7


  • Учителю
  • Разработка урока музыки в 5 классе Путешествие по опере-былине Н.А.Римского-Корсакова «Садко».

Разработка урока музыки в 5 классе Путешествие по опере-былине Н.А.Римского-Корсакова «Садко».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Разработка урока музыки в 5 классе

по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Подготовила:

учитель музыки

высшей категории

Игумнова Ж.А.



Тема раздела: Музыка и литература.

Тема урока: Путешествие по опере-былине Н.А.Римского-Корсакова «Садко».

Класс: Пятый.

Тип урока: Интегрированный.

Вид урока: Урок-исследование.

Цель урока: актуализировать знания учащихся об опере как синтетическом жанре в процессе интеграции различных видов искусства.

Задачи урока:

Образовательные:

систематизировать оперный словарь: увертюра, дирижер, оркестр, ария, ансамбль, солист, либретто, декорации, действие;

через групповые формы работы обучать умению коллективно размышлять о музыке.

Воспитательные:

формировать чувства любви и уважения к творческому наследию своего народа;

побудить к формированию чувства личной ответственности за результат совместной работы.

Развивающие:

побудить детей к активному, прочувствованному и осознанному восприятию музыкального и литературного материала;

создать условия для творческой интерпретации учащимися фрагментов оперы.

Планируемые результаты освоения содержания урока:

Личностные результаты:

повысить мотивацию собственных знаний; воспринимать классическую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; готовность и способность вести диалог с одноклассниками и достигать в нем взаимопонимания;

совершенствовать художественный, эстетический вкусы, нравственные качества личности.

Метапредметные результаты:

уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; высказывать свои суждения о том, какую роль играют разные виды искусства в опере.

Предметные результаты:

разбираться в музыкальной драматургии произведения; раскрывать образное содержание отдельных номеров оперы и творчески их интерпретировать в разных видах музыкальной деятельности.

Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательная игра (три загадки в начале урока, «мозговой штурм»), создание ситуаций успеха в учении (в течение всего урока).

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные, наглядные (Презентация, дидактический раздаточный материал у каждой группы - ноты песен Садко, гостей, либретто оперы); практические (сольное, ансамблевое, хоровое исполнение, театрализация); репродуктивные и проблемно-поисковые (при анализе и синтезе оперных номеров);методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя

(«моделирование художественно-творческого процесса», « анализ музыкальных фрагментов оперы», «музыкальный театр», «художественное движение»).

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля в обучении (сюжетно-ролевая игра, познавательная игра- подбор ассоциаций к музыкальным терминам).

Принципы обучения:

принцип единства музыкального обучения, воспитания и развития; принцип оптимизации процесса музыкального обучения; принцип научности; принцип связи музыки и жизни; принцип доступности и наглядности; принцип активности, сознательности; принцип прочности, систематичности и последовательности;

принцип увлеченности.

Оборудование и материалы к уроку:

Фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер. Фонохрестоматии, нотный материал с фрагментами из оперы (несколько вариантов для детей), текст былины «Садко», либретто одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова.

Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников - опера, увертюра, либретто, симфонический оркестр, солист, ансамбль, хор, дирижер, хореограф, театр, декорации.

Главная проблема урока - Как музыка, литература, изобразительное искусство, театр, хореография помогают раскрыть особенности художественных образов и драматургию оперы?



Этапы урока

Содержание урока

Ожидаемый результат со стороны учеников

Виды

деятельности

учащихся

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

1.Организационный этап. Активизация внимания. Цель: включение учащихся в учебно-познавательную деятельность



Приветствие. 1.Загадка.

Догадайтесь, какое имя носит человек, если перевести с персидского - «царский друг», а если с еврейского - «справедливый, праведный»? (Приложение 1).

Вторая подсказка - это имя мы можем увидеть в названиях магазинов, торгующих сувенирами, коврами, ювелирными изделиями, мебелью, сантехникой, даже пароходы так называют!

Третья подсказка - музыкальная (звучит увертюра из оперы).

2.Назвать композитора, жанр музыкального произведения, главным героем которого является Садко.

Итак, тема нашего урока…

3.Пусть наше путешествие пройдет под девизом: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (А.С.Пушкин).



1.Садко.















































2. Опера-былина Н.А.Римского-Корсакова «Садко».











3.Правила работы в группе.













Активное слушание.

«Мозговой штурм».

Размышление о знакомом музыкальном произведении.

































Восприятие (от части к целому) и определение по фрагменту музыкального произведения его композитора.

Обоснование, аргументация выбора в опоре на музыкальный опыт.





Размышление и высказывание своего мнения.











Создание благоприятной эмоциональной атмосферы и психологического настроя к общению. Мобилизация внимания учащихся через

мотивирующий прием - загадку -«яркое пятно», прием «актуальности».

Выявление общности жизненных истоков и взаимосвязь с музыкой.

Формирование целостной картины восприятия мира, неделимость музыки и окружающего мира.

Осознание и реализация общей цели. Воспитание слушательской культуры.

Форма работы: индивидуальная, коллективная.

Методы передачи информации: словесные, практические.

2.Этап актуализации опорных знаний.

Цель: актуализировать раннее полученные знания.

1.Первое испытание для творческих союзов. Учитель называет слова, к которым дети подбирают ассоциации.

Опера - музыкальная сказка, приключение, магия звуков, восхищение и удовольствие, знакомая незнакомка, полет фантазии, безбрежный океан гармонии, слияние таланта и мастерства… Увертюра, композитор, либретто, дирижер, оркестр, солист, хор, песня, Орфей,

инструментальная музыка, вокальная музыка.

Молодцы! Благодаря дружбе ваши команды справились с заданием.

1.Оркестр - команда, «подсказчик», суфлер.

Либретто- книжечка, читай-ка, сюжет.

Дирижер-командир, руководитель.

Увертюра -открытие, идея.

Опера - музыкальное путешествие, событие. Хор-многоголосица, «живое пианино».

Солист-звезда, герой.

Движенье рук+дыханье губ+касание ноги под управлением слуха и души (иструментальная музыка).

«Полет души» -песня.

Орфей - покоритель подземного царства, певец с лирой.

Садко -гусляр, певец, «покоритель морей».

Нахождение ассоциативных связей между музыкальными терминами и жизненным опытом.

Общение и взаимодействие в группе одноклассников.



Развитие образного мышления.

Создание условий для успешного запоминания и предупреждение забывания учебного материала.

Развитие видов памяти: образной, эмоциональной, словесно-логической. Развитие общеучебных и специальных умений и навыков.

Возможность скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки.

Стимулировать класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования. Создание при опросе нестандартных ситуаций вопросом: "Почему?"

3.Постановка целей урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель нашего путешествия - выяснить:

- Нужны ли музыкальному жанру опере друзья среди других видов искусства? Зачем разные виды искусства объединились в опере?



- Как проверить:

верны ли наши предположения?



















Музыка, литература, изо…

Прийти к решению - на примере оперы «Садко» найти «союзников» музыки в опере: прослушать и просмотреть фрагменты, стать самим участниками спектакля

Общение и взаимодействие в процессе решения учебной задачи.

Определение специфики жанра опера.

Размышление о союзе разных видов искусства.

Высказывание своих предположений.

Составление маршрута исследования.







Метод постановки учебной задачи, подводящей к теме.

Развитие мышления через постановку учебных задач, требующих осмысления, объяснения, доказательства. Проблемный метод обучения - в выдвижении и аргументации гипотез. Осознание и реализация общей цели.

Установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в их совместную деятельность.

4.Оперирование знаниями и способами деятельности.

Цель: обсудить, систематизировать и обобщить материал по теме.



По страницам либретто оперы…

1.Прочитать либретто 1-ой картины, дать ей название. (Приложение 2).

2.Познакомиться с текстом песни Садко «Ой ты, темная дубравушка» (Приложение 3). Описать эмоциональное состояние героя и сымпровизировать первые фразы песни.

Слушают композиторский вариант, находят «совпадения и различия» со своими импровизациями.





















3. «Появление лебедей и их сказочное превращение».

-Что «говорит» оркестр? Опишите новый музыкальный образ.









4. Исполнение песни Садко «Заиграйте, мои гусельки».

-Что во время исполнения песни может происходить на сцене? Есть ли «подсказка» в тексте?(Приложение 4).

Инсценирование сцены.

















5.Знакомство со 2 картиной.

Выбрать страну, в которую мог бы поехать Садко. Цель поездки - торговля и прославление Великого Новгорода.

Песни гостей:

- Как симфонический оркестр участвует в создании образов гостей? Найти сходство и различие в музыкальной речи каждого гостя.(Приложение 5).



6.Подобрать ту картину, которая «говорит» в унисон с музыкой. Исполнение Колыбельной Волховы.





1. « Гусляр Садко на пиру», «Думы о Новгороде гусляра Садко».



2. «Я - композитор» -предугадать характер и настроение песни: лад - минорный, темп - неторопливый, динамика - негромкая, оркестровка - подражание игре на гуслях. Импровизируют первые фразы. Просмотр видеофрагмента. Сравнивают.

Вывод: Помощниками в создании этого фрагмента оперы были музыка, литература и театр.

3. Слушают, анализируют музыку, приходят к выводу, что

оркестр рассказывает о каком-то таинственном, загадочном, нежном, легком, фантастическом образе.

4. «Подсказки» в тексте: «заиграйте, мои гусельки; расплясалися лебедушки».

Инсценируют сцену: мальчики - роль Садко, девочки - лебедушек.

*Видеофрагмент из оперы.

Вывод: Помощниками в создании этого фрагмента оперы были музыка, литература, театр, танец, изо(костюмы, декорации).

5. «Подсказки» о цели поездки - в либретто.

«Эскизное исполнение» песен Варяжского, Индийского и Веденецкого гостя с опорой на нотную запись.

















6.Картина М.Врубеля «Волхова».

Сольная интерпретация колыбельной ученицами.

Вывод: Помощниками в создании этого фрагмента оперы были музыка, изо, литература, театр.







Работа с текстом.







Воплощение художественно- образного содержания в импровизации, свободном дирижировании.

Творческая интерпретация содержания музыкальных образов в пении, музыкально-ритмическом движении, театрализации, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Различение групп и тембров отдельных инструментов оркестра.

Участие в коллективной, ансамблевой и сольной исполнительской деятельности.

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальному номеру при его восприятии и исполнении.

Анализ средств музыкальной выразительности, воплощающих характеры героев и персонажей.

Осуществление перевода художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, живописи и обратно.

Восприятие и определение голосов солистов.

Выражение разных эмоциональных состояний при создании художественных образов.

Установление ассоциативных связей между слуховыми и зрительными образами-представлениями.

Рассмотрение особенностей воплощения образов средствами разных видов искусства.

Исследование интонационно-образного своеобразия музыкальных характеристик персонажей(гостей).

Творческое интерпретирование содержания музыкальных номеров в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Участие в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Межличностное взаимодействие( групповая и коллективная работа).

Коллективная система обучения (групповая работа, постановка проблемных вопросов); эвристический метод.

Коммуникативная технология (анализ произведения) Совершенствование умения активного слушания и пения. Усвоение новых знаний

Передача своих музыкальных впечатлений в устной форме.

Развитие приемов самоконтроля и самоанализа ошибок.

Репродуктивные и творческие методы - в исполнительской деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - в чтении учениками либретто, в ознакомлении с нотными примерами, просмотре видеофрагментов оперы, инструктаже по выполнению учебных действий.

Частично-поисковые и исследовательские методы обучения в организации творческой деятельности учащихся применялись при организации наблюдений и решений исследовательской проблемы самими учащимися.

Мотивация учебной деятельности учащихся - в эмоциональном поощрении и похвале учеников как стимуляция их работы в ситуации "сегодня и завтра».

Развитие устной речи.

Процесс формирования лексического запаса слов данной предметной области.

Активное наблюдение для корректировки уровня активности, инициативности, пассивности учащихся. Принцип свободы выбора.

Метод моделирования художественно-творческого процесса.

Метод перспективы и ретроспективы. Метод интонационно-стилевого постижения музыки.

5.Подведение итогов урока и формулирование выводов.



1.Дать ответ в виде телеграммы на вопросы, прозвучавшие в начале урока (по вопросу команде):

- Садко - «царский друг»?

-Садко - «справедливый, праведный»?



- Оправдано ли использование в названии магазинов имени Садко?







- Что общего у Садко и Орфея?











- Что общего у композитора Н.А.Римского-Корсакова с героем Садко?



2.- Какие виды искусства объединились в союз в оперном спектакле?

Сделайте обобщение урока.









1. Ответы команд:

- Садко - друг Морского царя.

- Садко - справедливый, праведный (т.к. уважает и гордится новгородцами, а былинный герой построил церковь для народа).

- Садко - купец, торговавший разным товаром (поэтому использование его имени оправдано).

- Садко и Орфей - музыканты, певцы, покорившие нереальный мир: подводный и подземный.

- Садко и Н.А.Римский-Корсаков - новгородцы, музыканты.



2. «Опера - это прекрасный союз музыки, литературы, изо, театра, хореографии».

Произносят от лица каждого вида искусства девиз, под которым работали на уроке:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»



Высказывание суждений об основной идее произведения.

Определение роли и значении искусства в жизни человека и общества.

Нахождение ассоциативных связей между художественными образами разных произведений.

Расширение музыкального кругозора, общих представлений о музыкальной жизни современного социума.



Творческое усвоение знаний: обсуждение внутри команд задания и представление на суд собственный продукт.

Подведение итогов урока. Формирование эстетического отношения к миру.

Развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, литературой, живописью, танцами.



6. Определение домашнего задания.



Домашнее задание по выбору:

1. Певцам - подготовить песни о сказках.

2.Писателям -придумать вопросы для проверки знаний либретто оперы «Садко».

3.Художникам - проиллюстрировать понравившийся эпизод оперы «Садко».

4. Танцорам - поставить танец «Вальс снежных хлопьев» или «Вальс цветов».

5. Актерам - подготовить пантомиму сцены «Бой с мышами».





Обсуждение, уточнение специфики каждого вида задания.









































Выбор дифференцированного домашнего задания в соответствии с возможностями и желанием каждого учащегося.















































Формирование стремления к общению с искусством и художественному совершенствованию.

Направленность домашнего задания на продолжение исследования, начатого на уроке, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное практическое осмысление с

учетом индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся.

Разъяснение методики выполнения домашнего задания( творческого, закрепляющего, развивающего характера).



7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: выявить активность каждого ученика на уроке.

Рефлексия. Зафиксировать свою самооценку работы на уроке:

- Работал в меру своих сил и возможностей (желтые гусельки).

- Работал не в полную силу, могу быть активнее (фиолетовые гусельки).

- Работал с большим желанием и интересом (оранжевые гусельки).



Вклеивают трафареты гуселек в рабочую тетрадь. При желании ребенок может дома разрисовать их.

Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности, личностное восприятие психоэмоционального самочувствия.

Взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности. Межличностное взаимодействие (групповая и коллективная работа)

Приобретение навыков самостоятельного анализа своей музыкально-учебной деятельности на уроке. Мотивация к творческому росту.













6



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал