- Учителю
- Рабочая программа по внеурочной деятельности 'Из чего сделана музыка'
Рабочая программа по внеурочной деятельности 'Из чего сделана музыка'
Департамент образования администрации
городского округа Самара
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №154
с углубленным изучением отдельных предметов
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №154
___________/Корнилова Н.Н./
«___» ____________2014 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Из чего сделана музыка»
для учащихся 3х классов
(общекультурное направление)
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет
Срок реализации программы - 1 год
Составитель: преподаватель ДО
Богомолова Лариса Николаевна
Самара
2014год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности «Из чего сделана музыка» для учащихся 3-х классов является модифицированной, разработана на основе примерной программы начального общего образования Усачёвой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. «Музыкальное искусство» - М.: 2010 г., глава «Музыкальная интонация» разработана на основе авторской разработки Т.А. Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио», М.-2006г. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования и внеурочной деятельности.
Направленность программы внеурочных занятий «Из чего сделана музыка» по содержанию является художественно - эстетической, общекультурной. Способствует духовно-нравственному воспитанию, более глубокому личностному и интеллектуальному росту учащихся, развитию творческих способностей, способности к саморазвитию и самосовершенствование, сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся посредством приобщения к музыкальному искусству и общению с прекрасным. Одна из самых эффективных форм музыкального развития детей - коллективное музицирование в виде ансамблевого, хорового пения, инструментальной и вокальной импровизации .
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли слушателя, исполнителя, композитора;
принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство,хореография, вокал);
принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас и слуховой багаж, сформировать нравственно - эстетические представления, привить элементарный художественный вкус т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании внеурочных занятий «Из чего сделана музыка» учитывается основная цель -- формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры через развитие способностей к коллективному музицированию.
Задачи:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации;
• формирование певческого дыхания, звукообразования, навыков интонирования;
• развитие чувства ритма, музыкального, гармонического слуха и памяти;
• укрепление и формирование детского певческого голоса.
Для эффективного решения данных задач применяются синтез методик музыкальных дисциплин - вокала, сольфеджио, исполнительского мастерства( при наличии в группе учащихся, обучающихся игре на музыкальных инструментах), актерского мастерства, импровизации, музыкальной литературы и хорового пения, согласно чему, занятия включают в себя следующие составляющие:
-
Вокально-интонационные упражнения
-
Пластическое интонирование
-
Элементарные теоретические сведения
-
Метро-ритмические упражнения с элементами театрализации
-
Развитие музыкального слуха
-
Слушание музыки в классе
-
Посещение концертов и спектаклей культурных учреждений (филармонии, оперного театра)
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности:
-
сольное и ансамблевое пение,
-
слушание различных интерпретаций исполнения,
-
пластическое интонирование
-
добавление элементов импровизации,
-
движения под музыку,
-
детский шумовой оркестр
-
элементы театрализации.
Методы и формы.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися.
Основным ресурсом является метод ассоциативно - игрового обучения, где роль в освоении учебного материала в данной программе отводится практически-творческим видам занятий (разучиванию музыкальных отрывков и произведений, их исполнению, сочинению собственных небольших музыкальных песенок и пьес, импровизации),
применяется система творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа.
На занятиях используются следующие формы обучения на занятиях:
-
Слушание и анализ музыкальных произведений
-
Исполнение в ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.
-
Импровизация
-
Музыкальные кроссворды
-
Викторины
-
Тесты
-
Урок-сказка (подача теоретических сведений в игровой форме)
-
Урок-путешествие( «Музыкальные жанры народов мира»)
-
Урок-экскурсия,
-
Урок-концерт
Принципы построения программы:
• Соответствие музыкального материала возрастным интересам ученика, проблемам возраста.
• Интеграция музыки с другими видами искусства и жизнью.
• Вариативность подбора музыкального материала разного уровня сложности.
• Креативность.
• Включение учащихся в активную деятельность.
• Доступность и наглядность.
• Связь теории с практикой.
• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Условия реализации программы:
-
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 9- 10 лет.
-
Программа рассчитана на 1 год.
-
Согласно учебному плану МОУ СОШ №154 на изучение курса «Из чего сделана музыка» отводится 1 час в неделю; 34 часа в год.
-
продолжительность занятия 40 минут;
-
занятия проводятся в школе, выездные занятия проводятся в соответствии с тематическим планом.;
-
наличие в кабинете: музыкального инструмента (фортепиано), проигрывателя, фонохрестоматии, аудио - и DVD- проигрывателя, телевизора, аудио- и видео - кассет, дисков с музыкальными произведениями, фонограммами;
-
нотная литература; наглядные пособия; дидактический материал.
-
свободное пространство для музыкально-ритмических движений;
-
музыкально-педагогическое образование учителя.
Работа предполагается по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
• 1-й уровень - приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, в коллективе, на сцене и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом;
• 2-й уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного, эмоционального отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе);
• 3-й уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (концертная деятельность). Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
В результате изучения данного курса ученик должен
знать/понимать
-
средства музыкальной выразительности, основные понятия и определения ( мелодия, гармония, тембр, темп, фактура, динамика, ритм)
-
названия изученных жанров и форм музыки;
-
названия изученных произведений и их авторов;
-
изученные тембры вокальные и инструментальные
-
элементарные знания нотной грамоты и начальные знания по теории музыки
уметь
-
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
-
определять на слух изученные музыкальные жанры;
-
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
-
исполнять вокальные произведения с сопровождением и фрагменты мелодий на нейтральный слог;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки;
-
исполнения знакомых песен;
-
участия в коллективном пении;
-
приобрести устойчивый интерес к посещению филармонических концертов, утренников, оперных и балетных спектаклей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
Регулятивные:
• Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкального произведения.
Коммуникативные:
• Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
• Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки;
• Формирование умения составлять устно тексты, связанные с размышлениями о музыке;
Познавательные:
• Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального призведения
• Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа музыкального произведения;
• Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
• Чувство гордости за свою Родину на основе изучения произведений народного творчества и классической музыки России
• Участие в музыкальной жизни класса, школы;
• Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
• Формирование этических чувств доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• Развитие музыкально-эстетического чувства;
• Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Технические средства
-
Компьютер,
-
магнитофон,
-
музыкальный центр (караоке),
-
диски с записью музыкальных сказок,
-
диски с музыкой (классической и детской),
-
музыкальные инструменты
-
детские шумовые инструменты.
Учебно-тематический план программы
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
1
«Три кита». Из чего сделана песня, марш, танец. Характерные особенности.
1
2
« Мелодия песни». Сочиняем и импровизируем.
5
3
«В ритме марша и танца» Метро-ритмические упражнения .
4
4
«Как говорит музыка?». « Музыкальная интонация» Выразительные особенности мелодии.
6
5
«Из чего сделана музыка?». «Развитие музыки» Лад, гармония. Творческое освоение элементарных теоретических сведений. Тембр (вокальные и инструментальные тембры),фактура, динамические оттенки, темп. Творческое освоение элементарных теоретических сведений.
8
6
«Построение формы музыки». Период, простая 2х и 3х частная форма, вариации, рондо. Творческое освоение- вокальная импровизация.
6
7
Итоговый урок: «Музыкальный КВН», выступление перед родителями.
2
8
Выездной урок: посещение утренников и концертов в Филармонии, детских музыкальных спектаклей в оперном театре.
2
Общее количество часов
34
Содержание программы
-
«Три кита».(1 час)
«Из чего сделаны песня, танец, марш?». Характерные черты каждого «кита». Слушание музыки : Хор «Славься!», танцевальная сюита из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, наиболее популярные номера из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, Вальсы Ф. Шопена (до-диез минор, си минор, ми-бемоль мажор), «Турецкий марш» В.-А. Моцарта, «Военный марш» Г. Свиридова, Вальс из оперетты «Летучая мышь», «Пиццикато- полька» И. Штрауса. Выразительные свойства музыкального языка в этих произведениях. Сочинение и разучивание ритмической партитуры «Пиццикато- полька» И. Штрауса. .
-
«Мелодия песни».(5 часов)
Разучивание песен В.-А. Моцарта «Весенняя», Н.Богословского «Песенка четырех друзей». Из чего складывается мелодия в песне? Понятие : звукоряд, тоника, тоническое трезвучие. Тональность. Ступени гаммы, устойчивые, неустойчивые звуки, тоническое трезвучие, вводные звуки, опевание, поступенное движение. До мажор. Импровизация песни на детские стихи с использованием поступенного движения, опевания, тонического трезвучия. Слушание музыки: Вокальные жанры - романс, песня. Выразительная роль голоса и аккомпанемента. Ф. Шуберт «В путь», «Форель», «Серенада», М. Глинка «Жаворонок», «Попутная песня», С. Рахманинов «Весенние воды».
-
«В ритме марша и танца»(4 часа)
Урок посвящен метро-ритмическому освоению марша и танцевальных жанров (полька, вальс, полонез, мазурка). Понятия: Короткие и длинные звуки Музыкальный ритм,метр,2х и 3х дольные метры. Прохлопывание ритмических рисунков в группе и по-одному. Метро-ритмические упражнения со слогами «та, ти, ти-ли». Длительности - четверть, восьмая, шестнадцатая. Такт. Размер. Характерные размеры в танцевальных жанрах, марше. Пробуждение фантазии и творческих возможностей детей. Ритмические импровизации: Игра «Придумай свой ритм», «Придумай свою партию в оркестре». Запись и исполнение сочиненной партитуры для шумового оркестра . Исполнение детским шумовым оркестром отрывка из Марша из оперы «Кармен» Ж. Бизе», танцевальных пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского с сопровождении фортепиано.
-
«Как говорит музыка?» «Музыкальная интонация».(6 часов)
Беседа о выразительных особенностях мелодии. Речитатив. Оперный жанр. Краткая характеристика жанра. Выразительные средства характеристики персонажей оперы. На примере оперы М. И. Глинка «Руслан и Людмила» ( Рондо Фарлафа, отрывок Арии Руслана, отрывок из арии Людмилы «Грустно мне, родитель дорогой», Марш Черномора) или оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка» ( Ариетта Снегурочки, 3-я Песня Леля, Сцена проводов масленицы, Ариозо Мизгиря, Сцена таяния Снегурочки)
Понятия: интервалы в музыке,ступеневая и тоновая величина. Разучивание песенок-попевок на каждый интервал. Определение интервалов на слух. Пение интервалов от звука с попевками. Характер звучания интервалов в мелодическом и гармоническом исполнении.
Разучивание 2х голосной песни Р. Паулса «Мальчик и сверчок», 2хголосного канона.
-
«Из чего сделана музыка?» «Развитие музыки».(8 часов)
Сказка про музыкальный лад. В этой стране ноты «ладят» между собой. Настроение в нотной стране - мажор (веселье,солнечно) и минор (грустно, темно).Слушание «Марш деревянных солдатиков», «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского. Выразительные свойства лада. Диез. Бемоль. Ключевые знаки. Случайные знаки. Тональности с 1-2 знаками ключе. Интонирование гамм с 1-2 знаками в ключе по таблице, с ручными знаками. Минорные тональности. Минор-3 вида.
Выразительные свойства тембра на примере:
Вокальных тембров - Баритон:каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать..» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; Бас:ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь»; Сопрано лирико-колоратурное: А. Алябьев. «Соловей» (в исполнении Н. Обуховой);
Инструментальные тембры-орган.:И.С.Бах «Токката и фуга» d mol, К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей» (флейта), И.С.Бах «Страсти по Матфею» № 26 Ария тенора с гобоем,В.А.Моцарт Концерт для кларнета с оркестром (I часть),П.И.Чайковский «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» (флейта, альт, фагот). В.А.Моцарт Концерт для валторны с оркестром, Дж.Верди «Марш» из оперы «Аида» (труба), Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (тема богатырей - валторны и тромбоны ),.
Выразительные свойства гармонии , слушание:Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», К.Дебюсси Прелюдия «Паруса» и «Маленький пастух» из цикла «Детский уголок», П.И.Чайковский «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом».
Выразительные свойства регистра, штрихов, динамики:
Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»,М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»;К.Дебюсси «Колыбельная Джимбо» из цикла «Детский уголок» Р. Вагнер «Полет валькирий», «Свадебный марш», Скерцо «Шутка» из Оркестровой сюиты №2 И.-С. Баха.
Понятие : фактура. Полифоническая, гомофонно-гармоническая фактуры И.С. Бах «Инвенция» F dur, П.И.Чайковский «Молитва» из цикла «Детский альбом»,Э. Григ «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт».
-
«Построение формы музыки» (6 часов)
Музыкальная форма, как облик музыкального произведения. Понятие «музыкальная тема», функции частей в музыкальной форме. Единство содержания и формы.
Период как самостоятельная музыкальная форма и часть более крупной формы.
Одночастная форма:Ф.Шопен «Прелюдия» №7, П.И. Чайковский «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом».
Двухчастная и трехчастная формы.Контраст крайних частей сложной трехчастной формы. Э.Григ «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт», П.И.Чайковский «Сладкая греза» из цикла «Детский альбом».
Куплетная форма:Ф.Шуберт «Форель»,
И.В.Лебедев-Кумач «Песенка о веселом ветре» из кинофильма «Дети капитана Гранта».
Вариации: Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»,
П.И.Чайковский «Русская песня» из цикла «Детский альбом».
Рондо .Принципы построения формы рондо (контрастное сопоставление главной мелодии эпизодов) и формы вариаций (постепенное видоизменение, варьирование одной темы-мелодии):Ф.Куперен «Любимая», «Жнецы»;
М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила».
Сюита:К.Сен-Санс «Карнавал животных».
Основы музыкальной импровизации-сочинение законченной мелодии с окончанием на тонике в форме квадратного периода. Сочинение 2-ого голоса к мелодии. Сочинение марша, вальса, польки в 3-х частной форме (для детей, обучающихся игре на музыкальном инструменте фортепиано, баяне, аккордеоне)
-
Итоговая форма урока(2 часа) :
«Музыкальный КВН»
Контрольный урок по теоретическим сведениям.
Группа делится на 2 команды. Выполняются задания по типу - назвать правильно ноты, выложить карточки с ритмом, прохлопать ритм, определить размер, определить тональность, изученные интервалы, аккорды, записать ритм, записать мелодию, досочинить мелодию, определить на слух интервальную цепочку, аккордовую цепочку, спеть интервальную цепочку на 2 голоса, отгадать кроссворд.
Концерт для родителей(практическая форма) - форма итогового урока в конце года по выученным произведениям - исполнение выученных песен, канонов, шумового оркестра, собственных сочинений в виде концерта.
8. Выездной урок.
Посещение симфонических утренников по абонементу Самарской государственной филармонии соответственно возрастной тематики.
Список методической и учебной литературы:
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы. «Аквариум» ГИППВ, 2002.- 240 с.
-
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000
-
Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. «Музыка», 2008.
-
Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио.М.-2006.
-
Боровик Т.А. Звуки,ритмы и слова.М.-2006.
-
Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008.- 288 с.
-
Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.
-
Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
-
Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. «Музыка», 2000.- 200 с.
-
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. - М.: Просвещение. 1989. - 192 с.
-
Жарова Л. М. «Начальный этап обучения хоровому пению»// Работа с детским хором: Сб. статей/ под ред. В. Соколова. - М.: Музыка, 1981
-
Зильберквит М. Рождение фортепиано. - 1984, 64 с.
-
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. - 224 с.
-
Карс А. История оркестровки.- М.: Музыка, 1990.
-
Калмыков. Фридкин. Сольфеджио 1 часть. Одноголосие - М., Музыка.- 1991.- 261 с.
-
Критская Е.Д. Методика работы с учебниками .Музыка: 1-4 класс: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002. - 207 с.
-
Калмыков. Фридкин. Сольфеджио 2 часть. Двухголосие - М., Музыка.- 1991.- 243 с.
-
Кленов А. Секрет Страдивари. - 1989, 47 с.
-
Ларионова Г. П. Я учу нотную грамоту. Олма-Пресс, 2007.
-
Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.- М. :Советский композитор, 1985.
-
Масленникова -Золина Л.В. «Необычные уроки,1-4 класс».-Волгоград.:2009
-
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
-
Музыка.1-7 классы: тематические беседы / авт. Е.Н.Арсенина. - Волгоград: учитель, 2009. - 205 с.
-
Металлиди Ж., Перцовская А.. Мы играем, сочиняем и поем. Уч. Пособие для ДМШ,3 класс.- С-Пб.:2000.-84с.
-
Музыкальный энциклопедический словарь / главный редактор Г.В.Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.
-
Побережная Г.И. Музыка в детской душе. Книга для родителей. Рада, 2007.
-
Оржеховская Ф. Пять портретов. Повести о русских композиторах. - 1971, 159 с.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
-
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
-
Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.
-
Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». - М.: Прометей, 1992
-
Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. - 1989, 80 с.