- Учителю
- «Музыкальная живопись и живописная музыка» - 5 класс
«Музыкальная живопись и живописная музыка» - 5 класс
5 класс. Музыка. Урок - исследование «Музыкальная живопись и живописная музыка».
Цель: рассмотреть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства на примере
творчества импрессионистов.
Задачи:
1. познавательная: познакомить с направлением в искусстве - импрессионизмом; его особенностями; историей возникновения;
2. практическая: освоение знаний об интонационно-образной природе музыки, жанровом и стилевом многообразии; особенностей музыкального языка;
овладение умением находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства; выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи;
3. развивающая: развитие музыкальности, музыкального слуха и музыкальной памяти; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
4. воспитательная: воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся; слушательской и исполнительской культуры.
Ход урока.
I. Организационный момент.
(звучит пьеса «Облака» из симфонического цикла «Ноктюрны» К.Дебюсси)
Учитель: Обратите внимание на доску. Прочитайте стихотворение Г.Гессе, которое может быть эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку (слайд № 1):
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Как вы думаете, о содружестве каких видов искусства мы будем сегодня с вами говорить? Что помогло вам правильно определить вид искусства?
Учащиеся: Слова: цвет, оттенки цвета, которые используются в изобразительном искусстве.
Учитель: Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он перед собой ставит?
Учащиеся: «О, как бы мне хотелось азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета переложение оттенка цвета в звуки.
II. Формирование темы урока.
Учитель: Давайте подумаем, какой может быть тема нашего сегодняшнего урока. Она должна объединить два вида искусства (музыку и изобразительное искусство) в единое целое, показав их взаимосвязь (учащиеся предлагают свои варианты, учитель постепенно подводит их теме урока) - слайд № 2.
Сегодня мы с вами рассмотрим эти два вида искусства на примере направления «импрессионизм», которое существует в обоих видах искусства (слайд № 3).
III. Знакомство с направлением в искусстве - импрессионизмом.
Учитель: Во второй половине XIX века в европейском искусстве появляется новое направление - импрессионизм. Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка импрессионистов. Один из художников Клод Моне озаглавил одну из своих картин: «Впечатление (impression). Восходящее солнце» (слайд № 4). Эта картина положила начало новому направлению в живописи.
Художники - импрессионисты.
Давайте посмотрим работы художников - импрессионистов (слайд № 5). Что характерно для всех этих авторов? Что необычного в этих работах?
Учащиеся: определённая техника беглых пятен - мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии - ощущение живой игры красок, перелив света.
Музыканты - импрессионисты.
Учитель: Теперь рассмотрим, как проявило себя направление «импрессионизм» в музыке (учащимся предлагается прослушать и сравнить между собой музыкальные фрагменты: «Океан - море синее» Н. Римского-Корсакова и «Диалог ветра с морем» К. Дебюсси).
Что общего между этими музыкальными фрагментами? Каковы особенности музыкальных произведений, изображающих морской пейзаж? В чём различие между произведениями двух композиторов?
Учитель: Композиторам - импрессионистам принадлежит создание многих пейзажных образов. При этом живописность присутствует уже в названии произведений. Французский композитор, дирижёр и пианист Клод Дебюсси (слайд № 6) был выдающимся мастером звуковой живописи, художником, который рисует звуками.
(слушание оркестрового ноктюрна К. Дебюсси «Облака»).
Как звучит эта музыка? Какие краски использует композитор? Попробуйте мысленно нарисовать картину к этому музыкальному произведению, передав впечатления, которые вы испытали, слушая музыку.
Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использует композитор.
(впечатления и ощущения детей).
Учитель: Какие особенности в музыке стиля импрессионизм? Какие средства музыкальной выразительности использует композитор? В чём их особенность?
Учащиеся: импрессионизм в музыке - «живописные» моменты - красочность тембров и гармонии, прихотливость сочетания регистров, особое внимание к динамике.
Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства в произведениях импрессионистов.
Учитель: Что общего в творчестве художников-импрессионистов и композиторов-импрессионистов?
Учащиеся: композиторы так же, как и художники, стремятся передать свои впечатления, но только с помощью музыкальной изобразительности.
Учитель: Попробуйте объяснить тему урока на основе творчества художником и музыкантов - импрессионистов.
Учащиеся: Композиторы - импрессионисты, используя «музыкальную палитру», передают художественный образ через музыкальное произведение.
IV. Работа над песней «Ты слышишь, море» (Зацепина)
Учитель: К. Дебюсси говорил: «Море - это всё, что есть самого музыкального». Ведь оно может быть спокойным, дремлющим; может быть взволнованным; может быть бурным и коварным в бешеном шторме.
(разучивание и работа над новой песней)
V. Итог урока.
Учитель: Что изображают в своих произведениях композиторы и художник импрессионисты? В чем особенности их творчества? Что общего между музыкальными и художественными произведениями в этом стиле? Почему наша тема сегодняшнего урока звучала: «Музыкальная живопись и живописная музыка»?