7


  • Учителю
  • Музыка как средство воспитания подросктов

Музыка как средство воспитания подросктов

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Музыка как средство воспитания подростков


«Они сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела. Они все время спорят с родителями, постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей» - писал Сократ. Все сказанное древнегреческим философом вполне применимо к подросткам ХХI века.

Подростковый возраст самый противоречивый, самый беззащитный возраст в жизни человека. Как относиться к подростку? Считать его ребенком или спрашивать как с взрослого? Быть с ним строгим или заигрывать? Что он думает о нас? Что ценит в мире?

Подростка влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей иной, чем детская, структурой. Дети усваивают и присваивают ценности взрослых, а происходит это в нестабильной, социальной, экологической, психологической обстановке, в изменившейся нравственной атмосфере. От того, как они решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше будущее, наше завтра.

Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их по-настоящему воспитывать и нравственно - эстетически развивать, мы должны понять, узнать их сегодняшних - новых, неожиданных. Поскольку подростки - одна из составных частей школьного общества, необходимо понять, в чем состоят их социальные запросы и как можно влиять на юношей и девушек этого возраста.

Интеллектуально развитые , они должны вырасти подлинно интеллигентными. И, несмотря на их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях, им необходим добрый, умный провожатый в сложный мир искусства.

Тут роль музыкального воспитания незаменима. Независимо от возраста, статуса и национальности, музыка имеет огромное влияние на человека. Она влияет одновременно на эмоциональность, интеллект, духовность, деятельность. Человек с раннего детства слушает музыку. Дети - новорожденные - колыбельные песни, дошкольники - песни из мультфильмов и детских кинофильмов, взрослые - музыку своей молодости. Перед подростком музыка выступает в роли проводника идей и идеалов.

В возрасте 11-14 лет у ребенка закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы, эстетические идеалы. Именно в этот период формирования социальных ценностей, отражающиеся в музыкальных предпочтениях, особое значение приобретает современная музыка. Подростки - страстные поклонники музыки. Она для них самое главное и доступное искусство. У каждого школьника есть своя музыкальная жизнь, свой вкус, своя любимая песня, что является средством самоутверждения и самореализации.

Дорога в музыку проходится прежде всего как путь к каждому появляющемуся на уроке музыкальному произведению, к которому учитель должен найти контекстно-контактные ключи, пробуждать интерес учащихся, подготовить необходимое ассоциативное поле, активизируя и опираясь для этого не только на жизненный, эстетический, но и на музыкальный опыт подростков, эмоционально настроить их на предстоящую встречу с музыкой .

Методически эти задачи можно решить разными способами: ярко, эмоционально-образно рассказать о жизни композитора, выделяя занимательные факты его биографии; познакомить с историей создания и исполнения произведения; побеседовать о нравственно-эстетических проблемах жизни, отраженных в музыкальном образе; создать проблемную или поисковую ситуацию; поставить учащихся в позицию композиторов, предложив создать импровизацию; выразительно прочитать созвучные музыкальному образу стихи; побеседовать о восприятии картины, которая затем будет сопоставлена с музыкальным произведением и др.

К примеру, первичное восприятие «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича может быть предварено работой с поэтическим текстом М. Матусовского «…Над миром катилась гроза.
Ещё никогда на концерте,
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти…»

Выразительно читая стихотворение, учащиеся выберут образы, которые можно передать звуками. Слушательское восприятие при этом будет организовано установкой на контраст образов и проблемным заданием: определить сколько образов воплотил композитор в первой части симфонии №7, «Эпизоде нашествия». Использование вышеизложенных способов в художественном разборе музыкального произведения обеспечивает формирование у детей углубленного восприятия музыки.

Чем старше ребенок, тем сложнее контролировать процесс слушания музыки. Поэтому одной из первых задач музыкального воспитания подростков является формирование критического отношения к багажу современной музыки, научить их быть требовательным слушателем.

В наше время музыку можно слышать везде: по радио, по телевидению, в городском транспорте, в магазине. Звучит разная музыка : качественная, образцовая, а порой, которую нельзя допускать в эфир радиостанций и телевидения без угрозы общественной деформации; музыка, которая вызывает положительные эмоции, стимулирует к добрым поступкам, поднимает настроение, однако и музыка, вызывающая и агрессию. Поэтому подростки слышат ее невольно, а, значит, она формирует их вкусы на уровне подсознания. Со стороны школы, семьи и в целом общества должен осуществляться контроль над музыкальной продукцией, которая предлагается слушателю. От этого зависит не только эстетическое определение, но и общечеловеческие ценности молодежи. Подростки напевают песни, которые им нравятся, поют и инсценируют на праздничных вечерах, танцуют под современную музыку. В школе этот процесс контролируются: на уроках музыки, во внеклассной работе учитель может позволить себе деликатно вмешаться в музыкальную жизнь школьников и по возможности направлять ее.

Репертуар произведений для слушания, исполняемых песен необходимо расширить творчеством бардов, рок-музыкантов, как отечественных, так и зарубежных, которое вызывает большой интерес у подростков. Песни этих направлений превратились в классику жанра благодаря глубокому содержанию, отличающиеся поэтичностью и духовностью , красотой и проникновенностью мелодий, способных вызвать эмоциональный отклик у учащихся. Это песни И.Талькова с его обостренным чувством патриотизма; В. Цоя - символ глобальных перемен, смены целой эпохи ; Б.Окуджавы - мудрость, сдержанная и бесконечная доброта; песни В.Высоцкого - неиссякаемый кладезь вопросов и ответов на многие жизненные проблемы. Чувства любви, добра и тепла, выраженные в песнях «Битлз», «Куин», М.Джексона, близки и понятны подросткам.

Большой интерес вызывает на уроке просмотр видеозаписей, так как к слуховому образу присоединяется и зрительный образ. Как пел сам автор, как реагировали слушатели, каковы способы выразительности - все это вызывает познавательный интерес, продолжением которого является проблемно-диалоговое общение учителя с учениками.

Образный мир музыки, вызывающий интерес у подростков очень разнообразен. Увлечение музыкой обусловлено в первую очередь тем, что они пытаются выразить свое отношение к жизни через музыку, ждут, чтобы их поняли и откликнулись на неожиданно возникшие взрослые проблемы. В этот период их душой владеют высокие мысли, поэтому необходимо направлять деятельность подростков в позитивное русло, на благо общества, поскольку игнорирование и безразличие к их интересам вызывает агрессию, замкнутость, озлобленность, а порой и жестокость.

Современный подросток - человек с кипучей энергией, инициативностью, с оптимистическим восприятием жизни. Задача взрослых воспитывать социально здоровую личность, используя потенциальные возможности всех видов искусства, в частности музыки. Облагораживание души и тела, гармония внешнего и внутреннего (эллинский идеал), воздействие на этическую природу человека (Аристотель), развитие чувства гражданственности и социальной общности (Иоанн де Грокейо) , воспитание духа, интеллекта, эмоций (о чем говорят труды и более поздних философов, деятелей церкви, ученых различных областей гуманитарного знания, педагогов и др.) - примеры того, как во все времена осмысливались и открывались воспитательные возможности музыки.


Использованная литература:

Ю.Б.Алиев «Настольная книга школьного учителя-музыканта» ,Москва, ВЛАДОС 2000

Н.Н. Гришанович «Музыка в школе», Минск ЧУП «Издательство Юнипресс» 2006

Д.Б. Кабалевский «Воспитание ума и сердца»

Д.Б. Кабалевский « Как рассказывать детям о музыке»

Журнал «Музыка в школе» №3 2009г.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал