7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке 5 класс

Рабочая программа по музыке 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа составлена  на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 5 класс. М. «Дрофа» 2010 г. Цели курса: –  в углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психолог
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное учреждение

«Солонецкая средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании Утверждено: методического совета приказом директора

Протокол № от 29.08. 2014 г МКУ Солонецкая СОШ

№ от 30.08.2014 г.

Рабочая программа

по предмету - искусство «Музыка»

для 5 класса

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы»,

авторы Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 5 класс. М. «Дрофа» 2010 г.


Составитель:

О.Н. Фатеева

учитель музыки

2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 5 класс. М. «Дрофа» 2010 г.

Основная цель предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Применение системного подхода имеет важное значение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание программы, отраженное в каждом из компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивает ее полноценную реализацию в различных видах практической деятельности. Слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение строго подчинены единой содержательной идее урока. Содержание желательно проблематизировать вокруг представленных в программе и подробно освещенных в учебнике тем.

Цели курса:

- в углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального воспитания, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Задачи программы:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействие между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значимых музыкальных форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

Предмета «Искусство (музыка)» в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю.

Тематическое построение 5 года предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет. Данная тема предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказка ми, дворцами, храмами, картинами и многим другим. Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом под хвата» (один за другим), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов.

Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I - слушание музыки, II - выполнение проблемно-творческих заданий, III - хоровое пение.

Предмет «Искусство (музыка)» в 5 классе изучается в следующем режиме:

I учебная четверть

II учебная четверть

III учебная четверть


IV учебная четверть


всего за год

всего часов


9


8

10


8


35

контрольных работ


1


1

1


1


4

творческих работ

2


2


3

2


9

Контроль осуществляется в следующих видах:

- текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- цифровой диктант;

- тест;

- хоровое пение;

- индивидуальное пение.

Статус учебного предмета - обязательный

Объём учебного предмета - 35 часов в год (1 час в неделю)

Учебно - тематический план 5 класс:

№ п/п

Разделы

Количество часов

1.

«Музыка рассказывает обо всем»

1

2.

Древний союз

3

3.

Музыка и литература

19

4.

Музыка и изобразительное искусство

12

Итого:

35


Содержание разделов и тем

№ раздела

№ урока

Содержание (тема урока)

Количество часов

I

«Музыка и другие виды искусства»

1.

«Музыка рассказывает обо всём»

1

II

«Древний союз»

3


2.

Истоки.

1


3.

Искусство открывает мир.

1


4.

Искусства различны, тема одна.

1

III

Музыка и литература

«Слово и музыка»

3


5.

Два великих начала искусства

1


6.

«Стань музыкою слово!»

1


7.

Музыка «дружит не только с поэзией»

1

IV

Песня

5


8.

Песня - верный спутник человека

1


9.

Обобщающий урок

1


10.

Мир русской песни

2


11.

Песни народов мира

1

V


Романс

2


12.

Романса трепетные звуки

1


13.

Мир человеческих чувств

1

VI

Хоровая музыка

3


14.

Народная хоровая музыка

1


15.

Что может изображать музыка

1


16.

Заключительный урок по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

1

VII

Опера

2


17.

Самый значительный жанр вокальной музыки

1


18.

Из чего состоит опера

1

IX

Балет

2


19.

Единство музыки и танца

1


20.

«Русские сезоны в Париже»

1

X

Музыка звучит в литературе

2


21.

Музыкальность слова

1


22.

Музыкальные сюжеты в литературе

1


Музыка и изобразительное искусство

Образы живописи в музыке

2


23.

Живописность искусства

1


24.

«Музыка сестра живописи»

1


Музыкальный портрет

1


25.

Может ли музыка выразить характер человека?

1


Пейзаж в музыке

1


26.

Образы природы в творчестве музыкантов

1

XI

«Музыкальная живопись» сказок и былин

4


27.

Волшебная красочность музыкальных сказок

2


28.

Сказочные герои в музыке

1


29.

Тема богатырей в музыке

1


Музыка в произведениях изобразительного искусства

4


30.

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

2


31.

Подводим итоги

1


32.

Обобщающий урок

1

Итого за год

35


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса заключаются:

Учащиеся должны знать:

- новые имена композиторов - К. Дебюси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

- правильное распределение дыхания при исполнении музыкального произведения, использование цепного дыхания;

- музыкальные жанры.

Учащиеся должны уметь:

- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в подборе музыкальных стихов, создании музыкальных рисунков;

- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение acapella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся:

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность - ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность - доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность - проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность - учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета - видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета - установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.


Оценка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения. Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

«4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки. Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.


«3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств

музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.


«2» (неудовлетворительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных. К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности. К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

Критерии певческого развития


Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный результат

Хороший результат.

Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты


Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака


Мягкая атака

Дикция

Нечеткая.

Согласные смягченные.

Искажение гласных. Пропуск- согласных

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.

Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный.

Выдох сохраняет вдыхательную
установку

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке

Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.


Календарно-тематическое планирование

Тема урок

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

план

факт


«Музыка рассказывает обо всем» (1 час)

1

«Музыка рассказывает обо всем»

Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Наблюдать, сравнивать.

1.09.

4.09.


«Древний союз» (3 часа)

2

Истоки.


Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы

8.09.


3

Искусство открывает мир.


Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать

15.09.


4

Искусства различны, тема едина.


Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Сравнивать, анализировать

22.09.

Музыка и литература

Слово и музыка (3 часа)

5

Два великих начала искусства.

Импровизировать по заданным параметрам. Сравнивать, анализировать

29.09.


6

«Стань музыкой, слово».


Импровизировать по заданным параметрам. Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы.

6.10.


7

Музыка «дружит» не только с поэзией.


Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.

13.10.

Песня (5 часа)

8

Песня - верный спутник человека.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения

20.10.


9

Заключительный урок по теме «Слово и музыка»

Координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. Контролировать и оценивать свою деятельность

27.10.


10

Мир русской песни.


Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Импровизировать по заданным параметрам. Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения

10.11.


11

Мир русской песни.


Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Импровизировать по заданным параметрам. Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения

10.11.


12

Песни народов мира.


Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.

17.11.

Романс (2 часа)

13

Романса трепетные звуки.


Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме. Сравнивать, сопоставлять

24.11.


14

Мир человеческих чувств.


Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

1.12.

Хоровая музыка (3 часа)

15

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.


Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

8.12.


16


Что может изображать хоровая музыка.


Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текстом учебника, выделять главное

15.12.


17

Заключительный урок по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».


Оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении. Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

22.12.

Опера (2 часа)

18

Опера - самый значительный жанр вокальной музыки.


Контролировать и оценивать свою деятельность. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

12.01.


19

Из чего состоит опера.


Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное. Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

19.01.

Балет (2 часа)

20

Единство музыки и танца.


Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

26.01.


21

«Русские сезоны» в Париже.


Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное. Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме

2.02.

Музыка звучит в литературе (2 часа)

22

Музыкальность слова.

Расширять опыт адекватного восприятия устной речи. Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное.

9.02.


23

Музыкальные сюжеты в литературе


Расширять опыт адекватного восприятия устной речи.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения

16.02.

Музыка и изобразительное искусство

Образы живописи в музыке (2 часа)


24

Живописность искусства.


Научить находить общее и различное между музыкой и живописью. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.

2.03.


25

«Музыка - сестра живописи».


Научить находить общее и различное между музыкой и живописью. Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

9.03.

Музыкальный портрет (1 час)

26

Может ли музыка выразить характер человека?


Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

16.03.

Пейзаж в музыке (1 час)

27

Образы природы в творчестве музыкантов. Пейзаж в музыке.



Сформировать понимание своеобразие изобразительных свойств музыкальной ткани.

Импровизировать по заданным параметрам. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

20.03.

«Музыкальная живопись» сказок и былин (4 часа)

28

Волшебная красочность музыкальных сказок.


Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Сопоставлять, анализировать, работать с текстом учебника, выделять главное.

6.04.


29

Волшебная красочность музыкальных сказок.


Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Сопоставлять, анализировать, работать с текстом учебника, выделять главное.

13.04.


30

Сказочные герои в музыке.


Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

20.04.


31

Тема богатырей в музыке.


Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме. Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

27.04.

Музыка в произведениях изобразительного искусства (4 часа)

32

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».

Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства. Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения

4.05.


33

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».

Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства. Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения

11.05.


34

Подводим итоги.


Оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении. Контролировать и оценивать свою деятельность

18.05.


35

Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»

Оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении. Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

25.05.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

• Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 - 8 классов. В.В.Алеев (научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2010 г.

• Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 5 класс. М. «Дрофа» 2010 г.

• Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 5 класс. «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2010 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

• Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.

• Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.

• Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.

• Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.

• Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».

• Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,

2002 г.

7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.

«Си ЭТС», 2004 г.

8. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.

Алеева. Волгоград 2008 г. 5 класс.






Содержание рабочей программы 5 класс


№ урока

Тема урока

Содержание учебного материала. Основные дидактические единицы

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Теория

Музыкальный материал

1

Музыка рассказывает обо всем

Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы и художественно- смысловой целостности. Искусство - образное осмысление действительности.

М. Таривердиев. «Маленький принц» (слушание, пение);

В. Алеев, С. Маршак. «Гвоздь и подкова» (слушание)

Знать о роли музыки в жизни человека; понятие искусство.

Уметь исполнять произведение, петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох.

Устный опрос,

хоровое пение.

2

Истоки

История развития музыки. Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифолгически-магическими представлениями.

П. Чайковский. «Времена года. Октябрь» (слушание); М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение)

Знать, что является источниками вдохновения для композиторов (природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др.).


Устный опрос,

хоровое пение.

3

Искусство открывает мир

Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств.

Р. Шуман. «Первая утрата» (слушание). М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение)

Знать виды искусства; о роли музыки в семье искусств.

Уметь выразительно исполнять произведения, используя приобретенные вокально-хоровые навыки.

Устный опрос. Пение

4

Искусства

различны, тема едина

Темы в искусстве. Любой

вид деятельности можно условно называть искусством,

если исполнитель вкладывает в нее свои чувства в новой оригинальной и значимой форме

М. Глинка. «Я помню чудное мгновенье...» (слушание);

М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение)

Знать основные темы в искусстве.

Уметь приводить примеры тем природы, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном искусстве.

Устный

опрос.

Хоровое

пение

5

Два великих начала

искусства

Музыка - вид искусства,

художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. О чем говорит музыка

Ф. Шуберт, В. Мюллер. «В путь»

(из вокального

цикла «Прекрасная

мельничиха»)

(слушание)

Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова.

Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведении.

Устный опрос,

хоровое пение.

6

Стань

музыкою,

слово!

Цикл. Циклические формы

в музыке - музыкальные

формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей. Цикл - объединение и целых произведений, каждое из которых может обладать или не обладать циклическим характером

М. Мусоргский.

«Кот Матрос»

(из вокального

цикла «Детская») (слушание); Американская народная песня «Веселый мельник» (пение)

Знать о различных жанрах вокальной

музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально-хоровые навыки.

Устный

опрос.

Хоровое

пение

7

Музыка «дружит» не только с поэзией

Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта: музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.);

- литературный концерт;

- эстрадный

Мендельсон. Песня

без слов № 14;

П. Чайковский.

Концерт № 1 (слушание). Американская народная песня «Веселый мельник» (пение)

Знать понятие «песня без слов».

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки;

Устный опрос,

хоровое пение.

8

Песня - верный спутник

человека

Песня - наиболее простая

и распространенная форма

вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Основные жанры музыкального искусства: песня - один из трех китов, на которых держится музыка (Д. Б. Кабалевский). Виды песен: народная, авторская (бардовская), песня-романс.

В. Баснер, М. Матусовский.

«С чего начинается Родина?» (слушание, пение)

Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера.

Устный опрос,

хоровое пение.

9

Заключительный урок


Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой.

Музыкальная викторина. Исполнение песен по выбору учащихся

Знать изученные понятия.

Уметь применять полученные знания

и умения, анализировать.

Устный опрос,

хоровое пение.

10

Мир русской

песни

Русская народная песня-песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской

культуры. Народная песня не имеет определённого автора, или автор не известен. Типы песен, их определение

Русская народная

песня «Ах ты степь

широкая...»;

И. Козлов, обр.

Н. Иванова. «Вечерний звон» (слушание, пение)

Знать основные признаки народной песни, виды песен.

Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера.

Устный опрос,

хоровое пение.

11

Песни народов мира

Тематика, содержание, мотивы, характерные особенности и средства музыкальной выразительности песен некоторых народов мира. Сходство и различия песен разных народов. Песня - душа народа

Польская народная песня «Висла»; Г. Малер, немецкая народная поэзия. «Похвала знатока» (из вокального цикла «Волшебный рог мальчика»)

Знать характеристику и отличия народных песен мира.

Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию.

Устный опрос,

хоровое пение.

12

«Романса трепетные звуки...»

Жанр романса. Виды романсов (городской, бытовой, цыганский, песня-романс, ориентирующийся на фольклорную традицию, профессиональный). Романс - камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Русский композитор Сергей Рахманинов

С. Рахманинов, И. Бунин. «Ночь печальна»; М. Глинка, Н. Кукольник. «Жаворонок» (хоровое пение)

Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей.


Устный опрос,

хоровое пение.

13

Мир человеческих чувств

Серенада - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполненная под аккомпанемент лютни, мандолины, обращенная к возлюбленной. Музыкальные инструменты, сопровождающие пение серенады: лютни, гитары, мандолины. Родина серенады - Италия, Испания.

X. Каррерас. «Серенада»; М. Глинка, Н. Кукольник. «Жаворонок» (хоровое пение)

Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады.

Устный опрос,

хоровое пение.

14

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

Виды хоров: смешанный, детский, хор мальчиков и юношей, мужской, женский хор. По манере пения различают: академические и народные хоры; по количеству участников: камерные, большие, сводные; по статусу: учебные, профессиональные, любительские, церковные

«Есть на Волге утес...» Русская народная песня; Д. Бортнянский. «Многолетие» (хоровое пение)

Знать виды хоров, хоровых произведений, авторов хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка.

Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле (стройно), используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной.

Устный опрос,

хоровое пение.

15

Что может изображать хоровая музыка

Хоровая музыка в храме. Понятие о каноне. Темой каждой песни являются библейские песни


П. Чайковский. «Отче наш»; Г. Свиридов, С. Есенин. «Поет зима...» (из музыкальной поэмы« Памяти Сергея Есенина»)

Знать о вечной теме в искусстве - высокой теме веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке.

Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения.

Устный опрос,

хоровое пение.

16

Заключительный урок.

Выполнение творческой работы

Музыкальная викторина; Д. Бортнянский. «Многолетие» (хоровое пение)

Знать названия изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках.

Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и называть их авторов.

Устный опрос,

хоровое пение.

17

Опера - самый значительный жанр вокальной музыки

Понятия: опера, спектакль, либретто, увертюра; опера - драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом.

М. Глинка, С. Городецкий. Финальный хор «Славься» (из оперы «Жизнь за царя») (хоровое пение); М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действа.

Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять произведения стройно, с точной интонацией.

Устный опрос,

хоровое пение.

18

Из чего состоит опера

Синтез искусств при создании оперного произведения. Части оперы: увертюра, пролог, действия, вокальные номера - сольные, дуэты, арии, хоровые; инструментальные танцевальные эпизоды. Оперные голоса: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас

М. Глинка. «Мазурка» (из оперы

«Жизнь за царя»); Н. Римский-Корсаков. Ария Садко (фрагменты из оперы) (слушание и анализ)

Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий. Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры.

Устный опрос,

хоровое пение.

19

Единство музыки и танца

Жанры балетного искусства: балет-сказка, балет-симфония; драматический балет; модерн-балет; сюжетный балет. Хореография. Дивертисмент. Сценические костюмы артистов балета: пуанты, пачка, трико

П. Чайковский. Вариация II (из балета

«Щелкунчик»); И. Стравинский. «Русская», «У Петрушки» (из балета «Петрушка»). Слушание, просмотр видеосюжетов


Знать определение

балета, историю создания балета как вида искусства.

Уметь определять образное содержание балета.

Устный опрос,

хоровое пение.

20

«Русские сезоны» в Париже

Русская балетная школа.

Российский балет возник

при царе Алексее. Это был

спектакль, поставленный

офицером Н. Лимой на тему древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Опера и русский балет с первых лет своего существования до сих пор занимают ведущее положение в мире

И. Стравинский.

«Петрушка»;

П. Чайковский.

«Вальс цветов» (из

балета «Спящая красавица»; переложение для фортепиано Н. Пановой) (слушание, хоровое пение)

Знать, что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета, имена известных авторов балетов, постановщиков, балетмейстеров, выдающихся артистов балета.

Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержание, созданные средствами балетного искусства

Устный

опрос.

Хоровое

пение

21

Музыкальность слова

Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и постпозиция; в некоторых произведениях еще пролог и эпилог

К.-В. Глюк. «Жалоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика»); М. Яковлев, А. Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение)

Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка.

Устный опрос,

хоровое пение.

22

Музыкальные сюжеты в литературе

Изобразительность в большей степени присуща литературе, живописи, фотографии. В музыке изображение реальности чаще всего связано с воссозданием или имитацией с помощью звуков различных явлений (шум моря, пение птиц, звон колоколов и т. п.). Проникновение музыкальных звуков в художественное слово, окружающих нас звуков в мир искусства

Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; Г. Свиридов. «Тройка»; П. Чайковский. «Песня жаворонка». М. Яковлев, А. Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение)

Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета. Уметь определять в произведении сочетание музыки и литературы, объяснять, как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ.

Устный опрос,

хоровое пение.

23

Живописность искусства

Изобразительность - это наглядность, конкретность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности. Средства выразительности в искусстве

С. Прокофьев. «Вариации Феи зимы» (из балета «Золушка»)". Струве. «Веселое эхо» (хоровое пение)

Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело, задорно, легко, стройно, в ансамбле.


Устный опрос,

хоровое пение.

24

Музыка - сестра живописи

Средства выразительности в живописи и в музыке. Изобразительность присуща литературе, живописи, графике, художественной фотографии. Музыка, звучащая с полотен

М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (альбом фортепианных пьес) (слушание, анализ)

Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основу которых составляет изображение музыки.

Устный опрос,

хоровое пение.

25

Может ли музыка выразить

характер человека?

Выразительность - вторая сторона художественного образа, отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музыке, композиторы определяют названия своих произведений. Музыка программная

М. Мусоргский.

«Песня Варлаама»

(из оперы «Борис

Годунов»), «Гном»

(из фортепианного

цикла «Картинки

с выставки»);

Г. Гладков, Ю. Энтин. «Песня о картинах» (хоровое пение)

Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятие «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов, «Могучая кучка».

Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слаженно песню.

Устный опрос,

хоровое пение.

26

Образы природы в творчестве музыкантов. Пейзаж в музыке

Образ природы в живописи и в музыке. Выразительные средства. Выразительность - отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека. Изобразительные возможности музыки заключены в способности к различным звуковым имитациям - пения птиц, звука шагов, шума ветра и т. д.

М. Равель. «Игра воды» (фрагмент); П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» (из фортепианного цикла «Времена года»); Русская народная песня «Ты река ли моя...» (хоровое пение)

Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве композиторов-импрессионистов, композиторов, изображающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни

Устный опрос. Хоровое пение

27

«Музыкальные краски»

в произведениях художников-импрессионистов


Творчество композиторов-импрессионистов. Музыкальный пейзажу импрессионистов - это прежде всего красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует и в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т. д.

К. Дебюсси. «Облака» (из симфонического цикла «Ноктюрн»); М. Равель.

«Игра воды» (фрагмент). Русская народная песня «Ты река ли моя...» (хоровое пение)

Знать: имена и творческую биографию композиторов-импрессионистов; понятие «музыкальные краски».

Уметь представить презентацию (рассказ)

Устный опрос,

хоровое пение.

28

Волшебная

красочность

музыкальных сказок

Роль сказки в музыке.

Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность, таинственность, волшебство, индивидуальную окраску. Музыкальные сказки и их авторы

И. Стравинский.

«Заколдованный

сад Кощея» (из балета «Жар-птица»); С. Никитин, Ю. Мориц. «Сказка по лесу идет» (хоровое пение)

Понимать роль музыки

и проявление её волшебной силы в сказках.

Уметь определять и описывать услышанный образ.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

Устный опрос,

хоровое пение.

29

Волшебная

красочность

музыкальных сказок

Роль сказки в музыке.

Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность, таинственность, волшебство, индивидуальную окраску. Музыкальные сказки и их авторы

И. Стравинский.

«Заколдованный

сад Кощея» (из балета «Жар-птица»); С. Никитин, Ю. Мориц. «Сказка по лесу идет» (хоровое пение)

Понимать роль музыки

и проявление её волшебной силы в сказках.

Уметь определять и описывать услышанный образ.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

Устный опрос,

хоровое пение.

30

Сказочные

герои

в музыке

Разные облики и образы

сказочных героев, воплощенные в музыке. Все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Характерные сказочные музыкальные интонации. Музыкальные инструменты, помогающие воссоздать образ сказочного персонажа

М. Мусоргский.

«Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»)

Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки.

Устный опрос,

хоровое пение.

31

Тема богатырей в музыке

Взаимосвязь музыки с живописью, литературой, театральным искусством. Любовь и уважение к искусству, к родине через знакомство с героями былин - русскими богатырями. Музыкальная характеристика сказочного персонажа.

М. Мусоргский. «Богатырские ворота» («В стольном городе Киеве»); А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»

Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

Устный опрос,

хоровое пение.

32

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

Создание композитором музыкального и художественного образа. Средства выразительности в музыке и в живописи: они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение.

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть (фрагмент); В. Семенов. «Звездная река» (хоровое пение)

Знать: музыкальные и живописные средства выразительности.

Уметь определять средства музыкальной выразительности на слух.

Устный опрос,

хоровое пение.

33

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

Создание композитором музыкального и художественного образа. Средства выразительности в музыке и в живописи: они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение.

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть (фрагмент); В. Семенов. «Звездная река» (хоровое пение)

Знать: музыкальные и живописные средства выразительности.

Уметь определять средства музыкальной выразительности на слух.

Устный опрос,

хоровое пение.

34

Подводим итоги

Выполнение творческих заданий на знание пройденного материала.


Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка), полученные в процессе обучения за курс 5 класса.

Устный опрос. Хоровое пение

35

Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»

Подготовка к музыкальной викторине

Музыкальный материал, изученный в течение года

Выполнение творческих заданий

Устный опрос,

хоровое пение.



















1 четверть


Тема урока

Основные

понятия

Слушание музыки

Исполнение

Тип урока, вид деятельности

Прогнозируемый результат

ИМО

Музыка рассказывает обо всем

искусство

Таривердиев Маленький принц

"Песня о дружбе"

Урок нового материала

фронтальный

Знать о роли музыки в жизни человека, знать понятие «искусство»

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

Истоки

История развития музыки

Чайковский "Времена года» "Октябрь"

"Песня о дружбе»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, что является источниками вдохновения композиторов

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Соната. Не только классика.

Искусство открывает мир

Виды искусств

Шуман "Первая утрата»

"Абсолют"

Комбинированный

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать о роли музыки в семье искусств, повторить виды искусств

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Соната. Не только классика.

Искусства различны, тема едина

темы в искусстве

Глинка "Я помню чудное мгновение"

"Абсолют"

Комбинированный

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать основные темы в искусстве, уметь приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в музыке, литературе, изобразительном искусстве

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации тем, стихотворения

СД: Соната. Не только классика.

Два великих начала искусства

Слово музыка

Шуберт "В путь»

«А мы поем»

Комбинированный

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать о взаимосвязи музыки и слова

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Соната. Не только классика.

Стань музыкою, слово!

цикл

Мусоргский «Детская»

«А мы поем»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный


Знать о различных жанрах вокальной музыки

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Соната. Не только классика.

Музыка дружит не только с поэзией

Концерт

Мендельсон «Песня без слов №14»

Чайковский «Концерт №1»

«Лесной марш»

Комбинированный

Фронтальный,

групповой, индивидуальный


Знать понятие «песня без слов»

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Песня - верный спутник человека

Песня романс серенада

песни по выбору

Баснер "С чего начинается Родина"

«Лесной марш»

Комбинированный

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады

Закрепить вокально-хоровые навыки

Сравнительная таблица

Заключительный урок

закрепление

понятий

музыкальная викторина

песни по выбору

Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Закрепить изученные понятия и вокально-хоровые навыки

тесты


2 четверть


тема урока

основные

понятия

слушание

музыки

исполнение

Тип урока, вид деятельности

Прогнозируемый результат

ИМО

Мир русской песни

Определение типов песен

Р.Н.П. «Ах, ты, степь широкая» «Вечерний звон»

«Не дразните собак»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный


Знать основные признаки народной песни, виды песен, уметь приводить примеры

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

Мир русской песни

Определение типов песен

Р.Н.П. «Ах, ты, степь широкая» «Вечерний звон»

«Не дразните собак»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный


Знать основные признаки народной песни, виды песен, уметь приводить примеры

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

Песни народов мира

д\з: примеры песен

«Висла» Малер «Похвала знатока»

«Не дразните собак»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать характеристику и отличия народных песен мира

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

Романса трепетные звуки

романс

Рахманинов «Ночь печальна»

«На далекой Амазонке»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение и примеры романса

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Мир человеческих чувств

серенада

Х.Каррерас Серенада

«На далекой Амазонке»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение и примеры серенады

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

Народная хоровая музыка

хор

"Есть на Волге утес" Р.Н.П.

«Песня про пиратов»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать о видах хоров и хоровых произведениях, уметь исполнять хоровые песни одноголосно

Закрепить вокально-хоровые навыки


Фонограммы, портреты композиторов

Что может изображать хоровая музыка

изобразитель.

канон

Чайковский «Отче наш» Свиридов «Поет зима»

«Песня про пиратов» «Снежинка»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать о вечной теме в искусстве, уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Заключительный

урок

закрепление

Музыкальная викторина

Песни по выбору

Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Закрепить понятия. Знать название произведений и композиторов

Закрепить вокально-хоровые навыки

викторина


3 четверть


тема урока

основные понятия

слушание музыки

исполнение

Тип урока, вид деятельности

Прогнозируемый результат

ИМО

Опера - самый значительный жанр вокальной музыки.

Опера спектакль либретто увертюра

Глинка «Иван Сусанин» «Мазурка»

«Веселые каникулы»

Урок нового материала Фронтальный


Знать определение оперы, историей рождения и жанрами оперы

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Из чего состоит опера.


Декорация

Акт

Сцена

Ария хор дуэт

Римский-Корсаков "Садко"

«Веселые каникулы»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать виды искусства, задействованные при создании оперы, состав действий

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Единство музыки и танца.


Балет танец

Хореография

дивертисмент

(Пуанты, пачка, трико)

Чайковский «Щелкунчик»

«Ленинский район»

Урок нового материала Фронтальный

Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства

Уметь определять образное содержание балета

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

СД: «П.И.Чайковский. Щелкунчик»

"Русские сезоны" в Париже.


Русская балетная школа

Стравинский "Петрушка"

«Ленинский район»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать особенности балетных школ мира, жанры балета

Определять характер балетной выразительности

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Музыкальность слова.


Литературный сюжет

Глюк "Орфей и Эвридика"

«Через две зимы»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Уметь определять значимость музыки в литературном произведении

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов

CD/Музыкальные инструменты

Музыкальные сюжеты в литературе.


изобразительность

Волшебный смычок

«Через две зимы»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Уметь определять взаимодополнение музыки и литературы

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы,

сказки

CD/Музыкальные инструменты

Живописность искусства

выразительность

Прокофьев "Золушка"

«Картошка»

Урок нового материала Фронтальный

Понимать образность искусства на примере музыкального произведения

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации, репродукции

Музыка - сестра живописи.


живопись

Мусоргский "Картинки с выставки"

«Картошка»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Понимать образность искусства на примере музыкального произведения

Закрепить вокально-хоровые навыки

Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации, репродукции

СД: «Мусоргский. Картинки с выставки»

Может ли музыка выразить характер человека?

Музыкальная выразительность

Мусоргский "Борис Годунов"

Песни по выбору

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Научиться сопоставлять произведения живописи и музыки,

Понимать значение выражения «музыкальный портрет»

Знать о творческом содружестве «Могучая кучка»

Закрепить вокально-хоровые навыки


Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации

Образы природы в творчестве музыкантов.

Пейзаж в музыке.


Образ природы

Равель

«Игра воды»

Песни по выбору

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Уяснить понятие «музыкальный пейзаж», познакомиться с творчеством композиторов-импрессионистов

Уметь выразить в рисунке свои музыкальные ощущения

Закрепить вокально-хоровые навыки



Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации, репродукции

СД: Шедевры музыки



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал