7


  • Учителю
  • Урок музыки в 6 классе 'Увертюра-фантазия П. И. Чайковского Ромео и Джульетта'

Урок музыки в 6 классе 'Увертюра-фантазия П. И. Чайковского Ромео и Джульетта'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цель: Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры – фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»Задачи: - закрепить и углубить понятия – программное произведение, увертюра, сонатная форма.- сформировать эмоциональное отношение к музыкальн
предварительный просмотр материала

Урок музыки в 6 классе по программе Е. Критской, Г. Сергеевой

ТЕМА: УВЕРТЮРА - ФАНТАЗИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»

Цель: Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры - фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

Задачи: - закрепить и углубить понятия - программное произведение, увертюра, сонатная форма.

- сформировать эмоциональное отношение к музыкальному образу

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано.

Музыкальный материал: Увертюра - фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»

Ход урока

  1. Повторение изученного ранее материала.


Учитель:

- Здравствуйте! На прошлом уроке мы с вами познакомились с программной увертюрой. Как называется это произведение? Кто его автор?


Ученики:

- Увертюра «Эгмонт», а автор - Людвиг Ван Бетховен.


Учитель:

- Да, правильно. Сегодня мы познакомимся еще с одним программным произведением, но для начала, давайте вспомним, что же такое программное произведение? И что такое увертюра?

СЛАЙД 1


Ученики:

- Программное произведение - это произведение, в основе которого лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях, взятых из истории или современной жизни, связанная с произведениями разных искусств или рожденная фантазией композитора.

Увертюра - это не только вступительная музыка к опере, балету, драматическому спектаклю, но и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с программным названием.


  1. Работа по теме урока (художественно- эмоциональное восприятие музыки и разбор увертюры)

Учитель:

- Познакомимся мы сегодня с увертюрой - фантазией «Ромео и Джульетта» СЛАЙД 2 , а автор этого произведения, русский композитор, чье имя нам уже знакомо - Петр Ильич Чайковский.

Скажите, а какое литературное произведение положено в основу увертюры? Кто его автор?

СЛАЙД 3.

Ученики:

- В основу этого музыкального произведения положена одноименная трагедия английского писателя и драматурга У. Шекспира, которую мы прочитали дома.

Учитель:

- Скажите, о чем это произведение?


Ученики:

- Это легенда о любви двух юных героев, которые происходят из двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Из-за родовой вражды, которая длится уже не одно поколение, герои не могут быть вместе. Все заканчивается их трагической смертью.


Учитель:

- Давайте прочитаем отрывок из пролога трагедии. СЛАЙД 4.

Эти строки могли бы стать кратким содержанием трагедии.


Две равноуважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.


Учитель:

- Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним какие разделы составляют сонатную форму? СЛАЙД 5.


Ученики:

- Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода.


Учитель:

- Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо, мы все помним с вами этого героя трагедии СЛАЙД 6. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли меняться его речь (звучит вступление в записи)?

Учитель:

- Итак, давайте попытаемся ответить на поставленные вопросы.


Ученики:

- Тема патера Лоренцо очень сдержанная, сосредоточенная, аккордового склада, она рассказывает о человеке, который посвятил свою жизнь богу. Тема проводится несколько раз и характер ее меняется. В конце она становится более напряженной. Эта тема хорального характера вводит нас в мир средневековья.


Учитель:

- Очень хорошо, молодцы! Вступление заканчивается небольшой паузой, после которой следует экспозиция. И мы с вами знаем из предыдущих уроков, что в этом разделе, само слово за себя говорит экспозиция (выставка) произойдет показ, демонстрация двух основных тем. Первая тема - это тема вражды, борьбы, ненависти двух семейств СЛАЙД 7. Давайте послушаем ее, а затем охарактеризуем (звучит первая тема экспозиции).

Учитель:

- Пожалуйста, кто хочет рассказать о своем впечатлении.


Ученики:

- Тема вторгается неожиданно. В ней энергичный быстрый темп. Синкопированный, судорожный ритм создает картину яростной схватки.


Учитель:

- Очень хорошо. И за первой темой следует вторая, которая представит нам образ любви двух героев СЛАЙД 8. Послушайте, как прозвучит эта тема (звучит вторая тема экспозиции).

Учитель:

- Как мы услышали с вами, эта тема совершенно контрастна, противоположна первой. Очень вдохновенная, широкая и томительно прекрасная. Какие образы нам нарисовала эта тема?


Ученики:

- Эта лиричная тема передала нам возвышенное чувство любви Ромео и Джульетты.


Учитель:

- Итак, мы подошли пожалуй к самому напряженному разделу- разработке. В этом разделе темы, показанные в экспозиции, могут высветиться с совершенно неожиданных сторон. Давайте послушаем, а затем поговорим, что же произойдет с этими двумя темами (звучит разработка).

Учитель:

- Поговорим о ваших музыкальных впечатлениях.


Ученики:

- В этой части произошло столкновение, сражение, схватка двух тем.


Учитель: СЛАЙД 9

- Ребята, а доминировала какая тема?


Ученики:

- Тема вражды, с каждым ее новым проведением возрастало напряжение.


Учитель:

- Молодцы ребята, вы очень хорошо чувствуете эту музыку. Давайте послушаем репризу, а затем поговорим, что же мы там услышим (звучит реприза).


Ученики:

- Тема вражды звучала еще более уверенно и настойчиво.


Учитель:

- Да, действительно. В репризе тема вражды звучит еще более неистово, она уничтожает тему любви, дробит ее, оставляя от нее лишь фрагменты. Этот натиск зловещей силы разбивает жизнь и счастье героев. И разработка заканчивается ударом китайского гонга. Как вы думаете, какой момент здесь показал нам Чайковский?


Ученики:

- Смерть главных героев.

СЛАЙД 10

Учитель:

- Да, это смерть главных героев. За репризой следует заключительная часть - кода. Слушаем (звучит кода).

Учитель:

- О чем рассказала нам заключительная часть?


Ученики:

- Мы услышали траурные аккорды, завершающий рассказ патера Лоренцо, а также появилась тема любви.

СЛАЙД 11

Учитель:

- Да правильно ребята. В коде мы почувствовали выражение глубокой скорби о Ромео и Джульетте. СЛАЙД 12. Но одновременно это и утверждение нерушимости возвышенных идеалов человека. Тема любви звучала как гимн человеческому чувству. Настоящая любовь продолжает озарять людей светом даже после смерти. Смерть главных героев послужила примирением для двух семейств.

( Повторное слушание увертюры на следующем уроке)


  1. Итог урока (обобщение знаний)

Учитель:

- Подведем итог, давайте нарисуем схему построения увертюры.

(заполняют самостоятельно)

ВСТУПЛЕНИЕ

Тема (образ)


ЭКСПОЗИЦИЯ

Гл. тема


Поб. тема

РАЗРАБОТКА


РЕПРИЗА


КОДА





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал