- Учителю
- Из опыта работы с одаренными детьми
Из опыта работы с одаренными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми - вокалистами.
Педагог дополнительного образования «Дом детского творчества п. Приамурский»
Однажды виноградную лозу спросили:
« Как высоко ты можешь дотянуться?» -
И она ответила: « Дайте мне руку,
и я дотянусь до самого солнца»
(Притча)
Одним из аспектов национального проекта «Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальною одарённостью. Одна из точек зрения - подлинная одарённость проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Но, ни феноменальные способности, ни яркая неповторимая индивидуальность сами
по себе не определяют музыкальной одарённости, если её обладатель не
заявил о себе выдающимися творческими результатами.
Существуют три критерия оценки музыкальных способностей и одарённости. Первый из них - культурно- исторический. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определённые музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребёнка, подростка и даже взрослого. Одарённость выявляется на фоне этих условных предписаний. Второй критерий - возрастной. Изменяются условия жизни, развивается система образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше чем у предыдущего. Третий критерий - абсолютный. Для музыкантов истинная одарённость
обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального
самопроявления, в таинственном даре « уметь раньше, чем знать»
Во многих детях от рождения заложен творческий потенциал, но выявление, а затем воспитание и развитие творчески одарённых детей процесс продолжительный (от 3 до 7 лет). Одним из методов выявления детей с музыкальными способностями является наблюдение. Свою работу по выявлению и развитию талантливых детей начинаю с первого класса. На уроках музыки при выполнении разных видов деятельности: пение, слушание и восприятие музыки, пластическое интонирование, игра в оркестре, игры- драматизации, ритмические упражнения, формируется комплекс способностей.
Творческая активность воспитанников проявляется через углубление и развитие теоретического и практического материал, через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса.
Условия для развития одарённых детей:
- использование современных образовательных технологий на занятиях в классе и кружках
- индивидуальные образовательные маршруты
- участие в конкурсах, фестивалях
- отчётные концерты
- Интернет - ресурсы
Целостную характеристику индивидуальных проявлений одарённости
можно составить после разносторонних наблюдений за ребёнком в естественных условиях на уроке музыки, а затем на занятиях вокального кружка. Хоровое и сольное пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, несёт в себе здоровьесберегающее начало. Пение не самоцель- песня учит вникать в актуальные современные проблемы, общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно
необходимо в период становления личности, активизации творческих способностей. В каждом воспитаннике вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром, с разными музыкальными задатками.
Учет проявившихся способностей ребёнка необходим не только для его
развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло, выбрать направление в сольном пении - эстрадный вокал, академический, или народное пение.
Работа с одарёнными детьми ведётся по индивидуальным планам с перспективой на несколько лет и имеет личностно- ориентированную направленность. Вокально- хоровую работу провожу по адаптированной мною методике Н. А. Адулова по постановке певческого и разговорного дыхания, использую фонопедический метод В. В. Емельянова по развитию и тренингу голоса, методику вокально- хорового воспитания Г.А. Струве, Г.П. Стуловой, распевание с солистами- эстрадниками провожу по методике С. Риггза, секреты вокального мастерства (сольное пение) раскрываю по адаптированной методике Н.Б. Гонтаренко.
В Доме детского творчества работает трех возрастная вокальная группа «Лель» - направление «фольклорно-эстрадный вокал», кружок сольного пения и артистического мастерства для одарённых детей. В младшую группу принимаются все желающие, старшая группа - сформировавшийся коллектив, участник многочисленных концертных программ.
Задачи вокальной группы «Лель»
- формирование устойчивого интереса к пению
- обучение выразительному пению
- развитие слуха и голоса детей
- развитие музыкальных способностей
- сохранение и укрепление психического здоровья детей
- духовно- нравственное воспитание
Вокально - хоровую форму работы считаю ведущей на уроках музыки и в дополнительном образовании детей.
В процессе работы стараюсь добиваться:
- пения естественным звуком без напряжения;
- чистого интонирования;
- умения слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
- петь без сопровождения, под фонограмму (-1), аккордеон;
- чувствовать и соблюдать в песне метроритм;
- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным
возможностям песни в вокальной группе и индивидуально.
- участие ребёнка в творческом создании образа песни, арии, романса.
Творческая атмосфера на занятиях, репетициях, создание ситуации успеха позволяет ребёнку по- настоящему передать свои чувства и переживания, постичь тайны вокального искусства, для этого стараюсь проводить занятия живо и увлекательно. С солистами провожу систематическую работу по постановке голоса и певческого дыхания, также идёт работа над пластикой, артистичностью, образностью, эмоциональностью, выразительностью исполнения произведений. Большое внимание уделяю воспитанию в детях волевых качеств, высокой нравственной позиции, музыкального вкуса, воспитанию певческой культуры, культуры поведения на сцене - быть настоящими артистами.
Важную роль играет подбор репертуара. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию, должен расширять «интонационный багаж» учащихся, приучать их к восприятию современных, классических образов, гармонии и других средств музыкальной выразительности. Учитываю воспитательные задачи, вокальные возможности и интересы своих учеников.
В работе стараюсь использовать малоизвестные школьной аудитории песни, фольклор, несложные произведения классики. В работе над развитием
музыкальных способностей большое внимание уделяю распеванию и постановке голоса, развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха,
чувство ритма, дикции, артикуляции, мимики, тембрового слуха, дыхания,
чистоты интонации, артистичности.
Благодаря регулярным, систематическим занятиям развиваются творческие способности детей и проявляются признаки одарённости. Только многолетние совместные усилия учителя, учеников, их родителей, помощи администрации школы и директора Дома детского творчества дают свои высокие творческие результаты.