- Учителю
- Занятие по музыкальной литературеОсобенности творчества Баха
Занятие по музыкальной литературеОсобенности творчества Баха
Открытое занятие педагога дополнительного образования по предмету музыкальная литература
Нагибиной Оксаны Александровны
Тема занятия :Великий Бах.
Цель занятия : Формирование представления о многогранности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
Задачи занятия
Обучающие :
-
систематизировать знания обучающихся о творчестве И.С.Баха
-
закрепить понятие музыкальных жанров;токката,фуга,прелюдия,инвенция,кантата,оратория
-
раскрыть особенности устройства инструментов органа,
клавесина ,клавикорда
-
освоить стилистические особенности музыкальных произведений
-
раскрыть понятия полифония и гомофония
Развивающие:
-
расширить кругозор обучающихся
-
развивать навыки оценочной деятельности с духовно-нравственной и эстетической позиции
-
развивать познавательный интерес
-
развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию
Воспитательные:
-
формировать духовные потребности,эмпатию и восприимчивость.
-
воспитывать любовь к музыкальной культуре и духовности на основе музыкального творчества И.С. Баха.
-
приобщить детей к наследию мирового музыкального искусства
-
воспитывать у детей музыкально-эстетический вкус
Тип занятия: Занятие повторения и обобщения полученных знаний.
Методы :
-
словесный;
-
наглядный;
-
практический
-
метод активизации зрительного и слухового восприятия;
-
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
-
метод игровой мотивации (использование игр, творческих заданий).
Средства обучения:
-
презентация
-
ноутбук
-
тесты для индивидуального опроса
-
раздаточный материал
-
рисунки детей
Ход урока
Наше занятие будет полностью посвящено творчеству великого композитора. Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил.
Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. ХVI-ХVII
века - тяжелейший период в истории Германии. Поражение Крестьянской
войны, одним из центров которой была Тюрингия, привело к жестокой
расправе над крестьянами и городской беднотой, ремесленниками,
поднявшимися против власти феодалов. Бедствия усугубились
Тридцатилетней войной, в которую были втянуты фактически все
европейские государства, а военные действия опять-таки не миновали
Тюрингской земли. Казалось, что эти условия произвола и разорения
мало способствовали существованию музыкантов-профессионалов. Жизнь,
которую вели Бахи, была полна лишений и нужды.Они, бесправные,
постоянно испытывали притеснения и глумления влиятельных князьков
или отцов церкви, у которых должны были служить.
Но в суровой непрестанной борьбе росли и крепли опыт, знания,
любовь к музыке рода Бахов, чтобы с необыкновенной силой раскрыться
в творчестве музыканта, имя которого Иоганн Себастьян Бах И.С. Бах
- великий музыкант.
Как пришёл в этот мир такой великий композитор? Как сложилась его судьба?
На эти вопросы мы сегодня и постараемся ответить. А помогут мне юные музыковеды.
«Музыковеды» представляют сообщение о жизни И.С. Баха
Музыковед1:
В Эйзенахе, небольшом городке Тюрингии, - глухой провинции
отсталой, раздробленной феодальной Германии, в семье скромного
городского музыканта Баха в 1685 году родился сын. Его назвали
Иоганн Себастьян. По твердо установившейся семейной традиции
мальчик должен был стать музыкантом. Все представители рода Бахов в
дар от самой природы получили любовь к музыке и музыкальный талант.
Если когда-либо существовала семья, в которой склонность к одному и
тому же виду искусства наследовалось из поколения в поколение, то
это была семья Бахов. Среди шести поколений Бахов едва ли можно
было найти двух-трех человек, для которых занятие музыкой не стало
делом их жизни, на протяжении семи поколений посвящали свою жизнь
музыке.
Поэтому так и случилось, что почти все органисты, трубачи,
флейтисты, скрипачи, капельмейстеры и канторы придворные музыканты
Тюрингии принадлежали к многочисленному роду Бахов. Прадедом
великого композитора был Фейт Бах. Он жил во второй половине ХVI
века. Семейное предание утверждало, что, отправляясь на мельницу
молоть муку (Фейт был пекарем , мельником), он брал с собой цитру.
Фейт садился на берегу реки у мельничного колеса, и от веселых
звуков его музыки быстрее бежал водный поток, проворнее крутились
жернова.
От отца он получил первые уроки игры на скрипке и клавесине. Мальчик имел превосходный голос и пел в хоре городской школы. Он рано остался без родителей и с 10 лет жил со старшим братом Иоганном Христофом, который был органистом в соседнем городе Ордруфе и именно он серьёзно занимался с Себастьяном музыкой. Пять лет живет Себастьян в семье старшего брата.Но брат был очень строгим и Иоганн Себастьян решил жить самостоятельно. Был вынужден пойти работать, так как старший брат решил, что Иоганн уже достаточно взрослый Он хорошо пел и имел красивый голос, умел играть на разных инструментах, поэтому его приняли старшим хористом в монастырскую школу. Бах с 15 лет начинает свой трудовой путь - служит певчим и органистом в протестантских церквях, музыкантом при карликовых дворах правителей немецких земель.
Педагог род Бахов в течение почти 200 лет (XVI-XVIII века) дарил миру композиторов. Дар, позволяющий писать музыку, проявился у его деда, трех его дядей, у самого И.С. Баха и четырех его сыновей .
Бах сочинял музыку почти во всех известных в то время музыкальных жанрах,кроме оперы.
Отличительной особенностью произведений Баха является их полифонический склад.
Педагог обращается к доске, на которой слово: полифония, "поли" - в одном цвете и "фония" - в другом.
ПедагогЧто такое полифония? Переводим "поли" - много, а фон?
Я приглашаю вас к творческому поиску. Дети придумывают слова, оканчивающиеся на суффикс "фон" - телефон, магнитофон, саксофон,домофон,айфон,смартфон и делают вывод: звук! Отсюда следует, полифония - многозвучие, многоголосие
Дети. Полифония - это многоголосие. Это такой тип музыки, в котором нет деления на главный и не главный. Многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов линий
Педагог. Очень остроумно и точно сам Бах сказал о том, что такое полифония. "Каждый голос в сочинении - это личность. А многоголосное сочинение - беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь.
Ребята, в своей музыке Бах пользуется ещё одним стилем. Он называется "гомофония". Гомофония - вид многоголосной полифонической музыки, где в отличие от "полифонии" слово "гомос" значит "один", а все другие голоса как бы подчинены ему. Обычно это песни.
В то время музыканты в Германии могли заработать себе на жизнь либо служа у богатого вельможи, либо в церкви За свою жизнь Иоганн Себастьян много раз менял места службы, переезжал из город в город.
Всё музыкальное творчество Баха состоит из трёх периодов. Музыковед 2
Веймарский - самый счастливый 9-летний период его жизни. Ему хорошо пишется здесь. Вдобавок ко всему у него счастливая семья - жена Мария-Барбара и четверо детей, вместе с которыми он совершает воскресные прогулки, забираясь на заросшую лесом гору Эттерсберг.
И. С. Бах был прекрасным органистом, и именно это принесло ему известность при жизни.
Орган -клавишый духовой инструмент.
Прародителями органа были два незатейливые древние музыкальные инструменты:
Флейта Пана (свирель) и волынка.
От флейты Пана орган унаследовал постоянно возрастающие по ширине и длине трубки, а от волынки - меха.
Этот инструмент состоит из множества труб разных размеров, а музыкант, исполнитель играет на клавиатуре, как правило - это несколько, две или три клавиатуры, которые называются МАНУАЛ.
Также у органа есть специальные рычажки, которые переключают регистры. Орган - единственный инструмент, имеющий десятки и сотни регистров
Этот инструмент находится в католической церкви либо в специальных концертных залах. Посмотрите, какой он большой по размеру.
Вопрос: А к какому виду инструментов относится орган?
Ответ : Это клавишно-духовой инструмент,
Вопрос:Что это значит, как вы думаете?
Ответ:…..
Красочные возможности органа всегда привлекали Баха.
Самым известным произведением Баха для органа является Токката и фуга ре минор.Прослушивание фрагментов.
Вопрос:Что такое токката?
Ответ:В переводе токаре означает прикасаться, трогать произведение свободного построения.
- Что напомнило вам начало токкаты?
- Возглас, как призыв к молчанию: «Внемлите!» - говорит
вступление.
- Из вступления рождается музыкальная речь. Какая она по
характеру?
- Яркая, драматичная, подобная бурной реке весной.
Вопрос:Что такое фуга, как звучит фуга?
Ответ: Фуга в переводе означает бег,бежать,«бегство», «побег» -
вот что такое фуга.Голоса бегают друг от друга, гонятся друг за
другом и при этом повторяют тему, подражая друг другу Звучит
лирично, изящно, в отличие от токкаты фуга напоминает прозрачные
воды ручья.
Вопрос:Почему его называют "Ваше Высочество?"
Ответ: Очень большой инструмент размером с пятиэтажный дом.
Вопрос: Почему "Ваше Всемогущество"?
Ответ:Может издавать звуки разных инструментов, звучать на дальнее расстояние, звучит мощно. Океан гармоний величественный могучий.
Иоганн Себастьян Бах написал лучшее, что когда-либо сочинялось для органа. Музыка была его профессией, его ремеслом. Он не мог не сочинять ее ежедневно. Этого требовала от него жизнь.
Музыковед 3
Кетенский перод- время создания лучших инструментальных произведений
Кётен - это небольшой немецкий городок, и Бах был приглашён на должность придворного музыканта к князю. В придворной церкви находился плохой, маленький орган, поэтому Бах должен был писать пьесы для сольных инструментов: клавесина, скрипки, виолончели, или оркестрового ансамбля. Таким образом, в Кётене были созданы шедевры инструментального творчества, нисколько не уступающие шедеврам органной музыки.
Инвенция -двухголосное или трехголосное полифоническое произведение,в переводе означает изобретение,выдумка.
Исполнение инвенции ре минор.
Релаксация. Педагог предлагает игру в
"мелодию".
Ребята, поднимите руку тогда, когда услышите знакомую мелодию темы
инвенции.
ХТК 1том прелюдия и фуга до мажор.
Фуге предшествовало музыкальное вступление, которое во времена И. С. Баха называлось прелюдия. Прелюдировать - это значило импровизировать перед исполнением певца или к фуге.
Педагог: Какой музыкальный образ раскрывается в этом произведении?(Отталкиваясь от характера, настроения, чувств.)
(В помощь в обсуждении должны звучать фрагменты прелюдии и фуги).
Дети: Прелюдия - мечтательна. Фуга - рассудительный, степенный рассказ. Педагог:Во время звучания фуги попытайтесь услышать эту "беседу личностей"
Осмысление музыкального произведения.
Педагог: Как начинается фуга?
Дети: Тема начинается в одном голосе.
Педагог: Каков характер темы?
Дети: Тема по характеру неторопливая, спокойная
Педагог:Но всё же давайте еще раз вслушаемся в прелюдию, есть ли мелодия в прелюдии (звучит фрагмент), как она развивается?
Дети: Переливающимся движением.
Педагог: А если я эти переливающиеся звуки соберу вместе (исполнение гармонии).
Дети: Это уже аккорды - аккомпанемент.
Педагог: А раз есть аккомпанемент, почему бы нам не добавить мелодию.
(Исполняется фрагмент из "Ave Maria" Ш. Гуно (вокализом),
Педагог: знакомо произведение? Мы только - что исполнили несколько фраз произведения французского композитора Ш. Гуно, который обратился к прелюдии И. С. Баха и на основе его написал свое произведение. Слова являются католической молитвы.
Остается ли музыкальный образ прелюдии созданный И. Бахом?
Дети:Музыкальный образ - это образ света, нежности, любви, образ Матери.Произведение из инструментального перешло в вокальное.
Педагог:Прозвучало произведение "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно
Дети:Музыка заставляет задуматься, вслушаться, представить образ Марии.
Педагог: Образ Марии - матери Иисуса Христа раскрывался во многих искусствах, в том числе и в живописи. Я предлагаю обратиться сейчас к картинам Рафаэля . Как вы думаете, есть ли что -то общее и различное между звучащей музыкой "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно и картинами.
(На экране слайд презентации, на фоне музыки по щелчку мыши открываются картины Мадонны)
Дети: (Обсуждение, высказывание мнений. В музыке и картинах раскрывается один образ - образ Матери, но разным языком искусств, в живописи - красками, в музыке - музыкальными интонациями, музыкальными средствами выразительности).
Музыка заставляет задуматься, вслушаться, представить образ Марии.
Лейпцигский период
Музыковед4
Сыновья Баха подрастают, и чтобы дать им надлежащее образование, ему приходится думать о другом месте жительства. В 1723 г. Бах получает приглашение из Лейпцига на должность кантора школы Святого Фомы, подписывает с городским магистром тяжелейшие условия договора. Баха нанимали на должность кантора певческой школы при церкви,органиста, руководителя оркестра в этой главной церкви Лейпцига и других трех церквях города.
Последние 27 лет жил в крупном немецком городе Лейпциге и служил в церкви святого Фомы .Здесь он проживает до конца своей жизни. Бах должен был обучать и воспитывать певчих-учеников церковной школы, каждую субботу сочинять по новой кантате.
Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведет прихожан из-под их власти.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. И только через 79 лет, когда известны композитор Ф.Мендельсон-Бартольди подготовил и исполнил с Берлинской певчей академией одно из самых великих произведений Баха «Страсти по Матфею», музыка приобрела новую жизнь и начала победное шествие по странам мира.
Страсти (музыкально- драматическая форма) - это история жизни Иисуса Христа, рассказанная четырьмя евангелистами - Марком, Лукой, Иоанном и Матфеем
Это история предательства Иисуса его учеником Иудой, взятие Иисуса стражей, отречение и раскаяние другого ученика -Петра, шествие на Голгофу (место казни). В "Страстях" раскрываются образы страдания народа. Идея самопожертвования, любовь к людям, смерть как подвиг, освещающий высокую цель - служение благу человека, сочувствие человеческим страданиям. Лирическое тепло, полнота чувств составляют эмоциональную атмосферу этого сочинения.
Основа произведения - Иисус взял на себя муки ради избавления от мук человечества.
Иисус у Баха - идеал человека, чистого душой, исполненный огромной любовью к людям. Человек с такими качествами способен преодолеть страдания, даже смерть
Сейчас мы послушаем один из самых ярких фрагментов этого произведения - "АРИЯ ПЕТРА"(исполняет низкий женский голос- альт).
Петр - один из учеников Христа. В этой арии речь о глубоком раскаянии человека, совершившего. Ария Петра "Смилуйся надо мной" является самой драматической сценой всего произведения (в "страстях" 78 частей, длятся 4 часа
РАЗМЫШЛЕНИЕ:
Какие ваши впечатления от услышанной музыки?
- Попытайтесь в музыке увидеть человека.
- Каков он?
- Каков его внутренний мир?
- Верит ли Бах в человека?
Дети: Музыка величественна, обладает огромной жизненной силой - Баху не чужды страдания человека, он знает им цену
Педагог: Всю жизнь Иоганн Себастьян занимал скромное положение придворного или церковного музыканта. Только часть его произведений была опубликована при жизни, и потому музыка его была малоизвестна за пределами тех городов, где Бах работал. Кроме того, в середине XVIII века на смену полифонической музыке пришла гомофония. Она не требовала от слушателей усилий для восприятия, так была доступна. В гомофонии отчётливо разделяется фон и рельеф, главная мелодия и сопровождение. И только спустя 100 лет композиторы-романтики возродили поистине бессмертную музыку Баха, от которой и в XXI веке сжимается сердце.
По радио, по телевидению, в кинофильмах, её используют в фигурном катании, в спортивной гимнастике, в мобильных телефонах.Произведения Баха изучаются в муз.школах,училищах,консерваториях.
Многие музыкальные произведения Баха продолжают жить и звучать в наши дни. Но не только так, как создал композитор, в первозданном виде, а в современной обработке,различных аранжировках и ремиксах. Давайте послушаем с вами одну из таких аранжировок. Может быть, эта музыка вам знакома?
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами приобщились к тайне, которая представлена в творчестве великого И.С. Баха, и мне бы хотелось услышать ваши ответы на вопросы:
-Какой стиль главный для музыки И.С.Баха?
-Для каких инструментов сочинял Бах?
-Какие многогранные стороны своей личности Бах раскрыл в своем творчестве?
В заключении я предлагаю вам ответить на вопросы теста по
творчеству И.С.Баха.