7


  • Учителю
  • Проектная работа на тему Появление и развитие современной осетинской гармошки в Северной Осетии

Проектная работа на тему Появление и развитие современной осетинской гармошки в Северной Осетии

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Проектная работа на тему Появление и развитие современной осетинской гармошки в Северной Осетии

Проектная работа на тему Появление и развитие современной осетинской гармошки в Северной Осетии









Содержание:

1. Тема исследовательской работы.

2. Введение. Актуальность проблемы.

3. Цель.

4. Задачи.

5. Гипотеза исследования.

6. Дата и место проведения моего исследования.

7. Методика работы.

8. Мои результаты исследования.

9. Выводы.

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения.





1. Введение

Поводом для начала моей исследовательской работы стала любовь к национальной музыке, к которой меня приобщали с самого раннего детства. Еще с младенческого возраста, мой дед, Бесолов Вячеслав, который не пропускал ни единой телевизионной передачи Северо -Осетинского телевидения, сажал меня на колени и мы вместе смотрели телевизор. Больше всего меня привлекали музыкальные передачи, потому как в остальном я мало что понимала. Так я приобщалась к национальной музыке. Помню, как я не могла оторвать глаз от бегающих по клавишам пальцев гармонистов. Кстати, они манят меня и сейчас. Я влюбилась в этот инструмент, который все называют «ирон фандыр». Лет в семь, по моим нескончаемым просьбам, меня отвели обучаться игре на осетинской гармошке. Для обучения требовался собственный инструмент, а на тот момент, как я позже поняла, не было возможности его приобрести., потому как он стоит недешево. Сейчас я профессионально занимаюсь танцами народов Кавказа в детском хореографическом ансамбле «Дети гор». И как сказано выше, во время передышек, я, не отрывая взгляда, наблюдаю за игрой на этом удивительном инструменте. И я безмерно рада. что осетинский танец и осетинская гармонь неразрывно связаны.

Никто точно не знает, где именно была изобретена ручная гармоника. Одни говорят, что ее придумали в Германии в начале XIX века, другие уверяют, что еще раньше гармонь изобрел живший в Петербурге чешский органист, придумавший новый способ извлечения звука - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха.



Люди давно думали о создании инструмента, в котором бы звук рождался от колебания воздуха. И лишь когда догадались, что «выдувать музыку» можно не только с помощью труб, настало время рождения гармоники. В большинстве справочников первым изобретателем называют немецкого мастера Христиана Фридриха Буштана. Сначала он сделал игрушечную губную гармошку с названием «губной золы» (по имени мифического бога ветров золы), а через год придумал по тому же принципу и маленький ручной инструмент. Потом эта игрушка попала к венским мастерам. Они увеличили мех, прибавили еще несколько звуков. После всех этих перемен гармонь оказалась в Туле и, только благодаря стараниям здешних мастеров, в инструменте появился минорный лад. Народный умелец Николай Белобородов сумел ввести в строй гармони все известные звучания. Так родилась хроматическая гармонь.

Так или иначе, русские считают гармонь своим национальным музыкальным инструментом, а другие народы - своим. В Осетии гармонику называют фандыр. Свадьбы, любые другие торжества начинаются и заканчиваются в Осетии под звуки фандыра.

Но откуда же появился у осетин фандыр?

Актуальность проблемы состоит в том, что никто из моего окружения (и не только моего ) не знает, каким образом внедрился в осетинскую культуру этот незаурядный музыкальный инструмент, способный играть на языке практически любого народа.













3. Цели

Цели моей исследовательской работы заключаются в следующем:

--изучить более детально историю появления фандыра у осетин.

--выявить для себя разновидности народных инструментов под общим названием «фандыр» и определить их отличительные характеристики: издаваемые звуки, внешний облик инструментов, их происхождение, как по преданиям, так и в реальности.,

--найти то связующее звено, которое помогло войти в число традиционных инструментов хъандзал-фандыр.;

--установить связь между осетинским хъандзал фандыром и гармоникой других народов.

















4. Задачи





Для достижения целей мною были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать и изучить литературу, Интернет-источники по теме исследования;

  2. Узнать, существует ли взаимосвязь между инструментами разных регионов России;

  3. Найти иллюстративный материал по теме исследования;

  4. Классифицировать и систематизировать собранный материал;

  5. Провести опрос среди учащихся и взрослых, который поможет выяснить, насколько высоки познания и детского, и взрослого населения в истории и развитии музыкальных инструментов в Осетии;

  6. Проанализировать результаты исследования;

  7. Оформить результаты исследования в виде диаграмм;

































5. Гипотеза исследования





Я сначала предполагала, что, возможно, наши талантливые предки, перемещаясь по всему миру, стали обладателями одного из видов гармоники и неплохо освоили игру на нем. Но взвесив «за» и «против», пришла к выводу, что гармошка появилась у осетин гораздо позже. А в таком случае, это могло произойти совершенно случайно. Вполне возможно, что какой-нибудь осетин, будучи от природы наделен хорошим слухом и тягой к музыке, оказавшись вдали от родины, освоил данный инструмент. А так как, гармоника-инструмент универсальный, и на нем можно передать практически любую мелодию любого народа, то это и поспособствовало тому, что гармоника прижилась в Осетии.









6. Дата и место проведения моего

исследования









Проект подготовлен для представления на Вторых Научно-Исследовательских ученических чтениях имени Аксо Колиева «РУХСТАУӔГ», которое состоится на базе МБОУ СОШ №46 имеи И.М.Дзусова, 20 апреля 2016года.

























7. Методика работы









1.Начало моим исследованиям положил мой дедушка, Бесолов Вячеслав. Я могла, конечно, прочитать сказание о том, как в жертву, во имя рождения первого музыкального инструмента наших легендарных предков , были принесены дети несчастного Сырдона. Но мне было очень интересно услышать сказание именно от деда, а также выяснить его познания по теме моего исследования.

2.Далее, я провела тщательный анализ литературы и Интернет-источников по теме моей работы;

3.К анкетированию я привлекла три группы людей:

а) учащихся 6 «е» класса, в котором я учусь;

б) взрослое население, где я проживаю;

в) старшеклассников моей школы.

4.Мною была произведена статистическая обработка полученных данных;

5.Проанализировав, сравнив и обобщив полученные результаты, я сделала выводы о необходимости проведения дальнейшей исследовательской работы..





































8. Мои результаты исследования.

Людмила Скрипченко

Ты сыграй для меня на фандыре

В эту ночь, когда светит Луна.

Ничего нет прекраснее в мире,

Чем фандыра живая струна!



Пусть легенды свои и рассказы,

Мне поведает славный фандыр,

Пусть о подвигах нарта Бартрадза

Знает весь зачарованный мир.



Я услышу как звонкие струи

Бурный Терек сквозь скалы несет,

Как скакун в посеребренной сбруе

Устремляет свой бег на восход.



Я увижу ущелья и горы,

И долины, где розы цветут,

Где орлы покоряют просторы

И уносят на крыльях мечту...



Я увижу - танцует с горянкой

Горец, гордо,во все времена,

Отчего, скажи, я, россиянка,

Отчего я в твой край влюблена?...





Написано под впечатлением стихов осетинского классика Коста Хетагурова.

































Устремленные в синеву высокого неба снежные вершины, сказочной красоты горные ущелья и прилепившиеся к скалам крошечные селения… Стройные девушки в национальных костюмах и мужественные, гордые юноши в черкесках… Эти картинки проносятся перед глазами, когда звучит осетинская гармонь, подобно теплому весеннему дождю, капля за каплей, проникая в сердце и оживляя его самые сокровенные струны, пробуждая в душе светлые и окрыляющие чувства.

В быту гармоника была инструментом, на котором в первую очередь, исполнялись танцевальные наигрыши. Со временем она почти вытеснила из обихода все другие осетинские инструменты. Играли на ней исключительно женщины - исполняли танцевальные наигрыши и шуточные лирические песни.

Давно ушли в прошлое времена, когда на гармошке играли только женщины. Сегодня в Северной Осетии с восторгом произносят имена известных в республике артистов Булата Газданова, Сослана Дзуцева и Аслана Шавалова. Концерты с участием этих гармонистов собирают сотни любителей осетинского фандыра.

Гармо́нь (гармо́шка) - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.



В этимологическом словаре осетинского ученого-языковеда Василия Абаева сказано: «Фандыр» - в переводе с греческого означает трехструнный музыкальный инструмент. В латинском это же слово звучит - пандура, а по-итальянски - пандора. На всех языках оно означает - созвучие».

В осетинском языке фандыр - это общее название разных музыкальных инструментов, в том числе щипковых и смычковых. Осетинская гармоника, дальняя родственница русского аккордеона - это тот же «фандыр» («ирон хъандзал-фандыр»).



В далеком прошлом осетинам, как считается, были известны только три музыкальных инструмента: пастушеская свирель (уадындз), двенадцатиструнная арфа (дыууадастанон фандыр) и струнный смычковый инструмент (хъисын фандыр). Причем, первые два инструмента упоминаются еще в нартском эпосе, что говорит об их древнем происхождении.



История создания фандыра - одна из самых ярких и запоминающихся страниц осетинского нартского эпоса. Пронзительно и незабываемо описывается происхождение двенадцатиструнной арфы (дыууадастанон фандыр) в нартских сказаниях, в песне «Гибель семьи Сырдона».

Сырдон - ловкий пройдоха, хитрец и острослов, он же - злокозненный чародей, способный перевоплотиться в женщину, старика или предмет. В эпосе его неоднократно называют «погибелью нартов». Он - сын Гатага, водного божества, и красавицы Дзерассы. Жил Сырдон под землей, вход в его жилище напоминал запутанный лабиринт, и никто не мог найти его дом. Только когда Сырдон украл у Хамыца корову, тот разузнал, где находится дом Сырдона, и убил его семерых сыновей. Скорбя по ним, Сырдон из кисти старшего, на которую натянул жилы других своих сыновей, изготовил арфу (фандыр).



Ф. Алборов отмечает: «Дыууадастанон фандыр и в осетинской действительности благодаря своему широкому распространению не только в музыкальном, но и в поэтическом творчестве, вошел в сферу мифов и легенд в качестве носителя одного из главных эмоциональных начал - скорби».

Сегодня, когда этот инструмент почти полностью вышел из обихода, уже трудно установить, какие формы музыкального творчества народа (кроме нартских сказаний) он еще обслуживал. Немногие, дошедшие до нас сведения, об этом свидетельствуют преимущественно о произведениях размеренно-повествовательного характера.

Инструмент имел «хождение» в народной практике вплоть до 40-50-х годов XX века. А игра на другом музыкальном инструменте - свирели (уадындз) - описана в Нартиаде как любимое развлечение не только знаменитого нартского Орфея - Ацамаза, который пробуждает своим чудесным пением окружающую природу, но и других выдающихся героев эпоса - Сослана и Батраза.



Звучание у этого древнего инструмента - заслушаешься. Казалось бы, чего проще: две струны и деревянный корпус, а звучит - почти как человеческий голос. Не в любых руках петь будет - только в ласковых и профессиональных. Когда-то под тоскующий и надрывный голос фандыра, старцы-сказители могли поведать о сражениях и подвигах аланских воинов. Но старцев тех уж нет, а струн фандыра теперь редко коснется смычок мудреца. Народная память сохранила имена замечательных осетинских сказителей нартского эпоса: Батчери Каргиева, Эльмурзы Цагараева, Габадза Шавлохова, Кола Плиева, Акима Джигкаева, Пируза Келехсаева, Бимбола Сланова, Гахи Сланова, Ники Ханикаева… Знаменитый сказитель конца XIX века Курм-Бибо был слеп, играл на самодельной трехструнной скрипке (хъисын фандыр).



Сам факт существования у осетин духовых, струнных и ударных инструментов, их архаичность, с одной стороны (дыууадастанон фандыр вообще является древнейшим представителем инструментальной культуры), и техническое совершенство, с другой - подтверждают древность осетинского народного музыкального инструментария.

Хъисын фандыр имеет круглый, чашеобразный корпус. Верхней декой ему служит натянутая козья кожа. Струны изготовлялись из конского волоса. Корпус вырезался из средней части ствола дерева твердых пород (орех, клен, груша). К заготовке и сушке древесины подходили очень тщательно. Интересно, что для народных мастеров значение имело даже то, в каком месте срублено дерево - на северном склоне или на залитом солнцем- южном. По их мнению, инструмент, изготовленный из лесоматериала «солнечной зоны», по своим звуковым качествам отличался отдругих инструментов.

Классической модели хъисын фандыра никогда не было. Секретов много. Так, в старину, например, резонаторы делали не только из ели и клена, но и из кожи животных, а конский волос обычно скользил по струнам из сухожилий козленка. Даже играли и напевали сказания тоже каждый по-своему.

Сейчас в Осетии осталось очень мало людей, играющих на хъисын фандыре. Человек, владеющий этим инструментом, был издавна особо почитаем народом. Обучиться игре на нем еще два века назад считалось великим даром…



Истоки музыкальной культуры осетин уходят в глубь веков и связаны с появлением у них первых музыкальных инструментов. С течением времени форма их изменялась, совершенствовалась, но так или иначе все они дошли до наших дней. К числу традиционных музыкальных инструментов осетин, получивших в народе широкое распространение, относятся следующие:

хъисын-фӕндыр - сольный струнный смычковый инструмент, напоминающий скрипку, на котором играли сидя, держа его между коленями, исключительно мужчины. В наши дни он иногда заменяется скрипкой;

дала-фаендыр - струнный щипковый инструмент, по форме схожий с хьисын-фаендыром. На нем тоже играют сидя, держа его как балалайку или домру. Звук извлекается бряцанием и щелканьем по струнам указательным, средним и безымянным пальцами;



дыууадӕстӕнон фӕндыр - один из видов угольной арфы. Инструмент имеет 12 (иногда 10) струн, натянутых наклонно под острым углом к деке. Играют на нем, держа его на коленях так, чтобы басовые струны были обращены к исполнителю. Это аккомпанирующий инструмент; в прошлом на нем играли только мужчины, он считался инструментом героев;



уадындз - духовой дульцевый инструмент, продольная флейта. Это один из древнейших инструментов осетин, упоминаемый в «Сказаниях о Нартах». На нем играл один из нартовских героев, Ацамаз, осетинский Орфей. Впоследствии уадындз уподобился обыкновенной пастушьей свирели;



стили - духовой тростьевой инструмент, род спаренного примитивного кларнета;



фидиог - духовой мундштучный инструмент, представляющий собой рог быка, барана или тура. Он служил для подачи сигналов на охоте;

къӕрцгӕнӕг - самозвучащий ударный музыкальный инструмент, род трещетки, кастаньет. Один из любимых ритмизующих инструментов осетин;





Ирон-хъандзал-фӕндыр- диатоническая и хроматическая гармоники, с середины XIX века получившие в Осетии широкую популярность.





Известный осетинский собиратель народных песен, композитор и дирижер Борис Александрович Галаев, чрезвычайно много сделавший для профессионального изучения осетинского музыкального фольклора, дает свое объяснение истории происхождения осетинской гармошки: «...Ирон-хъандзал-фӕндыр (осетинская гармонь) - язычковый пневматический инструмент, разновидность «вятской тальянки», известный под названием «азиатская гармонь». С конца XIX века «азиатская гармонь» стала одним из самых распространенных и любимых инструментов в Осетии...

На ирон-хъандзал-фӕндыре в Осетии играли исключительно женщины. Девочек начинали учить на этом инструменте с ранних лет, и они уже с 7 - 8-летнего возраста импровизировали плясовые наигрыши, вариации на темы танцевальных мелодий. С конца XIX века установилось два обычая: жених должен наряду с другими свадебными подарками обязательно дарить невесте и гармонь (ирон-кандзал-фандыр), а когда женщина умирала, клали в ее могилу гармонь, на которой она играла. В прошлом ирон-кандзал-фандыр был только сольным инструментом; в послереволюционные годы он вошел в состав Ансамбля песни и пляски Осетии, где на нем преимущественно играют женщины».





Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная , Русские -

ливенка, тульская , саратовская, вятская тальянка и,, наконец,, баян и аккордеон.

Отличаются друг от друга они размерами, расположением клавиш и кнопок,

количеством рядов кнопок (отсюда названия двухрядка, трехрядка).



Еще одна версия появления гармони на территории Осетии такова, что они позаимствовали ее у казаков, живших поблизости. Местные мастера создали своеобразные разновидности этого инструмента, реконструируя их применительно к особенностям осетинского музыкального творчества. В быту гармоника была инструментом, на котором в первую очередь, исполнялись танцевальные наигрыши. Со временем она почти вытеснила из обихода все другие осетинские инструменты.



Значительный вклад в развитие осетинской культуры внесли замечательные музыканты-сказители прошлого. В их славном ряду достойное место занимает слепой гармонист Кайсын Мерденов - один из тех ярких, талантливых самородков, о которых говорят: «Их творчество питает родная земля». Кайсын никогда не учился музыке, но его игра восхищала людей, трогала их души лирической проникновенностью. Он сочинял мелодии, которые и сегодня не оставляют равнодушными любителей национальной музыки. Свой удивительный дар Кайсын оставил потомкам, у него было немало учеников, которые продолжали нести частицу его сердца людям. И в память о нем в 1995 году был организован первый республиканский конкурс гармонистов, который стал традиционным и проводится раз в три года. С тех пор прошло шесть смотров, открывших немало новых талантливых имен исполнителей, которыми сегодня гордится Осетия.







Диатоническая гармонь, появившаяся очень давно, имеет простую клавиатуру, довольно ограниченные возможности. Это - «однорядка>. Хроматическая же, которая появилась много позже, богата по клавиатуре и технологии. Она обладает богатейшим звучанием звукоряда. Именно ей и посвятил Газданов всю свою жизнь, занявшись ее возрождением. Немало времени он отдал постижению ее особенностей -малораскрытых, неизвестных, неизведанных, усердно изучал технологию меха, постигал секреты гармонии, после чего искусство игры на гармони «перевел» на непременное пользование нотной грамотой. До этого все известнейшие гармонисты играли «на слух». Скажи несколько лет назад, что игра на осетинской гармошке предполагает ноты, насмешливость, ирония, недоумение в адрес сказавшего, были бы обеспечены. Введя в практику пользование нотами и написав для этого специальное учебное пособие, Газданов перевел тем самым процесс подготовки гармонистов на профессиональный уровень по типу европейского, по которому происходит обучение на всех других общеизвестных традиционных инструментах. Сегодня в 1 - 2 классах детской музыкальной школы осетинскую гармошку осваивают по учебному пособию Булата Газданова.



Фӕндыр, несомненно, самый «национальный» инструмент осетин. Недаром творение великого осетинского сына Коста Левановича Хетагурова носит название «Ирон фандыр».



















































































9. Выводы





При всей схожести музыкальной культуры народов мира, каждый из них имеет свой несомненный традиционный набор музыкальных инструментов. Так и у осетин. Какими предстают в понимании современного осетина традиционные на-родные инструменты? Это, прежде всего, гармоника и барабан(гуымсӕг). Большинство наших соотечественников именно так и представляют себе инструменты наших предков. Однако отметим, что ни гармонь, ни барабан не являются традиционными осетинскими инструментами, и вошли в нашу музыкальную культуру народа относительно недавно.

В Осетии, и конкретно в ее южной части, гармонь становится популярным музыкальным инструментом только в 20-30 годах прошлого века, а барабан- и того позже. «Хъисын фандыр» и бубен-дайра, да еще дощечки были основными музыкальными инструментами до середины прошлого века., которые выбивали музыкальный ритм на бубне.

Впрочем, каждая эпоха определяла свой набор музыкальных инструментов. Одни выходили из употребления, а новые инструменты по прошествии времени становились частью музыкальной традиции народа. В эпических сказаниях о нартах мы встречаем большой набор музыкальных инструментов. При этом одни имеют статусный характер, другие ограничиваются узкой сферой профессионального применения.

Существует профессиональная градация народных музыкальных инструментов. Это так называемые струнно-щипковые: дыууадæстæнон фæндыр и дала-фандыр; струнно-смычковые: хъисын фæндыр и хъырнæг фæндыр; духовые: уадындз, хъазын уадындз, лалым уадындз, удавдз, фидиуаг; ударные: къарцганан, гуымсаг, дала (дайра) и представитель так называемой группы пневматических инструментов - ирон хъандзал фæндыр. Последнее есть ничто иное, как обычная гармонь. В более поздний период в Осетии встречаются балалайка и скрипка, которые настраиваются на определенный лад.

В «Сказаниях о нартах» мы можем познакомиться с наиболее древними из этих инструментов, которые и составляют основу осетинской музыкальной традиции. Изучая сказания о нартах, мы видим, что песни, музыка и пляски составляли важнейший элемент древне-осетинского быта. Герои эпоса предаются им с такой страстью и увлечением, что забывают порой даже о военной опасности. В среде народа всегда гордились теми, кто под свой аккомпанемент мог исполнить шуточные песни, но более всего героические песни или сказания из эпоса. Поэтому музыкальные инструменты занимают важное место в музыкальной культуре осетин. Обычно певец и аккомпаниатор (в одном лице) восхвалял в своих песнях героев, воинов, борцов. Эти музыкально-поэтические композиции служили средством не только сохранения исторической памяти, но и устанавливали нравственные и воспитательные критерии. На похождениях и поведении героев этих песен, молодежь училась тем качествам, которые составляют идеал свободолюбивого горца: любовь к личной свободе, осознанию своего человеческого достоинства, неприятие всякой несправедливости и угнетения, беззаветного мужества.

В «Сказаниях о нартах» доминирует «дыууадӕстӕнон фандыр» - двенадцатиструнная лира. Этот музыкальный инструмент был настолько почитаем, что история его возникновения - отдельная глава в народном эпосе. Такой инструмент не мог появиться благодаря искусному мастеру, он должен был возникнуть необычным образом, на трагичной волне. Поэтому в эпосе «дыууадастанон фандыр» конструируется из частей тела погибших сыновей нарта Сырдона. Сырдон передает этот удивительный инструмент нартам. «Взяли нарты из рук Сырдона фандыр и сказали они друг другу: если даже всем нам суждена погибель, то навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас».

Отметим, что недавно была предпринята даже попытка реконструировать из частей человеческого скелета «дыууадӕстӕнон фандыр» пластическим хирургом Кудзаевым. Мне показалось это не совсем этичным посылом. Наверное, не совсем правильно переносить мифические явления в реальную жизнь. Ведь должно быть понятно, что эпическое сказание не является практическим наставлением, а только в метафорической экспрессии отражает статус музыкального инструмента в быту народа.



Дала-фандыр хотя и не имеет такую богатую эпическую историю, тем не менее, был широко распространен в музыкальной культуре осетин. Однако и этот инструмент к XIX веку постепенно выходит из обихода. Только благодаря тому, что его начали использовать в ансамбле «Симд» с 30-х годов прошлого века, дала-фандыр снова возвращается на музыкальный подиум.

Хъисын фандыр - также один из самых распространенных в прошлом музыкальных инструментов у осетин. Этот инструмент имел и прикладное назначение. Во время ночных бдений около гроба покойного обычно находился музыкант с фандыром, который наигрывал определенную мелодию. Как говорили старики, этим успокаивается душа покойного, которая мечется в страхе перед дорогой в потусторонний мир. С помощью хъисын фандыра предсказывали также и погоду. Говорят, что перед ненастьем его звучание приобретало определенную тональность.

Отметим еще одну сферу применения «хъисын фандыр». В горах Осетии зимой под лавинами и снежными обвалами оказывались погребенными люди. Так вот, при поиске погребенных под снегом, использовали этот инструмент. Музыкант продвигался над завалом, тихо играл на фандыре и прислушивался. На том месте, где находился человек, тональность звучания заметно менялась. И тогда за дело брались люди с лопатами. И зачастую удавалось спасать погребенных заживо.



Еще один музыкальный инструмент, встречающийся в «Сказаниях о нартах», - свирель «уадындз». В духовом инструментарии осетинского народа этот инструмент до недавнего времени имел широкое распространение в основном в пастушьем быту. Имя нартского героя Ацамаза ассоциируется со свирелью-уадындз . Отметим практическую особенность пастушеской свирели. Понятно, что свирель была не для простого музыкального развлечения при выпасе скотины. Давно было подмечено, что музыкальные наигрыши пастухов непосредственно воздействовали на коров и овец. Мелодия свирели была призывом к тому, чтобы скотина паслась. Понятно, что барашков и овечек заставляет пастись не музыкальное сопровождение, а чувство голода. Тем не менее, у осетин, да и у многих кавказских народов считалось, что именно мелодичные напевы пастушеской дудки помогают пастуху лучше выпасти свой скот. Существовала даже поговорка: «Хороший пастух руководит своим стадом не окриками и палкой, а игрой на своем уадындзе».



Другой музыкальный инструмент из мира нартов - удавдз. Это вид флейты, но интересно другое. Если свирель-уадындз мастерили из дерева, то этот инструмент сделан из металла. По сказаниям: «В честь наречения близнецов именами, небесный кузнец Курдалагон подарил их отцу Уархагу удавдз, сделанный из булатной стали. Поставили нарты удавдз на стол, и он стал им петь чудесные песни голосом».



Кроме хъисын-фæндыра в семейство смычковых инструментов осетин входит еще один инструмент - хъырнæг-фæндыр, представляющий собой некоторые конструктивные черты хъисын-фæндыра, лишь измененные в масштабах. По сути дела, это тот же хъисын-фæндыр, но по сравнению с последним хъырнæг-фæндыр имеет некоторые конструктивные и функциональные отличия. Интересна семантика названия этого инструмента - букв. «подпевающий». Возможно, это было связано с тем, что хъырнаг фандыр часто использовался во время исполнения танца «Симд», когда музыкальное сопровождение состояло из музыкального ансамбля:хъисын-фæн-дыр, хъырнæг-фæндыр, дала-фæндыр, уадындз, къæрцгæнæг. В этой группе хъырнаг фандыр усиливал общее звучание оркестра. Отметим, что этот инструмент более всего был распространен в Южной Осетии.



Интересен духовой инструмент фидиуаг. Это название идентично понятию «глашатай», и, очевидно, отражает его главную функцию - информационную. Ранее он использовался в охотничьем быту в качестве сигнального инструмента. Несомненно, что он мог быть и частью военного снаряжения.

«Фидиуаг» представляет собой рог быка, тура или барана с 3-4-мя игровыми отверстиями, при помощи которых извлекается от 4-х до 6-ти звуков разной высоты. Здесь надо вспомнить еще об одном инструменте, который имел военно-практическое назначение. Реконструкцию такого инструмента мы можем видеть на картине М.Туганова. Подобные переговорные устройства «хъаргананта» устанавливались наверху сторожевых башен, расположенных на противоположных вершинах гор, разделенных глубокими ущельями. Причем, устанавливались они неподвижно в строго одном направлении. Посредством таких устройств можно было переговариваться с жителями соседних аулов. Это бывало особенно важным тогда, когда противник мог окружить то или иное селение, и не давал возможность горцам для прямого общения.

Интересен и духовой инструмент «лалым уадындз» - волынка. Встречается только у осетин Кударского ущелья. Здесь непроизвольно напрашиваются параллели с шотландцами, где волынка является национальным символом.В формировании шотландского этноса большую роль сыграли аланы, в средние века переселившиеся туда из Франции. Возможно, что аланы имели в своей музыкальной культуре этот инструмент, который они привезли с собой на территорию современной Шотландии. Но, так же как и многие инструменты, он позже вышел из быта на остальной территории расселения народа.

Трещотки («къарцганан»), барабан («гуымсаг), как и гармонь («хъандзал фæндыр») вошли в традиционный быт многим позже. Тем не менее, именно они вытеснили другие традиционные инструменты. И уже сами стали частью народной традиции музыкальной культуры осетин.

Была и особенность в персоналиях исполнителей. Так, в основном на музыкальных инструментах играли мужчины, но, например, бубен и трещотки были исключительно женским инструментарием, как и гармонь. Только недавно на гармони стали играть и мужчины.

Впрочем, сегодня проблема не в гендерном балансе. Тут бы добиться того, чтобы народные инструменты звучали вообще. В век музыкальных плееров, радиостанций, народный инструмент становится анахронизмом. Сегодня хъисын-фандыр стал не менее экзотичным, чем шаманский бубен. Национальные инструменты сегодня встречаются только на сцене и лишь изредка в сельской местности. Да и здесь уже гармонь и барабан-гуымсаг воспринимаются как истинно осетинские музыкальные инструменты.

Есть серьезная проблема в исполнителях. Если в Северной Осетии еще сохранились традиции игры на осетинской гармонике, то в Южной Осетии гармонистов можно пересчитать по пальцам. Хотя исполнитель исполнителю рознь. Наверное, не все знают, что сегодня на сцене во время концертов на гармони порой играют… под фонограмму!

Другая проблема - в наличии инструментов. Хорошо что появились народные умельцы, которые стали воссоздавать традиции изготовления народных инструментов. В Южную Осетию несколько раз приезжал ансамбль «Къона», где молодые ребята играют аутентичную народную осетинскую музыку на подобных же инструментах. А сами инструменты воссозданы мастером Сосланом Моураовым… Только все это единичные случаи, которые без должной поддержки обречены на полное забвение. А этого будущие поколения нам не простят. Впрочем, если мы потеряем нашу национальную идентичность, в том числе и в инструментальном понятии, это будет уже не наше поколение.





11. Использованная литература

  • Галаев Б. А. Осетинские народные песни. - М.: Музыка, 1964. 250 С.

  • Туганов М. С. Осетинские народные танцы. - Цхинвали, 1957

  • Уарзиати В. С. Народные игры и развлечения осетин. - Орджоникидзе: Ир, 1987. 160 С.

  • Цхурбаева К. Г. Осетинские народные танцы и танцевальная музыка//Из истории русской и советской музыки.Вып. 3. - М., 1978

  • Алборов Ф. Ш. Музыкальная культура Осетии. - Владикавказ: Ир, 2005

  • Долидзе В. И. Осетинская народная музыка//Известия Северо-Осетинского НИИ, т. XXII, вып. II. -Орджоникидзе, 1960. СС. 173-179

  • Под редакцией Тотиева А. О. Осетинский музыкальный фольклор. - М.-Л.: Музгиз, 1948

  • Мамулов П. В., Осетинская народная музыка, "Изв. Осетинского НИИ краеведения", 1925, вып. 1;

Осетинская народная песня, "Музыкальное образование", 1928, No 6;

  • Аракчиев Д. И. Народное музыкальное творчество Юго-Осетии, "На рубеже Востока", 1929, No 1;

  • Цхурбаева К. Г. Северо-Осетинская АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР. - М.,1957, с. 247-62; её же,





Интернет-ресурсы:

www.vestikavkaza.ru/articles/4756.html</<font face="Arial, serif"> © - Вестник Кавказа



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал