7


  • Учителю
  • Конспект урока на тему 'Мой народ -американцы' 7 класс

Конспект урока на тему 'Мой народ -американцы' 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Тема урока: «Мой народ - американцы...»

Цель: познакомиться на уроке с композитором Д. Гершвином и его произведениями.

Результаты освоения учебного предмета:

Личностные: знакомство с американскими произведениями.

Метапредметные: умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать; умение устанавливать причинно-следовательные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

Предметные: формирования навыка анализа муз.произведения, расширение опыта, активного слушания.

Музыкальный материал: фрагменты произведений Дж. Гершвина: «Рапсодия в стиле блюз», «Американец в Париже», «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».

Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, магнитофон, CD диск, портрет Дж. Гершвина.

ХОД УРОКА

1 этап: организационный момент

Сегодня мы познакомимся с человеком, который, по словам американского критика Арнольда Шёнберга «… живет музыкой и выражает все чувства - серьезные и несерьезные - музыкой, потому что это его естественный язык…»

2 этап: повторение пройденного материала

На уроках музыки в предыдущих классах вы знакомились с песенным творчеством Дж. Гершвина. Давайте вспомним их звучание и прохлопаем.

«Хлопай в такт» Дж. Гершвин (исп. Э. Фицжеральд, англ. яз)

«Хлопай в такт» Дж. Гершвин (рус. язык)

«Острый ритм - джаза звуки» Дж. Гершвин

3 этап: изучение нового материала

Сегодня мы снова встречаемся с создателем американской национальной классики ХХ века.

- Назовите его имя. (Джордж Гершвин)

Он сделал для американской музыки то же, что в 19 веке осуществили М, Глинка в России, Э. Григ в Норвегии, Ф. Шопен в Польше.

Грщвин Джорж (Gershwin, George) (настоящее имя - Яков Гершович) (1898-1937), американский композитор. Родился 26 сентября 1898 в Бруклине.

Гершвины жили в России, потом они переехали в Америку и там в Америке родился брат Джорджа - Айра.

Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина (1896-1983). Их музыкальное воплощение отмечено остротой ритма, самобытностью интонаций, остроумием.

Создатель американской национальной классики 20 века. Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной широкой публике музыки «черного» населения Америки - негритянской музыки.

Именно для Уайтмена Гершвин сочинил жемчужину своего творчества - «» (« в тонах»).

Прослушивание. «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвин

Рапсодия (греч. ραψωδια) - в музыке обозначает произведение в свободной форме на основе народных мелодий. Жанр рапсодии близок жанру фантазии, поэмы.

В Древней Греции рапсодами называли певцов-сказителей, которые слагали эпические поэмы и исполняли их нараспев. Одним из них был Гомер, а одними из античных рапсодий были его «Илиада» и «Одиссея».

«» - это произведение иногда называют «Рапсодией в блюзовых тонах» или «Голубой рапсодией», так как слово Ыuе в английском языке имеет несколько значений: лирическая песня (блюз) и голубой цвет.

- Как вы думаете, к какому направлению музыки (серьёзному или лёгкому) можно отнести «Рапсодию в стиле блюз»? (ответы обучающихся)

Попробуем проанализировать это произведение Дж. Гершвина и систематизируем наши размышления в таблице:

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

СЕРЬЁЗНАЯ музыка

ЛЁГКАЯ музыка

Обращение к жанру классической

музыки - РАПСОДИИ

(использование традиционных приемов симфонического развития, основанного на контрастном сопоставлении различных образов)

Близость к ДЖАЗУ

(специфическая манера интонирования: глиссандо, импровизационность изложения музыкальных тем, «игра» тембрами инструментов симфонического оркестра)

РАПСОДИЯ - это крупное одночастное произведение в свободной форме на основе народных мелодий.

ДЖАЗ - это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале в в результате синтеза африканской и европейской культур.

СИМФОДЖАЗ - стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого и лёгкой симфонической музыки.

Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным.

Характерная история создания "Рапсодии в стиле блюз». Это произведение было написано композитором в кратчайший срок к специальному конкурсу «Что есть американская музыка?» и было, по свидетельству современников, исполнено с «нокаутирующим успехом». Чем можно объяснить такую быстроту создания большого симфонического произведения и его ошеломляющий успех? Очевидно, мысль о слиянии американского джаза и европейской музыки давно зрела в творчестве композитора. Понадобился толчок, чтобы она воплотилась в ярких музыкальных образах. Вот как об идее создания «Рапсодии в стиле блюз» вспоминает сам композитор:

«Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько это, возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом»

Повторное прослушивание. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершивна.

- Какая это музыка-лёгкая или серьёзная? (ответы обучающихся)

-Как вы считаете, в каком соотношении находятся в рапсодии элементы джаза и классической музыки: конфликтуют они, вытесняют друг друга или органично объединены? (ответы обучающихся)

- Назовите музыкальный жанр «Рапсодии в стиле блюз»? (Симфоджаз»)

Прослушивание. «Американец в Париже»,

Симфоническая поэма «Американец в Париже», концерт для фортепиано с оркестром, в которых он соединил классические традиции этих жанров с новым звучанием симфонического оркестра ( в него были введены саксафон, банджо), и характерные приемы джазовой музыки. Этот стиль стали называть симфоджаз.

Был написан фильм в 1951 году «Американец в Париже, основанный на одноимённом музыкальном произведении ().

Прочтите на стр. 42 два обзаца и ответьте на вопросы: 1. Сколько лет спустя была создана первая американская опера после создания в России оперы «Иван Сусанин»?

2. как называется первая американская опера?

3. имя главного героя оперы?

Прослушивание. «Колыбельная Клары»

«Колыбельная Клары» признана золотым хитом 20 века.

«Порги и Бесс» ( Porgy and Bess) ― в четырёх актах и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935 году, опера на первых порах не пользовалась большим успехом, но с 1950-х годов начала завоёвывать широкую известность в США, а затем и во всём мире. «Порги и Бесс» ― одна из вершин творчества композитора Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации, использована имитация «неправильного» народного произношения.

К ее интепритациям, вокальным и инструментальным, обращались многие известные музыканты мира.

Исполнение песни «Осенний

3. этап. Подведение итогов.

- Какими музыкальными достижениями запомнился вам Дж. Гершвин? (песни «Острый ритм - джаза звуки», Хлопай в ладоши»; «Рапсодия в стиле блюз»)

- Назовите музыкальный жанр, первооткрывателем которого по праву считается Дж. Гершвин? (симфоджаз)

- Вспомните понятие СИМФОДЖАЗ? (СИМФОДЖАЗ - стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музык

Спасибо за работу на уроке!





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал