7


  • Учителю
  • Урок по музыке в 4 классе по теме'Балет'

Урок по музыке в 4 классе по теме'Балет'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

- Данилко Виктория Викторовна

- Учитель первой категории

- МАОУ СШ №48

- Учитель музыки

- Программа «Музыка» 1-4 класс; Авторы: В.О.Усачёва, Л.В.Школяр

- Учебник «Музыка» 4класс; Авторы: В.О.Усачёва, Л.В.Школяр

- Технологическая карта урока музыки по ФГОС в 4 классе; тема урока:

«Путешествие в музыкальный театр. Балет».

- Продолжительность урока - 45 минут





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет Музыка класс 4


Тема урока

Место урока по теме

Музыка Италии в творчестве русских композиторов


Тип урока

Урок углубления знаний


Цели урока

Задачи урока

Педагогические цели:

-создание условий для развития общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций;

- воспитание у учащихся интереса и любви к музыке разных стран.

-выявление степени усвоения изученного материала.

Цели для обучающихся:

- использование познавательных и творческих возможностей

- расширение представления об особенностях итальянской музыки через творчество итальянских и русских композиторов;

Задачи:

1.Образовательная

- Формировать мировоззрение школьников, расширить их кругозор, показать, что язык музыки - интернационален.

-формирование целостной системы ведущих знаний по теме : повторить понятия: «bell canto», баркарола, тарантелла, освоить некоторые элементы нотной грамоты на примере тарантеллы, познакомиться с «Тарантеллой» Дж. Россини, «Баркаролой» из цикла «Времена года» и «Тарантеллой» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, с картинами художников А.Боголюбова, И.Айвазовского, С.Ф.Щедрина, А.Н.Мокрицкого,

2.Воспитательная

-воспитание музыкального вкуса, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение.

3.Развивающая

- Развивать интерес учащихся к культуре других народов

- умение определять на слух основные жанры музыки; средства музыкальной выразительности, определять композиторов и произведения написанные ими, выразительно исполнять итальянскую песню«Санта Лючия»

- Выявить мелодические и ритмические особенности итальянской народной музыки.

- Развивать навыки хорового пения, сольфеджирования, умение анализировать музыкальное произведение.

Предполагаемый результат

личностные

- формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;

-развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм, чувство уважения к культуре других стран.

предметные

-ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве родной страны и в многообразии музыкального творчества других стран.

-сопоставлять различные образцы зарубежной и русской музыки;

-ценить отечественные и зарубежные музыкальные традиции;

-знать истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью.

метапредметные


-Поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективного способа решения.

- Учить планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и самоконтроля - осуществлять поиск нужной ин формации из дополнительных источников,

познавательные


расширять свои представления о музыке и музыкантах;

- самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

коммуникативные

- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

- использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

Умение договариваться и слушать друг друга

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Взаимоконтроль и самооценка.

Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи.

Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей деятельности.


















ХОД УРОКА



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: Организационный этап (2 минуты) Вход под музыку.

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Высказывание предположений.

.

Звучит музыка моря и песня «Санта-Лючия»

Обращение к ученикам:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нас, как всегда встретила музыка моря. Мы знаем, что музыка волшебна и может перенести нас в любую точку мира. В какой стране мы оказались ?

Море играет в жизни итальянцев важную роль!

И еще у итальянцев есть одна страсть - пение. В этой стране поют все, и у большинства итальянцев красивые сильные голоса.


- Вам знакомо это произведение?


- О чем эта песня?

Что помогло понять музыку? Как она звучала?


- Какие средства музыкального языка нам всегда помогают понять музыку любого народа, любой страны.

- Музыкальный язык понятен и имеет свои черты: песенность, танцевальность, контраст.


-Кто исполняет песню?


- Робертино Лоретти стал «золотым голосом» Италии. Его называют «чудо - ребенком» 20 века. Голос Робертино не перестает удивлять своей красотой и чистотой звучания. От природы он обладал прекрасным пением.

-Как это пение называется?

Этот итальянский стиль характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, красивой окраской звучания голоса.


Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкой Италии.


Дети рассаживаются по местам.


В Италии.

- Итальянская песня «Санта Лючия».

- Музыка плавная, изображает движение волн моря.


- Мелодия, ритм, динамика.


- Робертино Лоретти.

- Бельканто.


Учебно-познавательные: строить предположения, анализируя внешнюю ситуацию;

самопроверка имеющихся знаний.

Коммуникативные:

Высказывать свои суждения.


Внешнее проявление заинтересованности.

Эмоциональный отклик.

.

Первоначаль-

ное выявление умения определять песню на слух.


II этап: Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

Проективная деятельность

Слово учителя:

- Обратите внимание - тема нашего урока не закончена. Будьте внимательны и в конце урока попробуйте сами закончить её.

- Чтобы проникнуться музыкой этой замечательной страны - мы сами исполним итальянскую песню «Санта Лючия». Вспомните, как нужно исполнять песню?

Что необычного в её звучании?

Слово учителя:

- Молодцы! Пение было очень выразительным, мы как будто оказались в лодке и покачивались на волнах.

-Почему эта песня родилась в Италии?

И какова история этой песни?


- Нам поможет ответить на этот вопрос Настя.

Она занимается проектной деятельностью по теме «Музыка Италии» и поделится с нами своей работой.

-Ребята, свою работу Настя решила отразить в презентации «Музыка Италии» , а так же сделать брошюру- небольшую книжечку о песне «Санта - Лючия »,в которой должны быть отражены :история создания, текст, ее первые исполнители , а так же разные фотографии, картины, касающиеся названия этой песни. Оформление должно быть красочное, яркое.

Я предлагаю помочь Насте. Вы разделились на четыре группы и , поэтому , каждая группа получит свое задание.

1 группа - титульный и заключительный листы.

2 группа - история песни.

3 группа - текст песни.

4 группа - фото, картины.

Время выполнения-3 минуты. - Каждая группа демонстрирует выполненную работу. Спасибо, ребята. Все молодцы.

Настя закончит всю начатую сегодня работу и представит ее перед вами.

Возможные ответы ребят:

- Чтобы показать движение волн мы будем менять динамику звучания голоса - крещендо - диминуэндо.

Исполнение «Санта Лючия»

- выступает Долженко Настя.

-Выполнение заданий.


Коммуникатив-

ные:

Анализировать сложившуюся ситуацию.

Высказывать собственные предположения (навык монологической речи).

Наблюдение за степенью активности в процессе рассуждений.

Определены цели урока:

- Проверить свои знания и умения по теме

III. . Основной этап.

Сообщение новых знаний


Организовать действие по обобщению темы.

























































Италию называют колыбелью музыки.

Как вы думаете? Почему?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поработать в группах и найти ответы.

1 группа

«Италия это Родина…»

2 группа

Венеция. Карнавал Баркарола.


-Послушаем произведение Чайковского «Баркарола»

Вопросы учителя:

1.Какой характер музыки?

2.Соответствует ли название характеру музыки?


- Исполним

романс «Венецианская ночь» М.И.Глинки.


-Чем близка русским композиторам итальянская музыка?

3 группа

«Русские композиторы в Италии»

Знакомясь с музыкальной культурой Италии мы обращаемся к именам известных русских композиторов.

Почему?


Слушание :

  1. Итальянский танец «Тарантелла».

-какой характер музыки этого танца?


  1. 21вариация в балете «Щелкунчик»-

«Тарантелла»


- Ребята, я думаю, что эта музыка не оставила вас равнодушными.

- Прохлопайте ритмичный рисунок танца. Во время звучания

музыки акцентируйте игрой на бубне и щелчками пальцев сильные доли.

4 группа

Высказывания, фразы об Италии, ее культуре.

- Да, правильно.

Итальянская музыка всегда славилась своей мелодичностью и имела миллионы поклонников во всем мире. Из этой колыбели Возрождения вышли такие гении, что все остальные города могут только вздыхать и завидовать.

Сама атмосфера Италии способствовала рождению прекрасной музыки, и недаром названные имена широко известны во всем мире. Италия всегда притягивала к себе творческих людей - композиторов, поэтов, художников. Почти все известные композиторы побывали в Италии. И каждый увозил оттуда не только восторженные впечатления, но и, записанные в блокнотах темы мелодий услышанных народных песен.

Современные композиторы продолжают славные традиции итальянской музыки и певучие мелодичные песни поют многие люди на нашей Земле. Какой вывод можно сделать из сказанного?

-Музыка итальянского народа стала нам ближе и понятней.

1 группа

- Италия -родина нотной записи. Итальянский музыкант Гвидо де Ареццо создал нотную запись.

-Первая опера была сочинена и поставлена в Италии.

-Родина балета - Италия.

-Родина известных музыкантов :

- композиторов (Верди, Россини)

- певцов (Карузо, Лоретти)

-Родина мастеров струнных инструментов, прославивших Италию,

( Амати, Страдивари)

- Родина школы пения (Бельканто)

-Родина музыкального просвещения великих музыкантов

(Гендель, Глюк, Моцарт, Глинка, Чайковский)


-Венеция - удивительный город на севере Италии.

Он расположен на 118 островах, разделенных каналами.

В воде каналов отражаются старинные дворцы и храмы, украшенные великолепными росписями.

Каждый год в феврале в Венеции проходят знаменитые венецианские карнавалы.

В Венеции люди передвигаются по улицам - каналам на лодках ,

поют прекрасные песни «баркаролы» (от слова «барка» - лодка)- пение на воде

Их сразу можно узнать среди итальянских песен: они рождались на воде под мерные взмахи весла и плеск волн.

М.И Глинка сочинил одно из самых красивых итальянских сочинений - романс «Венецианская ночь» в жанре баркаролы.

П.И. Чайковский неоднократно бывал в Италии и очень проникся её прекрасной музыкой. Венеция тоже поразила композитора своей красотой и при сочинении произведения «Времена года» месяц июнь он назвал «Баркарола»(песня лодочника)

Слушание фрагмента музыки из цикла «Времена года»


Пение романса.

- Плавностью, выразительностью, мелодичностью, поэтичностью-


-Может они жили там?


- М.И. Глинка и Чайковский в разное время побывали в Италии, восхищались её музыкой, живописью. Записывали народные песни, сочиняли свои мелодии в духе этих народных песен.

Чем близка была русскому композитору итальянская музыка?

Ответ напрашивается сам - плавностью, выразительностью, мелодичностью, поэтичностью.

В Италии Глинка изучал бельканто и итальянскую оперу, прожив в Италии около 4-х лет.

Чайковский в разное время бывал в Италии, восхищаясь её музыкой, живописью.

Записывал народные песни, сочинял свои мелодии в духе этих народных песен.

В балете «Лебединое озеро» в ярких национальных нарядах, в туфельках на каблучках, с бубнами, украшенными лентами, исполняют «Неаполитанский танец» девушки-итальянки; Задача Чайковского была - воплотить в музыке образ итальянской девушки.

П.И. Чайковскому очень понравился зажигательный танец «Тарантелла»

и он сочинил одну из вариаций в балете «Щелкунчик» в характере тарантеллы с необычным для этого кипучего танца отпечатком мягкой грусти.


-Зажигательный,яркий.

Все группы встают.

У каждой группы есть муз. инструменты: бубны, трещетки. От каждой группы по одному желающему выходят танцевать. Остальные играют, хлопают , прищелкивают пальцами.

Исполнение «Тарантеллы»


-1. 0 городах.

Итальянские города, с их своеобразными особенностями и традициями

музыкальной жизни, дополняли друг друга. Венеция славилась традициями хоровой музыки и театрами, Неаполь считался родиной

музыкального просвещения и лучших оперных мастеров Италии XVIII

века,

Рим отличался самой строгой и требовательной публикой. «Когда композитор добился успеха в Неаполе, Венеции, даже в Болонье, говорят: "Нужно еще видеть его в Риме"»,- писал А. Гретри в 1789 году. «Рим - почетное место для композиторов, ибо римляне - самые разборчивые ценители музыки в Италии...

Обычно считают, что композитору или исполнителю, с успехом выступившему в Риме, нечего страшиться строгости критиков в других местах»

2.О певцах.

Оперный певец Энрико Карузо считался тенором, однако его голос мог меняться в очень широком диапазоне. Однажды при исполнении оперы «Богема» бас повернулся к Карузо и прошептал, что потерял голос. На что Карузо сказал ему просто открывать рот и сам исполнил всю арию, стоя спиной к зрителям. Практически никто из публики не заметил подвоха.)

3.Тарантелла

В Италии есть танцы, которые стали своего рода символом страны и известны на весь мир. Таков танец тарантелла.

Этот знойный, стремительный танец родился на юге Италии, в городе Таранто. Отсюда его название. Существует легенда о том, что оно произошло от слова «тарантул», потому что характер танца будто бы напоминает движения человека, испуганного видом страшного паука тарантула.

Танец сопровождается игрой на итальянских народных инструментах: мандолине и тамбурине.

Италия -колыбель, родина музыки.


Учебно-познавательные: анализ полученных результатов.


Презентация творческого продукта.


IV этап: Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности, команды и всего класса.

- Я благодарю вас за внимание и работу на уроке. Какая тема урока?

-«Италия - колыбель музыки»

«Грациа» - спасибо!

Ребята, у путешественников есть такая традиция: если хочешь вернуться в те места, где ты побывал - брось в море или реку монету. Если вам понравилось наше путешествие по Италии, и вы захотите когда-нибудь побывать в этой стране - прикрепите ваше «сердечко» к карте Италии.

-Два русских композитора познакомили нас с музыкой замечательной страны Италии. И каждый композитор овладел музыкальным языком этой страны и оставил в музыке частичку своей души.

Мы как будто совершили путешествие в эту замечательную страну.

В путешествии мы узнали много нового.

Я благодарю за работу на уроке, все ребята молодцы. Слушайте красивую музыку и она наполнит ваше сердце теплом, добром и светом.

Урок закончен, но музыка не прощается с нами.

Вы слышите, она снова звучит для нас…


Вспоминают цели урока.

Предлагают варианты темы урока, анализируют выполненные задания, высказывают свое мнение.

Выход из класса «Неаполитанский танец»

Коммуникативные:

Высказывания собственного мнения. Общекультурная

самооценка и взаимооценка.


Оценочные шкалы.

Рефлексивные вопросы.

Ученики оценили собственную работу в группе и работу группы в целом.

Сделали вывод: получилось ли у них быть командой, над чем нужно работать в дальнейшем.




















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал