7


  • Учителю
  • Конспект открытого урока музыки к государственному экзамену по дисциплине «Основы теории и методики музыкального образования детей школьного возраста»

Конспект открытого урока музыки к государственному экзамену по дисциплине «Основы теории и методики музыкального образования детей школьного возраста»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала















Конспект открытого урока музыки

к государственному экзамену по дисциплине

«Основы теории и методики музыкального образования детей

школьного возраста»


















Дата проведения открытого урока - 26 февраля 2015 г.

Школа № 37

Класс: 8

Тема четверти: Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.

Тема урока: Трагическая судьба Любовь и в рок-опере «'Юнона' и 'Авось'»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: показать взаимосвязь традиций и новаторства в жанре современной отечественной рок-оперы.

Задачи урока:

- познакомить с творчеством современного российского композитора А.Рыбникова;

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.

  • прививать эстетический вкус к прекрасному, возвышенному.

Музыкальный материал урока:

А.Рыбников, А.Вознесенский рок-опера «'Юнона' и 'Авось'»:

  • Пролог. Молитва «Господи, воззвах!»

  • Песня Кончитты «Белый шиповник»

  • Романс «Я тебя никогда не забуду»

  • Эпилог. Аллилуйя.


Видеозаписи: Пролог, отпевание, романс морских офицеров, песня моряков «Авось», любовная тема « Белый шиповник», « Воззвах господи…», эпилог «Аллилуйя».


Драматургия урока:

  • завязка:

  • развитие и кульминация:

  • заключение:


Муз. материал

Задачи

Методы

Приемы

Оборудование

Время

Молитва «Господи, воззвах!»

-закрепить полученные знания на предыдущих уроках о музыкальном образе, его средствах выразительности;

-развивать способность анализировать средства музыкальной выразительности на примере музыкального произведения;

-познакомить с новой песней;

-воспитывать культуру слушания и исполнения.

-размышление о музыке;

-практический.

-дирижерский жест;

-беседа;

-собственный показ с поддержкой на музыкальном инструменте.


Вст. - 3 мин;

Работа над песней - 10 мин.

Песня Кончитты «Белый шиповник»

-познакомить с творчеством Шуберта;

-познакомить с творчеством итальянского художника Рафаэля Санти;

-развивать ассоциативное мышление;

-развивать способность анализировать средства музыкальной выразительности на примере музыкального произведения;

-воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру;

-прививать эстетический вкус к прекрасному, возвышенному.


-размышления о музыке;

-сравнения;

-создание общего художественного контекста через «выходы» за пределы музыки.


-слушание;

-беседа;

-творческое задание;

CD диск;

Иллюстрация -Рафаэль «Сикстинская Мадонна».

15 минут

Романс «Я тебя никогда не забуду»

Слушание, исполнение

-познакомить с песней;

-воспитывать эмоционально-содержательную культуру исполнения песни;

-развивать способность дифференцированного восприятия средств музыкальной выразительности (содержание)

-забегания вперед и возвращение к пройденному материалу;

-размышления о музыке;

-практический.

- собственный показ с поддержкой на музыкальном инструменте;

-дирижерский жест;

-беседа.


Работа над песней,

выводы по уроку - 13 мин.

ХОД УРОКА

У: Добрый день! Ребята, музыка каких направлений звучит сегодня в современной культуре? (СЛАЙД: классическая, эстрадная, рок-музыка)

У: Сегодня мы попытаемся с вами проникнуть в мир такого современного жанра как рок-опера, в содержании которого воплотилась одна из вечных в тем - тема любви и трагическая судьба двух людей.

У: Как можно понять уже из названия, Рок-опера-жанр синтетический (слайд). Возникла в 1970-е годы в результате творческих поисков ВИА. Первыми рок-операми были «Иисус Христос - суперзвезда» Э.Л.Уэббера, а у нас в России - «Орфей и Эвридика» А.Журбина. Жанр рок-оперы является соединением многовековой художественной традиции и культуры сегодняшнего дня.

Музыкальный стиль предполагает смешение различных истоков и слагаемых (рок, народное творчество, академическая музыка).

Таблица на заключение урока:

РОК

ОПЕРА

Рок - современное искусство, истоками которого являются песенно-танцевальные жанры афроамериканского городского фольклора 1920-30 годов.

Музыкально-театральный жанр. Возник в Италии на рубеже16-17 веков из жанров светской вокальной музыки (мадригал, пастораль.)

  • Звук в рок-музыке используется в основном с электронными преобразованиями, Исполнение отличается усиленной экспрессией, произведение принято подавать в театральной манере.

Инструментальный состав - рок-ансамбль (ударные, эл.инструменты)

Вокальная манера - академическая, требующая от певцов специального обучения.


Основной инструментальный состав - симфонический оркестр.

  • неотъемлемые качества рока:

-длительные эмоциональные нагнетания

-рост напряжения

-направленность к сильным мощным кульминациям

- драматические контрасты, стремительная смена жестокой агрессивности и чувственной лирики

Воплощение различных настроений, образов и характеров. Опера - жанр, предполагающий сложную драматургию, глубокое содержание и развитые характеры героев.


  • Композитор и исполнитель

нерасторжимы.

-Сильное личное начало

Авторы и создатели отделены от исполнителей.

Исполнители выражают не свою, а чужую позицию

РОК-ОПЕРА

У: Итак, рок-опера - это современный жанр со своими особенностями и сегодня мы попытаемся выявить их в современной российской рок-опере «'Юнона' и 'Авось'», которую создали композитор Алексей Рыбников и автор либретто поэт Андрей Вознесенский (СЛАЙД).

Композитор Алексей Львович Рыбников (СЛАЙД) - народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ. Известен самым широким кругам любителей музыки. Прежде всего: детям - он автор знаменитой музыки к фильмам « Буратино», «Красная шапочка», театралам - рок-операми «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и « Юнона и Авось». Особый интерес вызывают принципы работы композитора с музыкальными электронными технологиями.

Знакомство с Андреем Вознесенским и его поэмой «Авось» положило начало работы над новой оперой - вернее, рок-оперой, которая получила название «'Юнона' и 'Авось'». Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы такие «звезды» как Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов.

Сюжет поэмы « Авось» и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящен путешествию русского графа Николая Петровича Резанова (СЛАЙД) в Калифорнию в 1806 году и его встрече с 16-летней дочерью испанского губернатора Сан-Франциско Кончиттой (СЛАЙД). Судьба этих героев возвышенна и трагична - не успев расцвести, их любовь разъединяется.

У: Итак, пройдем же и мы с вами путь от России до Америки и обратно вместе с героями, жившими почти 200 лет назад, но чувства и мысли которых и поныне вызывают восхищение.

У: Композиция рок-оперы строится из Пролога и двух частей. А вы знаете, что такое Пролог?

Д: Это вступительная часть к чему-либо.

У: В прологе мы слышим предвестие будущих событий. Какие же это события, вы поймете, посмотрев фрагмент. Но еще постарайтесь определить, на каких музыкальных интонациях развивается сцена, что здесь вы услышите от современного звучания. (СЛАЙД. ФРАГМЕНТ ПРОЛОГА)

У: Какие звучания можно услышать в сцене Пролога?

Д: Звук колокола, хоровое пение.

У: А что символизируют эти звуки, какие события?

Д: Трагический исход жизни героев, как будто это отпевание, сострадание.

У: Верно. Это звучал погребальный колокол, обозначающий состояние одиночества, трагичность судьбы Кончитты и Резанова. Вы также, наверное, услышали молитву человека, мечтавшего дать счастье России, молитву об удаче, задуманного им дела.

Первая часть оперы происходит в России. Граф Резанов, потеряв свою первую жену Анну, готов отдать жизнь родному отечеству, он обращается с просьбой к императору Александру I разрешить экспедицию к берегам Америки, построив два судна «Юнона» и « Авось» на собственные средства. (СЛАЙД -корабль).

Пронзительно звучит здесь монолог графа и лирико-трагический романс морских офицеров, предвосхищающих свою судьбу «Ты меня на рассвете разбудишь» (СЛАЙД). Музыка романса морских офицеров, наверное, знакома вам. Мы вернемся к ней позже.

Граф Резанов как-будто предчувствует свою судьбу, его мучает отчаяние: « Смешно с всемирной тупость бороться. Свобода потеряла первородство. Иль нет ее ни здесь, ни там. Куда же плыть? Не знаю, капитан…». Чувство отчаяния выливается у графа в истовую молитву, в которой присутствует единство со всем русским народом (СЛАЙД-МОЛИТВА Господи, воззвах тебе, услыши мя).

У: Скажите, а эти мысли возникают у людей нашего времени? Есть ли на самом деле такие люди, как граф Резанов, способные беззаветно служить Родине в наше время?

Д: Их очень мало, как и тогда. Поэтому многое в будущем нашей России зависит от нас.

У: И вот граф отправился на кораблях « Юнона» и « Авось» в тяжелое и опасное путешествие. Доплыть помогает непоколебимая вера и русский «авось». (СЛАЙД «Авось»).

У: Скажите, а в какой манере звучит эта музыка?

Д: Современной.

У: Эта музыка могла бы звучать на рок-концерте?

Д: Да!

У: Вторая часть оперы происходит в Америке, в городе Сан-Франциско штата Калифорния. Резанов от лица России приветствует Калифорнию, губернатор Сан-Франциско приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь 16-ти летия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончитту на танец, между ними вспыхивает любовь, светлая, мучительная, прекрасная и трагическая. И это событие становиться роковым в их жизнях и в жизни Федерико, будущего жениха Кончитты. Особой музыкальной темой зарождения любви является песня «Белый шиповник». Это песня - рассказ в жанре баллады, где реальное сочетается с фантастическим. Когда вы посмотрите фрагмент, скажите, почему песне дается название «Белый шиповник», что это за символ. (СЛАЙД с песней « Белый шиповник»)

Д: Белый шиповник - символ любви.

У: А почему не какой - либо другой цветок, а белый шиповник?

Д: Шиповник не искусственный цветок, он дикий, свободный но в то же время нежный, прекрасный.

У: Музыкальный стиль песни близок русскому романсу начала 19 века. Как вы охарактеризуете его мелодию?

Д: Напевная, плавная, лиричная.

У: Правильно, вы все верно услышали.

У: Но в силу обстоятельств русским кораблям приходиться возвращаться на Родину. Жених Кончитты, Федерико, умоляет графа Резанова не оставлять Кончитту. Резанов твердо решил, поехав обратно в Россию и получив разрешение на брак с девушкой другой веры, вновь вернуться к Кончите. Но тяжелая болезнь убьет графа на Родине. Он никогда больше не увидится с Кончиттой. В СЦЕНЕ ПРОЩАНИЯ снова звучит романс «Я тебя никогда не забуду». Напомню, что романс - это лирическое произведение вокальной музыки. Мысль о том, что смерть помешает графу увидеться со своей возлюбленной, она же будет ждать его 35 лет, после чего даст обет молчания и уйдет в монастырь (СЛАЙД-РОМАНС в сцене прощания)

У: Какие чувства испытывают герои, страдают ли они?

Д: И да, и нет. Тут слышатся и надежда, и вера.

У: И он, и она, прощаясь чувствуют, что больше не увидятся, но все же - надеются и верят в чудо, что вновь обретут друг друга. Сначала это совсем робкое, тихое звучание, но вскоре чувства набирают силу, появляется энергия, уверенность.

Романс «Я тебя никогда не увижу» очень популярен, его часто исполняют отдельно. Думаю, вам будет интересно выучить его.

Разучивание. Работа над интонацией, ритмом. Фразы распределяются между юношами и девушками:

Граф (юноши): Я тебя никогда не увижу.

Кончитта (девушки): Я тебя никогда не забуду.

У: Вот так прошла жизнь этих двух людей. (СЛАЙД Резанова и Кончитты)

Встреча и расставание. Не успев соединить их друг с другом, судьба разводит их в разные концы света. Из хаоса звуков, как-будто из хаоса нашей жизни, рождается замечательный финал оперы - гимн любви. На сцену выходят все участники спектакля и поют его, обращаясь к нам, «жителям XX столетия» (СЛАЙД «Аллилуйя»).

Обобщение

Рок-опера «'Юнона' и 'Авось'» - это обращение к вечному сюжету, актуальному и в современную эпоху. Музыкальный стиль ее пестр и одновременно един - вы услышали сегодня в музыке: (СЛАЙД СТИЛЯ)

- интонации плача

- русское церковное хоровое пение

- песни в стиле русского лирического романса

- исполнение в рок-манере

-тембры колокола, электро и симфонических инструментов.

В рок-опере по-своему отражаются черты двух жанровых истоков. А какие черты рок-оперы, которые соединяются от рока и оперы, вы бы назвали сейчас? Воспользуйтесь предложенной памяткой.

Выявить:

- Манера пения (есть и «оперная», и «неклассическая»)

- Тембры инструментов

- Исполнители - «не-авторы».

У: Думаю, что теперь вы по-новому посмотрите на знакомые жанры, на оперу. Всем спасибо за работу, до свидания!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал