7


урок в 7 классе по теме 'Джаз'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:  Открытый урок по музыке в 7-м классе для РМО учителей музыки Кировского района РСО-Алания                                                                         Учитель музыки                               МКОУ лицея ст. Змейской                                
предварительный просмотр материала


Открытый урок по музыке в 7-м классе

для РМО учителей музыки

Кировского района РСО-Алания








Учитель музыки

МОУ лицея ст. Змейской

Алборова С.А.



2010 г.


ТЕМАУРОКА:




Цели урока:


  1. Вспомнить истоки, характерные черты, инструменты и направления джазовой музыки.

  2. Познакомить учащихся а) с таким современным направлением джазовой музыки, как симфоджаз; б) с исполнителями джазовой музыки.

  3. Показать и доказать, что классическая музыка играет важную объединяющую роль в современном мире музыки.


Оборудование и наглядные пособия:


  1. Музыкальный центр, аудиодиски, проигрыватель, пластинки, ИКТ, фортепиано, музыкальный синтезатор.

  2. Изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов и музыкантов, тексты песен.


Музыкальный материал:


  1. А. Макоев, «Колыбельная веточки сосны»;

  2. А. Макоев, Гимн о родном крае;

  3. Дж. Гершвин, Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

или

  1. Дж. Гершвин, Рапсодия в блюзовых тонах;

  2. Дж. Гершвин, Первый Концерт для фортепиано с оркестром;

  3. Дж. Гершвин, «CLAPA YO' HAND!»;

  4. И. С. Бах, «Токката и фуга» Ре минор, современная аранжировка;

  5. Р. Цорионти, «Алагирская»;

  6. Н. Кабоев, «Осетинский эскиз»;


Ход урока:

Джаз - это музыка.

Она пользуется теми же самыми

нотами, какими пользовался Бах.



Музыкальный

Материал

Программное содержание



Методы

реализации


1. А. Макоев, «Колыбельная веточки сосны»

Вход на урок под песню в исполнении Аскера Махмудова на осетинском языке


Слушание, беседа


Проверка домашнего задания:

Беседа о джазе

2. Дж. Гершвин, Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» (Фоновое сопровождение)


3. Дж. Гершвин, Рапсодия в блюзовых тонах, (Фоновое сопровождение)


Всё о джазе:

  • истоки джаза;

Джаз в переводе с английского означает энергичный, грубый, беспорядочный. Возникло это направление в результате сплава европейской и афроамериканской музыки в Нью-Орлеане (7.11.1887).

Его истоками считаются:

спиричуэлсы (духовные песнопения чёрных американцев);

блюз (меланхолия, уныние, хандра), в основе которого лежит вокальный фольклор также чёрных американцев, в частности - трудовые песни рабов, это лирическая песня в медленном темпе с обильными синкопами;

регтаймы (латиноамериканские танцы).

  • Виды джазовой музыки

(латиноамериканские танцы):

Румба - бальный танец мексиканского происхождения с элементами кубинского народного танца с остросинкопированным ритмом;

уан-степ - салонный танец в темпе быстрой ходьбы;

фокстрот - салонный танец (быстрый шаг);

танго - старинный испанский танец, близкий цыганским танцам;

чарльстон - бальный танец на основе негритянских танцев;

фламенко - кубинского происхождения типа хабанера;

буи-вуги;

твист;

квик-степ;

рок-н-ролл - и т.д.

  • ритмы джаза;

полиметрия;

синкопы (с греческого - обрубание) - смещение ритмически опорного звука с сильной доли такта к слабой;

свинг (мерное качание).

  • инструменты джаза; (изображения с проектора)

саксофон, фортепиано, контрабас, ударные, труба, тромбон, туба, гитара, голос, кларнет, виброфон, корнет, флейта-пикколо.

  • манеры блюзового пения;

ритм-н-блюз, « соул», «фанк», свинг, рок-н-рол, хип-хоп, рэп, сроулинг, скриминг, грим, шрайк, скрим, харш и т. д.

  • исполнители джаза;

Луи Армстронг - трубач,

Лилиан Хардин - пианистка,

Джимми Роджерс,

Скотт Джоплин создавал регтаймы, Леонид Утёсов - певец,

Александр Цфасман,

группа «Биттлз»,

Хор Турецкого,

Игорь Бутман - саксофонист,

Валерий Сюткин,

Владимир Кузьмин,

Группа «Фидǽн» и др.

  • основа джаза;

импровизация (как бы сочинение в процессе исполнения),

острый ритм,

акцент (создающий удар, бит),

драйв (гонка, езда, атака) - это динамическое качество ритма.

  • направления джаза;

ранний джаз (хот-джаз (горячий джаз), холодный джаз (кул-джаз),

свит-джаз (сладкий джаз),

би-боп (нервный, взвинченный джаз).


Учащиеся представляют своё домашнее задание:


наблюдения,


сообщения,


доклады по темам:

«Истоки джаза»,


«Джордж Гершвин»

4. Дж. Гершвин, «CLAPA YO' HAND!»

  • Основоположник джазовой

музыки - Джордж Гершвин. В репертуаре нашего класса тоже есть очень интересная песня этого композитора, и называется она в переводе с английского «Хлопайте в ладоши, хлопайте в такт!»


Исполнение песни, работа над ритмическими сложностями, пение с хлопками или щёлканьем пальцев.

5. Дж. Гершвин, Первый концерт для фортепьяно с оркестром


Сценка «Гершвин и Равель»

Слово учителя ещё об одном направлении джазовой музыки - о симфоджазе.

Джордж Гершвин - сначала стал известным своими джазовыми лирическими песнями. Но когда он поехал в негритянскую рыбацкую деревню и изучил их фольклор, то написал свою оперу «Порги и Бесс» в стиле симфоджаз. В её основу композитор положил мысль, что чёрные заслуживают не меньшего уважения, чем белые.

В Первом Концерте для фортепиано с оркестром - наблюдается контраст двух образов - негритянского джаза и европейского симфонизма, которые то сопоставляются, то объединяются.

На этих контрастах Гершвину удалось построить не только увлекательную, но и очень цельную и необычную симфоджазовую музыку. (Это пример взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки).

Симфоджаз - это сплав симфонической и джазовой музыки, который открыл новые возможности для многих композиторов.

Рассказ учителя

Слушание фргмента


Показ, отзывы учащихся


6. Современная аранжировка на тему Токкаты и фуги Ре минор И. Баха;

О современных музыкальных аранжировках слово учителя.

Рок, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения симфоническая и камерная (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.

Джаз - это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, какими пользовался Бах.


Слушание, беседа


7. Р. Цорионти, «Алагирская»


Исполняет Диана Алохова


Показ-исполнение на национальной гармошке


8. Н. Кабоев, «Осетинский эскиз»

Услышать мотив «Алагирской» в новой аранжировке, в стиле симфоджаз


Слушание в записи на кассете


9. А. Макоев, «Гимн о родном крае»

  • Композиторы-джазмены

Джордж Гершвин (Америка),

Морис Равель (Франция),

Игорь Стравинский (Россия),

Николай Кабоев (Осетия)

Ацамаз Макоев (Осетия)


Показ песни, исполнение классом, беседа

Итог урока:


Классическая симфоническая музыка играет важную объединяющую роль в современном мире музыки.


Рубрика: «знаете ли вы?»

  • Игра на расчёсках с бумагой.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал