- Учителю
- Доклад на тему КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
Доклад на тему КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
Муниципальное казенное учреждение
Дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2 г.Тайшета»
ДОКЛАД
на тему
«КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА»
Преподавателя С.Е.Никишовой
Задачи и специфика работы концертмейстера
Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны,
хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы.
Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) - музыкант,
играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде.
Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает
ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная
нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с
ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов
исполняемого произведения.
Концертмейстер - «пианист, помогающий вокалистам,
инструменталистам, артистам балета разучивать партии и
аккомпанирующий им в на репетициях и в концертах». Деятельность
аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную
работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто
большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать
качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и
причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать
правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким
образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие,
педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг
от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить,
что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало
музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в
оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства
появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество
романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики
потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также
способствовало расширение количества концертных залов, оперных
театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры,
как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое:
играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в
различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые
интервалы и т. д.
Со временем эта универсальность была утрачена. Это было
связано с все большей дифференциацией всех музыкальных
специальностей, усложнением и увеличением количества произведений,
написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали
специализироваться для работы с определенными исполнителями.
Интересно, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще
используется в контексте фортепианной методической литературы.
Термин же «аккомпаниатор» - в методической литературе адресован
музыкантам-народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная
энциклопедия вообще не дает понятия «аккомпаниатор». В ней есть
статьи «аккомпанемент» и «концертмейстер». Тенденция к синонимии
двух терминов наблюдается в работах пианистов-практиков. Так В.
Чачава в предисловии к книге о Дж. Муре пишет: «Обычно
аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом смысле этого
слова - он не только исполняет произведение с певцом, но и работает
с солистом на предварительных репетициях».
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы
хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть
роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой
пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем,
всякий хороший не пианист достигнет больших результатов в
аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не
разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и
взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.
Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как
всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством
дополнительных умений: навык сорганизовать партитуру, «выстроить
вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса,
обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую
сетку и т. п
Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной
одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением
охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом,
способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в
концертном исполнении.
Специфика работы концертмейстера в музыкальной школе состоит в
том, ему приходится сотрудничать с представителями разных
специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным»
музыкантом. Перечислим, какие же знания и навыки необходимы
концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в
музыкальной школе.
• в первую очередь - умение читать с листа фортепианную партию
любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли
в построении целого; играя аккомпанемент, видеть и ясно
представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное
своеобразие его т