- Учителю
- Разработка цикла уроков музыки для 5 класса с углубенным изучением музыки
Разработка цикла уроков музыки для 5 класса с углубенным изучением музыки
Управление образования администрации города Ульяновска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29
Разработка цикла уроков музыки
для 5 класса с углубленным изучением музыки.
Тема: «Судьба человеческая, судьба народная в опере М.П. Мусоргского
Борис Годунов»
Тикунова Светлана Викторовна,
Заслуженный учитель РФ
2014г.
УРОК 1
Тема четверти: «Музыка и изобразительное искусство».
Тема урока: «Музыкальная культура второй половины 19 века». Художественно-педагогическая идея: «Жизнь, где бы она ни сказалась;
правда, как бы ни была солона, смелая искренняя речь к людям ... Вот моя закваска, вот, чего хочу, и вот в чём боялся бы промахнуться».
М.П. Мусоргский
Задачи:
- образовательные -
Накопление знаний о музыкальной культуре второй половины 19 века; знакомство с творческом композитора М.П. Мусоргского; накопление музыкально-слухового опыта в процессе восприятия «Песни Варлаама».
-развивающие -
Развитие музыкальной культуры школьников: развитие психических процессов (памяти, воображения, восприятия), формировать у учащихся ассоциативное, логическое, художественное мышление в процессе размышления о музыке, развитие вокально-хоровых навыков при разучивании «Песни Варлаама».
-воспитательные -
развитие музыкальных вкусов, приобщение детей к музыкальному искусству.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
накомство с музыкальной культурой второй половины 19 века.
«Могучая кучка». Её представители.
-
Знакомство с творчеством М.П. Мусоргского и его оперой «Борис Годунов».
-
«Песня Варлаама» - слушание, художественно-педагогический анализ, разучивание.
-
Выводы по уроку.
Конспект урока.
Сегодня мы рассмотрим музыкальную культуру второй половины 19 века. В 60-е года происходит подъём в общественном движении России.
Появляется ряд новых писателей: Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Герцен, И. Гончаров и др. В изобразительном искусстве организуется товарищество передвижных выставок (В. Перов, И. Репин, И. Крамской).
В музыкальной жизни происходит много событий:
1859 г. - основывается Русское музыкальное общество (РМО).
1862 г. - открытие Петербургской консерватории, директор А.Г. Рубинштейн.
1863 г. - создание Бесплатной музыкальной школы, основатель
М. А.Балакирев
1866 г. - открытие Московской консерватории, директор Н.Г. Рубинштейн.
В концертах РМО и Бесплатной школы звучали произведения новых длятого времени композиторов: Мусоргского, Кюи, Римского-Корсакова, Чайковского. Кроме того, звучала музыка зарубежных композиторов: Листа, Шуберта, Шопена.
Вокруг Балакирева образовался кружок молодых музыкантов, который получил название «Могучая кучка». В него входили М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и М. А. Балакирев. Наставником и идейным вдохновителем был известный критик В.В. Стасов. Это были музыканты, для которых тема народа, его судьба стала центральной проблемой творчества. Продолжая традиции М.И. Глинки, композиторы большое внимание уделяли изучению народной музыки, которая стала источником их вдохновения.
Особенно мощно в своем творчестве выразил демократические идеи 60-х годов Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). Его гениальные творения оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка». В 1870-х годах были созданы цикл «Песни и пляски смерти» и фортепианный цикл «Картинки с выставки», созданные под впечатлением посмертной выставки архитектора и художника Гартмана.
Подробно мы с вами рассмотрим оперу «Борис Годунов».
Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов»(1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В.В.Никольский. Работа протекала с огромным творческим подъемом. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории Государства Российского» И.М. Карамзина и другие исторические документы. В конце 1869 года опера была закончена и представлена театральному комитету. Его члены были возмущены смелыми замыслами композитора и отвергли произведение. Отказ произвел на Мусоргского тяжелое впечатление. Друзья уговорили его переработать оперу. Вторая редакция была закончена в 1872 году. После долгой и упорной борьбы за постановку оперы 8 февраля 1874 года состоялась премьера оперы «Борис Годунов». Демократичная публика приняла оперу восторженно, а вот дворянство и реакционная критика отнеслись к опере резко отрицательно.
Исторический фон оперы.
В 1589 году умер царь Иван Грозный. Русский трон перешёл к его сыну Фёдору, человеку мягкому и болезненному, который поручил правление государством своему шурину, твёрдому и властному Борису Годунову. Фёдор не имел детей и поэтому после него престол должен бьш перейти к его младшему брату Димитрию. Борис послал мальчика с матерью в Углич, стремясь держать его вдали от государственной власти. Вскоре девятилетний Димитрий пал от руки убийц. По мнению угличан, царевич был убит по приказанию Бориса. Но по расследованию бояр было заключено, что Димитрий, страдавший эпилепсией, смертельно ранил себя во время припадка. Вскоре появились слухи, что жертвой стал другой ребёнок, а Димитрий жив и ждёт благоприятного момента, чтобы занять престол.
В 1598 году царь Фёдор умирает. На престол бояре решают избрать Бориса Годунова. Во многих частях страны свирепствовал голод. Появлялись разбойнические шайки, занимающиеся грабежом. И в это бедственное время поползла молва, что царевич Димитрий жив , Григорий Oтpепьев, воспитывавшийся с самого детства монахами Чудова монастыря, бежал оттуда и укрылся в Польше, где выдал себя за царевича Димитрия, сына Грозного, законного наследника московского престола.
В 1605 году, мучимый угрызениями совести, душевно и физически сломленный, Борис умер. На престол Российского государства вступает Лжедимитрий.
Я вам предлагаю послушать фрагмент из оперы - «Песню Варлаама». Песня, как и ария, в опере является музыкальной характеристикой героя, его портретом. После прослушивания ответьте на вопросы:
Какой характер музыки?
Каким вам представляется Варлаам?
О чём рассказывается в песне?
Характер музыки - мужественный, решительный, грозный. В песни повествуется об исторических событиях, а именно о взятии города Казани. Обратите внимание, как исполнял свою песню Варлаам. В исполнении чувствуется бесшабашность, разгульность героя.
Разучивание «Песни Варлаама».
ВЫВОД. Сегодня у нас состоялся интересный урок: мы рассмотрели музыкальную культуру второй половины 19 века, познакомились с творчеством М.П. Мусоргского и его оперой «Борис Годунов», о которой продолжим разговор на следующем уроке.
Музыкальная культура второй половины 19 века достигла наивысшего расцвета. Центральной темой стал народ, не только угнетённый и страдающий, но и народ творец истории, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.
УРОК 2.
Тема четверти: «Музыка и изобразительное искусство».
Тема урока: «М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».
Задачи:
- образовательные-
Накопление знаний о творчестве М.П. Мусоргского; знакомство с либретто оперы «Борис Годунов»; накопление музыкально-слухового опыта в процессе восприятия «Песни Варлаама».
- развивающие -
Развитие музыкальной культуры школьников: развитие психических процессов (памяти, воображения, восприятия), формировать у учащихся ассоциативное, логическое, художественное мышление в процессе размышления о музыке, развитие исполнительских навыков.
- воспитательные -
Приобщение детей к музыкальному искусству, формирование патриотических чувств, нравственных качеств.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Знакомство с либретто оперы «Борис Годунов».
-
Образ Варлаама.
-
«Песня Варлаама» - слушание, художественно-педагогический анализ.
-
«Песня Варлаама» - вокально-хоровая работа.
-
Выводы по уроку.
Художественно-педагогическая идея: «Пушкинская гениальность жизненности, вот почему он остался на века ... »
Ч.Айтматов
Продолжаем наше знакомство с творчеством М. Мусоргского, а именно разговор об опере «Борис Годунов». Давайте вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке.
Сегодня разберём либретто оперы (либретто - сюжет оперы). Как уже известно, опера писалась по сюжету трагедии А.С. Пушкина.
Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола.
На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя - тягостные предчувствия терзают его.
В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет летопись о Борисе, повинного в смерти наследника престола - царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Orpепьев. С волнением он узнаёт, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение бежать из монастыря, назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.
Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками - беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Orpепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.
Orpепьев укрылся в Польше, выдав себя за царевича. Его взял под покровительство польский воевода Юрий Мнишек. Таким образом, Лжедимитрий выступил в поход против Бориса Годунова во главе польского войска.
Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Дмитрий жив и спасёт его от произвола Бориса ...
На этом пока и остановимся.
Подробно рассмотрим образ Варлаама.
Послушайте «Песню Варлаама» и ответьте на вопросы:
- какой характер музыки?
- Что вы можете сказать о Варлааме!
- Нарисуйте мысленно его внешний облик.
«Песня Варлаама» - слушание.
Варлаам - беглый монах, любитель вольной и разгульной жизни. Но в его характере присутствуют такие качества, как сила, удаль, воля и мужество. Образ Варлаама - образ непокорного, мятежного духа народа.
Как же выглядит этот монах?
Посмотрите на иллюстрацию, где изображен Ф.И. Шаляпин в роли Варлаама. Варлаам - тучный человек. Посмотрите, как он одет, обратите внимание на его взгляд - глаза лукавого, хитрого человека.
«Песня Варлаама» - вокально-хоровая работа.
(На этом уроке большое внимание уделили песне, так как мы разучиваем всю песню целиком, а она достаточно сложная).
Вывод:
В пушкинской трагедии «Борис Годунов» Мусоргского привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в открытое недовольство, а под-конец - в стихийное восстание. Внимание композитора было сосредоточено на раскрытии основного замысла: столкновение царя и народа.
Музыкальный портрет Варлаама- один из мазков великой драматической картины, которую написал музыкальными красками М.П.Мусоргский.
УРОК 3.
Тема четверти: «Музыка и изобразительное искусство».
Тема урока: «Судьба человеческая», «судьба народная» в опере М.П.
Мусоргского и в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Художественно-педагогическая идея: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единою идеею; это моя задача. Я попытался разрешить её в опере».
М.П. Мусоргский
Задачи:
- образовательные -
Накопление и систематизация знаний о творчестве великого русского композитора М. Мусоргского; накопление музыкально-слухового опыта в процессе восприятия оперы «Борис Годунов»; осознание теоретических знаний (эпоха, история написания оперы, либретто); глубокое понимание элементов музыкального языка оперы, закрепление вокально-хоровых навыков на примере «Песни Варлаама».
-развивающие -
Развитие музыкальной культуры школьников: глубоко осознанное восприятие музыки М.П. Мусоргского; развитие способности применять музыкальные знания в новых ситуациях; понимать логику развития музыкальных образов в опере «Борис Годунов» развитие психических процессов (памяти, воображения, восприятия), формировать у учащихся ассоциативное, логическое, художественное мышление в процессе размышления о музыке, развитие вокально-хоровых навыков при исполнении «Песни Варлаама».
-воспитательные -
через осознанное восприятие музыки Мусоргского формировать патриотические качества личности, помочь стать душевно тоньше и понимать чувства другого человека; осознать значимость музыки Мусоргского в развитии русской музыкальной культуры и формирование нравственно-эстетической культуры.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний: просмотр видео - Сцена в Корчме - анализ.
-
Вокально-хоровая работа над «Песней Варлаама».
-
Сообщение новых знаний, знакомство с образом Юродивого - беседа, слушание, анализ.
-
Знакомство с образом народа в Сцене под Кромами - слушание, художественно-педагогический анализ.
-
Закрепление знаний, обобщение.
Конспект урока.
Сегодня мы завершаем цикл уроков, на которых мы сделали попытку прочесть великое пушкинское творение.
Тема урока: «Судьба человеческая», «судьба народная» в опере М.П.
Мусоргского и в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Мне хочется-обратиться к словам самого композитора: «Я разумею народ, как великую личность, одушевлённую единою идеею; это моя задача. Я попытался разрешить её в опере». Эту задачу, которую поставил перед собой М.П. Мусоргский, мы с вами тоже попытаемся разрешить. Я предлагаю посмотреть фрагмент из оперы «Борис Годунов». После просмотра вы мне ответите на такие вопросы: что это за фрагмент, кто принимает в нём участие; какие исторические события описаны в фрагменте; каков образ действующего лица; какими средствами музыкальной выразительности рисует его М.П. Мусоргский.
Перед нами сцена в Корчме. Действующее лицо - Варлаам. Варлаам - беглый монах, любитель вольной и разгульной жизни. Но в его характере присутствуют такие качества, как сила, удаль, воля и мужество. Его песня рисует живую колоритную картину взятия Казани. Всё это мы определили с помощью средств музыкальной выразительности:
Характер - разгульный, удалой, мужественный.
Темп - подвижный, стремительный.
Динамика - разнообразная (от тихой до громкой)
Ритм - упругий.
Движение мелодии скачкообразное.
Тембр голоса - бас.
Все средства музыкальной выразительности подчинены раскрытию образа Варлаама. В музыке чувствуется огромная жизнеутверждающая сила, радость бытия. Образ Варлаама - образ непокорного, мятежного духа народа.
Всё сказанное нами можно обобщить словами Луначарского: «Варлаамнастоящая разухабистая, широкая, хаотическая натура (русская натура). В его песне о взятии Казани чувствуется, что и он сам мог бы в любой момент широко размахнуться и оказаться почти сказочным богатырём».
Сейчас мы исполним эту песню, передавая её характер в собственном
исполнении.
«Песня Варлаама» - вокально-хоровая работа. Работа над выразительностью.
Сейчас я вам исполню фрагмент другой мелодии. Какому человеку она может принадлежать, на ваш взгляд?
Это слабый, беззащитный человек, т.к. характер мелодии скорбный, печальный. В основе заложены интонации плача, секундовые интонации.
Эта мелодия принадлежит другому яркому действующему лицу -Юродивому.
Кто такой Юродивый?
Юродивый (или Блаженный) - святой человек, который исключал себя из общественной жизни с целью вызвать гонения на себя, сознательно унижая себя до видимости безумия. Они обладали великим пророческим даром. Их всегда почитали, т.к. они помогали людям в трудные минуты, также считалось большим грехом обижать Юродивых.
Его внешний облик: одет в лохмотья, зимой и летом ходил в одной рубахе; носил вериги (различные железные цепи и кольца) на голом теле ради «усмирения плоти», волосы распущенны.
«Юродивые (или Блаженные) - писал С. Аверинцев, - в дни народных бедствий болеют душой за народ».
В каждом городе был такой человек и Симбирск (Ульяновск) не -исключение. у нас был известен Андрей Блаженный (Огородников). Он прожил 78 лет. Андрей почитался людьми, Т.к. он помогал всем, кто просил его о помощи. Он считался ангелом- хранителем Симбирска, люди говорили: «Пока жив Андрей Блаженный, не будет у нас пожаров».
Вернёмся снова к опере. Юродивый появляется в 4 действии оперы. У него мальчишки отняли копеечку, он плачет. Когда из Собора выступает царское шествие, голодный люд начинает мольбу о хлебе. Здесь Юродивый обвиняет царя Бориса в смерти царевича Димитрия (он требует зарезать мальчишек, как он зарезал маленького царевича). Борис потрясён. На его просьбу помолиться за него Юродивый отвечает отказом.
Сейчас мы послушаем сцену у Собора Василия Блаженного. Каким предстаёт народ в этой сцене?
Народ просит хлеба у царя. Далее интонации уже не просящие, а более энергичные, повелительные. Хор «Хлеба!» как бы вырастает из интонации Юродивого. Это говорит о том, что Юродивый - олицетворение самого Hapoда, «вещий образ мирской совести, носитель бескорыстной праведности».
Мы с вами рассмотрели двух действующих лиц: Юродивого и Варлаама. Эти образы взаимодополняют друг друга, создавая тем самым цельный образ народа.
Финал оперы. Сцена под Кромами. Послушаем хор «Расходилась, разгулялась». Каким здесь представлен народ?
Это сцена народного бунта. Народ устал от голода, от бесправия. Он терпелив, но терпение -его не беспредельно. Народ превращается -в могучую силу.
Финал оперы не совсем обычен. Борис погиб, но на престол вступает новый царь и несёт с собой новые бедствия и страдания народу. Приветствуя мнимого Димитрия, народ становится жертвой очередного обмана.
Опера завершается скорбным «плачем о русской земле» Юродивого: «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие, плачь, плачь душа православная! Скоро враг придёт и настанет тьма - темень тёмная, непроглядная. Горе, горе Руси! Плачь, плачь русский люд, голодный люд!».
Вывод.
На протяжении последних уроков мы с вами погрузились в мир музыки Мусоргского. Мне хотелось, чтобы вы прочувствовали эту эпоху, представили и увидели великую Русь, где главным богатством является народ, великая русская душа. И в этом нам помогла музыка.
Можем ли мы увидеть музыку?
Да. Художник красками создаёт картины, образы, характеры, а композитор создаёт образы с помощью средств музыкальной выразительности.