(демонстрируется презентация 1, слад 18: «Портрет Р.М.Глиэра»)



I чтец: «Пребывание Глиэра в Сонцовке оказало огромное влияние на музыкальное развитие Сергея. С ним занимались гармонией, оркестровкой, теорией композиции…



(демонстрируется презентация 1, слад10: ОТРЫВОК из мультфильма «Консерватория »)























































(демонстрируется презентация 2, слад1: «С. ПРОКОФЬЕВ»)

3 чтец: Многим может показаться, что Сергей Прокофьев - человек для которого кроме музыки ничего не существует, что все его интересы лишь в музыкальном творчестве.



4 чтец: Неожиданной оказалось широта и разнообразие его интересов.

Литература и живопись, театр и книги, техника, шахматы, спорт - его интересовало все.



(демонстрируется презентация 2, слад 2: «С.Прокофьев»)

3чтец: Приезжая на каникулы в Сонцовку или гостя в имениях друзей и родственников, Прокофьев охотно отдавал дань давнему увлечению театром.

Сергей Прокофьев писал: «Детские спектакли, которые мы разыгрывали друг другу и родителям… развивались и постепенно обрастали традициями и аксессуарами. Для последних в кладовой был отведён большой ящик. В нём лежали всякие костюмы, шляпы, старые шубы, маски, ордена, пистолеты, стреляющие пистонами и прочее.

Что касается традиций, то традиционным сюжетом была человеческая драма с непременной дуэлью. Детские сюжеты, с волшебниками, чудовищами и другими сказочными персонажами, совершенно отсутствовали и даже не приходили в голову…

Чаще представления происходили в воскресенье: днём они выдумывались, вечером разыгрывались».



(демонстрируется презентация 2, слад 3: «С.Прокофьев» )

4 чтец: С не меньшим азартом занимался Прокофьев и фотографированием. Его интересовал не только процесс съёмки, но и проявление, печатание, словом - все радости домашней фотографии…



(демонстрируется презентация 2, слад 4: «С.С.Прокофьев за шахматами»)

3 чтец: Шахматы стали подлинной страстью композитора, и он остался верен ей на всю жизнь.

В «Воспоминаниях» мы прочтем:

«У отца, были какие-то замечательные шахматы: китайские, костяные, с тонкой резьбой. Иногда он показывал их гостям, вынимая из ваты, и я всегда спрашивал: "Как в них играют?". Отец отвечал, что игра трудная, не для меня, а эти шахматы вовсе не для игры

Вскоре двоюродный брат научил меня ходам и тут же показал, как записывать партию. Это мне понравилось, и я выпросил у отца шахматы, затем... тетрадь и начал записывать самые нелепые начальные игры.



(демонстрируется презентация 2, слад5: «За шахматами с В.М.Моролёвым,1909г.»)

4 чтец: Бесчисленные партии с домашними, с новым другом - ветеринарным врачом В.М. Моролёвым, систематическое изучение теории сделали Прокофьева по - настоящему сильным игроком.

« Мне несколько раз приходилось встречаться с С.С. Прокофьевым за шахматной доской»,- рассказывает Ботвинник.

Шахматы сблизили Сергея Сергеевича с экс-чемпионом мира Капабланкой.

(демонстрируется презентация 2, слад 6: «Ойстрах - Прокофьев»)

3чтец: Творческое лицо Прокофьева, как шахматиста, отмечалось большой непосредственностью.

Обычно он играл на атаку и проводил её остроумно и изобретательно, защищаться он явно не любил.



(демонстрируется презентация 2, слад 7: «С.Прокофьев в саду»)

4 чтец: Весна... Весна - была любимым временем года Сергея Прокофьева. С нею было связано появление первых цветов, пробуждение природы. Воспринимая природу полно, чутко, он не любовался, а как - то сливался с нею.

Прокофьев говорил: "Ничто так не успокаивает, как природа".



3 чтец: Сергей Сергеевич много занимался садом, не без гордости заявляя: « Недаром же я сын агронома».

При его непосредственном участии производились посадки цветов, кустов, деревьев, из которых более всего он любил клён.



4 чтец: Он постоянно заботился о животных, не проявляя при этом слащавой сентиментальности. И не раз выручал из беды: то, помогая щенку выбраться из колодца, то птенцу спастись от появившейся поблизости кошки, то выпускал залетевшую в дом бабочку или пчёлку на вольный воздух.



(демонстрируется презентация 2, слад 8: «Молодой Прокофьев. Портрет»)

3 чтец: В юности его интересовала философия, астрономия, в последствии экономические вопросы, международная жизнь, история отдельных государств. Он с большим интересом и уважением говорил о народе Китая его культуре.



4чтец: С.Прокофьев любил и танцевать. Хотя делал это из рук вон плохо. Прокофьев был в танце удивительно неритмичен.



(демонстрируется презентация 2, слад 9: «С.С. Прокофьев читает»)

3чтец: Поскольку Сергей Сергеевич отдавал много времени чтению то, мы попробуем, хотя бы кратко, остановиться на его литературных вкусах.



4чтец: Он читал все новые, значительные произведения современных писателей, драматургов. Поразившие его мысли, понравившиеся слова, выражения тут же выписывал.



3 чтец: Если книга захватывала Прокофьева, он сливался с тем, что происходило на ее страницах. Переживания тех, о ком он читал, становились его переживаниями. Его судьбой - судьба персонажей опер и балетов, и во время работы, и, много лет спустя, когда он сидел в зрительном зале.



4 чтец: Привлекали произведения «хороших и родных», классических и современных авторов.

В них он находил верность жизненной правде, глубину мысли, человечность, яркие образы, тонкий юмор.

В них раскрывалась духовная красота и сила человека, стремления к добру и справедливости.



3 чтец: Отталкивала Сергея Прокофьева назидательность, пустое многословие, малейшая фальшь. Он это ощущал остро, в чём бы она не проявлялась.



(демонстрируется презентация 2, слад 10: «А.С.Пушкин»)

4 чтец: Одно из самых любимых произведений, с которым С. Прокофьев никогда не расставался. "Евгений Онегин " А.С.Пушкина.

Сергей Сергеевич часто говорил: " Я очень люблю посещение Татьяной пустого дома Онегина. Как жаль, что эта сцена выпущена П.И.Чайковским ".



3 чтец: А.С. Пушкин был близок и дорог своей мудростью, солнечностью, ясностью. Не раз, обращаясь к нему в своем творчестве, Сергей Сергеевич, думал написать оперу о Пушкине.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Сергей Прокофьев очень любил стихотворение " Памятник ":



(демонстрируется презентация 2, слад 11: «Цитаты»)

4 чтец: Живая жизнь, живые люди - это было дорого С. Прокофьеву.

Наверно поэтому большое место в чтении занимали не только литературные произведения, но и мемуарная литература: воспоминания, дневники, письма артистов, художников, режиссеров, композиторов, писателей. Воспоминания о них современников.

Часто возвращался Сергей Сергеевич к воспоминаниям о Пушкине, Белинском, Тургеневе, Достоевском, Толстом, Чехове, Гоголе.



3 чтец: Прокофьев вспоминает, как в возрасте 14 лет, перешел на "взрослую литературу ". И повлиял отец, наметив для Серёжи список книг, в который входили произведения Тургенева, Гоголя, Гончарова, Островского, Данилевского, Сенкевича.



4 чтец: Прочитанные произведения, четырнадцатилетний Серёжа оценивал отметками по пятибалльной системе. "Война и мир" получила пятёрку.

(демонстрируется презентация 2, слад12: «Л.Н.Толстой»)

Четырнадцатилетний мальчик симпатизировал не столько Наташе, сколько Соне, судьба которой его очень огорчила.

«Роман прочёл с увлечением, хотя во время бесконечных рассуждений в конце романа немного скучал.»



3 чтец: К "Войне и миру " Сергей Сергеевич вернулся уже в зрелые года. Страницы, описывающие встречу раненого князя Андрея с Наташей, послужили началом создания оперы "Война и мир".



(демонстрируется презентация 2, слад 13 : «И.Тургенев и Ф. Достоевский»)

4 чтец: Отношение к Ивану Тургеневу у С. Прокофьева на протяжении жизни менялось. В 1943 году, во время чтения повести "Ася ", он совсем отверг Тургенева. Впоследствии же к романам и повестям Тургенева Прокофьев обращался не раз.



3 чтец: 20 лет Сергей Прокофьев увлекался огненным Достоевским. И даже язык Федора Михайловича, несмотря на всю его растрепанность, любил больше, чем слишком «причёсанный стиль» Тургенева.

Достоевского же почти не читал. И лишь «Игрок» перечитывал многократно.



(демонстрируется презентация 2, слад 14 : «Цитаты»)

4 чтец: С удовольствием перечитывал Сергей Прокофьев "Фрегат "Паллада" И.А. Гончарова, а вот "обломовщина" была слишком чужда его активной, действенной натуре.



3 чтец: Яркими образами, сочным языком привлекал Николай Семенович Лесков.



4 чтец: Большое удовольствие получал от чтения произведений Алексея Николаевича Толстого, Александра Ивановича Куприна.



(демонстрируется презентация 2, слад 15: «Портреты»)

3 чтец: Что касается современной литературы, то многие произведения советских поэтов, писателей увлекали его творчески.

Работая над операми, балетами, кантатами он обращался и к Валентину Катаеву, Павлу Бажову, Борису Полевому, Владимиру Маяковскому, Самуилу Маршаку, Павлу Антокольскому, Евгению Долматовскому, Агнии Барто.



(демонстрируется презентация 2, слад16: «Книги»)

4 чтец:. Из писателей иностранных самое глубокое, сильное впечатление произвели Шекспир, Гёте, Ромен Ролан, Теккерей, Драйзер.



3 чтец: Летом 1946-1947 годов частым и желанным гостем на даче Прокофьева был незабываемый артист Василий Иванович Качалов.

(демонстрируется презентация 2, слад17: «В. И. Качалов»)

Неизгладимое впечатление оставили два вечера, когда на террасе Качалов читал пьесу А.П.Чехова "Дядя Ваня", целиком, за всех персонажей.

В его же исполнении тогда прозвучали стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.Бунина, В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина, Б. Пастернака.



4 чтец: Неизгладимое впечатление произвели на Сергея Сергеевича стихотворения Анны Ахматовой.

Пять из них стали романсами:

"Солнце комнату наполнило"

"Настоящую нежность"

"Память о солнце"

"Здравствуй"

"Сероглазый король"

(демонстрируется презентация 2, слад18: «Сероглазый король»)



(демонстрируется презентация 3, слад 1: «С. Прокофьев»)

5 чтец: "С.Прокофьев был коллекционером по своей природе.

Его можно назвать коллекционером каких-то жизненных ситуаций, человеческих проявлений. Он очень внимательно изучал жизнь под каким-то своим, особым углом зрения: выстраивая, систематизируя свои впечатления. Он любил интересных людей, присматривался к ним. Это широкий круг знакомств: музыканты, писатели, художники, театральные деятели.

Прокофьев, так сказать, обладал и «богатой коллекцией» шахматистов и даже… коллекцией красивых женщин!"



6 чтец: Известно, что композитор завёл альбом с названием «Что вы думаете о солнце?»

Это альбом автографов, которые оставили Сергею Прокофьеву 48 близких ему людей, и среди них: Бальмонт, Маяковский, Ремизов, Петров-Водкин, Ларионов, Гончарова, Шаляпин, Стравинский, Глиэр, Фокин, Алёхин, Капабланка и многие другие выдающиеся личности, друзья и современники Прокофьева.



(демонстрируется презентация 3, слад 2: «с женой»)

5 чтец: Лучше всего о создании этого альбома рассказал сам Сергей Прокофьев в своём «Дневнике»:

«...Летом, сидя с Элеонорой в поезде на пути в Сестрорецк, мы сообразили, что если бы я собирал автографы великих и интересных людей, то я мог бы иметь замечательный альбом.

Я решил, что одни фамилии или какие-нибудь изречения, из-за которых каждая знаменитость будет ломать голову... отнюдь не интересно. А вот если бы их всех заставить ответить на одинаковый вопрос, это было бы замечательно...

«Что Вы думаете о солнце?». Благодаря этому условию, такая прозаическая вещь, как автограф, превратилась в некое духовное послание каждого автора.

Элеонора затем очень горячо принялась за заказ самой книги,

(демонстрируется презентация 3, слад3: «книга»)

ибо я сказал, что она… должна быть в переплёте из двух простых досок, с краешком из грубой чёрной кожи, пробитой простыми гвоздями, и с железной застёжкой, такой, чтобы при прикосновении к ней руки непременно пахли металлом. Сопоставление внешней грубости и драгоценности автографов привлекало пикантностью» (датировано: 2 марта 1916 года).



6 чтец: Есть закономерность в том, что он говорит именно о солнце, а не о луне или о небе.

Это связано с его мировосприятием, с тем, что он видел в детстве - горячие степи под солнцем. Это и степное скифское и светоносное русское начало.

Образ света и солнца для Прокофьева сквозной.В его музыке вообще много солнца, а финал его «Скифской сюиты» так и называется «Восход солнца». Вся земля сотрясается от этого восхода!"



(демонстрируется презентация 3, слад 4: «Автографы»)

5 чтец: Обратимся к «Альбому». Одно из высказываний вольно или невольно намекает на самого Прокофьева: «...И люди солнечные в Европе есть, кажется, только русские». Так написала художница Наталья Гончарова.



(демонстрируется презентация 3, слад5: «Автограф А. Достоевской)

6 чтец: «Солнце моей жизни - Федор Достоевский» - этот автограф оставила Анна Достоевская. Ну, а как еще иначе могла выразиться вдова великого писателя?..



(демонстрируется презентация 3, слад6: «Автографы»)

5 чтец: «Солнце бывает простое и электрическое» - написал в альбом Прокофьева писатель-символист Алексей Ремизов, явно под впечатлением технического прогресса.

И сам Прокофьев с любопытством относился к этому. Прочитав в мюнхенской газете о продаже электрических инкубаторов, он ко всеобщему удивлению заказал себе экземпляр для домашнего выведения цыплят.



6 чтец: Известнейший пианист Артур Рубинштейн написал в этом альбоме такие слова: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым.

Король-Солнце сказал: «Государство - это я!» Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце - это я!»



(демонстрируется презентация 3, слад7: «Автограф К. Бальмонта»)

5 чтец: В августе 1917 года К. Бальмонт вписал в альбом Сергея Прокофьева «Что вы думаете о солнце» свой сонет:

Ребёнку богов, Прокофьеву

Ты - солнечный богач. Ты пьёшь, как мёд, закат.

Твое вино - рассвет. Твои созвучья, в хоре,

Торопятся принять в спешащем разговоре

Цветов загрезивших певучий аромат.

Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад.

Там где-то далеко рассыпчатые зори

Как нитка жемчугов, и в световом их споре

Темнеющий растёт в угрозном гуле сад.

И ты, забыв себя, но сохранивши свет

Степного ковыля, вспоенного весной,

В мерцаниях мечты, все новой, все иной,

С травинкой поиграл в вопросы и ответы,

И в звук свой, заронив поющие приметы,

В ночи играешь в мяч с серебряной луной.



(демонстрируется презентация 3, слад8: «Автограф В. Маяковского»)

6 чтец: С. Прокофьев был творцом светлого, жизнелюбивого искусства. Иносказательным портретом композитора могут служить строки из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»:

От вас, которые влюблённостью мокли,

От которых в столетья слеза лилась,

Уйду я, солнце моноклем

Вставлю в широко растопыренный глаз.





(демонстрируется презентация 3, слад 9: «Альбом»)

5 чтец: Вашему вниманию мы хотим предложить работы студентов, которые ответили на вопрос, заданный Сергеем Прокофьевым так: (зачитываются работы)



(демонстрируется презентация 3, слад10: «С.С.Прокофьев за работой у рояля »)

6 чтец: Говоря о Сергее Сергеевиче - значит, в первую очередь говорить о том, как он работал, ибо жить для него значило работать.



5 чтец: Цельный и устремлённый, он работал одинаково интенсивно в любых условиях, лишь бы в помещении было три предмета: фортепьяно, письменный стол и удобное кресло.



6 чтец: За своим столом Сергей Сергеевич проводил много времени, работая, читая, просматривая записи ранее сыгранных шахматных партий.



(демонстрируется презентация 3, слад 11: «С.С.Прокофьев за пасьянсом»)

5чтец: Раскладывал пасьянс. А он их знал много.

Среди них "Рахманиновский", который ему показал однажды Рахманинов.

"Чеховский" раскладывать его научила Книппер-Чехов.

Этот пасьянс она часто раскладывала вместе с Антоном Павловичем.



(демонстрируется презентация 3, слад 12: «С.С.Прокофьев за столом»)

6 чтец:: На письменном столе у С. Прокофьева, помимо специальной музыкальной литературы, лежал "Евгений Онегин" А.Пушкина, книги по происхождению земли, географический атлас, очередной номер одного из современных литературно-художественных журналов, книг по истории и теории шахматной игры.



(демонстрируется презентация 3, слад 13 : «С.С.Прокофьев в кресле»)

5 чтец: Сергей Прокофьев любил обдумывать свои работы, сидя в кресле, пока врачи не запретили ему. Он в это время всегда обычно курил. Курить любил настолько, что если папирос не было, готов был в любую погоду пройти несколько километров, чтоб купить их!

Любил и умел поспорить. И спорил горячо, с увлечением.

Вообще, всё, что он делал, он делал с темпераментом, даже с азартом.



(демонстрируется презентация 3, слад14 : «С.Прокофьев»)

6 чтец: Но он создавал свои произведения и там, где ни инструмента, ни письменного стола не было - в купе поезда, в каюте парохода, в больничной палате.



5 чтец: Работал в любом настроении - и светлые моменты душевного подъёма, и в трудные дни…



6 чтец: Гениальное творчество С.С. Прокофьева охватили все жанры музыкального искусства.







(демонстрируется презентация 3, слад 15: «произведения С.Прокофьева»)

5 чтец: За 45 лет своей замечательной творческой деятельности он написал свыше 130 опусов, в числе которых: 8 опер: «Любовь к трём апельсинам», «Игрок», «Огненный ангел», «Пир во время чумы», «Семён Котко», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке».



(демонстрируется презентация 3, слад 16: «Балеты С.Прокофьева»)

6 чтец: 7 балетов: «Шут», «Блудный сын», «Ромео и Джульетта, «Борис Годунов», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», « Иван Грозный».



(демонстрируется презентация 3, слад 17: «произведения С.Прокофьева»)

5 чтец: 7 симфоний, 9 инструментальных концертов, свыше 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат для различных инструментов, несколько инструментальных ансамблей.



6 чтец: Большое количество фортепьянных пьес и романсов, не считая музыки к театральным постановкам и к кинокартинам, таким как «Иван Грозный», «Александр Невским», «Котовский».



(демонстрируется презентация 3, слад 18: «С.С.Прокофьев»)

5 чтец: Прокофьев - творческое явление колоссального размаха.



6 чтец: Вот искусство, которого жаждет наша действительность искусство дерзкое, волевое, сильное и вместе с тем заразительно радостное, простое и здоровое.



5 чтец: В нем поет стихия света и тепла, в нем притворилась солнечная энергия и звучит неискоренимая тяга к жизни и к борьбе за нее.



6 чтец: Сегодня мы горды тем, что С. С. Прокофьев - это наш земляк.

Этот солнечный свет был неистребим, и Прокофьев пронес его через все коллизии своей нелегкой жизни.

(демонстрируется презентация 3, слад 19 : «Донецк и музыка С. Прокофьева»)



5 чтец: Спасибо за внимание.

6 чтец: До скорых встреч.



























О нет! Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой: вечер - портрет: сценарий к 125 - летию С.С.Прокофьева (10-11 класс)

О нет! Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой: вечер - портрет: сценарий к 125 - летию С.С.Прокофьева (10-11 класс)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал