- Учителю
- Рабочая программа по музыке 7 класс
Рабочая программа по музыке 7 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова
«29» августа
Рабочая программа,
составленная на основе авторской(Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская),
на 2015- 2016 учебный год
Турищева Нина Ивановна
Ф.И.О. преподавателя
Музыка
Предмет
7А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И класс (1 час)
Классы / количество часов в неделю
7 класс 34 часа
Классы / количество часов в год
Уровень базовый
Базовый учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка» Просвещение, 2015г
г. Подольск
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Музыка» 7 класс соответствует требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования. Разработана на основе авторской программы «Музыка» 5-9 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской (Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-7 классы. «Искусство» 8-9 классы. М. Просвещение 2010 г) к учебнику «Музыка» 7 класс. Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - Москва «Просвещение», 2015г. По авторской программе отводится 35 часов в год, в авторскую программу внесены изменения - сокращение на 1 час, урока обобщения в разделе 1 «Особенности драматургии сценической музыки».
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: титульный лист; пояснительная записка; содержание программы; требования к уровню усвоения предмета; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.
Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
-воспитания музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
-освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Общая характеристика предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом,интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьникам художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип тождества и контраста, сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству жизни.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности; метод перспективы и ретроспективы; метод создания «композиций»;
метод художественного контекста.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы. Устный и письменный опрос.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МОУ «Гимназия № 7» на изучение предмета «Музыка»на базовом уровне в 7 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основное содержание
Тема I раздела «Особенности драматургии сценической музыки»
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.).Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографическиесцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Примерный перечень музыкального материала:
Иван Сусанин.Опера (фрагменты). М. Глинка.
Порги и Бесс. Опера (фрагменты). Дж. Гершвин.
Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин.
Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко.
Высокая месса cи минор(фрагменты). И -С. Бах.
Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.
Иисус Христос - суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.
Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе - Р. Щедрин.
Празднества.Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.
Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.
Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.
Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.
Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.
Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.
Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.
Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.
Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.
Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.
Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.
Тишь.Слова и музыка А. Загота.
Наполним музыкой сердца. Слова имузыка Ю. Визбора.
Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мыизджаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
Песенка на память М. Минков, слова П. Синявского.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира(аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.)
Тема IIраздела «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно- симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки
в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого,воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
Примерный перечень музыкального материала:
Соната № 11 для фортепиано. В.-А. Моцарт.
Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано Л. Бетховен.
Соната 2 для фортепиано (1-я часть) С. Прокофьев.
Симфония № 1.B. Калинников.
Симфония № 103 (« С тремоло литавра). Й. Гайдн.
Симфония № 1 («Классическая»). С. Прокофьев.
Симфония № 40.В.-А. Моцарт.
Симфония № 5.П. Чайковский.
Симфония № 5.Л. Бетховен.
Симфония № 8 («Неоконченная»). Ф. Шуберт.
Симфония № 7. Д. Шостакович.
Этюдыпо каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.
Чакона. ИзПартиты № 2 ре минор. И.-С. Бах - Ф. Бузони.
Лесной царь.Ф. Шуберт - Ф.Лист. «Кончерто гроссо»
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано A. Шнитке.
Празднества.Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.
«Рапсодия в стиле блюз».Дж. Гершвин.
Концерт для скрипки с оркестром.А. Хачатурян.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира(аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).
Россия, Россия.Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.
Журавли.Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.
Сыновья уходят в бой.Слова и музыка В. Высоцкого.
День Победы.Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Вот солдаты идут.К. Молчанов, слова М. Львовского.
До свидания, мальчики.Слова и музыка Б. Окуджавы.
Баллада о солдате.В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.
Фантастика-романтика.Слова и музыка Ю. Кима.
За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.
Следы.Слова и музыка В. Егорова.
Весеннее танго.Слова и музыка В. Миляева.
Я бы сказал тебе.Слова и музыка В. Вихарева
Тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся:
-устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
-освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
-знание основных закономерностей музыкального искусства, умение и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
-понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;
-эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
-понимать специфику и особенности музыкального языка закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности,музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;
-различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений.
</<font face="Times New Roman, serif">Календарно-тематическое планирование в 7А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И классах
Уро-ков
Разделы и темы
Кол-во
часов
План
Факт
Примечание
Особенности драматургии сценической музыки
16 ч
1
Классика и современность
1
01-05.09
2-3
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин»
2
07-12.09;
14-19.09;
4-5
Опера «Князь Игорь»
2
21-26.09;
28-03.10
6-7
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна»
2
05-10.10;
12-17.10
8
Героическая тема в русской музыке
1
19-24.10
9
Обобщение материала 1-й четверти
1
26-31.10
10-11
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». «Порги и Бесс»
2
09-14.11;
16-21.11
12
Опера «Кармен».
Балет «Кармен-сюита»
1
23-28.11
13
Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса». «Всенощное бдение»
1
30-05.12
14-15
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».
2
07-12.12;
14-19.12
16
Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».
1
21-26.12
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
18
17-18
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры.
2
11-16.01;
18-23.01
19-20
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
2
25-30.01;
01-06.02
21-22
Циклические формы инструментальной музыки.
2
08-13.02;
15-20.02
23-27
Симфоническая музыка
5
22-27.02;
29-05.03;
07-12.03;
14-19.03;
31-06.04
28-30
Симфоническая картина.
Инструментальный концерт.
3
07-13.04;
14-20.04;
21-27.04
31-32
Музыка народов мира
2
28-04.05;
05-11.05
33-34
Обобщение материала 3-й и 4-й четвертей
2
12-18.05;
19-25.05
Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:
Учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2015г.
Для учителя:
1.Программы общеобразовательных учреждений «Музыка 1- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
2.Уроки музыки 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2012г.
3.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2014г
Рассмотрено на заседании
кафедры искусств
протокол № 1
от « 26» августа2015 г.
Руководитель кафедры
__________/ Т. А.Терёхина
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/ Е. В.Сургай
«28» августа 2015 год