- Учителю
- Сценарий открытого урока по сольфеджио на тему Знакомьтесь: интервалы
Сценарий открытого урока по сольфеджио на тему Знакомьтесь: интервалы
Музыкальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования
г. о. Королев МО
«Детская музыкальная школа мкр. Юбилейный»
«ЗНАКОМЬТЕСЬ: ИНТЕРВАЛЫ»
(сценарий музыкальной инсценировки открытого урока по сольфеджио с использованием методических сборников Камозиной О.П. «Неправильное сольфеджио», Чевновой М.Ф. «Интервалы мы поем» и Червоной М.Ф. «Знакомьтесь: интервалы»)
выполнен преподавателем ФЕДОРЕНКО Л.Е.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СОЛЬФЕДЖИО
(III класс - инструментальное отделение)
Цель урока: проверить усвоение пройденного материала и показать взаимодополняемость уроков сольфеджио, музыкальной литературы и специальности.
1. Воспитательная
- воспитывать интерес к урокам сольфеджио;
- воспитание коммуникативных умений и навыков.
2. Развивающая
- Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умение анализировать и делать выводы;
- Развитие монологической речи учеников
3. Обучающая
- Обобщение и систематизация знаний по теме: «Интервалы: пение, построение, определение на слух и умение определить интервалы в нотном тексте».
Задачи:
-
Активизировать деятельность учащихся на уроках сольфеджио;
-
Создать условия для развития памяти, внимания, умения интонировать, строить и использовать теоретический материал в работе с интервалами;
-
Помочь осознать важность данной темы в курсе сольфеджио;
-
Пробудить интерес к урокам сольфеджио, через использование игровых моментов и творческих заданий.
Учебно-воспитательные задачи - воспитание интереса и любви к музыке, расширение музыкального кругозора, приобщение к разносторонним знаниям о музыке, формирование активных музыкально-слуховых представлений и развитие практических музыкальных навыков - исполнительских, слуховых, аналитических.
Форма проведения урока - комбинированная, по типу - урок применения полученных знаний и умений.
Используемые музыкальные пособия: Камозина О.П. «Неправильное сольфеджио», Чевнова М.Ф. «Интервалы мы поем».
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНСЦЕНИРОВКИ
«ЗНАКОМЬТЕСЬ: ИНТЕРВАЛЫ!»
ЯН: «Что такое интервал?»-
ВЕДУЩИЙ: Любопытный Ян спросил. И учитель - сольфеджист
Тут же Яну объяснил:
УЧИТЕЛЬ: «Слушай Ян, «на ус мотай». Объясненья проще нет.
Это пара звуков вместе или порознь. Вот ответ.
1-й УЧЕНИК: Коль звучат два звука вместе, гармоническим зовут.
В мелодическом два звука друг за дружкою идут.
УЧИТЕЛЬ: Сколько (!) разных интервалов. Чистых, малых и больших…
Диссонансов, консонансов...Много ль слышал ты о них?
2-й УЧЕНИК: Увеличенных немало, уменьшенных целый род!
Интервалы - это чудо, удивительный народ!
3-й УЧЕНИК: Среди чистых интервалов надо приму называть,
Кварту, квинту и октаву. И об этом надо знать!
ВЕДУЩИЙ: Прима - интервал, один и тот же звук.
Споем сейчас мы песню об этом интервале.
(Песня из сб. О.П.Камозиной «Неправильное сольфеджио», с.21)
Прима одна, всегда одна, звучит одиноко она.
ВЕДУЩИЙ: У Ивана Андреевича Крылова есть басня «Квартет».
Начинается она так: «Проказница мартышка,
Осел, козел и косолапый мишка,
Задумали играть квартет». Подсчитали,
сколько было участников инструментального ансамбля?
4-й УЧЕНИК: Интервал «Кварта» означает «четвертый» и звучит он
Решительно, смело, торжественно.
(Поем «Широка страна моя родная» и «Россия - священная наша держава»)
ВЕДУЩИЙ: А когда несколько кварт соберутся вместе, то в быстром темпе
их звучание похоже на хвастовство.
(Песня из сб. О.П.Камозиной «Неправильное сольфеджио», с.25)
Чистая кварта сидела за партой, и говорила гордо она:
«Я всех милее, красивей всех ярче».
Только хвастливей она всех была.
5-й УЧЕНИК: Квинта более спокойна, чем кварта. Ей некуда спешить.
Без квинт не было бы аккордов, любимых песен, не было бы
и инструмента волынки. Между струнами инструментов
(скрипки, альта, виолончели) расстояние квинты. Музыканты
Вслушиваются в звучание их, подправляют их чистоту.
(Песня из сб. О.П.Камозиной «Неправильное сольфеджио», с.26)
Пусто звучит, но как хороша:
Хочется квинту спеть не спеша.
6-й УЧЕНИК: Самая взрослая в семье простых интервалов - октава.
Она также чистый интервал.
(Песня из сб. «Неправильное сольфеджио», с.29)
Пропоем без лишних слов: есть в октаве шесть тонов.
Сколько в ней ступеней, спросим,
Нам любой ответит: восемь!
(Песня Октавы из сб. «Интервалы мы поем» М.Ф.Червоной», с.54)
Принцесса Октава живет, не скучает.
И дружит со всеми, и всех уважает.
Принцесса Октава живет и не тужит:
То песню затянет, то в вальсе закружит.
ВЕДУЩИЙ: А среди больших и малых секста, септима, дружок,
С ними терция, секунда - повтори за мной разок!
(Ян повторяет интервалы боьшие и малые)
7-й УЧЕНИК: Про секунды расскажу вам. Резкое звучание не помеха
для них. И веселой та бывает и страдать умеет.
У секунды оба звука - неразлучные друзья.
Вот как звучит большая секунда:
(Песня из сб. «Неправильное сольфеджио», с.22)
Мы танцуем и поем, очень весело живем.
7-й УЧЕНИК: А так звучит малая секунда:
(Песня из сб. «Неправильное сольфеджио», с.22)
Не танцуем, не поем, очень скучно мы живем!
8-й УЧЕНИК: Терция - очень благозвучный, приятный интервал.
Благодаря этому все аккорды, которые мы изучаем,
состоят именно из терций. Большая терция - светлый,
мажорный интервал.
(Песня из сб. «Неправильное сольфеджио», с.23)
Я терция большая, мажорная такая!
8-й УЧЕНИК: Малая терция звучит минорно:
(Песня из сб. «Неправильное сольфеджио», с.23)
Терция малая минорная, усталая.
ВЕДУЩИЙ: Расскажу вам музыкальную историю. Жили-были две славные
Сестрички - сексты. Одна была малая, другая - большая.
Как-то под Новый год большую сексту пригласили на бал.
Она надела нарядное платье, подошла к большому зеркалу
и спела песенку о самой себе:
(Песня из сб. «Неправильное сольфеджио», с.27)
Секста звучит широко и привольно.
Своим благозвучием секста довольна!
9-й УЧЕНИК: А еще большая секста спела песенку
«В лесу родилась елочка», которая начинается с нее.
(поется начало песенки).
ВЕДУЩИЙ: А малую сексту никто никуда не пригласил, потому что
еще слишком мала. Вот она и запела грустную песенку:
(Песня из сб. «Неправильное сольфеджио», с.28)
Я грустная, секста малая.
ВЕДУЩИЙ: Другие сестрички - септимы отличались скверным характером.
Они были постарше многих интервалов, ведь им было
уже по семь лет, поэтому они всех поучали, воспитывали,
ворчали. Особенно отличалась этим большая септима.
(Песня из сб. «Неправильное сольфеджио», с.28)
Ох, ворчливая какая наша септима большая!
ВЕДУЩИЙ: Младшая септима очень устала от необходимости всех
воспитывать и ворчать по каждому поводу. Ей очень
хотелось прилечь или просто посидеть в кресле, отдохнуть.
(Песня из сб. «Неправильное сольфеджио», с.29)
Я септима малая, я очень усталая.
ВЕДУЩИЙ: Интервалы - это удивительные музыкальные существа.
Больше всего они любят кувыркаться.
Звуки кувыркаются - значит, обращаются.
1-й ЧТЕЦ: Каждый звук у интервала со своим названием.
Верхний звук зовут вершиной, нижний - основанием.
2-й ЧТЕЦ: Если звуки интервала вдруг местами поменять,
Обращение получим. Это тоже надо знать!
3-й ЧТЕЦ: Кварта в квинту обратится, септима секундой станет,
Из октавы прима выйдет, секста терцией предстанет.
(Песня из сб. «Неправильное сольфеджио», с.32)
Обращение имеет каждый интервал.
В нем тот звук, что был вершиной, основаньем стал.
Словно в сказке происходят превращенья с ним:
Интервал большой стал малым, малый стал большим.
Только чистый интервал в чистый перейдет.
Ничего с тем интервалом не произойдет!
4-й ЧТЕЦ: Научиться надо строить интервалы вверх и вниз,
Полутончики, ступеньки посчитать. И прочь каприз!
5-й ЧТЕЦ: Научиться надо петь их и на слух определять,
И в устойчивые звуки без ошибок разрешать.
6-й ЧТЕЦ: Интервалы - это диво! Если вместе их сложить,
То гармонию услышим, без нее нам не прожить!
7-й ЧТЕЦ: И мелодия любая состоит, как всем известно,
Из цепочки интервалов. Как звучат они чудесно!
(Песня из сб. «Интервалы мы поем», с.9-10).
Интервалы, интервалы удивительный народ!
Диссонансы, консонансы. Или все наоборот?
Целый год вас изучаем, строим, пишем и поем,
Обращаем, разрешаем и на слух вас узнаем.
(Заключительная песня «Сольфеджио» из сб. «Неправильное сольфеджио» Камозиной О.П.)