- Учителю
- Рабочая программа по музыке 7 класс (Т. И. Науменко, В. В. Алеев)
Рабочая программа по музыке 7 класс (Т. И. Науменко, В. В. Алеев)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Харазаргайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______________ Бадлуева Л.А.
Протокол № ___ от
«____»________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МОУ Харазаргайская СОШ
_____________ Кетышкеева Э.А.
«____»____________2014 г.
«Утверждено»
Директор МОУ Харазаргайская СОШ
____________________ Хинхаева Г.Б.
Приказ № ___ от «___»____2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Музыка»
7 класс
учителя
Ербаевой А.Г.
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2014 г.
с. Харазаргай
2014
Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.).
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод сравнения.
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Ведущей подсистемой в 7 классе является тема «Содержание и форма в музыке», которая раскрывается в разделах - "Что такое музыкальное содержание", "Каким бывает музыкальное содержание", "Музыкальный образ", "О чем рассказывает музыкальный жанр", "Что такое музыкальная форма", "Музыкальная композиция", "Музыкальная драматургия".
Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую "магическую единственность" художественного замысла и его воплощения.
Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Какие музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника для 7 класса.
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения "форма в музыке". Что называть музыкальной формой- только ли разновидности музыкальной композиции- период, двух- и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах- опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в тетрадях, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм - опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке. Вместе с тем в программе критически осмысливаются образцы современной популярной музыки, произведения рок-культуры, музыка кино и мюзиклов, авторская песня.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой
- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей;
- мировой художественной культурой;
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Календарно - тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание программы
Раздел I. Что такое музыкальное содержание (4 часа)
"Магическая единственность" музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание.
Слушание музыки: И.Брамс. Симфония №3. III часть; М.Таривердиев, стихи Н.Добронравова. Маленький принц; Л.Бетховен. Соната №14 для фортепиано. I часть.
Разучивание песен: Ю.Шевчук "Что такое осень"; Я.Дубравин, стихи М. Пляцковского "Всюду музыка живет"; Ю.Мигуля "Быть человеком".
Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание (5 часов)
Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского. "Восточная" партитура Н.Римского-Корсакова "Шехеразада". Когда музыка не нуждается в словах. Заключительный урок.
Слушание музыки: А.Вивальди. Зима. I часть. Из цикла "Четыре концерта для скрипки с оркестром "Времена года"; О.Мессиан. Пробуждение птиц; П.Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла "Времена года"; Н.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита "Шехеразада". I часть; А.Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч.8 №12.
Разучивание песен: Е.Подгайц "Осенний вокализ"; В.Ребиков, стихи И.Бунина "Осенняя ночь"; А.Варламов, стихи М.Лермонтова. Горные вершины.
Раздел III. Музыкальный образ (3 часа).
Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке.
Слушание музыки: С.Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч.32 №12; Ф.Шуберт, стихи И.В. Гете. Лесной царь; Н.Римский-Корсаков. Океан-море синее. Вступление к опере "Садко".
Разучивание песен: Ю.Милютин, стихи Е.Долматовского "Лирическая песенка"; Г.Струве, стихи Л. Кондратенко "Матерям погибших героев"; Г.Струве, стихи К.Ибряева "Вечное детство".
Раздел IV. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа)
"Память жанра". Такие разные песни, танцы, марши.
Слушание музыки: Ф.Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч.53 №6; Во поле береза стояла. Русская народная песня; П.Чайковский. Симфония №4. IV часть; П.Чайковский. Марш. Из балета "Щелкунчик"; Ж.Бизе.Марш тореадора. Из оперы "Кармен"; П.Чайковский. Вальс. Из оперы "Евгений Онегин"; Ф.Шопен. Вальс си минор, соч.69 №2.
Разучивание песен: "Ты река ль моя, реченька". Русская народная песня; В.Мурадели, стихи М.Лисянского "Школьная тропинка".
Раздел V. Что такое музыкальная форма (3 часа)
"Сюжеты" и "герои" музыкальной формы. "Художественная форма-это ставшее зримым содержание". От целого к деталям.
Слушание музыки: Р.Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы "Лоэнгрин"; В.А.Моцарт. Реквием. Лакримоза; Ф.Шуберт. Серенада; В.А.Моцарт. Увертюра из оперы "Свадьба Фигаро"; Ф.Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла "Зимний путь".
Разучивание песен: Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова "Я верю только мачтам и мечтам"; А.Зацепин, стихи Л.Дербенева "Есть только миг".
Раздел VI. Музыкальная композиция (8 часов)
Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Два напева в романсе М.Глинки "Венецианская ночь" (двухчастная форма). Трехчастность в "ночной серенаде" Пушкина-Глинки.Многомерность образа в форме рондо. Образ Великой Отечественной войны в "Ленинградской" симфонии Д.Шостаковича (вариации). Заключительный урок.
Слушание музыки: Л.Бетховен. Симфония №5. I часть; М.Равель. Игра воды; Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч.28 №7; М.Глинка, стихи И.Козлова. Венецианская ночь; М.Глинка, стихи А.Пушкина. «Я здесь, Инезилья…»; А.Бородин. Спящая княжна; С.Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта»; Д.Шостакович. Симфония №7. I часть.
Разучивание песен: Л.Дубравин, стихи М.Пляцковского. Что такое снеженинка; М. Глинка, стихи И.Козлова. Венецианская ночь; А.Гречанинов, стихи народные. Пришла весна; А.Бородин. Спящая княжна. В.Синявский, стихи М.Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!
Раздел VII. Музыкальная драматургия (7часов)
Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Заключительный урок.
Слушание музыки: М.Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р.Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»; М.Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя»; М.Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя»; А.Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» их II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия; В.А.Моцарт. Симфония №41 «Юпитер». IV часть.
Разучивание песен: А.Пахмутова, стихи Р.Рожденственского «Просьба»; участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь»; С.Соснин, стихи Я.Серпина. Спасибо, Родина; Г. Комраков, стихи В.Рябцева. Вечный огонь.
Календарно-тематическое планирование
Тема года: «Содержание и форма в музыке»
№ урока
Название раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Формы организации, методы
учебно-познавательной
деятельности
Требования к знаниям, умениям, навыкам
Тип урока
Формы контроля
Дата
по плану
факт
1
Первая четверть (9 ч)
Содержание в музыке.
«Магическая единственность» музыкального произведения.
1
Хоровое пение
Ю. Шевчук. «Что такое осень»
Знать/ Уметь
-Понимать неповторимость музыкальных произведений.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Вводный
Наблюдение
Рассуждение о музыке
2
Музыку трудно объяснить словами
1
Слушание музыки
И.Брамс. Симфония № 3. Часть 3;
М.Таривердиев, стихи Н.Добронравова. Маленький принц.
Хоровое пение
Я.Дубравин, стихи М. Пляцковского "Всюду музыка живет";
Знать/ Уметь
-определение терминов,
-уметь определять содержание в музыке.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Слушание
наблюдение
3, 4
Что такое музыкальное содержание.
2
Слушание музыки
Л. В, Бетховен. Соната №14 для фо-но. 1 часть
Хоровое пение
Ю.Мигуля «Быть человеком».
Знать/ Уметь
-особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства.
- Знать, что может выразить музыка в человеке.
-Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки
Изучение нового материала
Наблюдение за пластикой во время звучания инструментов
5
Каким бывает музыкальное содержание.
.
Музыка, которую необходимо объяснить словами
1
Слушание музыки
А. Вивальди. «Зима». 1 часть. Из цикла «Времена года»;
О.Мессиан. Пробуждение птиц.
Хоровое пение
Е.Подгайц «Осенний вокализ»
Знать/ Уметь
-Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.
-Знать, что может выразить музыка в природе.
-Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Расширение знаний
Прослушивание
наблюдение
6
.
Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского
1
Слушание музыки
П. И. Чайковский. «Ноябрь. На тройке». Из цикла «Времена года»
Хоровое пение
В.Ребиков, стихи И.Бунина «Осенняя ночь»
Знать/ Уметь
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Закрепить вокально-хоровые навыки
Изучение нового материала
Слушание
наблюдение
7
«Восточная» партитура Н. Римского- Корсакова «Шехеразада»
1
Слушание музыки
Н. Римский- Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». 1 часть;
Хоровое пение
А.Варламов, стихи М.Лермонтова «Горные вершины».
Знать/ Уметь
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Изучение нового материала
Прослушивание
рассуждение о музыке
8
Когда музыка не нуждается в словах.
1
Слушание музыки
А. Скрябин. Этюд ре- диез минор, соч. 8 №12
Хоровое пение
А.Варламов, стихи М.Лермонтова «Горные вершины».
Знать/ Уметь
- Знать, что может выразить музыка в природе.
-Уметь проанализировать музыкальное произведение. Определять образ.
- Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Изучение нового материала
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
9
Обобщающий урок.
1
-
Хоровое пение
Пение песен по выбору учащихся.
Знать/ Уметь
- Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Закрепление материала
10
Вторая четверть (7 ч)
Музыкальный образ
Лирические образы в музыке.
1
Слушание музыки
С.Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 №12
Хоровое пение
Ю.Милютин, стихи Е.Долматовского "Лирическая песенка".
Знать/ Уметь
- Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Изучение нового материала
Прослушивание
наблюдение
11
Драматические образы в музыке.
1
Слушание музыки
Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. «Лесной царь»
Хоровое пение
Г.Струве, стихи Л. Кондратенко "Матерям погибших героев";
Знать/ Уметь
- Знать определение и основные признаки драматического образа, - уметь определять и описывать в музыке.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Расширение знаний
Прослушивание
рассуждение о музыке
12
Эпические образы в музыке.
1
Слушание музыки
Н. Римский- Корсаков. «Окиан - море синее». Вступление к опере «Садко»
Хоровое пение
Г.Струве, стихи К.Ибряева "Вечное детство".
Знать/ Уметь
- Знать определение и основные признаки эпического образа,
- уметь определять и описывать в музыке.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Изучение нового материала
Прослушивание
рассуждение о музыке
13
О чём рассказывает музыкальный жанр.
«Память жанра»
1
Слушание музыки
Ф. Шопен. Полонез ля- бемоль мажор,
«Во поле берёза стояла». Р.Н.П
П. И. Чайковский. Симфония №4, 4 часть.
Хоровое пение
Ты река ль моя, реченька. р.н.п.
Знать/ Уметь
Знать определение и основные признаки музыкального жанра.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
14, 15,
16
Такие разные песни, танцы, марши.
3
Слушание музыки
П. И. Чайковский. «Марш». Из балета «Щелкунчик»;
Ж. Бизе. «Марш тореадора». Из оперы «Кармен»;
П. И. Чайковский. «Вальс». Из оперы «Е. Онегин»;
Ф. Шопен. «Вальс» си минор, соч. 69 №2.
Хоровое пение
В.Мурадели, стихи М.Лисянского «Школьная тропинка»
Знать/ Уметь
Знать определение и основные признаки песни, танца, марша.
Закрепить вокально-хоровые навыки
Освоение нового материала.
Наблюдение за исполнением границы развития
17
Третья четверть (11ч)
Что такое музыкальная форма.
.
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы
1
Слушание музыки
Р.Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»;
В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза.
Хоровое пение
Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова "Я верю только мачтам и мечтам"
Знать/ Уметь
-Понимать, что такое сюжет и герои в музыке,
- знать виды форм,
-уметь определять образное содержание.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
18
«Художественная форма-это ставшее зримым содержание»
1
Слушание музыки
Ф.Шуберт. Серенада;
В.А.Моцарт.Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».
Хоровое пение
А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв. «Есть только миг»
Знать/ Уметь
-Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм,
-уметь определять образное содержание.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
19
От целого к деталям.
1
Слушание музыки
Ф. Шуберт. «Шарманщик». Из вокального цикла «Зимний путь»
Хоровое пение
А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв. «Есть только миг»
Знать/ Уметь
- Понимать, что такое форма в музыке,
-уметь определять формы вокальной музыки
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Наблюдение за исполнением границы развития
20
Музыкальная композиция.
Какой бывает музыкальная композиция.
1
Слушание музыки
Л.Бетховен. Симфония №5. I часть.
Хоровое пение
Л.Дубравин, стихи М.Пляцковского «Что такое снеженика»
Знать/ Уметь
- Знать определение композиции в музыке.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Прослушивание
наблюдение
21
Музыкальный шедевр в 16 тактах (период).
1
Слушание музыки
М.Равель. Игра воды.
Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч.28 №7.
Хоровое пение
А.Гречанинов «Пришла весна».
Знать/ Уметь
- Знать определение одночастной формы в музыке.
- Уметь приводить примеры.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Слушание, наблюдение.
22
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)
1
Слушание музыки
М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь»
Хоровое пение
М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь»
Знать/ Уметь
- Знать определение двухчастной формы в музыке.
-Уметь приводить примеры.
Закрепить вокально-хоровые навыки
Освоение нового материала
Прослушивание,
рассуждение о музыке
23
.
Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина- Глинки
1
Слушание музыки
М. Глинка, стихи А. Пушкина.
«Я здесь, Инезилья…»;
Знать/ Уметь
- Знать определение трехчастной формы в музыке.
-Уметь приводить примеры.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Наблюдение за эмоциональным фоном
24,
25
Многомерность образа в форме рондо.
2
Слушание музыки
А. Бородин. «Спящая княжна»;
С. Прокофьев
«Джульетта- девочка» Из балета «Ромео и Джульетта»
Хоровое пение
А. Бородин. «Спящая княжна»
Знать/ Уметь
- Знать определение формы рондо в музыке.
-Уметь приводить примеры.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Наблюдение за эмоциональным фоном
26
Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации)
1
Слушание музыки
Д. Шостакович. Симфония №7, 1 часть. («эпизод нашествия»)
Хоровое пение
В.Синявский, стихи М.Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!
Знать/ Уметь
- Знать определение вариационной формы в музыке. - Уметь приводить примеры.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Наблюдение за эмоциональным фоном
27
Обобщающий урок.
1
Хоровое пение
Пение песен по выбору учащихся.
Знать/ Уметь
- Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Закрепление материала
28
Четверть четверть (7 ч)
Музыкальная драматургия.
.
Музыка в развитии
1
Слушание музыки
М. Мусоргский. «Старый замок». Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»
Хоровое пение
А.Пахмутова, стихи Р.Рожденственского «Просьба»
Знать/ Уметь
-Понимать особенности развития музыкальной ткани,
- уметь определять средства музыкальной выразительности.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Наблюдение за эмоциональным фоном
29
Музыкальный порыв.
1
Слушание музыки
Р. Шуман. «Порыв». Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»
Хоровое пение
А.Пахмутова, стихи Р.Рожденственского «Просьба»;
Знать/ Уметь
-Понимать особенности развития музыкальной ткани,
- уметь определять средства музыкальной выразительности.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Наблюдение за эмоциональным фоном
30
.
Движение образов и персонажей в оперной драматургии
1
Слушание музыки
М.Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя»;
М.Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя».
Хоровое пение
С.Соснин, стихи Я.Серпина «Спасибо, Родина».
Знать/ Уметь
-Понимать особенности развития образов в опере,
- уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Освоение нового материала
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
31,
32
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»
2
Слушание музыки
А. Бородин. Опера «Князь Игорь»
Хоровое пение
участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь»;
Знать/ Уметь
-Повторить оперную терминологию.
-Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения. Повторить оперную терминологию.
-Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.
Изучение нового материала
Наблюдение за реакцией на различные муз. фрагменты
33
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии
1
Слушание музыки
В. А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер».
Хоровое пение
Г. Комраков, стихи В.Рябцева «Вечный огонь».
Знать/ Уметь
-Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии,
-уметь определять средства музыкальной выразительности.
Изучение нового материала
Наблюдение за эмоциональным фоном
34
Заключительный урок.
1
Хоровое пение
Пение песен по выбору учащихся.
Знать/ Уметь
-Повторить и закрепить знания тем года.
Закрепить вокально - хоровые навыки.
Повторе
ние, закрепле
ние изученного материала
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса:
-понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
-умение определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
-умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
-умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике 7 класса;
-осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
-понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение песен с разными видами аккомпанемента, умение исполнять более сложные ритмические рисунки).
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Музыкальная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Музыкальный энциклопедический словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Музыкальный словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Классическая музыка. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Контроль осуществляется в следующих видах:
входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
- самостоятельная работа,
- устный опрос,
- практическая работа,
- взаимоопрос,
- музыкальные викторины.
Учебно-методический комплект
1. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2005.
2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
3. Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
4. Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия (2 аудиокассеты) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. - М.: Дрофа, 2002.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.
9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.
Дополнительная литература для учителя:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
9. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
10. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008.
11. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
12. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
13. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
14. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.