7


  • Учителю
  • Методические рекомендации по использованию современных педагогических технологий на уроках музыки

Методические рекомендации по использованию современных педагогических технологий на уроках музыки

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ. В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Лариса Волкова

Методист ГБОУ ДПО СЦРО

(г.Севастополь)

Автор знакомит с опытом использования современных педагогических технологий на уроках музыки.

The author presents the experience of using modern technology in the a music lesson ".

Главное требование к современному человеку, который живет в мире глобальных перемен и интеграционных процессов, чрезвычайно стремительного развития техники и информационных ресурсов, - является умение творить. Поэтому одной из задач современного образования является создание условий для формирования компетентной, творческой личности. Важное место в процессе гуманизации образования принадлежит художественно-эстетическому циклу, который влияет на развитие эмоционально-чувствительной сферы учащегося. Искусство-своеобразный камертон цивилизации, универсальный способ мышления, способный синтезировать истину, добро и красоту, формировать человека-творца. Художественно-эстетическое образование является посредником между общественно значимыми культурными ценностями и личностными ценностями человека и обеспечивает формирование базовых компетентностей (общекультурных, художественнно-познавательных, художественно-коммуникативных и др.), формирует стремление и способность к художественно-творческой самореализации духовного самосовершенствования на протяжении всей жизни. Важную роль во всей этой деятельности играет эмоционально-чувствительная сфера и творческая активность личности, развитие которой непосредственно связано с занятиями искусством. Идею комплексного взаимопроникновения искусств, которая возникла в 20-30х годах XX столетия, обосновали выдающиеся педагоги и деятели культуры. П. Блонский писал: «Уроки поэзии, музыки, рисования как изолированные эстетические занятия, имеют очень мало педагогической ценности. В крайнем случае - это уроки оторванного от жизни искусства» [5,с.59]

Актуальность проблемы «как обучать», становится сегодня всё более очевидной. Обновляющейся школе нужны эффективные методы, приёмы, технологии обучения, такие, которые помогут решать современные задачи компетентностного подхода в образовании, формирования ключевых компетенций у учащихся.

С использованием некоторых современных технологий на уроках музыки и познакомит данная статья. Целью данной статьи является выявление оптимальных, современных технологий обучения, которые смогут повысить качество образования по предмету.

Целью интеграции является индивидуально-эстетическое развитие учащихся через осмысление связи искусства с природной, социальной и культурной основами их жизнедеятельности. К технологиям интегрированного преподавания можно отнести технологии: личностно-ориентированные, интегративные, компьютерные, суггестивные, интерактивные, здоровьесберегающие, художественно-игровые».

За последнее время были опробованны разные инновационные технологии, формы и методы работы на уроках музыки. В процессе экспериментальной работы в школе был накоплен огромный опыт использования интеграционных технологий, что позволит начинающим коллегам избежать определенных трудностей и проблем в преподавании.

Интегрированные технологии можно условно разделить на три группы:

1)духовно-мировоззренческий вид интеграции, который обеспечивает на основе общего для всех видов искусства тематизм, связанный с отображением в искусстве разных аспектов жизни;

2) эстетико-искусствоведческий вид интеграции, который обеспечивает введение общих для разных видов искусства понятий и категорий эстетических, художественно-языковых, жанровых и т.д.;

3)комплексный вид интеграции, который предусматривает одновременное соединение нескольких видов интеграций, ведущих интегрантов из двух перечисленных групп или еще с добавлением к ним других видов.

Обозначенные виды интеграции на уроках музыки реализуются через систему творческих заданий интегративного типа, которые предусматривают активизацию межсенсорных образных ассоциаций учеников в процессе восприятия и художественно-творческой деятельности, например:

  • графически изобразить мелодичный рисунок, передать линиями характер движения мелодии (плавный, скачкообразный), направление движения мелодии (вверх или вниз), подобрать к мелодии соответствующие по характеру линии-образы («линия-пружинка», «линия-волна», «линия-зигзаг», «линия-пунктир»);

  • подобрать цвета соответствующие музыкальным тембрам, образам и настроениям;

  • отобразить развитие музыки, её формы в беспредметных цветных композициях - «визуальных вариациях», в которых изменить цветную гамму (яркость, насыщенность, контрастность) соответственно изменениям в музыке;

  • создавать музыкальные образы-интонации, ритмы, «звуковые пятна», которые бы характеризовали героев сказки, персонажей сюжетной картины или портрета;

  • «оживить» картину с помощью пантомимы, мимики, жестов, движений или разыграть мысленный диалог по сюжету картины (например, натюрморт в лицах, «разговор героев парного портрета»);

  • создать «театр костюма» - инсценировка мини-рассказов о традициях национальной одежды, вышивки, украшений (в сопровождении танцевальной музыки), и др . [7 ,с.66-67]



Особенностью моей работы в школе является тесное сотрудничество с национально-культурными обществами города, а также привлечение учащихся школьной музыкальной студии «Колокольчик» и изостудии «Аист» для участия в открытых, итоговых и других интересных уроках по предмету. Уроки музыки часто проходят в мастерской детской изобразительной студии «Аист» школы №23, что дает нам возможность широкого проявления творческой инициативы, и позволяет создавать атмосферу увлеченности и активности учащихся.

«Общая цель уроков конкретизируется в основных задачах-образовательных, воспитательных, развивающих, т.е. в приобретении детьми деятельно-творческих, общекультурных, коммуникативных, социально-практических компетенций, а также компетенций саморегуляции художественной деятельности».[8,с.58-64]

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. Компьютерные технологии - это мощный инструмент для получения ребёнком разнообразной информации и усиления наглядности, это эффективный способ повышения интереса к учёбе, стимулирование мотивации к самообразованию. Внедрение информационно-коммуникационных технологий осуществляется по таким направлениям: 1.Создание презентаций к уроку; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3.Использование готовых обучающих программ; 4.Использование электронных ресурсов учебного назначения 5. Мультимедийные курсы, тесты, электронные энциклопедии. Презентация позволяет наглядно представить учебный материал, сделать урок более интересным и продуктивным. Использование ресурсов Интернета poznayko.at.ua/ , Flash-технологии помогают найти дополнительные материалы к уроку, Web-странички помогают улучшить качество знаний по предмету, могут использоваться как для фронтальной работы с детьми, так и для их индивидуальной, самостоятельной работы. Использование готовых обучающих программ помогает снизить дидактические затруднения у учащихся и повысить активность школьников на уроке. Каждый из таких уроков является совокупностью рисунков, анимаций, гостиных, видеофрагментов, текстовых объяснений, звукового сопровождения, тестовых вопросов и других, которые использует учитель при проведении уроков музыки с использованием электронных программно-педагогических средств.

Характерной чертой педагогического взаимодействия учителя и учеников современной школы является введение в учебный процесс интерактивных методов, которые нацелены на развитие личности ученика. Интерактивные технологии ориентированы на реализацию познавательных интересов потребностей личности, поэтому особое внимание уделяется организации процесса эффективной коммуникации, в которой участники процесса взаимодействия более мобильны, открыты и активны. Сущность интерактивных технологий состоит в том, что обучение происходит путем взаимодействия всех тех, кто обучается и обучает. Самые известные формы интерактивных методов - «большой круг», «аквариум», «мозговой штурм», «микрофон», «ажурная пила», «ассоциативный куст» - эффективно можно использовать на уроках искусства в начальной и основной школе. Например: на доске висит ключевое слово «динамика». Детям необходимо выбрать из предложенных карточек те, которые ассоциируются со словом «динамика». «Ассоциативный куст» успешно используется в работе над новыми понятиями, музыкально-художественными терминами. Например, во время изучения темы урока «Жанры музыки» (3кл.) учащиеся включаются в «мозговой штурм» и выдвигают свои версии, отвечая на вопрос учителя: «Чем характерны различные жанры в музыке?». Метод «Микрофон» применяется в ситуациях, которые требуют от учащихся быстрого ответа. Высказывая свою мысль, ученики держат в руке микрофон. Микрофон может быть воображаемым, но желательно использовать настоящий или предмет, который его имитирует, поскольку его наличие даёт преимущество - имеет право отвечать только тот ученик, у которого в руке микрофон, все другие не могут говорить, кричать с места, а могут только слушать. Этот метод хорошо использовать на всех этапах урока. Например, в процессе слушания музыки, на этапе проверки выученного материала или закрепления знаний.1 вариант: Что вы знаете о композиторе? Учащиеся отвечают по одному предложению, передавая один другому микрофон. Таким способом можно выявить, что именно запомнили третьеклассники на предыдущем уроке. 2 вариант: - Дайте характеристику прослушанной музыке. Можно поделить класс на три группы: 1 ряд отвечает о характере музыки, 2 ряд подбирает слова-характеристики, которые наиболее близки к определению темповых особенностей произведения, 3 ряд рассказывает о чувствах, какие хотел передать композитор. ( Э.Григ, «В пещере горного короля» или «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт»). Метод «Микрофон» эффективен и в вокально-хоровой работе на этапе распевания, знакомства и исполнения песни: 1 вариант: Учитель предлагает пропеть короткую попевку из 3-4-х нот на какой-нибудь гласный звук. Каждый ученик по очереди поет попевку в микрофон от разных нот, а класс повторяет (происходит чередование сольного и коллективного пения). 2 вариант: Охарактеризуйте песню, которую только что прослушали («Моя Россия» муз.Г.Струве, сл. Н.Соловьевой. 3 класс, тема: «Россия - Родина моя»). Учащиеся по очереди высказывают свои мысли. -А как бы вы исполнили эту песню? (Ученики отвечают одним словом, передавая один другому микрофон.). Метод «Ролевой игры» является эффективным во время исполнения выученной песни. Между учениками распределяются роли персонажей, о которых рассказывается в песне. Для большей убедительности актёрской игры учащиеся используют атрибуты, которые даются им на выбор: маски, головные уборы, предметы и др. Не нужно ждать от детей большого актерского мастерства, главное, что разыгранная в ролях песня запомнится им надолго. Для того, чтобы все дети взяли активное участие в исполнении песни, класс можно разделить на хоровую и оркестровую группы. Хоровая группа поёт, а оркестровая группа аккомпанирует одноклассникам на шумовых инструментах.

Используя игровые художественно-педагогические технологии, учитель предлагает ученикам выполнить определённые задания под разными углами зрения, предварительно распределив среди них роли: композитора, певца, художника, дизайнера, посетителей концерта (выставки, театра). На уроках искусства используются также новые музыкально-дидактические игры: режиссерские игры, которые помогают интересно и творчески организовать исполнительскую деятельность учащихся, усвоение музыкальной грамоты; игры-имитации, игры-соревнования, игры-лабиринты, игры-исследования, игры на внимание «Правильно-неправильно», игры в парах.

Технология формирования образного мышления (ФОМ) является эффективной во время обсуждения картин, скульптур, фотографий и других произведений визуальных искусств. Для проведения обсуждений можно использовать художественные произведения разных жанров, стилей, эпох, рекомендованные программой (и, следовательно, отобранные специалистами, в частности, музейными работниками) или тематически и художественно равноценные. Например, И.Айвазовский «Буря на море», С.Шишко «Осенний пейзаж», М.Чюрлёнис «Сказка» и др.[6,с.70]. Технология ФОМ даёт возможность успешно проводить анализ-интерпретацию образов в музыкальных произведениях. С первых уроков учащиеся приобщаются к системе творческих заданий на уроках музыки, особенно в 1-м классе. Выполнение отдельных заданий потребует от первоклассников формирования также элементарных навыков художественного общения с одноклассниками в парной, групповой или коллективной работе. Поэтому большинство заданий принадлежат к «открытому» типу и предусматривают многовариантность ответов, среди которых практически отсутствуют так называемые правильные или неправильные. Например: учитель предлагает детям самим пропеть песенки героев оперы-сказки «Колобок» голосами других персонажей этого спектакля. Что изменилось? А затем вместе с колобком предлагает разгадать кроссворд: 1.Пою один-догадайся - кто я такой? 2.Запоем вместе-понравится обоим.3.Певцов много стало-звонко песня прозвучала. При индивидуальной работе с тетрадью-альбомом мы имеем возможность сделать экспресс-диагностику образовательных результатов и творческого развития каждого ученика, выявить уровень осмысления ими учебного материала, динамику творческого роста и скорректировать обучение и развитие.

Интересным методом усвоения нового материала для первоклассников является игра-имитация типа «Представь, что ты…». Для закрепления новой информации на уроках искусства в 1-м классе желательно выбирать форму игры, соревнования или загадок. Например, «Загадки-отгадки» (по новой теме): учитель демонстрирует аудиозапись с образцами разных звуков. Если учащиеся считают, что услышанный звук принадлежит к группе музыкальных - они поднимают руки, если слышат шумовые - кладут их на парту. Шумовые и музыкальные звуки можно создавать и распознавать на слух и в других играх-имитациях, в частности, в парах: один ученик воспроизводит какой-нибудь звук, другой его называет и отгадывает.

Очень эффективно используется в работе также «Словарь признаков характера звучания эмоций» В.Ражникова, в котором выделены группы, каждая из которых имеет определённое количество близких к главной характеристике слов- эпитетов.

Другие технологии характерны для проведения уроков искусства с использованием театрализованных сюжетно-ролевых игр, которые предусматривают обязательное перевоплощение в реальных или вымышленных персонажей, героев сказок и мультфильмов, допускают выдумывание новых, несуществующих фантастических действующих лиц.

Интересно проходят уроки, в которых некоторые роли исполняют сами дети. Такая технология тоже положительно влияет на глубину усвоения материала. Так ученики 4-го класса на протяжении полугода путешествуют в музыкальный театр, концертный зал, знакомятся с музыкой разных народов. На уроке «Музыкальные инструменты» ученик 5-А класса Алеша Зверев исполнил пьесу для фортепиано «Ноктюрн» Ф.Шопена , а девочки 4-го класса сыграли ансамбль для двух скрипок из цикла «Жизнь гномов» Д.Явтухович. Интересно и насыщенно проходят и другие уроки по музыке .

Таким образом, предложенные выше методы художественной дидактики на уроках музыки, кроме формирования художественных компетентностей, развития творческого мышления, содействуют еще и формированию навыков культуры общения между учениками, а именно: умению вести разговор, брать участие в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, идти на компромисс, работать в коллективе, взаимодействовать с другими при выработке общих решений - то есть черт, необходимых современным молодым людям в профессиональной и личной жизни в социуме.

В конце и в начале каждого учебного года мы проводим итоговое проверочное тестирование учащихся, мониторинг приобретенных компетенций учащихся. Результаты проверки тестирования говорят о том, что уровень успешности учащихся достаточно высокий.

Можно сделать вывод, что преподавание музыки с использованием современных методов художественной дидактики развивает ключевые компетенции учащихся, их мыслительную и творческую деятельность, обогащает их духовно и эмоционально, формирует креативного человека, способного жить в информационном мире, способного творить. Интегрированные уроки с использованием данных методов являются эффективной формой организации учебного процесса, которая используется для систематизации знаний в современной школе, поскольку на таких уроках происходит синтез знаний по различным дисциплинам, вследствие чего создается новое качество, неразрывное целое, которое достигнуто широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Использование методов художественной дидактики в интегрированном уроке имеет и психологическое преимущество пробуждается интерес к предмету, снимается напряжение, неуверенность, формируются творческие способности учащихся, что является очень важным условием для дальнейшей перспективы успешной работы в этом направлении.













Список использованных источников

1.Букатова В.М., Ершова А.П. Я иду на урок; Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. М. Издательство «Первое сентября», 2001 г .- с.221.

Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М., 2001 г.

2. Кларин М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997 г. - с. 83.

3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др.; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия. 1999 г. - с. 224 .

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998 г. - с. 360.

5.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. //Народное образование/ - 2003 г. - с. 58-64.



6.Хуторской А.В. Современная дидактика. - С.-Петербург, 2001 г. - с. 533.,

с. 193-214.

7.Фрадкин Ф.А. Педагогические технологии в исторической перспективе // История педагогических технологий, - М., 1992 г. -с. 3-12.

8.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент

личностно- ориентированного образования. //Народное образование/-

2003 г. - с. 58-64.





























Волкова Лариса Ивановна

Высшая категория, учитель- методист

ОШ №23 им. Б. А. Кучера

Учитель музыки

Домашний адрес: ул. Кесаева д.5 /2 кв. 28

E-mail: LaraVolkovasev@mail.ru</</u>

Д.т.: 47-39-06

М.т.: +79787940059

Направление: музыка

Тема доклада: « Использование методов

художественной дидактики на уроках

музыки».

























12





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал