- Учителю
- Урок музыки 6 класс «Авторская песня: прошлое и настоящее»
Урок музыки 6 класс «Авторская песня: прошлое и настоящее»
Предмет: музыка (6 класс)
Тип урока: погружение в музыкальный материал
Форма урока: урок-путешествие (в форме рондо)
Методы: беседа, исполнение
Тема: «Авторская песня: прошлое и настоящее»
Технологии: личностно-ориентированные, развивающего обучения, деятельностной основы, здоровьесберегающие.
Цель урока: Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6 - м классе по программе «Музыка. 6 класс» авторов: Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры - авторская песня. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь - источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно - нравственного камертона.
Задачи урока:
1. Познакомить с истоками зарождения авторской песни и современными ее исполнителями; со значением слов «ваганты», «бард», «скоморох»; учить детей пониманию уже известного и нового музыкального материала, выразительно исполнять его;
2. Развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские навыки; творческое воображение; способность к сопереживанию; опираясь на структуру урока , определять его музыкальную форму;
3. Пробудить интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; воспитывать чувство патриотизма; музыкальный вкус;
4. Отработка певческих и исполнительских навыков.
Оборудование:
Музыкальный центр, доска, телевизор, фотографии композиторов авторских песен, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД,DVD дисках, фрагменты фильмов.
Раздаточный материал: карточки с текстом, цветные карточки, музыкальные инструменты флейты ложки, гитара.
Музыкальный материал: «Атланты» песня А. Городницкого, «Гаудеамус» международный студенческий гимн, «Пожелание друзьям» А.Волков, фильм А.Тарковского Андрей Рублев», «Школьный гимн» А.Головко
ХОД УРОКА
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
(звучит песня "Изгиб гитары жёлтой".)
- Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать с вами большую и интересную тему («Мир образов вокальной и инструментальной музыки» )
На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека, о вдохновляющей силе музыки Чайковского о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу.
Как вы опечалились во время просмотра и прослушивания песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» в исполнении великой певицы Людмилы Зыкиной и как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. (слайд №5-6)
Сегодня мы познакомимся с вами с ещё одной гранью нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача ответить на вопрос, в чем заключается эта сила?
Скажите, пожалуйста, что за песня прозвучала в самом начале урока и кто ее автор? (ответы детей)
-Да это песня Олега Митяева, и тема нашего сегодняшнего урока:
«Авторская песня: прошлое и настоящее».
А урок открыла знаменитая песня « Изгиб гитары желтой» написанная еще в 1979 году и, которая до сих пор не сходит со сцены.
Какую задачу мы поставим сегодня на урок?
Наша задача на этом уроке ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют - философией жизни: что она несет нашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека?
« Совесть, благородство и достоинство -
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни к нему вою ладонь
За него не страшно и в огонь
Лик его высок и удивителен, посвяти ему краткий век.
Может, и не станешь победителем
Но зато умрешь как человек»
Но вначале, я хочу перенестись с вами в средние века, когда в эпоху расцвета городов, по дорогам пролегающим между ними, странствовали ваганты.
Ваганты - это бродячие школяры. Среди них были студенты, монахи, философы - актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Пик развития движения вагантов приходится на XII -первую половину XIII вв. хотя началось все раньше - в XI веке с созданием и развитием университетов.
Университет - совершенно новое явление средневековья - это было объединение спаянное взаимной клятвой». Ново было то, что основой этого объединения был интеллектуальный труд. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнения и оценок. Они устраивали театрализованные представления, и опирались не только на традиции церковных песнопений (исповеди и проповеди), но на опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии восхваляя молодость, как время любви, веселья и беззаботности.
До наших дней дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII-XIII вв. Среди них знаменитая песня «Гаудеамус»
ОТРЫВОК перевода песни «Гаудеамус»
слушание
Эта песня прославляющая академию и преподавателей профессоров, уже несколько столетий является международным студенческим гимном.
- Кто исполнял гимн? (смешанный хор).
- Было ли музыкальное сопровождение?
(Нет. Гимн исполнялся а капелла.)
- Какой характер гимна?
Если вы внимательно вслушались, то услышали слова, прославляющие академию и преподавателей-профессоров.
Теперь мне бы хотелось вас перенести в древние кельтские племена. Очень давно, в этих племенах жили певцы и звали их «бардами».
-Барды - это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами - бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии
(текст для ученика на карточке)
- Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было у нас на Руси в это время?
А на Руси были свои бродячие музыканты - певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.
Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.).
Скоморохи - в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.
(текст для ученика на карточке)
(просмотр фрагмента кинофильма А.Тарковского «Андрей Рублев» сцена скомороха).
- Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в XX век, во вторую половину XX века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.
Авторская песня - своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они - авторы-исполнители этих песен?
- Каких авторов-исполнителей вы знаете?
(Дети отвечают на вопрос)
- Сейчас их имена знают все.
Это - Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.
Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга.
Я предлагаю вам спеть «Песню о друге» Владимира Высоцкого. Учащиеся исполняют песню В. Высоцкого.
- Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту всегда надо быть вместе.)
- История становления авторской песни в нашей стране во многом связана с появлением в сороковые годы XX века песни М. Светлова «Глобус».
Именно этому поэту приписывается ее мелодия. Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Великой Отечественной войны спел сам Михаил Светлов, были другими:
За зеленым забориком
Ты не можешь уснуть.
А вечерняя зорька
Продолжает свой путь.
После войны, в 1947г., поэт М. Львовский по просьбе друга-однополчанина написал другие слова для спектакля «Старые друзья». Так и получилась песенка «Глобус», состоящая всего из двух строф. Многие годы она поется с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни. А мы сейчас ее исполним со словами М. Львовского.
Дети исполняют песню «Глобус» М. Светлова под фонограмму.
- Удобно ли вам было петь?
Какие интонации преобладают в этой песне? (искренние, доверительные, романтические)
Работа с учебником.
Провести интонационный анализ нового текста песни «Глобус»
- Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924-1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они - о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.
Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г. А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник.
Ученица читает стихотворение «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы.
"Песенка об открытой двери..."
Когда метель кричит, как зверь,
протяжно и сердито,
не запирайте вашу дверь,
пусть будет дверь открыта.
И если ляжет долгий путь,
нелегкий путь, представьте,
дверь не забудьте распахнуть,
открытой дверь оставьте.
И уходя в ночной тиши,
без лишних слов решайте:
огонь сосны с огнем души
в печи перемешайте.
Пусть будет теплою стена
и мягкою - скамейка...
Дверям закрытым - грош цена,
замку цена - копейка!
- Как вы поняли стихотворение Б. Окуджавы?
Почему поэт призывает «открыть двери» перед человеком?
9 мая - это День Победы. И словно в подарок Б. Окуджаве уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Фильм не случайно имеет такое название. Именно с Белорусского вокзала в 1941 году отправлялись солдаты на фронт. Вы догадались, о какой песне идет речь? («Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы).
-Мы исполняли эту песню хором, слушали, как поет солист.
А сейчас продумайте свою интерпретацию песни Б. Окуджавы.
-Что такое интерпретация?
Откуда идет музыкальный строй песни? (Обратить внимание детей на то, что музыкальный строй песни идет от текста, речи.)
Попробуйте составить свой исполнительский план.
Дети говорят свои варианты исполнения для каждого куплета. Учитель записывает на доске.
Исполнение песни учащимися, соответственно составленному плану (интерпретация).
- Какой образ создал композитор в этой песне?
( ответы детей )
В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный - Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой.
На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни. В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум.
На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены.
Предлагаю вам послушать фрагмент концерта А.Розенбаума
(показ видеоролика концерта)
III.Обобщение
- Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности.
Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия?
Учитель предлагает каждой группе учащихся ответить на вопрос:
- В чем ценность авторской песни?
(Дети пишу, а затем зачитывают свои варианты ответов
За время групповой работы учащихся учитель прикрепляет на доске три разноцветные карточки со словами «Да», «Нет», «Я подумаю».)
Учитель обращает внимание учащихся на карточки трех цветов, которые лежат у каждого на столе. Предлагает провести цветовую диагностику, чтобы увидеть есть ли будущее у авторской песни? Учащиеся встают в круг и поднимают карточки, которые соответствуют их мнению. Дети и учитель наглядно видят результат.
IV.Оценка работы учащихся
V. Итог урока