7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Программа по музыке для 6 класса авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской ФГОС. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной
предварительный просмотр материала

яематическог чие положительной динамики обучающихся.

дивидуальная, что отражено в текущей.еделюПояснительная записка

Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа



  1. Закон РФ «ОБ образовании»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  4. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Музыка 5 - 7 классы;

  5. Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2011 г.;

  6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Куйбышевской СОШ имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко.

  7. Положение о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы.

  8. Учебники: Музыка: 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.: ил.


Изучение музыки на ступени основного общего образования направлено на достижение цели и задач:

Цель общего музыкального образования и воспитания-развитие музыкальной культуры школьников как неотьемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Общая характеристика учебного курса.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления: - приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколении;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоциональноценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; - развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; - освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; - овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно коммуникационных технологий). Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка. Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора - исполнителя - слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.



Место учебного предмета в учебном плане школы

В ООП ООО Куйбышевской СОШ за счет федерального компонента учебного плана на изучение данного курса предусмотрено 1 час в неделю, всего 35 уроков.

6 «А», «Б», «В».


Содержание учебного предмета «Музыка»

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия., музыка в современном мире: традиции и инновации. Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерноинструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIXХХввл духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в, (основные

стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народнопесенные истоки русского профессионального музык льного творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

Тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов) Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3.- Урок 4. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 12. «Фрески Софии Киевской». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 13. «Перезвоны» Молитва. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 14.- Урок 15. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня . Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов) Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образпейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Урок 18. Джаз - искусство 20 века. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Урок 19. Вечные темы искусства и жизни. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 20. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента Урок 24. - Урок 25. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 26.- Урок 27. Симфоническое развитие музкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 28. - Урок 29.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 30.- Урок 31. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 32. - Урок 33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 34 Образы киномузыки. Проверочная работа. - Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 35. Образы киномузыки. Обобщающий урок. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

Тематическое распределение количества часов

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


Тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

1

Удивительный мир музыкальных образов.

1

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

1

3

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.

1

4

Картинная галерея.

1

5

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

7

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов

1

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

1

9

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1

10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

11

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

1

12

«Фрески Софии Киевской»

1

13

«Перезвоны». Молитва

1

14

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

1

15

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал

1

16

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1


Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

19

17

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

18

Джаз - искусство 20 века.

1

19

Вечные темы искусства и жизни.

1

20

Образы камерной музыки.

1

21

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1

22

Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».

1

23

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?». Картинная галерея

1

24

25

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

2

26

27

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

2

28

29

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2

30

31

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2

32

33

Мир музыкального театра.

2

34

Образы киномузыки. Проверочная работа.

1

35

Обобщение темы: Мир образов камерной и симфонической музыки

1

Итого:


35



Контроль уровня обученности.

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

8.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Текущий - письменный

Самостоятельная работа

16.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

Текущий - письменный

Тест

27.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Текущий - письменный

Тест

34.

Образы киномузыки.

Итоговый - письменный

Тест



Результат и система их оценки

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.



Формы организации учебного процесса: Групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности: Экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:- вводный, текущий, итоговый;

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

- самостоятельная работа, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины.


Критерии и нормы оценивания результатов

По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

  • Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

  • Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:

  • Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

  • Кроссворды.

  • Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

  • Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

  • «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

  • Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

  • Ведение творческой тетради по музыке.

  • Проектная деятельность.



Баллы

Уровни усвоения учебного материала

Слушание музыки

Хоровое пение

"5" - отлично

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

"4" - хорошо

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

"3" - удовлетворительно

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

"2" - неуд.


ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Дата проведения

урока

Тема урока

Тип урока


Содержание урока

Планируемые результаты УУД обучающихся:

личностные, предметные, метапредметные

Домашнее

задание



Музыкальный

материал

Дидактические

единицы

I


Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16ч)


1

02.09

03.09

07.09

Удивительный мир музыкальных образов.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа.


Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В.Чуевского.

Калитка.А.Обуховслова А.Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Россия.Д.Тухманов, сл. М. Ножкина

Интонация,

Мелодия,

Музыкальный образ,

Вокальная музыка,

Инструментальная музыка.


Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.

Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни.

воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально - творческой деятельности.

Познавательные УУД: подбор литературных произведений по теме урока

Стр. 6-9

2

09.09

10.09

14.09

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.


Комбинированный урок. Урок-беседа


Красный сарафан. А. Варламов, слова Н.Цыганова

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Жаворонок.

М. Глинка -

М. Балакирев.

Романс,

Интонация,

Музыкальная речь,

Поэтическая речь,

Мелодия,

Аккомпанемент

Рефрен,

Диалог,

Композитор,

Поэт,

Исполнитель,

Слушатель,

Лирические образы.

Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.

Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни.

воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений, исполнение мелодии песни с опорой на нотную запись, осмысление знаково-символических элементов музыки.

Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально - творческой деятельности.

Познавательные УУД: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке.

Стр. 10-13

3












16.09

17.09

21.09

Два музыкальных посвящения.

Картинная галерея.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Традиционный

«Россия»

Д. Тухманов, сл. М.Ножкина

«Я помню чудное мгновенье» М.Глинка, ст. А.С.Пушкина

«Вальс-фантазия»

М. Глинка.

«Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

«Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

Содержание,

Форма,

Контраст,

Реприза,

Вступление,

Кода,

Фразировка,

Ритм,

Оркестровка,

Жанры музыки,

Приёмы развития.

Личностные УУД: понимание единства деятельности: композитор - исполнитель - слушатель;

исполнять песни своего родного края,

определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.

Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства и различия, выполнять задания в творческой тетради.

Познавательные УУД: исследование содержания пейзажа (литературного, живописного, музыкального);

подбор собирание песен о родном крае, о России.

Коммуникативные УУД: работа по исследованию содержания произведений в микрогруппах;

участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, выполнение музыкально-ритмических движений.

Стр 14-18

Стр 19-23


4

23.09

24.09

28.09

Портрет в музыке и живописи.

Картинная галерея.

Комбинированный урок. Урокбеседа

5

30.09

01.10

05.10

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»


Урок комплексного применения ЗУН. Традиционный.


«Сирень» С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой.

«Здесь хорошо»

С.В.Рахманинов, сл.Г.Галиной. «Островок» С.В.Рахманинов

«Лесное солнышко» Ю.Визбор


Образы покоя,

Изобразительность,

Выразительность

Приёмы развития.

Личностные УУД: эмоционально откликаться на содержание музыкального произведения

Коммуникативные УУД: участие в драматизации сказки по сценарию учителя

Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений

Регулятивные УУД: определять выразительные возможности оркестра в создании сказочного образа

. Стр. 24-25

6

07.10

08.10

12.10

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Традиционный


«Рондо Фарлафа» М.И.Глинка из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.

«Ария Сусанина» М.И.Глинка из оперы «Иван Сусанин».

«Песня варяжского гостя» Н.А.Римский-Корсаков из оперы «Садко»

«Лесное солнышко» Ю.Визбор

Ария,

Песня,

Речитатив,

Рондо.

Личностные УУД: распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки,

выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Коммуникативные УУД: участие в драматизации сказки по сценарию учителя

Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений

Регулятивные УУД: определять выразительные возможности оркестра в создании сказочного образа

. Стр. 26-29

7

14.10

15.10

19.10

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

композиторов.

Комбинированный Урок-лекция


Матушка, что во поле пыльно. русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно.

М. Матвеев, сл.народные.

Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргский.

Хор «Разгулялися, разливалися», «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин»

М.И.Глинка.

«В горнице»

А.Морозов, сл. Н.Рубцова

Диалог,

Приёмы развития,

Куплетная форма,

Народные напевы,

Хор в опере,

Жанры народных песен,

Повтор интонаций,

Контраст интонаций.

Личностные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

Познавательные УУД: узнать жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, баркарола, серенада;

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах.

Коммуникативные УУД: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.


Стр. 30-37

8

21.10

22.10

26.10

Образы песен зарубежных

композиторов. Искусство прекрасного пения.


Самостоятельная работа

  • «Венецианская ночь» в исп. Н.Дорлиак М.И.Глинка.

  • «Форель»,

  • «Фореллен-квинтете» 4 часть,

  • Серенада (№4 из вок.цикла Лебединая песня )

  • Ф.Шуберт

«В горнице»

А.Морозов,

сл. Н.Рубцова

Бельканто,

Баркарола,

Мастерство исполнителя.

Личностные УДД: знать особенности русской народной музыкальной культуры;понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

Регулятивные УУД: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

. Стр. 38-39

9

28.10

29.10


Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь».


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Традиционный


Баллада «Лесной царь»

Ф.Шуберт,

сл. И.-В. Гёте,

русский текст

В. Жуковского.

«Багульник»

В. Шаинский

Образы песен,

Жанры песен,

Сходство,

Контраст,

Выразительность

Изобразительность,

Развитие образа,

Форма.

Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально - творческой деятельности (пластические и музыкально -ритмические движения)

Стр. 40-47

10













11


09.11

11.11

12.11



16.11

18.11

19.11

Образы русской народной и духовной музыки.Народное искусство Древней Руси.

Комбинированный . Урок-лекция.

Образы русской народной и духовной музыки Духовная музыка.


  • «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка»

  • Н.А. Римского-Корсакова

  • Русские народные инструментальные наигрыши

  • «Свете тихий» Киевский распев

  • «Да исправится молитва моя» П.Г.Чесноков

Народные инструменты,

Напевы,

Наигрыши,

Инструменты симфонического оркестра,

Знаменный распев,

Партесное пение,

a capella,

Хоровое многоголосие.

Личностные УУД: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Познавательные УУД: Знать отличительные черты музыки композиторов - романтиков на примере творчества Ф.Шопена, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Коммуникативные УУД: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

Стр. 48-53


Стр. 54-57

12














13


23.11

25.11

26.11

30.11

02.12

03.12

«Фрески Софии Киевской».


Комбинированный урок. Урок-беседа

«Перезвоны».

Молитва.


Комбинированный урок. Урок-беседа


Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты) В. Кикта. «№3. Орнамент»;

«№6. Борьба ряженых»;

«№7. Музыкант».

«Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года» В. Гаврилин.

Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри» В.Гаврилин.

«В минуту трудную сию…» песня иеромонаха Романа

«Молитва»

Б.Окуджава

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

Арфа,

Музыка в народном духе,

Повтор,

Вариантность,

Живописность музыки,

Контраст образов,

Варьирование,

Контраст-сопоставление,

Хор, солист.

Личностные УУД: познание разнообразных сторон жизни человека через музыкально-художественные образы.

Познавательные УУД: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать жанры музыки: реквием, сюита.

Уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

Регулятивные УУД: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

Стр. 58-61

Стр. 62-65

14


07.12

09.12

10.12

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-лекция.


  • «Токката» ре минор

  • «Токката» ре минор в рок-обработке И.С.Бах.

  • Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

  • И.С.Бах.

  • Хорал №2,4из

  • «Рождественской оратории» И.С.Бах

  • «Атланты» А.Городницкий

Стиль,

Токката,

Фуга,

Двухчастный цикл,

Развитие темы,

Полифония,

Контрапункт,

Хор, орган.

Личностные УУД: углубление понимания значения музыкального жанра опера, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном жанре опера, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль) музыкальный портрет.

Регулятивные УУД: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности,

стр. 66-69



Стр. 70-71



15



14.12

16.12

17.12

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-лекция.

16























21.12

23.12

24.12

Образы скорби и печали.

Фортуна правит миром.


Тест

Фрагменты из кантаты «Стабат матер» Дж.Перголези:

«№1. Стабат матер долороза»

«№13. Амен».

«Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»

В.А.Моцарт

Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»:

« №1. О, Фортуна!»:

« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»

«№5. Тая, исчезает снег»

«№8. Купец, продай мне краску»; «№20Приходите, приходи»

«№21. На неверных весах моей души».

«Атланты» А.Городницкий

Кантата,

Контраст образов,

Полифония,

Гомофония,

Тембры инструментов,

Голоса хора.

Сценическая кантата,

Хор, оркестр,

Особенности ритма.


Личностные УУД: познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения; эмоциональный отклик на музыку балета.

Познавательные УУД: узнать имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.

Регулятивные УУД: выполнять задания творческого характера.

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании).

Личностные УУД: эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки.

Познавательные УУД: понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Регулятивные УУД: соотнесение образного восприятия и музыкального в процессе исполнения песен и тем из мультфильмов и кинофильмов.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании).

Стр. 72-79


II

Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)

17

11.01

13.01

14.01

Авторская музыка: прошлое и настоящее.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа.


«Из вагантов» из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти» Д.Тухманов.

«Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.

«Снег» А.Городницкий

Гимн,

Сатирическая песня,

Городской фольклор,

Бард.

Личностные УУД: знать особенности жанра - мюзикл; выявление связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Познавательные УУД:

углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека.

Регулятивные УУД: уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

. Стр. 80-87

18

18.01

20.01

21.01

Джаз - искусство 20 века.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа.


  • Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»

  • Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».

  • Блюз «Сегодня я пою блюз».

  • «Любимый мой» Дж.Гершвин.

  • «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона И.Миллс-Д.Эллингтон.

  • «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова И.Миллс-Д.Эллингтон.

  • «Старый рояль»из кф «Мы из джаза» М.Минков.

«Я всегда буду тебя любить» У.Хьюстон.

Джаз,

Спиричуэл,

Блюз,

Импровизация,

Ритм, тембр,

Джазовая обработка.

Личностные УУД: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей.

Познавательные УУД: взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Знать имена кубанских композиторов.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем.

Регулятивные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

. Стр. 88-93

19




25.01

27.01

28.01


Вечные темы искусства и жизни.

Вводный. Расширение и углубление знаний. Урок-беседа.




Этюд №12,

Прелюдия № 24 Ф.Шопен.

«Баллада о солдате» М.Матусовский, Соловьёв-Седой

Прелюдия,

Вальс,

Мазурка,

Полонез,

Этюд,

Музыкальный язык.


Личностные УУД: уметь вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Познавательные УУД: выявлять возможные связи музыки и изобразительного искусства, специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Коммуникативные УУД: освоение методов и принципов коллективной музыкально - творческой и игровой деятельности и её самооценка.

. Стр. 96-97



.

Стр. 98-103

20

01.02

03.02

04.02

Образы камерной музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Традиционный


21

08.02

10.02

11.02

Инструментальная баллада.

Ночной пейзаж.



Урок расширения знаний. Традиционный

«Баллада №1» соль минор Ф.Шопен.

«Ноктюрн» фа минор Ф.Шопен.

«Ноктюрн» до-диез минор П.Чайковский.

«Ноктюрн» из «Квартета№2» А.П.Бородин.

Баллада,

Контраст-сопоставление,

Форма,

Квартет,

Ноктюрн.

Личностые УУД: умение эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит - лад, ритм музыки - ритм изображения, форма - композиция.

Познавательные УУД: знать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов.


. Стр. 104-107

22

15.02

17.02

18.02

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Урок расширения знаний. Традиционный


«Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

«Зима» 2 часть из цикла «Времена года» А. Вивальди в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

«Весна» 1часть из цикла «Времена года» А. Вивальди в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

«Итальянский концерт» И.С. Бах. «Как здорово» О.Митяев.

Контраст темпа,

Рефрен,

Эпизоды,

Форма.

Личностные УУД: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

Познавательные УУД:. уметь сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства. Коммуникативные УУД: использовать полученный опыт выразительности и изобразительности музыкальной интонации в жизни.

Регулятивные УУД: разбираться в богатстве музыкальных образов (героические и эпические) и особенностях их драматургического развития (контраст).

Стр. 108-113

23

20.02

24.02

25.02

«Космический пейзаж».

«Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея


Комбинированный Традиционный


«Космический пейзаж» Ч.Айвз.

«Мозаика»

Э. Артемьев.

«Как здорово» О.Митяев.

Выразительность,

Изобразительность,

Тембры,

Синтезатор,

Колорит,

Гармония.

Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития.

Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам кантаты.

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

Регулятивные УУД: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства;

. Стр. 114-119

24



25

29.02

02.03

03.03

05.03

09.03

10.03

Образы симфонической музыки

«Метель».

Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина


Сообщение и усвоение новых знаний. Урок-беседа.


Фрагменты к повести «Метель»:

«Тройка»; «Вальс»

Г.В.Свиридов.




Приёмы развития,

Вальс,

Форма.


Личностные УУД: развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы.

Познавательные УУД: знать выразительные и изобразительные возможности музыки; познакомиться с творчеством С.Рахманинова.

Коммуникативные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании.

Регулятивные УУД: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

. Стр. 120-127




26

14.03

16.03

17.03

Симфоническое развитие музыкальных образов.

Расширение и углубление знаний. Урок-беседа


«Симфония № 40» В. А. Моцарт.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.

Контраст образов,

Тембры инструментов,

Динамика.

Личностные УУД: размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;

эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

Регулятивные УУД: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Оценивать собственную музыкально - творческую деятельность.

Познавательные УУД: осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель - слушатель». Расширить познание о выразительных возможностях скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Стр. 128-131)

27

21.03

23.03

24.03

«В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Тест

«Авэ верум» В.А.Моцарт.

«Моцартиана», оркестровая сюита №4 П И.Чайковский.

«Ольховая сережка» Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко.

Сюита,

Обработка,

Интерпретация

Трактовка.

Познавательные УУД: знать имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр,

Регулятивные УУД: выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии; рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах.

Личностные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Стр. 132-137

28



29

04.04

06.04

07.04

11.04

13.04

14.04

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок - обзорная лекция

Увертюра «Эгмонт»

Л.Бетховен.

Программная увертюра,

Разделы сонатной формы,

Контраст,

Конфликт.

Познавательные УУД: выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Регулятивные УУД: выявить, как рождается художественная мысль композитора, прорисовывается контур мелодии.

Личностные УУД: проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

Стр. 138-141

30

31

18.04

20.04

21.04



25.04

27.04

28.04

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».



Комбинированный Урок-лекция


Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (фрагменты)

П.И. Чайковский.

«Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта» Н.Рота, сл. Л.Дербенева.


Дуэт,

Лирические образы,

Сонатная форма,

Контраст образов.

Регулятивные УУД: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Познавательные УУД: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие - полифония.

Личностные УУД: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Стр. 142-149

32

04.05

05.05

Мир музыкального театра.

(Балет «Ромео и Джульетта».)



Комбинированный . Урок-лекция


Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

«Вступление»

«Улица просыпается»

«Патер Лоренцо»

«Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».


Образ-портрет,

Массовые сцены,

Контраст,

Форма.

Познавательные УУД: выявить принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие - полифония, фуга, органная музыка.

Личностные УУД: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение

Регулятивые УУД: уметь соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях.

Стр. 150-153

33

11.05

12.05


Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты).

Л. Бернстайн.


Сходство и различия,

Музыкальный язык.

Личностные УУД: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений, проявлять творческую инициативу.

Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

Познавательные УУД: знать о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Стр. 154-157.


Фрагменты из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»:

«Хор пастухов и пастушек»;

ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»:

( на выбор учителя)

«Песня Орфея»;

«Дуэт Орфея и Эвридики»;

песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»;

баллада Фортуны

«Все несчастливцы, как один…»;

сцена Орфея и Харона;

речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»;

ария Орфея «Потерял я Эвридику»

Контраст образов,

Ария, хор,

Флейта,

Рок-опера,

Вокально-инструментальный ансамбль,

Солисты.


Личностные УУД: понимать триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя.

Регулятивные УУД: анализировать художественно - образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства, определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении.

Познавательные УУД: знать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Коммуникативные УУД: передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.


34

16.05

18.05

19.05

Образы киномузыки.



Итоговый тест


Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта» Н.Рота.

Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта» К.Армстронг : «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты;

сцена на балконе.

Киномузыка,

Вокальная музыка,

Инструментальная музыка.

Познавательные УУД: продолжать знакомство с жанром реквиема,

узнавать и называть изученные музыкальные произведения и их авторов.

Регулятивные УУД: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях.

Личостные УУД: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Стр. 160-163

35

23.05

25.05

Обобщение

темы:«Мир образов камерной и симфонической музыки»


Обобщение полученных сведений в области музыкального искусства.

Познавательные УУД: знать о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

Личностные УУД: владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Коммуникативные УУД: участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечения образовательного процесса»

Список литературы

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. http://mon.gov.ru/press/news/8286.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» - М., 2011.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.

6. Примерные программы по учебным предметам. Искусство. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

7. Алексеева Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).

8. Рабочие программы по предмету «Музыка» для 5 - 7 классов образовательных учреждений разных авторов - издательства «Вентана Граф», «Дрофа», «Просвещение», 2012.

9. Учебники по предмету «Музыка» для основной школы из Федерального перечня рекомендованных и допущенных на 2015/2016 учебный год.

10.Методическая литература: Уроки музыки: 5-6 классы: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2007.


Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  16. Песенные сборники.

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  18. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  19. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

Печатные пособия

  1. Портреты композиторов.

  2. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

Интернет-ресурсы

1. Cайт Министерства образования и науки РФ.

2. http://standart.edu.ru - ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

3. http://www.informika. ru - сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

4. http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

5. http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

6. http://window.edu.ru - электронные образовательные ресурсы.

7. http://katalog.iot.ru - электронные образовательные ресурсы.

8. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».

9. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

10. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

11. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

12. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

13. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

14. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

15. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

16.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

17. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

18.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

19.Единая коллекция -

20.Российский общеобразовательный портал -

21.Детские электронные книги и презентации -


Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.

  2. Компьютер.

  3. Телевизор .

  4. Синтезатор

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета ____________________Ф.И.О

МБОУ Куйбышевской СОШ

имени А.А.Гречко (подпись)

от ____________ №_____

_______________________

(подпись руководителя МС, Ф.И.О.)







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал