7


  • Учителю
  • Презентация по музыке на тему 'Колокольные звоны' (3 класс)

Презентация по музыке на тему 'Колокольные звоны' (3 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МОУ ООШ №5

Учитель музыки Чунихина Т.В.


Разработка урока 3 класс


Урок-исследование « Колокольные звоны на Руси»


Цель: Познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской Православной культуры. Путём исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.


Задачи: 1. научить - видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Обучить основам музыкальной грамоты. Понимать значение древнейшего пласта отечественной культуры в жизни каждого человека.

2. Развить: интерес к изучению духовных традиций русского народа, истории, культуры.

3. Воспитать: любовь и уважение к музыке как предмету искусства. Привить основы художественного вкуса, основываясь на произведениях композиторов классиков.


Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок-исследование.

Планируемые результаты:


Личностные: Оценивать выразительность исполнительства и уметь сравнивать образы народной музыки и духовной музыки. Прививать чувство гражданственности,любви к родине,истории России,ответственности и стремление сохранить традиции.


Метапредметные: Углубить знания об историческом прошлом, возникновении и сложившихся традициях в истории и культуре русского народа.Анализировать отношение к явлению колокольного звона в разных видах искусства.познакомить с русскими композиторами сочинявшими духовную музыку.


Предметные: Познакомить с новыми музыкальными терминами - имитация,инструмент -колокола, разновидностями колокольных звонов.Сравнивать звучание колокола с певческими голосами. Развивать умение отличать музыку светскую от духовной..


Музыкальный материал: М.П. Мусоргский Сцена у Новодевичьего моностыря из оперы «Борис Годунов» ; С.В. Рахманинов «Сюита №1 для 2 оп., часть 4»; М.П. Мусоргский « Рассвет на Москве реке» из оперы Хованщина», песня « Вечерний звон» Козлова.


Видеоматериал: «Колокольный звон «, Музей колоколов» (фрагменты).

Этапы урока.

  1. Организационный.

2 Этап подготовки учащихся к усвоению учебного материала.

  1. Этап усвоения новых знаний.

  2. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

  3. Этап закрепления учащимися нового материала.

  4. Подведение итогов урока.

Ход урока

1 этап.

(Звучит колокольный звон)

-Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? (Это был колокольный звон)

2 Этап.

-Правильно. А где можно услышать колокола?

( На улице, в церкви. По телевизору )

-О чём мы будем говорить сегодня на уроке7

( Наш сегодняшний урок будет посвящён - колокольному звону).

-Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да.)

-А почему? (Потому что когда звонят колокола, то можно услышать в их звоне мелодию)

-Правильно. Как вы думаете, колокольный звон-это новое явление или нет?

( Нет. Это было придумано давно. )

-Если придумано давно, то должны остаться доказательства. Наша задача сегодня -исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей.

3 Этап.


-Как вы думаете , в каком веке появились колокола на Руси? (…)

Первое упоминание о колоколах встречается в 10 в. Колокольный звон являлся на Руси неотъемлемой частью русской души, русской жизни, ведь колокольный звон сопровождал человека от рождения до смерти. В храме крестили новорождённых, венчали вступающих в брак, провожали человека в последний путь. Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края , он навевал воспоминания о юных днях, мечтах. надеждах. Прекрасным примером того, как в искусстве сливаются воедино поэтический, музыкальный и живописный образ, является картина И. Левитана «Вечерний звон» и стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», которое и стало основой известной народной песни «Вечерний звон».

Вслушиваясь в музыку и знакомясь с картиной, вы почувствуете душу старой России, с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

(Звучит песня «Вечерний звон»)

-Скажите ребята, похожа она на народную песню? (Да)

-Что общего между ними? ( Мелодия и слова по своему характеру близки русским народным песням. Пользуясь данными словами для определения характера музыки запишите в тетради музыкальное настроение. )

-Колокола были неотемлимой частью и сельского пейзажа и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили в радостные, и горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события. Тревожный , призывный звон назывался набат, он оповещал людей об опасности, о пожаре и т.д.. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как об этом сказано в стихах :


Г. Голуб

Колокола! Колокола!-

Ваш звучный звон - Руси венец,

Язык земли, Червонным золотом

Меня, вскормившей. Горящий,

Живёт в вас радость, Ваш звон-

Клич и стон, Связующая нить

Как отголосок Меж будущим

Жизни бывшей. И настоящим.


-Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка.

-А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что здесь звучит?

( Звучит фрагмент из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов»)

Ответ:( Звучали колокола)

-Нет, это была имитация инструментами симфонического оркестра. Вспомните, пожалуйста, что означает слово « имитация»?

( Это значит изображение или подражание.)

-Часто композиторы пользовались этим приёмом в различных произведениях. Послушайте фрагмент « Сюиты №1С. Рахманинова и постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон.

( Звучит фрагмент « Сюиты №1 С. Рахманинова.)

Ответ:( Это Рояль )

-Молодцы, причём это не один, а два рояля, которые играют по очереди и поэтому создаётся эффект звона. Послушайте, как будет звучать партия одного инструмента.

( Учитель исполняет фрагмент по нотам. )

-А теперь я предлагаю вновь вернуться в старинную Москву. Юный М. Лермонтов так описал Москву

«Москва не есть обыкновенный город. У неё есть своя душа, своя жизнь.

Едва проснётся день, как уже со всех сторон её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной увертюре. О, какое блаженство внимать этой неземной музыке!»

Облик великого города было невозможно представить без этого удивительного звона наполнявшего воздух, по мере приближения утра. Многие композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения. Во вступлении к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского передаётся музыка утренних колоколов старинной Москвы.

( «Звучит фрагмент из оперы « Хованщина»)

-Скажите ребята, присутствовала ли в музыке изобразительность? ( Да).

-Что именно изобразила музыка ранним утром? ( Крик петуха, колокольный звон церквей ,наступающий рассвет).

-Запишите в тетрадь музыкальное настроение по прослушанному фрагменту.

-Колокола и сами были словно живые, у них были собственные имена: Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь, Реут, Сысой, Кондрат и т.д. Теперь назовите имя самого большого колокола не только в России, но и в мире?

( «Царь-колокол» в Москве)

На самой знаменитой колокольне Ивана Великого некогда располагалось 52 колокола замечательных по своему звуку. По звучанию колокола можно определить в каком месте, в каком городе он был изготовлен. Если звук одного колокола громкий, мощный. А другой звенит звонко и в высоком регистре: что мы можем определить?

( Размер, величину колокола.)

-А если мы говорим о голосах? ( По высоте голоса.)

-Правильно. Вспомните, как называют низкий мужской голос? ( Бас.)

-А высокий мужской голос? ( Тенор.)

-А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы распределили голоса. И какие колокола будут соответствовать басам и тенорам.

-Вы, наверно, заметили, что голоса колоколов называли так же, как и голоса людей. Это не случайно. Колоколам относились, как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку и даже брали в плен. У побеждённых брали то, что являлось национальной святыней. Очень часто можно услышать в песнях упоминание колоколов, и даже изображение звона.

4 Этап.

-Колокола находились в специальном помещении. Посмотрите на картинку, найдите это помещение и вспомните, как оно называется.

( Колокольня, или звонница.)

-А как называли человека, который звонил в колокола?

( Звонарь.)

-Как вы думаете, это лёгкое лил трудное дело? (Трудное.)

-Не просто трудное, а очень. Представьте себе, колокольня Ивана Великого имеет сегодня в 4-х ярусах 37 колоколов! Чтобы проверить себя в роли звонарей, я предлагаю вам игру « Праздничные перезвоны»

( 2 группы , наслоение ритмов )

-Молодцы. Я расскажу вам легенду, связанную с колоколами. В древней летописи указывается, что красота храмов. Колокольного звона и стала причиной выбора киевским князем Владимиром Красное Солнышко православия государственной религией Руси. Послал князь послов в разные

страны знакомиться с верой каждого народа. О православной службе в греческом храме так рассказали князю. « Одежда священников чудесна, служба хороша, пение прекрасное. И вселилась в нас какая-то радость, что мы забыли на земле мы находимся или на небе."

5 Этап.

-А какие легенды вы знаете?

(1 ребёнок. Когда Наполеон вступил в Москву, он решил взорвать колокольню Ивана Великого. Раздался взрыв. Колокольня взлетела наверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

2 ребёнок. Однажды в Ярославской губернии перевозили два колокола через реку. Один колокол утонул, а другой повесили на колокольне. Но когда он звонил, звуки его были печальны. Он плакал о своём брате, который утонул.

3 ребёнок. По народным поверьям колокольного звона боится нечистая сила.

4 ребёнок. Учёные установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Душа становится светлее.

.

-Самые лучшие колокола отливали в России. В Суздале даже устраивают колокольные концерты. Давайте посмотрим фрагмент такого концерта («Колокольный звон).

-А теперь прочитаем, что вы написали в тетрадях. ( Дети читают).

-Вы заметили, что после концерта все желающие могли звонить в колокола.

Поэтому в Пасхальную неделю звон продолжается весь день.

- В нашем городе тоже есть православные храмы. Перед нами церковь Рождества Христова. Строительство завершилось в 2003 году, храм был освящён. При церкви открыта воскресная школа. ( Показ слайда.)

-А это Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм - деревянный, в древнерусском стиле. Храм построен в 2008 году, рядом запланировано строительство воскресной школы, мастерских, трапезной, церковной лавки и заложен плодоносящий сад. ( показ слайда).

-Говорят: икона- молитва в красках, храм- молитва в камне, колокол-молитва в звуке.

6 Этап.

-Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека?

(ответы детей).

-И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик, и она наполнялась чистой, светлой, созидающей любовью ко всему, что вас окружает.

Давайте споём песню.

(Исполнение песни).


Литература: Энциклопедический словарь юного музыканта. /Сост. Медушевский В.В.-М.:Педагогика, 1985. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. З. - С.-Пб.: Лита, 2000. Мишин В.В. Колокола России. Краткая иллюстративная история. - М.: Московский журнал, 1995. Из. Всероссийского иоано-предтеченского православного братства « Трезвие » И. Бачинин «Трезвое слово» 2008. Православные храмы Челябинской области / ООО «Авто. Граф» 2008 год./

Русские живописцы 19 века. И. Левитан (1860-1900 г) /Санкт-Петербург « Художники России» 1999 г/.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал