- Учителю
- Конспект урока по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.» для учащихся 5 класса.
Конспект урока по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.» для учащихся 5 класса.
Методическая разработка
Тема: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Романова Ирина Владимировна,
учитель музыки МОУ «СОШ №76» Ленинского района города Саратова
Предмет МУЗЫКА
Класс 5
Базовый учебник «Музыка» 5 класс, под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской
Дидактическая цель урока: Проследить эволюцию балета.
Задачи урока:
Направленные на достижение личностных результатов:
- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
- формирование способности к художественно - образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;
- развитие вокально-хоровых навыков
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;
- совершенствовать умения обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;
- формировать коммуникативные компетенции;
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- знание истории создания балета, основных балетмейстеров - реформаторов этого жанра, либретто и муз. фрагменты из балета «Щелкунчик».
Тип урока: урок комбинированный
Вид урока: урок - исследование
Формы работы обучающихся:
- групповое взаимодействие;
- сравнительный анализ;
- анализ средств музыкальной выразительности
Межпредметные связи: история, литература, география.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор.
Музыкальный материал: фрагменты из балета «Щелкунчик»: «Адажио», «Вальс цветов», «Китайский танец», «Русский танец».
Планируемый результат: Обучающиеся должны знать основных балетмейстеров - реформаторов, историю создания балета, известных артистов балета, композитора и либретто балета «Щелкунчик».
Ход урока
-
Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Раздаёт буклеты с информацией и таблицей для последующей работы.
-
Постановка темы и задач урока.
Преподаватель активизирует внимание учеников предлагая совместно назвать тему урока разгадав загадки в стихотворной форме кроссворда.
Учитель подводит учащихся к осознанию темы, цели и задач. Помогает, советует спланировать способы достижения намеченной цели.
-
Активизация внимания.
Учитель привлекает учеников к просмотру видеофрагментов, различных танцевальных направлений.
Стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает интерес через сравнительный анализ стилистических особенностей танцев. Подводит к понятию «Балет».
Сравнительный анализ музыкальных фрагментов и заполнение таблицы.
Фрагмент современного танца
Фрагмент русского танца
Фрагмент из балета
Ответы учащихся.
-
Актуализация знаний.
Через перевод слова «Балет», учащиеся выводят гипотезу, что балет возник в эпоху Возрождения на рубеже 16-18 вв.
5.Объяснение нового материала
Бале́т - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто.
Основными видами танца в балете являются классический танец, немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.
В современном балете широко используются другие техники танца, а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и т.п.
Балетное искусство возникло в эпоху возрождения.
Он возник при дворах как развитие торжественных спектаклей, которые ставились во время праздников для аристократов. Придворные музыканты и танцоры вместе участвовали в развлечении знати.
Балет Ренессанса был гораздо беднее современного. Пачки и пуанты ещё не были в использовании. Хореография была создана на основе шагов придворных танцев. Актёры одевались в костюмы по тогдашней придворной моде. В ранних балетах зрители также могли принимать участие в танцах в последних действиях.
Началом балетной эпохи во всем мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом - «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо.
Самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером . Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.
В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.
Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность.
Через традиции праздника «Рождество» учитель начинает рассказывать сказку Эрнста Те́одора Амаде́я Го́фмана «Щелкунчик и мышиный король», до тех пор, пока ученики не скажут о какой сказке идёт речь.
-
Работа с музыкальным материалом.
Обучающиеся вместе с учителем разбирают либретто балета «Щелкунчик».
Смотрят 4 видеофрагмента и определяют главные солирующие инструменты.
№
Название музыкального фрагмента
ПОДСКАЗКА
3 , , 2 , 1 , 2 , 1 , 2
4 , 2 , 2 , 1 , 1
1 , , , , , , , , , , «игрушечные инструменты» (например свистулька кукушка)
2 , , , ,
Солирующие инструменты
1.
Адажио
2.
Вальс цветов
3.
Китайский танец.
4.
Русский танец.
7. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни : композитор Андрей Варламов«Рождество».
8.Рефлексия содержания учебного материала.
Организация работы закрепления знаний в игре «Рождественский фейерверк». Создает атмосферу успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.
9. Подведение итогов урока
10. Домашнее задание
Найти связь между плодом груши и авторской песней.
Найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет.
-
Кто эти композиторы?
-
Какие балеты?
-
На чьи сказки?
Привести в тетради 2-3 примера.