7


  • Учителю
  • Конспект урока музыки по теме 'первое путешествие в музыкальный театр. Опера'

Конспект урока музыки по теме 'первое путешествие в музыкальный театр. Опера'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кромская средняя общеобразовательная школа» Кромского района Орловской области




Открытый урок по предмету «Музыка»

Тема урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

5 класс



Учитель музыки 1 категории

Гутова Лилия Ивановна

пгт. Кромы 2015-2016 уч.год

Тема урока: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала

Цели урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова "Садко".

закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства;

проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания;

Развивающая:

развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.

развивать самостоятельное творческое мышление;

формировать художественно - эстетический вкус;

активизировать фантазию и воображение.

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Воспитательная:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки,

развивать интерес к вокальному искусству.

пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, музыкальные словари, раздаточный материал со словами песен "Высота, высота, поднебесная ", "Сказки гуляют по свету", таблицы для характеристики главных героев оперы, аккордеон.

Методы обучения:

  • Метод моделирования художественно-творческого процесса;

  • Метод ретроспективы (повторение знаний);

  • Метод проблемной ситуации;

  • Метод размышления и обобщения музыки.

Ход урока

Вход: вступление к песне Евгений Николаевич Птичкин «Сказки гуляют по свету»

1.Организционный этап (2мин)

-Приветствие

«С добрым утром, начат день!

Встретились мы снова,

Слушать музыку и петь¸

Вы уже готовы?» (учитель)

«Добрый день, добрый день,

Встретились мы снова,

Слушать музыку и петь,

Мы уже готовы!» (дети)


Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.

Предлагает пожелать друг другу удачи и просит хлопнуть в ладошку соседа по парте, сказать ему комплимент.

1.О чем говорится в произведении под которое вы вошли в класс? (о сказке)

Откуда к нам пришла сказка? Почему многие столетия взрослые рассказывают детям сказки, а дети с упоением их слушают?- Так ведь это же интересно!- ответят все, не задумываясь. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»,- вспомнят пушкинские строки те, кто начитан.

Но в древние времена сказка входила еще и в магический обряд «посвящения во взрослые». Он назывался инициацией. Вместе со сказочными героями подростки отправлялись в потусторонний символический мир- мир мертвых. Учились побеждать страх, проходили через ряд испытаний. Разгадывали загадки, благополучно возвращались обратно. Итак, сказка - не только занимательно - но еще и серьезно. Но достаточно слов! Сказка зовет в дорогу…

Итак, сказка будет Вам сегодня рассказана средствами музыкального языка, который опирается на серьезный, имеющий свои глубокие традиции музыкальный жанр.

- Скажите ребята, где можно увидеть и услышать музыкальные сказки? (в музыкальном театре)

- правильно. Сегодня мы с вами совершим путешествие в музыкальный театр.

- Что такое театр? Что вы о нем знаете? (ответы детей)

- Назовите самые известные театры нашей страны? (Большой театр г. Москва, Мариинский театр г. Санкт-Петербург, Александрийский театр…)

- Кто из вас был в театре? (ответы детей)

- Как назывались спектакли, которые вы смотрели? (ответы детей)

Сегодня мы побываем на музыкальном спектакле, где музыка играет главную, ведущую роль. Отгадав загадку, вы узнаете, как называется жанр этого спектакля:

В кассе мы билет купили

И вчера в театр ходили

Мы во все глаза глядели

Весь спектакль артисты пели

Мы в ладоши хлопали

Все мы любим…….. (оперу)

Итак, тема нашего урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера». Слайд №1

2. этап усвоения новых знаний. (2мин)

- Что же такое опера? На этот вопрос нам постарается ответить Волосова Дарья (сообщение).

Сообщение: Дарья Волосова

Первую оперу написал в 1600 году итальянский композитор Джакопо Пери. Это была "Эвридика", спектакль, во время которого певцам аккомпанировал ансамбль из четырех музыкантов. Хотя арии не были особенно веселыми и напоминали церковные псалмы, опера впервые была исполнена на свадьбе французского короля Генриха IV. Ошибочно раньше считали, что родоначальник оперы - Клаудио Монтеверди, написавший в 1607 году оперу "Орфей".
Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 - начале 20 вв.
В России же опера появилась только в 19 веке.

- Где и когда появилась опера?(в Италии-в 17 веке, в России - в 19 начале20 веков)

- Почему в Италии?

Опера - это музыкальный спектакль, в котором все герои поют или говорят нараспев речитативом в сопровождении оркестра.

3.Этап проверки знаний, умений, навыков 3(мин)

Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на страницах 48- 51. Называются эти страницы «Оперная мозаика». Внимательно рассмотрите фотографии. -Какие музыкальные темы пришли Вам в голову? -Каких персонажей уже известных Вам опер Вы узнали? -Вспомните, пожалуйста, какие литературные произведения вдохновили композиторов на создание этих опер?

А мы сейчас и проверим! Проведем блиц-опрос на знание опер, пройденных в начальной школе (на центральной доске расположены в хаотичном порядке портреты композиторов и авторов, изображения персонажей) Задание: правильно разместить картинки, композиторов и авторов музыкальных и литературных произведений - дети у доски перемещают картинки персонажей к названиям музыкальных произведений, вспоминают о названиях литературных произведений:

( Руслан - Н.А.Римский-Корсаков и А.С.Пушкин»; Черномор - Н.А.Римский-Корсаков и А.С.Пушкин; Иван Сусанин и польские захватчики М.И.Глинка; Снегурочка- Н.А.Римский-Корсаков и А.Н. Островский) Опера «Руслан и Людмила», опера «Снегурочка», опера «Иван Сусанин»

Молодцы, справились с заданием.

Ребята, вы видите на доске кроссворд, правильно разгадав его, вы узнаете, с какой сказочной былиной, написанной в жанре оперы мы сегодня познакомимся? (Решают кроссворд)

Кроссворд:

  1. Композитор, автор балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро»? (Чайковский)

  2. Музыкальный жанр, исполняемый на какой- либо гласный звук? (вокализ)

  3. На линейках , между ними, ноты знаем мы давно. На добавочной напишем без ошибки ноту…( до)

  4. Композитор - «Основоположник русской музыки», автор оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»? ( Глинка)

  5. Высокий женский голос, но не самый? (сопрано). С какой былиной-сказкой мы встретимся?

1.Ч

А

Й

К

О

В

6.С

К

И

Й


2.В

О

К

А

Л

И

З


3.Д

О

4. Г

Л

И

Н

К

А


5. С

О

П

Р

А

Н

О



Ответы учащихся. Оценивание .

4.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала

А теперь переверните страницу учебника- рассмотрите все иллюстрации на стр. 52-57. Из глубины веков дошли до нас имена легендарных гусляров-песенников Баяна, Садко. И Баяна, и Садко на картинах изображают красками неяркими, не пронзительными, а матовыми, будто дымкой времени подернутые…Особые это краски, темперой называются. Замешаны они на яйце, а не на масле. Именно такими красками иконы в старину писали. Смотришь на такие картины( на стр.54-55) и будто слышишь напевный голос былинника да звон гусельных струн.

Перед Вами на стр.52-53 репродукция картины И.Е.Репина «Садко».

Я приглашаю Вас совершить музыкальное путешествие в одну из замечательных русских опер. Это опера «Садко», литературной основой оперы стала русская былина о талантливом гусляре, а саму оперу написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков.

Презентация о жизни и творчестве композитора и создании оперы: СЛАЙД №2, №3, №4 (2мин)

Давайте вспомним наш русский древний миф, новгородскую легенду-былину о Садко. Новгородская былина занимает особое место в русском народном творчестве. Это одна из немногих былин, герой которой - человек искусства, певец-гусляр. А расскажет нам о Садко Казимирова Вероника.

Сообщение о Садко: - Вероника Казимирова. (3мин)

Садко - герой русского народного эпоса. Садко - гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден.
Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» - купцом.

Своим талантом он подчиняет силы природы… Садко - мореплаватель, открыватель новых путей для родного Новгорода. Как живой встает город в опере - с шумом богатых торговых рядов, с иноземными гостями, разноликой пестрой толпой, скоморохами и обычаями древней старины. Много чудес в этой опере- былине - величественно простой и немного печальной. И неповторимо прекрасна музыка оперы. Неторопливо разворачиваются в ней события, она является жемчужиной русского искусства. Впервые зрители услышали ее со сцены частного театра Саввы Ивановича Мамонтова в Москве.

В опере принято говорить о двоемирии (музыкой народных и музыкой волшебных сцен). В былине о Садко фантастика сочетается с рассказом о реальных героях, с бытовыми жизненными коллизиями.

На каком музыкальном инструменте играл Садко? (на гуслях) СЛАЙД №5

- Гусли - старинный русский народный инструмент. Гусли называют яровчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора - белый клен.

Садко - гусляр характеризуется прежде всего песнями. Их очень много, и они разнообразны: протяжная, задорная, хороводная, плясовая, богатырская - рассказ о подвигах.

И ведь что интересно: сколько лет прошло с момента зарождения былины, а она все живёт и живёт. Почему же она не стареет? Почему не утратила до сих пор своей жизненной силы?

-- Потому что в них заключена мысль, которая и сегодня не потеряла своего смысла, своего значения. Что же это за мысль? Мысль о том, что искусство способно воздействовать на жизнь, влиять на нее, изменять ее, делать ее лучше, а главное - оказывать свое влияние на человека. Видите, с каких давних пор люди верили в преобразующую силу искусства!

5.Изучение нового материала 11(мин)

Презентация «Музыкальный театр. Опера.»

СЛАЙД №6Вот мы с вами и в театре. СЛАЙД №7 Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций, магию звуков. СЛАЙД №8. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Встал за пульт дирижер. Внимание… Опера началась, но занавес еще закрыт.

Опера открывается вступлением, былинным зачином, рисующим образ моря. Этот образ проходит через все произведение. Под руководством дирижера музыканты создают фантастические и реальные образы.

- Как называется группа музыкантов в театре? (оркестр, в опере он симфонический)

- С чего же начинается оперный спектакль? Расскажет нам об этом: Яна Авилова

(Опера начинается с увертюры. Увертюра-это оркестровое вступление к опере. В переводе от французского слова «ouverture» - открывать. Увертюра передает идейный замысел оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.)

- Звучит тема «Океан-море синее»

- Каким изображено море в увертюре? (ответы детей)

- В опере много музыкальных номеров, самые значительные это арии и хоры.

ФИЗМИНУТКА: Показываем движение моря и потихонечку встаем.(сидя покачивание из стороны в сторону - поднимаем руки и делаем покачивание вместе с туловищем - встаем и движение продолжаем - море успокоилось, руки опустили и остановились. Присели на свои места.)

Учитель знакомит учащихся с оперными номерами на слайдах. СЛАЙД №10

Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. (записать в листы). Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст оперного либретто, певцы её исполняют.

Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра ( записать в листы). В оперном словаре есть ещё слова ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии. Именно в итальянской опере возникло бельканто - искусство прекрасного пения.

Ансамбль (франц. ensemble- вместе)- группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво.

Дуэт, трио - вокальное произведение для двух, трех голосов.

Речитатив - полуречь, полупение ( записать в листы). Речитатив - вокальная музыкальная форма, вид певучего разговора.

Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт. Хор - это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор в переводе с латинского обозначает «Толпа». Хор - совместное звучание многих голосов.

Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.

Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.

Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.

Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.

Что ещё помогает определить и лучше понять героев опер? Конечно это тембры (окраска) голосов. Давай вспомним классификацию мужских и женских голосов и оперных героев, которыми можно играть определённую роль в опере.

Составление таблицы классификации голосов:




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал