- Учителю
- Презентация урока по музыке 2 часть 5 класс Кобыз и скрипка - родственные инструменты
Презентация урока по музыке 2 часть 5 класс Кобыз и скрипка - родственные инструменты
Разработка урока музыки в 5 классе "Кобыз и скрипка - родственные инструменты" (2 часть)
Учитель музыки
Филатова Галина Евгеньевна
Цель урока:
Способствовать формированию представления у учащихся о выразительных и изобразительных возможностях музыкальных инструментов.
Задачи урока:
1) познакомить учащихся с историей происхождения родственных музыкальных инструментов.
2) развивать у учащихся умение различать родственные музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию.
3) Воспитывать интерес и уважение к культуре казахского народа и своей страны.
Тип урока: Введение в тему.
Вид: Урок- музыкально-познавательный.
Методы: Словесный, наглядный, исследовательский, иллюстрационный.
Приемы работы: «Визуализация».
Основные виды деятельности на уроке: Слушание, пение и словесная импровизация.
Основные понятия темы: кобыз и скрипка.
ХОД УРОКА
В ПОИСКАХ ПРЕДКОВ СКРИПКИ.
Невозможно представить сегодня европейскую музыку без струнных смычковых инструментов. Скрипки, альты, виолончели и контрабасы являются основой симфонического оркестра. Они же образуют и струнный оркестр. А любимое занятие музыкантов собраться тёплой компанией - 2 скрипача, альтист и виолончелист - и поиграть для души привело к образованию в европейской культуре струнного квартета.
Для всех этих инструментов, квартетов и оркестров написано много прекраснейшей музыки. Особенно для скрипки -любимого в 17-19 веках инструмента. Элегантная красавица скрипка с её чистым, нежным, волшебно-певучим, проникающим в душу звуком и безграничными техническими возможностями по праву заняла в Европе трон королевы музыки. Ей отдали свои сердца слушатели, с ней бескорыстно связали свою судьбу тысячи скрипачей. Все великие композиторы Европы писали произведения для её величества скрипки - Бах, Вивальди, Корелли, Моцарт, Бетховен, Григ, Чайковский, Барток, Шостакович, Прокофьев, Шнитке... Но непревзойдёнными являются произведения гениального скрипача и композитора, великого романтика Никколо Паганини.
Что было бы, если бы в Европе не было струнных смычковых инструментов? Облик европейской музыки был бы совсем иным.
Историей скрипки не могли не заняться учёные. И выяснилось, что её судьба не просто интересна, но загадочна, сложна и запутанна. Классический тип инструмента возник на рубеже 16-17 веков одновременно в Италии и Франции. Но первое, на что обратили внимание дотошные исследователи, это то, что цивилизациям Средиземноморья в древности струнные смычковые не известны. Таким образом, всеобщая любимица не могла похвастаться солидной многовековой родословной. Она оказалась неприлично молода, и вся её биография вместе с летописью всего рода европейских струнных смычковых инструментов едва-едва потянула на тысячу лет. Это же не сравнить с пятитысячелетней историей арфы! Да к тому же в отличие от многих других уважаемых и ценимых инструментов скрипка не имела никаких связей с миром богов, не могла объяснить свое появление на грешной земле их действиями или желаниями. Куда ей было до той же флейты, на которой ещё во времена Древней Греции любил поигрывать один из великих богов древнегреческого пантеона - козлоногий Пан.
Первые предки скрипки появились в Европе только в 10 веке н.э. Это были фидель и ребек. Они ещё совсем не походили на элегантную скрипку, эти коротенькие толстячки с толстой шейкой и пузатеньким корпусом. Фидель был грушевидной, лопатоообразной или овальной формы, длиной около 50 см. Ребек был похож на него своим грушевидным корпусом, так что его иногда тоже называли фиделем. Они имели от 2 до 5 струн, два типа употребления смычковых и на обоих играли смычком, который дотоле был не известен Европе. Смычки их были дугообразной формы со свободным креплением конского волоса. Натяжение волоса такого смычка музыкант регулировал во время игры кистью правой руки, которая ладонью была обращена вверх, как играют до сих пор на казахском кобызе. Во время игры инструменты держали в вертикальном положении, опирая на колено. Но, судя по средневековым изображениям, были музыканты, которые держали инструмент, опирая его в плечо или грудь. Несмотря на то, что левая рука, поддерживающая инструмент, была не так свободна, как при вертикальной постановке, они, вероятно, чувствовали, что в будущем это горизонтальное положение инструмента что-то даст. И действительно, как только кому-то пришло в голову прижимать скрипку к плечу подбородком, так освободившаяся от необходимости держать инструмент левая рука стала выделывать чудеса виртуозности.
Кобыз и скрипка родственники.
В ХХ веке благодаря учёным восстановлена её сложная, запутанная биография. И теперь стало ясно, что царственное положение скрипки в мире европейской музыки вовсе не случайность и не прихоть судьбы, оно, можно сказать, было фатально предопределено её божественным происхождением. Ведь её первопредок кобыз был создан божеством Нижних вод, первым шаманом тенгрианской религии великим Коркутом. И, как утверждает легенда, Коркут был тем, кто самый первый на Земле сыграл смычком на инструменте трепетную Мелодию Жизни.
Рефлексивно-оценочный этап: Что нового узнали на уроке? Что общего есть у этих инструментов? Каковы различия?
Итоги урока (Оценки)
Домашнее задание:
Закрепить песню «Новогодние снежинки». Нарисовать рисунок «Кобыз и скрипка родственнки».