- Учителю
- Конспект урока музыки в 9 классе Игорь Стравинский
Конспект урока музыки в 9 классе Игорь Стравинский
Урок в 9 классе:
«Игорь Стравинский-революция в музыке»
Цели:
-
Познакомить учащихся с творчеством и биографией Игоря Федоровича Стравинского.
-
Расширять творческий кругозор, в частности в сфере балетного искусства.
-
Воспитывать эстетический вкус учеников.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Музыкальный материал: отрывки из балетов И. Стравинского.
Ход урока:
-
Организационный момент. Приветствие.
-
Введение в тему урока.
-Композитор, о котором сегодня пойдет речь говорил о себе так: ...Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало, как и Баху, хотя и иного масштаба, жить в безвестности и регулярно творить для установленной службы и Бога. Я устоял в мире, в котором был рожден... я выжил... несмотря на торгашества издателей, музыкальные фестивали, рекламу...
-Как вы думаете, кто это? {ответы детей}
-Это Игорь Федорович Стравинский. Возможно, некоторые из вас даже не знали о нем. Это не страшно. Ведь как только зазвучит музыка этого композитора все сразу вспомнят что хоть раз но слышали ее. Стравинский был одним из величайших композиторов ХХ столетия, игравшим ключевую роль в развитии самых разных направлений в музыке на протяжении почти полувека...
III. Новая тема.
{Показ презентации. Учитель рассказывает биографию композитора}
-Родился 17 июня 1882 г. в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов) в семье известного оперного певца Ф. И. Стравинского. Тем не менее музыкантом становиться не собирался и в 1900 г. поступил в Петербургский университет на юридический факультет.
В студенческие годы Стравинский познакомился с Н. А. Римским-Корсаковым и с 1903 г. стал брать у него уроки. Эти занятия продолжались до смерти учителя в 1908 г.
Уже в 1910 г. Стравинский написал свой первый балет «Жар-птица», поставленный в Париже по инициативе С. П. Дягилева в рамках Русских сезонов за границей (проходившие в период с 1907 по 1913 г. в Париже гастроли русских актёров и музыкантов).
-Как вы думаете ,ребята, о чем этот балет? {Ответы детей}
Мрачно в зачарованном царстве Кащея. Издалека приближается Черный всадник - Ночь. В полутьме вырисовывается волшебный замок, окруженный заповедным садом с высокой стеной. С зарей в саду загораются таинственным светом волшебные золотые яблоки и появляется Жар-птица. Она кружится вокруг чудесной яблони, не замечая Ивана-царевича, который тайком перебрался через стену. Иван-царевич ловит Жар-птицу. Она мечется, но царевич держит ее крепко. Тогда Жар-птица переходит от борьбы к мольбам, и Иван-царевич уступает: Жар-птица улетает, оставив в руках юноши три своих пера, а из заколдованного терема Кащея в сад выходят его пленницы-царевны. Царевны играют вокруг яблони, и затаившийся царевич хватает одну из них. Царевна рассказывает ему, что злой Кащей похитил ее из родного дома и держит здесь в плену. Иван-царевич решает освободить прекрасных пленниц. Белый всадник - Утро - уже проехал мимо сада. Совсем рассвело, царевны, покорные воле Кащея, скрылись в тереме. Появляется Кащей, которого ведут под руки слуги. Он движется прямо на царевича, которому грозит участь всех, посмевших нарушить границы Кащеева сада: он превратится в камень. В последний момент Иван-царевич вспоминает о волшебных перьях Жар-птицы. И вот она уже рядом. Тем временем царевич добывает яйцо, в котором заключена смерть Кащея, и разбивает его, Кащей падает замертво. Сад озаряется волшебным светом, свободны царевны, оживают и витязи, обращенные в камни. Жар-птица подает руку освободителю.
-Сейчас мы просмотрим отрывок из балета «Жар птица»
-Что можно сказать о музыке этого композитора? Современна ли она?
Следующий балет Стравинского - «Петрушка» (1911 г.) также стал событием Русских сезонов и принёс композитору мировую известность.
-Все же знают кто такой Петрушка? А откуда он взялся? Где его можно встретить?
Премьера спектакля состоялась 13.06.1911 в Париже в театре Шатле
во время Русских сезонов.
Гулянье на масленице в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу.
Здесь пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая
графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные,
мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли,
но все же начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается
барабанным боем. Два гренадера эпохи Николая 1 отодвигают толпу и
открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется
Фокусник чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и
наигрывает на флейте. Внутри балагана видны три куклы на штативах:
слева Арап, посредине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают
плясать, вначале на месте, а потом среди толпы. Балерина,
пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим, а Петрушка,
ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой. Гаснет свет. Падает
занавес. Появляются гренадеры звучит барабанная дробь.
Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в
тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Нога Фокусника
вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол жалкий, несчастный.
Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую
он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка
счастлив! Он кружится от избытка счастья. О радость, она наконец
пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки.
Она не понимает его радости, испуганно пятится к двери и
уходит.
Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к
портрету безжалостного хозяина Фокусника, грозит ему. Что делать?
Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты.
Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье!
Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.
Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый
Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему
нравиться, что в орехе что0то шумит, и он пытается расколоть его
своей саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В
орехе сверхъестественная сила божество для тупого Арапа.
Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает
веселую мелодию на корнете. Арап не доволен ее появлением и не
скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап
пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается, и с пронзительным
криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап
выталкивает Петрушку из комнаты. Балерина восторгается храбростью и
силой Арапа и падает в его объятья. Дробь барабанов и
гренадеров.
Снова масляничное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем
танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя,
потом пьяный купчик с двумя молодыми цыганками. Купчик сорит
деньгами. Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи. Вбегают
ряженные.
Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то
происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец,
выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает
Петрушку. Зовут будочника. Но появляется Фокусник и объясняет
собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает
набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине
раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана
появляется Петрушка, который грозит.
-Смотрим отрывок из «Петрушки»
-Какие картины рисует балет? Какой праздник нам напоминает? А музыка помогает нам понять национальность музыки?
Третий, написанный в 1913 г., балет - «Весну священную» - публика сначала не приняла из-за слишком новаторской постановки хореографа М. М. Фокина, отказавшегося от классического балетного танца.
-Эта музыка исполнялась на открытии Олимпийских игр в Сочи 2 года назад. Посмотрим, как это было.
-Что нового увидели и услышали в музыке Стравинского. Помогает ли воспринимать музыку современная интерпретация.
В 1914 г. Стравинский обратился к жанру оперы и создал «Соловья» по сказке Г. X. Андерсена. В том же году он покинул Россию; жил сначала в Швейцарии, а с 1920 г. - во Франции. Там родились его оперы «Мавра» (1922 г.) на сюжет «Домика в Коломне» А. С. Пушкина и «Царь Эдип» (1927 г.) на сюжет трагедии Софокла. Эти произведения стали вершиной в творчестве Стравинского.
В 1939 г. Игорь Фёдорович покинул Европу и переехал в США, где обратился к традициям джазовой музыки. В 1945 г. был создан «Чёрный концерт для кларнета и джаз-банда».
...Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух
неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого,
многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней
связанного...
Д. Шостакович
-Согласны ли вы с этим высказыванием?
Творческое наследие Стравинского очень велико: 4 оперы, 12 балетов, кантаты, симфонии, концерты, хоры и др. Он считается одним из самых значительных новаторов в музыке XX в.
IV. Итог урока. Рефлексия.
-
Кто такой Игорь Стравинский?
-
Какие балеты этого композитора вы знаете?
-
Сколько вообще балетов у Стравинского?
-
Кто такой Петрушка?
</<font size="3">Спасибо за внимание. До новых встреч!