7


  • Учителю
  • Урок по музыке в 7 классе на тему: 'Образ Великой Отечественной войны в Ленинградской симфонии Д. Шостаковича'

Урок по музыке в 7 классе на тему: 'Образ Великой Отечественной войны в Ленинградской симфонии Д. Шостаковича'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цель урока: дать историческую оценку Ленинградской симфонии Д.ШостаковичаЗадачи:образовательныеПознакомить с историей создания и первыми исполнениями 7 симфонии Шостаковича, закрепить знания о музыкальном образе, музыкальной форме, продолжать учить выделять средства
предварительный просмотр материала

Урок музыки в 7 классе, III четверть.


Подготовила и провела учитель музыки МКОУ «СОШ №1п. Пристень» Пристенского района Курской области Черкашина Елена Николаевна.




Тема: образ Великой Отечественной войны в Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.


Цель: дать историческую оценку Ленинградской симфонии Д.Шостакович


Задачи:


образовательные

Познакомить с историей создания и первыми исполнениями 7 симфонии Шостаковича, закрепить знания о музыкальном образе, музыкальной форме, продолжать учить выделять средства музыкальной выразительности, познакомить с новой музыкальной формой- вариациями.


Развивающие

Развивать логическое мышление, речь, способность выявлять и понимать главную мысль фрагмента музыкального произведения, чувство ритма и ансамбля во время коллективного исполнения песни, способность эмоционально и выразительно исполнять ее.


Воспитательные

Воспитывать чувство патриотизма, личной ответственности за судьбу страны, чувство долга перед Родиной.


Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация к уроку.
ХОД УРОКА:

Добрый день, дорогие ребята. Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с высказывания замечательного педагога, композитора, Дмитрия Борисовича Кабалевского:
«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей!»

- Действительно, возможности музыки безграничны. И мы сегодня еще раз в этом убедимся.

В прошлой четверти мы много говорили о музыкальном образе, слушали произведения, определяли музыкальные образы.

Что мы называем Музыкальным образом?

С помощью каких средств музыкальной выразительности создается музыкальный образ?

А теперь напомните, пожалуйста, тему этой четверти? (Форма в музыке)

Что мы называем музыкальной формой?

Пытаясь понять музыкальное произведение, мы каждый раз убеждаемся, что его содержание, его музыкальный образ неотделим от формы. Для понимания произведения важно понимание и композиции, и средств музыкальной выразительности, то есть в строении произведения обнаруживает себя вся система образов, характеров и настроений.

Именно с определения характера мелодии начинается понимание музыкального образа.

Давайте послушаем фрагмент песни А.Александрова и В.Лебедева-Кумача "Священная война".

Звучит фрагмент песни А.Александрова и В.Лебедева-Кумача "Священная война".

Какие чувства вызвала у вас эта песня? Почему авторы песни называют войну "священной"?
Д. Потому что Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была для нашей Родины освободительной, справедливой.
В какой музыкальной форме написана эта песня? Почему?

Д. Двухчастная форма музыки, в ней есть запев и припев.

Как вы думаете, почему композитор выбрал именно такую форму построения?

Д. Чтобы усилить значение песни.
Эта песня, как и плакат художника И.Тоидзе "Родина-мать зовет", была создана в первые дни войны. Песня звучала на Белорусском вокзале для бойцов, уезжавших первыми эшелонами из Москвы на фронт, защищать Родину-мать.
Ребята, пусть эти два произведения искусства станут эпиграфом к нашему уроку.

Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока, исходя из того, что вы уже услышали?

Да, мы с вами познакомимся с образом Великой Отечественной войны в 7 симфонии Д. Шостаковича и узнаем еще о новой музыкальной форме. Посвятим этот урок 70 - летию снятия блокады Ленинграда. Когда мы отмечали день снятия блокады? ( 27 января).

Читаю стихотворение:


Ленинградцы

На улице мороз, а в доме холод,
Все мысли лишь о хлебе, о еде.
И днём и ночью не утихнет голод,
Так жили в Ленинграде почти все.
И нам сейчас представить невозможно,
Как ленинградцы пережить смогли.
Блокаду, холод, голод и бомбежки,
Но выстояли, город свой спасли.

О трудных и суровых днях блокады
Мы знаем по рассказам тех людей,
Кто выжил в эти месяцы осады
И сохранил всё в памяти своей.
Нам не забыть суровое то время,
И к "вечному огню" придём опять.
Погибших вспомнить, кого нет на свете,
Кто жизнь отдал, чтоб город отстоять.
А в памяти останется на веке
Подвиг людей, кто город защищал.
Кто выстоял в тяжелое то время,
Фашистам покорить себя не дал.


В это время там жил и работал великий композитор Д.Д. Шостакович. Вместе со студентами консерватории он выезжал за город рыть окопы, дежурил на крышах и чердаках, спасая город от зажигательных снарядов. В самом начале войны он задумал написать симфонию о мужестве наших людей и о будущей победе. Большая часть симфонии создавалась в блокадном городе. Закончена же она была в городе Куйбышеве, куда он был эвакуирован после долгих уговоров.


Как необычны истории написания произведений во время войны, так и необычны истории их исполнения. Но самой необычной историей и самым потрясающим фактом были первые исполнения "Ленинградской симфонии".
5 марта 1942 года в Куйбышеве впервые была исполнена эта симфония. Одновременно она транслировалась по всем радиостанциям Советского Союза и за границу. Но Шостакович мечтал, чтобы «Ленинградская» симфония была исполнена в его родном городе.
С партитурой симфонии была связана целая история. Партитуру симфонии доставил в Ленинград военный самолет. Он вез самое дорогое - хлеб, медикаменты и драгоценные страницы Седьмой симфонии.
Но единственный в городе оркестр в страшную зиму 1942 года потерял половину своего состава. Необходимы были музыканты. Их даже набирали на передовой. Еле-еле передвигаясь от слабости, стекались они на репетицию.
9 августа 1942 года, когда по плану Гитлера Ленинград должен был поднять руки и сдаться, в зале Ленинградской филармонии, который был забит до отказа измученными от голода людьми, оркестр под управлением дирижера Карла Ильича Элиасберга играл 7 симфонию! В это было трудно поверить! В городе, окруженном врагами, оркестр играет новое сочинение!
Выступление симфонического оркестра в осажденном городе потрясло даже врагов. Рассказывают, что после войны к Карлу Ильичу Элиасбергу обратился турист из Германии: «Я находился в числе солдат, осаждавших Ленинград. Мы постоянно слушали ваши передачи по радио, и каждая из них вселяла в меня уверенность, что вы выстоите. Если город, находившийся в таком положении, мог транслировать концерты классической музыки, значит его не взять. Когда я понял это, я сдался в плен».
А вот как отозвался о седьмой симфонии один зарубежный корреспондент: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!».
Сейчас мы с вами прослушаем отрывок из симфонии. Это отрывок из «Эпизода нашествия» первой части.
Ваша задача сейчас при прослушивании подумать и после окончания звучания эпизода ответить на вопрос: Какие средства музыкальной выразительности делают эту музыку такой выразительной, что даже враги после её прослушивания сдавались в плен.

Прослушивание «Эпизода нашествия»


Что вы можете сказать о музыке?
Д. В эпизоде нашествия композитор передал бесчеловечную жестокость, слепой, безжизненно-жуткий автоматизм, неразрывно связанные с обликом фашизма.
Вопросы: Сколько образов мы услышали в теме нашествия? (один)
Какой образ? (образ войны, образ развивающегося нашествия диких варварских сил)

Характеристика образа - тупой, холодный, автоматичный, железный, бездушный, усиливающийся, разрастающийся и т.д.


Какими средствами музыкальной выразительности достигается этот образ?


Средства музыкальной выразительности однообразие мелодии, чеканный ритм, постоянные повторения одного и того же мотива; усиливающаяся динамика, увеличение количества инструментов; военный образ создает жанра марша;

основные средства развития образа - динамика и оркестровые вариации.

Это эпизод нашествия написан в форме вариаций. Всего здесь одиннадцать вариаций. Давайте подумаем, а что же такое вариации?

Определение вариаций.

Читаю отрывок из стихотворения. Вот так дал характеристику эпизода нашествия поэт Лев Болеславский в своей поэме «Шостакович»

Звук.
Лёгкий далёкий звук,
Вдруг
Переходящий в стук,
Мягкий игривый стук,
Вдруг
Переходящий в шаг,
Мерный тяжёлый шаг,
Вдруг
Шумом сплошным в ушах
За каблуком каблук

Тысяч чужых сапог
Тысячью страшных мук
Через родной порог,
Жизнь обращая в прах -
ВРАГ!

А вот как изобразил художник Иосиф Александрович Серебряный концерт в осажденном Ленинграде.

Картина И. Серебрянного. Концерт в осажденном Ленинграде.

Давайте представим, что и мы оказались в этом зале. Давайте вглядимся внимательно в лица людей, которые пришли на концерт и попытаемся понять, какая музыка звучит в этом зале. В композиционном центре картины расположен мужчина с грозным лицом. Какие чувства вызвала музыка в его душе? (Чувство ярости, ненависти к врагу: его скулы сжаты, брови сдвинуты, рука на сумке напряжена, кажется он вот-вот встанет и кинется в бой).

Слева от него мужчина, закрывший лицо руками. Какое чувство вызвала музыка в его душе? (Горькие воспоминания о гибели близких людей, друзей, возможно, он плачет).

У колонны сидит молодая девушка. Композиционно она расположена в самом светлом месте картины. О чем это говорит? (О том, что душа ее светла, чиста, что она юная и романтичная). Какие чувства вызвала музыка в ее душе? (Чувство боли, скорби, светлые мечты о счастье разбились о страшную реальность войны).

Девушка, стоящая у столба. Что вы можно сказать о ней? (Она одета в военную форму, значит, принимает участие в боевых действиях, она замкнута в себе). Какие чувства вызывает музыка в ее душе? (В ее глазах печаль, смешанная с болью и горечью, она вспоминает все, что ей пришлось пережить на войне).

Посмотрите, ребята, все герои картины находятся в одном месте, сидят рядом, слушают одну и ту же музыку, но одинаковые ли чувства вызывает эта музыка у каждого из них? (Нет, у каждого из них музыка вызывает разные чувства).



«Над миром катилась гроза.
Ещё никогда на концерте

Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти».М. Матусовский


Каждый творческий человек откликается на происходящие исторические события через свои произведения. Музыкант передаёт свои чувства и мысли, протестует против жестокости, конечно же, через музыку.

Во время войны только Ленинградскими композиторами были созданы 192 крупных произведения и большое количество песен.

Песня "Вечер на рейде" композитора Василия Павловича Соловьёва - Седого и поэта Александра Дмитриевича Чуркина родилась также в прифронтовом Ленинграде в первые месяцы войны . Как и все ленинградцы, они рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, работали в порту. Во время отдыха на борту баржи и зародилась песня о моряках, которые покидают родной город, прощаются… И я сейчас предлагаю вам ее послушать.


Прослушивание песни.

- Чем покоряет нас эта песня?

Песня покоряет слушателя своей задушевностью, напевностью, задумчивостью и внутренним волнением.

Споёмте, друзья, эту песню. (Исполнение песни "Вечер на рейде")

Но прежде чем мы споем, давайте сделаем дыхательную гимнастику, встаньте.


Дыхательная разминка (задуть свечу, подуть на руки, колышатся деревья, ветер шумит, завывает - глиссандо вверх и вниз). Распевание на гамме, по терции рядами, знакомство с текстом, непонятными словами.


Пение с текстом по рядам.


Какую историческую оценку вы можете дать «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича?

Ответы детей.

Каждый на войне совершал подвиги - на передовой, в партизанских отрядах, в концлагерях, в тылу на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония - это не только музыкальный, это военный подвиг Д. Шостаковича.

Произведения искусства, созданные в годы войны, - это памятники военных событий. Седьмая симфония - один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.


Я хочу зачитать стихотворение Роберта Рождественского, которое является призывом к вам, к нам, к поколениям, не знающим войны.


Задохнулись канонады.
В мире - тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла.
А в реке - меж берегами -
Кровь-вода текла.
Были чёрными берёзы,
Долгими - года.
Были выплаканы слёзы
Вдовьи навсегда.
Вот опять пронзает лето
Солнечная нить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Эта память - верьте, люди, -
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война.

21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

«Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться...»
В. А. Гергиев
И сейчас, когда в мире неспокойно, когда вновь существует реальная угроза фашизма, в связи с последними событиями в Украине, где гибнут люди, нам с вами нельзя забывать, какой ценой завоевано счастье. Вы - будущее нашего общества, и от вас будет зависеть, какой будет страна. Сберегите ее мирной, цветущей для будущих поколений!

А в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать небольшое эссе о значении музыки в годы войны.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№1 п.Пристень» Пристенского района Курской области

Урок по музыке в 7 классе


«Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича»(вариации)

Подготовила и провела

учитель музыки Черкашина Е.Н.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал