7


  • Учителю
  • Выступление. Использование национального компонента в формировании и воспитании духовной культуры учащихся на уроках баяна

Выступление. Использование национального компонента в формировании и воспитании духовной культуры учащихся на уроках баяна

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»



























Использование национального компонента в формировании и воспитании духовной культуры учащихся на уроках баяна





























Республика Татарстан

Г. Нижнекамск

Преподаватель по классу баяна

Хафизова Фаима Сунгатулловна

1 квалификационная категория











2015 год

</ Ф. С. Хафизова

Использование национального компонента в формировании и воспитании духовной культуры учащихся на уроках баяна.

Одним из важнейших направлений государственной политики Республики Татарстан является сохранение культурного наследия, дальнейшего развития татарской национальной культуры, так как в народной культуре сконцентрирован весь опыт человечества.

Применение национального компонента в обучении игре на баяне играет важную роль в формировании и воспитании духовной культуры подрастающего поколения.

Приобщение детей к татарской народной музыкальной культуре является мощным средством личностного, духовного, нравственного развития и воспитания детей.

Исполнение татарских народных песен позволяет воспитать у обучающихся любовь к народному творчеству, приблизиться к познанию истоков татарской культуры. Татарская народная музыка демонстрирует богатый духовный потенциал народа, его величайший талант.

Приоритетным направлением в работе с детьми в классе баяна ДШИ является исполнение татарской народной и профессиональной музыки. Этот процесс требует определённых исполнительских навыков у обучающихся, поскольку мелодия национальных напевов отличается особой пластикой и мелизматикой. Для каждого учащегося составляю индивидуальный план работы по баяну и ансамблю. Педагогический репертуар музыкальных произведений подбирается с учётом музыкальных способностей и возрастных особенностей учащихся.

В учебный репертуар своих учеников я включаю татарские народные песни «Туган тел», «Ай, былбылым», «Эпипэ», «Райхан», «Яңгыр», «Ачма тәрәзәңне» и другие. Детям очень нравится исполнять на баяне татарские народные песни и пьесы татарских композиторов потому, что многие мелодии им знакомы с детства. Задушевный характер музыки передается средствами широкой, распевной мелодии. Мелодию на баяне необходимо играть связно, а аккорды аккомпанемента - мягко и плавно. Внимание следует обратить на динамическое развитие песни. Кульминация подчеркивается постепенным усилением звучания. В момент наступления кульминации важно не допускать чрезмерно громкого звучания, толчков мехом, следить за ровным и постепенно затихающим звучанием мелодии.

Многие танцевальные пьесы в народном «такмачном» стиле исполняются на стаккато. Слово «стаккато» в переводе означает отрывать, отделять, то есть исполнять звуки отрывисто и коротко. Отрывистое исполнение звуков достигается при помощи быстрых движений пальцев и ровного движения меха.

Во многих татарских произведениях, например таких как «Река Белая быстра», главная тема исполняется левой рукой, которую сыграть на баяне довольно сложно. Если ранее дети чередовали бас и аккорд, то теперь левой рукой нужно сыграть мелодию так, чтобы она получилась выразительной и прослушивалась при игре двумя руками. Татарская народная музыка завораживает яркостью музыкальных образов, оригинальностью и красочностью национального колорита, богата мелизмами украшающими музыкальное произведение, которые чрезвычайно трудны для исполнения учащимися на баяне.

Исполнение татарских народных песен на баяне требует большого терпения и усидчивости, понимания особенностей народной музыки. Учитывая это, знакомство с татарской музыкой начинаю с простых народных песен, типа «Әпипә», «Каз канаты», «Ай, былбылым», «Райхан», «Өммегөлсем».

Многие татарские композиторы сочиняли песни для детей. Салих Сайдашев говорил: «Писать музыку для детей очень трудно. Дети - самые строгие, неподкупные судьи. Они не принимают фальши и лжи, не терпят «сюсюкания», неискренности, надуманности».

С целью изучения и пропаганды татарской народной и профессиональной музыки, я знакомлю учащихся с творчеством композиторов и поэтов: С.Сайдашева, Ф.Яруллина, Н.Жиганова, Р.Яхина, Г.Тукая, М.Джалиля и других. Произведения классиков татарской музыки привлекают детей красивой мелодией, необычным ритмом, национальным колоритом, татарским орнаментом.

На конкурсах и классных вечерах дети с удовольствием исполняют на баяне татарские народные песни и произведения татарских композиторов. Концертная программа готовится заранее, предварительно обыгрывается перед классом, друзьями, родителями. Сценическое выступление - это не только страх, но, прежде всего, радость общения с публикой. В концертах вместе со своими учениками выступаю и я. В моем исполнении звучат татарские народные песни и вокальные произведения татарских композиторов.

Таким образом, введение в содержание учебно-воспитательного процесса национального компонента способствует формированию у обучающихся познавательной активности, эмоционального отношения к духовной культуре и истории народа, активному личностному осмыслению действительности.

Литература:

1.Педагогика художественного образования. Казань, 2011.

2. Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия. Казань, 2013.

3.Дополнительное образование детей в условиях введения ФГОС и ФГТ. Набережные Челны, 2013.

4. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Москва, 1966.

5. Роль детских школ искусств в системе гармонического развития личности в республике ТАТАРСТАН. Набережные Челны, 2011.

Хафизова Фаима Сунгатулловна,

преподаватель по классу баяна

Республика Татарстан, г. Нижнекамск

МБУ ДО «Детская школа искусств»



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал