7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке (искусство) 6 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке (искусство) 6 класс ФГОС

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2

г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан


«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»


Руководитель МО

Заместитель директора

Директор МБОУ ЛСОШ №2


_______/______________

по учебной работе

Аптралова А.В.


ФИО

Кузнецова И.А.

Приказ №____ от


Протокол №____ от

«____»__________201__ г.

«____»__________201_ г.


«____»_________201__ г.







Рабочая программа

по музыке (искусство)6 класс

учителя музыки

Гришиной Марии Валерьевны





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«____»____________ 2015 г.





2015-2016 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312»

- Примерной программы по музыке для 6 класса с использованием рекомендации авторской программы Г.П. Сергеевой и Е.Д.Критской.

- Учебного плана школы на 2015/16учебный год.

-Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю)

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жиз­ненных явлений, овладение культурой отношений, запе­чатленной в произведениях Искусства, раскрывающих ду­ховный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения че­рез опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможно­стей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

В программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитек­туры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),

кино.








































Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе, количество часов на проведение

Лабораторных работ

Практических работ

Контрольных работ

Уроков раз­вития речи

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

-

-

1


2

Мир образов камерной и симфонической музыки

18



1



Итого:

35

-

-

2

-




Содержание тем учебного курса

Раздел 1. " Мир образов вокальной и инструментальной музыки "

Удивительный мир музыкальных образов. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. «Фрески Софии Киевской». Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.«Перезвоны» Молитва. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром .Полифония. Авторская музыка: прошлое и настоящее.

Раздел 2. " Мир образов камерной и симфонической музыки "

Джаз - искусство 20 века. Вечные темы искусства и жизни.Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».«Космический пейзаж».«Быть может, вся природа- мозаика цветов?» Картинная галерея. Образы симфонической музыки «Метель».Муз. иллюстрации к повести А.С.Пушкина Симфоническое развитие муз. образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Образы кино-музыки. Мир музыкального театра









Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки в 6 классе ученик должен
знать/понимать
- специфику музыки как вида искусства;

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития;

- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
- сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого навыка в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
- размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.

Календарно-тематическое планирование


урока

Содержание учебного материала (тема урока)

Количество часов

Основные изучаемые понятия темы

Планируемые результаты обучения

Дата

Примечание


План

Факт


а

б

а

б


" Мир образов вокальной и инструментальной музыки " (17часов)


1

Удивительный мир музыкальных образов.


1

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

  • Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

  • Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

  • Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

  • Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Предметные

Знать и развивать традиции русской песенной культуры.

Метапредметные.

самостоятельно отличать интонацию романса и речи, знать единство музыкальной и поэтической речи романса, знать особенности мелодической линии.

Личностные

Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.


3.09

7. 09

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.


1

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..

Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня и.М. Матвеев, слова народ­ные. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев.

Предметные

Четко понимать специфику и особенности романса

( лирический, драматический, эпический)

Метапредметные

самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа.

различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса.

находить поэтическое и и муз. выражение главной мысли романса.

Личностные

Знать известные русские романсы.


10. 09

14.09


3

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

1

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

  • Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».

  • М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».

  • М. Глинка. «Вальс-фантазия».

  • «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

  • «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

Предметные

Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания.

Метапредметные

самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.

уметь определять форму романса

знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса.

Личностные

Научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой.

17.09

21.09


4

Два музыкальных посвящения.


1

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

  • Д. Тухманов Д., сл. М. Ножкина «Россия».

  • М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».

  • М. Глинка. «Вальс-фантазия».

  • «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

  • «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

Предметные

Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир.

Метапредметные

самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса.

знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса.

знать приемы развития музыки в романсе.

Личностные

Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса.

1.10

28.09


5

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».


1

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень». С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».С.В.Рахманинов «Островок».

Ю.Визбор «Лесное солнышко».

Предметные

Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир.

Метапредметные

самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса.

знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса.

знать приемы развития музыки в романсе.

Личностные

Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса.

8.10

5.

10


6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.


1

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.

Н.А. Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко». Ю.Визбор «Лесное солнышко».

Предметные

Знать различные способы звуковедения.

Метапредметные

самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина)

понимать красоту и правду в искусстве.

расширять муз. компетентность.

Личностные

Гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным.

15.

10

12.10


7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.


1

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя). РНП « Туга навылым урамын»».

М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина». М.И.Глинка.

Предметные

Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской.

Метапредметные

самостоятельно различать диалог в РНП

Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ.

разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно»

Личностные

Понимать и любить русские народные обряды.


22.

10

19.10


8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.


1


Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены. М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н. Дорлиак Ф.Шуберт «Форель». Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете». Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.цЛебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей

Предметные

Уметь различать становление муз. образа.

Метапредметные

самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений.

знать музыкальные термины.

разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь»

Личностные

Расширять музыкальный кругозор.

29.

10

26.10


9

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».


1

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

  • Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

Предметные

Определять основную мелодику муз .произведений Ф.Шуберта.

Уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта.


Метапредметные

самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО

знать музыкальные термины.

отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта.

12. 11

9.

11


10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

  • «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

  • «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»

Предметные

Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора.

Метапредметные

знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.

знать народные муз. инструменты.

уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах.

Личностные

Гордиться РНП.

19.

11

16.

11


11

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.


1

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

  • М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

  • Б.Окуджава «Молитва»

Предметные

Понимать значение духовной музыки.

Метапредметные

самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений.

владеть знаниями музыкальных терминов.

разучивание духовного муз. произведения.

Личностные

Уважать традиции русской духовной музыки.


26. 11

23.11


12

«Фрески Софии Киевской».


1

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт - Ф.Шопен)

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием

  • Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

  • Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

  • Dona nobispacem. Канон. В.-А. Моцарт.

  • Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Предметные

понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита.

Метапредметные

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

Личностные

сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

3. 12

30.11


13

«Перезвоны» Молитва.


1

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».

  • Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

  • Б.Окуджава «Молитва»

Предметные

Знать особенности русской духовной музыки 18 века.

самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства.

Метапредметные

определять тесную связь слов и музыки духовного концерта.

углублять знание жанра хорового концерта.

Личностные

Уважать традиции русской духовной музыки.


10.

12

7.

12


14

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.

  • И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

  • И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

  • И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

  • А.Городницкий «Атланты»


Предметные

определения музы-кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки.

Метапредметные

Получить представление о стиле барокко.

проводить инто­национно-образный ана­лиз музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия,

Личностные

размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы

17.

12

14.12


15


Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1


Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.

  • И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

  • И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

  • И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

  • А.Городницкий «Атланты»


Предметные

определения музыкальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко.

Метапредметные:

проводить инто­национно-образный ана­лиз музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произв-я и выявления их своеобразия, размышлять о музыке,

Личностные

высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально- хоровой работы

24.

12

21.12


16

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».


1

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:

«№1. Стабат матер долороза», В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам» Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна

Предметные

особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа - сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.

Метапредметные:

совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить инто­национно-образный ана­лиз музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.

Личностные

высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально- хоровой работы

14.01

28.12


17

Авторская музыка: прошлое и настоящее.


1

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства : бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

  • Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».

  • «Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.

  • А.Городницкий «Снег»;

Предметные

определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.. Городницкий. Историю развития авторской песни.

Метапредметные:

совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать различные исполнительские трактовоки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

Личностные

Гордиться выдающимися отечественными исполнителями авторской песни. Узнать историю становления авторской песни.

21.

01

11.01


«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)


18

Джаз - искусство 20 века.


1

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

  • Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»

  • Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».

  • Блюз «Сегодня я пою блюз».

  • Дж.Гершвин. «Любимый мой».

Предметные

истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.

Метапредметные:

анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора.

Личностные

Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.

28.

01

18.01


19

Вечные темы искусства и жизни.


1

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд..

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.

  • Ф.Шопен. «Этюд № 12».

  • Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

  • Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Предметные

что жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.

Метапредметные:

Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.

выразительно исполнять песни.

Личностные

Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

4.

02

25.01


20

Образы камерной музыки.

1

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..

  • Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.

  • Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Предметные

жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация.

Метапредметные:

узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Личностные

Анализировать различные трактовки одного и того же муз. жанра, аргументируя интерпре­тацию замысла композитора.

11. 02

1. 02


21

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.


Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен - создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2».

Предметные

: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен.

Метапредметные:

выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Личностные

Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпре­тацию замысла композитора.

18.

02

8.

02


22

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».


1

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.

А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:

  • А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Предметные

значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко.

Метапредметные:

определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов,

Личностные

определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

25.

02

15.02


23

«Космический пей-заж».

«Быть может, вся природа- мозаика цветов?» Картинная галерея.

1

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.

Ч.Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика».

  • О.Митяев «Как здорово».

Предметные

осознать взаимопро-никновение и смысловое единство слова, музыки, изобраз-го искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.

Метапредметные:

определять форму муз.произ-я, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, Личностные

сопоставлять поэтические и муз.произведения.

3.03

22.02


24

Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

1

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:

  • «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

  • Н.Зубов. «Не уходи»

Предметные

: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.

Метапредметные:

выразительно исполнять песни. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.

Личностные

Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

10.

03

29.02


25

Образы симф. музыки «Метель». Муз. иллюстрации к повести А.С.Пушкина

1

17.

03

7. 03


26

Симфонич-ое развитие муз.образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

1

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обра-ботка классической музыки.

  • В. А. Моцарт «Симфония № 40».

  • В.А.Моцарт «Авэ верум».

  • П.И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.

  • Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

Предметные

: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных-В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.

Метапредметные:

осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобра-зительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Личностные

Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

24. 03

14.03


27

Симфонич-ое развитие муз.образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

1

7.04

21.03


28-29


Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».


1

  • Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструм музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литер-го сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».Е.Крылатов,сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

Предметные

имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт».

Метапредметные:

сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие,

личностные

высказывать собственную точку зрения.

14.

04

4.

04



30

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

1

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.М.К. Чюрленис. Фуга.

  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Предметные

: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Метапредметные:

сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, Личностные

проявлять творческую инициативу.

21.

04

11.04


31


Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

1

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

  • П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

Предметные

: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

Метапредметные:

выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности

28.

04

18.04


32-33


Мир музы-

кального театра.

2

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном - инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10) М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках», -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)

рисунки В.Гартмана.

Предметные

: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Метапредметные:

выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

Личностные

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

5.

05

/12.

05







25.04/16.05





34

Образы кино-музыки.

1

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Предметные

о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений.

Метапредметные:

исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.

Личностные

владеть навыками музицирования

19.

05

23.05


35

Образы кино-музыки.

1

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Предметные

:понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

Метапредметные:

передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.

Личностные

Развитие творческих способностей

26.

05

30.05


Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.

  1. Музыка. 6 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2012.

  2. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 6 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.

  3. Музыка. 5-6 классы Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская Уроки музыки. М.: Просвещение, 2011.

  4. Г.П.Сергеева Е.Д.Критская . Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. - Москва. Просвещение. 2011г. СД - ROM ( MP3) диск. Музыка 6 класс.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1.Единая коллекция -

2.Российский общеобразовательный портал -

3.Детские электронные книги и презентации -


6




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал