- Учителю
- Конспект урока в 5классеФольклор в музыке русских композиторов
Конспект урока в 5классеФольклор в музыке русских композиторов
Конспект открытого урока в 5-классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
«Фольклор в музыке русских композиторов»
Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.
Хлыновой Н.И.
</<font face="Times New Roman, serif">Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Н.А.Римского-Корсакова на примере сказочной сюиты «Шехеразада».
Задачи урока:
Образовательные:
-выяснить характерные черты и особенности восточной музыки,
-сформировать знания о музыкальном жанре: симфоническая сюита, программная музыка.
Развивающие:
-развивать способности воспринимать музыку восточного характера;
-развивать умение размышлять о музыке и высказывать личное отношение к прослушиваемым музыкальным произведениям;
Воспитательные:
- воспитывать умение сопоставлять настроение музыки и иллюстрации картин
И.К. Айвазовского («Девятый вал», «Буря на море ночью», «Морской пейзаж, «Рассвет»), Махмуда Фарчшияна «Рассвет. Восточный танец» находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства;
- воспитание культуры исследователя.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
- исследовательский метод;
-наглядно-слуховой;
- метод проблемного обучения;
-метод зрительной наглядности;
Ход урока:
1. Организационный момент
Вход под песню «В мире много сказок» муз В. Шаинского сл. Ю. Энтина. (Слайд №1)
У. Только что прозвучала музыка, которая стала эпиграфом к нашему уроку.
К какому жанру принадлежит эта музыка и о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
Д.-этот жанр песня, а говорить сегодня мы будем опять о сказках. (Слайд №2)
У. Вы совершенно правы прозвучала песня о сказках и наш разговор сегодня мы продолжим о фольклоре, ведь сказка это один из жанров фольклора. (Слайд №3)
2.Актуализация ЗУНов. (Слайд №4)
У. Сейчас мы проведем небольшую разминку. На доске написаны несколько музыкальных примеров. Ваша задача посмотреть внимательно и найти соответствие музыкальных примеров и фрагментов литературного текста на слайдах.
Д. соответствуют №1 и №3, а фрагмент литературного текста №2 не соответствует музыкальному отрывку. На доске записана Русская народная песня «У кота-воркота ..», а текст литературный не русский, здесь фрагмент другой сказки. Исполнение фрагментов музыки на свирелях.
У. Ребята, а кто из вас знает из какой сказки этот фрагмент?
Д. это фрагмент из сказки «Тысяча и одна ночь».
3. Постановка темы урока, целей, задач самими учащимися
У. А как вы считаете какому народу принадлежит эта сказка?
Д.- это сказка какая-то восточная и мы, наверное, будем говорить сегодня именно об этих сказках.
У. Да ребята вы совершенно правы и если на прошлом уроке мы с вами говорили о симфонической миниатюре, в основе которой лежало старинное русское сказание, то сегодня мы познакомимся с фрагментами из симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада» по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». (Слайд №5)
4. Изучение новой темы - расширение и углубление понятий.
(Работа с тетрадью: симфоническая сюита, программная музыка) (Слайд №6, №9)
У. Тема Востока была одной из излюбленных тем в русской музыке XIX века, породившей немало подлинно прекрасных её страниц. Сказочный мир Востока раскрывали перед нами и Глинка в опере «Руслан и Людмила», и Бородин в опере «Князь Игорь, немало восточных тем встречается и в симфонической музыке русских композиторов, и в камерно-вокальном творчестве. Не прошел мимо этой темы и Н.А. Римский-Корсаков. (Слайд №7)
Источником вдохновения для создания сюиты послужило литературное произведение «Сказки тысячи и одной ночи». (Слайд №8)
Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением:
Султан Шахриар, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика - Шехеразады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать особый волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.
Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «Море и корабль Синдбада», «Фантастический рассказ Календера-царевича», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу». Музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их музыкальными темами. (Слайд №10)
Видеофрагмент.
Уч. Вслушайтесь в музыку вступления. Чьи портреты нарисовала музыка, в чем особенности этой музыки?
Повторное слушание I-ч.
Д. -первая тема грозная, властная, это тема султана, а вторая тема мягкая и лирическая, рассказывает о Шехеразаде.
У.- Да, уже во вступлении слышится контраст между грозным султаном Шахриаром и пленительной Шехеразадой с самого начала.
В теме Шахриара - унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ грозного и властного султана, могучего владыки своего государства.
А как охарактеризована Шехеразада? Какие синонимы, связанные с характером темы Шехеразады вы подберете из словаря синонимов? Какие особенности музыки придают ей восточный характер? Какие инструменты выбрал композитор для характеристики прекрасной и мудрой Шехеразады?
Работа с тетрадью (Слайд №12)
Главная тема I части - образ волнующегося моря. Она основана на теме Шахриара, но теперь она становится темой героя сказки - отважного путешественника Синдбада и носит суровый характер.
II-тема этой части-тема Синдбадова корабля. Музыка ее очень тонко передаёт дыхание спокойного моря, рисуя корабль Синдбада-морехода, плывущий по волнам океана. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. Но к концу части все успокаивается, и музыка вновь передает картину ласково плещущегося спокойного моря.
Вторая часть - «Рассказ царевича-Календера». Здесь появляется новый персонаж - царевич Календер, рассказывающий о своих фантастических приключениях. Сравните звучащую музыку этой части и картины известного художника-морениста И.К.Айвазовского
Видеофрагмент.
Но особенно яркой частью сюиты является финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей. Он очень яркий и темпераментный. Композитор назвал эту часть «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Этот праздничный характер раскрывается в смене различных тем.
Повторное слушание IV-ч.
Какие синонимы, связанные с характером этой части вы подберете из словаря синонимов этот раз?
Работа с тетрадью (Слайд №13)
5. Вокально-хоровая работа.
- Новая песня, над которой мы начали работать на прошлом уроке связана со сказками. Как она называется?
(Слайд №14.15) «Сказки гуляют по свету» муз. Е.Птичкина сл. М.Пляцковского
Работа над песней
6. Обобщение темы, задач урока.
У.-- - Какие произведения -сказки знали?
- Какие произведения -сказки узнали?
- С каким композитором познакомились на уроке?
- Какие образы раскрывает в своем произведении Н.А.Римский-Корсаков?
-
Домашнее задание: Сочини небольшую сказку, которую могла бы рассказать Шехеразада грозному султану Шахриару.
-
Не забудь, что сказка твоя восточная! (Слайд №18)
Спасибо за урок! До свидания!