- Учителю
- Выступление 'Работа с учебником 'Музыка' для 6 класса'
Выступление 'Работа с учебником 'Музыка' для 6 класса'
Работа с учебником «Музыка» для 6 класса. Максимова Т.Л.
Аннотация. Учебник «Музыка» 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы учебника Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Издание третье, Москва, издательство «Просвещение», 2014 год. На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (№ 01-5/7д-417 от 17.10.2011г) и Российской академии наук (№ 10106-5215/158 от 11.10.2011г). Руководитель проекта - заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, доцент Г.П.Сергеева.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и программе «Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской». Учебник выступает средством изучения содержания темы, основных понятий, литературного и зрительного рядя, нотной графики, системы вопросов и заданий в заданном объёме изучаемого детьми материала.
1. Содержание учебника. В учебнике на основе музыкального, литературного и изобразительного материала раскрываются темы «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки». В названиях данных разделов выражены художественно-педагогические идеи блока уроков четверти (полугодия), года. Они становятся своеобразным нравственно-эстетическим стержнем уроков музыки. Содержание разделов основывается на закономерностях музыкального искусства, на тех базовых категориях и понятиях, которые отражены в Требованиях к содержанию общего основного образования образовательной области «Искусство»; помогает раскрыть наиболее важные для формирования личности ребенка: а) «вечные темы» - темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.; б) различные жанры и формы музыкального искусства, произведения крупной формы (симфония, опера, балет, концерт, кантата и др ).
Страницы учебника выполняют важную дидактическую функцию - помогают детям войти в мир большой музыки на этапе обучения. Структурной, смысловой единицей учебника является разворот, открывающий перед учащимися широкое культурологическое пространство. На развороте представлены темы «Удивительный мир музыкальных образов», «Образы романсов и песен русских композиторов», «Образы песен зарубежных композиторов», «Образы русской народной и духовной музыки», «Образы духовной музыки Западной Европы», «Авторская песня: прошлое и настоящее», «Джаз - искусство XX века», «Вечные темы искусства», «Образы камерной музыки», «Образы симфонической музыки», «Симфоническое развитие музыкальных образов», «Программная увертюра», «Мир музыкального театра», «Образы киномузыки», «Исследовательский проект»; картинная галерея. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет детям устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей. Свобода ребенка в выборе изобразительных, пластических, речевых и других аналогов музыкальных произведений- залог успешной работы.
Нотная графика выполняет в учебниках несколько функций. Она служит фоном для художественно-изобразительного воплощения образа конкретного музыкального произведения, является ориентиром для освоения его жанровых особенностей, непосредственно знакомит с нотной грамотой. Запись мелодий, отдельных интонаций, песен, главных тем из классических музыкальных сочинений поможет освоению элементов музыкального языка, средств музыкальной выразительности.
В разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности. Важно, чтобы у детей постепенно формировалось свое понимание того или иного термина. В этом им поможет воплощение звуковых образов музыкальных произведений в вокальном или пластическом интонировании, слове, рисунке и др.
Литературный ряд учебника (цитаты, стихи, сведения о композиторах и их произведениях, рассказы о музыкальных стилях и др.) призван усилить впечатления от звучащей на уроках музыки, способствовать развитию живой и выразительной речи детей.
После каждой темы даётся система вопросов и заданий для повторения и закрепления материала. В конце учебника представлены темы для работы учащихся над исследовательским проектом и список иллюстраций. Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определение жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений. Обобщенные темы разделов учебника дают возможность учителю музыки «дозировать» объем изучаемого детьми материала, который, конечно, зависит от уровня общего и музыкального развития учащихся. С учетом этого уровня можно прогнозировать степень интенсивности прохождения материала, уровень формирования навыков музицирования, усвоения основных понятий и категорий музыкального искусства, элементов языка других искусств.
2. Разнообразие заданий.
- Послушай старинные русские романсы
- Ответь на вопросы: Какие из этих романсов тебе знакомы? В каких жизненных ситуациях ты услышал их? …
- Назови романсы, которые знают / поют твои родственники. Узнай у знакомых.
- Спой (разучи) мелодии романсов по нотной записи.
- Напойте по цепочке мелодии знакомых романсов.
- Проанализируй приёмы исполнения, подчеркни единство слова и музыки в романсе.
- Выполни задания в творческой тетради.
- Прочитай стихотворение, вслушиваясь в его звучание.
- Подготовь мини-проект.
- Определи функции вступления и заключения в романсе. Обсуди в классе.
- Рассмотри портреты. Ответь на вопросы.
- Найди в Интернете портреты разных композиторов. Подбери произведения.
- Составь музыкально-литературную композицию.
- Сравни два исполнения.
- Приготовь компьютерную презентацию.
- Сочини диалог. Сыграй ритм сопровождения. Найди выразительный жест.
- Рассмотри нотную запись. Составь исполнительский план песни.
- Разработай программу вечера. Подготовь вопросы к дискуссии. Подготовь мини-исследование.
- Представь себя дирижёром оркестра и др.
3. Организация деятельности обучающихся.
1. Слушательская деятельность. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т. д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей; выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
2. Исполнительские виды музыкальной деятельности - пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование. Представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле. Исполнять произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке; предлагать свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения; сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант; оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении. Импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них. Совершенствовать певческой установку, звукообразование, певческое дыхание, артикуляцию, хоровой строй и ансамбль (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); звонкость, полетность голоса и т. д.
Вывод: Освоение содержания учебника «Музыка» 6 класс формирует у школьников целостное представление о мировом музыкальном искусстве; способствует постижению произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества; является эффективным средством музыкального самообразования обучающегося. Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования - пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др.
Литература.
-
ФГОС ООО
-
Учебник «Музыка» 6 класс. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Москва, «Просвещение»,2014
-
Поурочные разработки «Уроки музыки» 5-6 классы. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
Москва, «Просвещение»,2013
-
Методическое пособие «Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы». Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
2