7


  • Учителю
  • Кнспект урока по музыке: «О чем рассказывает музыка?» (1 класс)

Кнспект урока по музыке: «О чем рассказывает музыка?» (1 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Музыкальный материал: 3 мин. «На лошадке» Витлин.   10 мин. «На чем играем» Тиличеева    10 мин. «Котик и козлик» Тиличеева.    7 мин. попевки «Лесенка», «Василек».    5 мин. «Первая утрата» Шуман.    5 мин. «Во саду ли, в огороде» р.н. песня.Задачи: Обучающие: Эмоциональный отклик
предварительный просмотр материала

Урок в 1 классе (четырехлетняя начальная школа) 2 четверть


Тема: «О чем рассказывает музыка?»


Музыкальный материал: 3 мин. «На лошадке» Витлин.

10 мин. «На чем играем» Тиличеева

10 мин. «Котик и козлик» Тиличеева.

7 мин. попевки «Лесенка», «Василек».

5 мин. «Первая утрата» Шуман.

5 мин. «Во саду ли, в огороде» р.н. песня.

Задачи: Обучающие: Эмоциональный отклик на разнохарактерную музыку.

Закрепление навыка различения движения мелодий ↑ и ↓. Развитие навыка исполнения ритмического рисунка, пульса, сильной доли на шумовых музыкальных инструментах.

Образовательные: Знакомство с музыкой Р. Шумана, осознание разнообразия

музыки, ее связи с жизнью.

Воспитательные: Стремление помочь тому, кто в помощи нуждается, воспитание любви к русской песне.

Ход урока: Дети входят в класс под музыку Витлина «На лошадке». Если

забыли, напомнить название пьесы.

У - Ребята, а эта лошадка легко скачет или ей тяжело, она везет тяжелый груз?

- Легко. Музыка звучит быстро, легко, на высоких звуках.

У - А в класс мы вошли под звуки топота копыт этой лошадки не случайно, вместе с ней мы сегодня совершим путешествие по музыкальным рассказам. Вновь нам предстоит встреча с интересными музыкальными героями. А начнем урок с уже знакомой нам попевочки «Лесенка». Я ее вам напомню (Исполняю).

У - Ребята, а почему она так называется, «Лесенка»?

- Музыка как бы шагает по ступенькам ↑ и ↓ (Исполняем с показом ступенек, движения мелодии).

У - Ребята, давайте пройдем по лесенке не торопясь, будто мы устали.

(Исполняем медленно, растягивая звуки).

У - А теперь пробежались по ней вприпрыжку (поют легко, открыто, подвижно).

У - Дети, а попевку на такие слова мы будем исполнять отрывисто, быстро или нежно и протяжно?

Читаю: «Василек, василек, мой любимый цветок, скоро ль ты мне скажи посинеешь во ржи?»

- Нежно, плавно, т.к. поется о цветочке тоже нежном и красивом (Исполняю). При разучивании сами покажут движение мелодии рукой. Следить при исполнении за дыханием,

У - А какие наши музыкальные инструменты шумовые могут раскрыть эту попевку, подчеркнуть ее нежность?

- Треугольник, бубен (Исполняем с инструментами (после работы с ними). ∆ ритмич. рисунок

Бубен - с . доля

После исполнения сразу исполняю «На лошадке».

У - ребята, наша лошадка нас куда то зовет. Поехали? (Ладошки в замочек

сложены, нижней частью кистей рук отстукивают пульс, изображая цокот

копыт лошади).

У - Куда же мы прискакали? Ой, кто там? (Исполняю «Котик и козлик»

Тиличеевой.

У - Ребята, кого же мы увидели в садике?

- Котика и козлика, они гуляли по саду.

У - Одинаково ли о них рассказала музыка? Сейчас сыграю еще раз. Это про

котика или про козлика? (Дети определяют мягкий, ласковый, нежный, певучий характер музыки о котике и громкое звучание, твердый, немного грубоватый характер музыки о козлике (будто бодается).

У - Попробуем в своем исполнении передать характер котика и козлика

(разучиваем, можно во время исполнения передать движение того и другого

героя руками (метод свободного дирижирования))

После исполнения:

У - Оставим котика и козлика в садике и отправимся дальше. Наша волшебная лошадка уже ждет нас. (Исполняю «На лошадке», дети вновь изображают цокот копыт).

У - Перед нами - окно. А в нем силуэт человека, он смотрит в даль и как будто о чем то думает. Давайте прислушаемся к музыкальному рассказу. Звучит «Первая утрата» Шумана

Дети отмечают грустный характер музыки, жалобные интонации, как будто песня печальная и тихая.

У - Грустит один человек или общая беда?

- Один. Слышим одинокий голос.

У - Когда человеку бывает грустно? (Ответы могут быть самые разные, из

жизненного опыта детей. Смотря по обстановке, по ходу обсуждения; не обязательно говорить название пьесы, но если сами дети будут близки к этому, сказать, что мы слышали музыку Шумана - великого немецкого композитора, который писал много для детей. И пьеса называется «Первая утрата» (детям всегда радостно осознавать, что они услышали в музыке именно то, что хотел сказать композитор).

У - Человеку, к сожалению, часто бывает тяжело в жизни, но всегда на помощь приходят близкие, друзья, просто добрые люди. Давайте и мы поможем нашему новому знакомому. Поднимаем настроение новой песней о музыкантах. А вы отгадайте еще загадку, на чем они играют? (Исполняю «На чем играем?» Тиличеевой.

У - На чем же играют музыканты? Они действительно веселые? Как об этом

музыке рассказала?

- Веселая, озорная, как полька, звонкая.

О каждом отдельно: Звоночки - высокий регистр, легко, быстро, звонко.

Барабан - громко, уверенно, чуть жестковато, твердо.

Гудки - протяжно, певуче, ласково. Разучиваем, следить за легкостью звучания при исполнении «звоночков», твердый звук, активный при исполнении о барабанах.

Исполнением со своими инструментами.


Д - звоночки; гудочки; барабаны.

У - Ребята, такая музыка может поднять настроение?

- Конечно, обязательно!

У - А какую р.н. песню мы с вами исполняем нашим оркестром на музыкальных шумовых инструментах?

- «Во саду ли в огороде?» (Исполняем, сказав, что она тоже веселая, задорная, озорного характера, способная развеселить, поднять настроение).

У - Скажем музыке спасибо за сегодняшние встречи и выйдем из класса под звуки волшебных копыт нашей маленькой лошадки. До свидания!


Обозначения: У - слова учителя.


3 класс (четырехлетняя начальная школа) 2 четверть


Тема урока: «Чудеса природы. Их образы в музыке»


Музыкальный материал:

р.н. песня «Земелюшка - чернозем».

Тиличеева «Деревца».

Чайковский «Подснежник»

Пол Уинтер «Колыбельная матушки Китихи маленьким

тюленям»

Птичкин , Пляцковский «Не дразните собак».

Песня «С чего начинается Родина».


Задачи:

Воспитательные: Воспитывать чувство любви к своей родной земле, ко всему, что нас окружали, к труду, делающий мир прекрасным. Уметь видеть и ценить красоту в жизни

Образовательные: Продолжение знакомства с творчеством П.И.Чайковского, с его альбомом «Времена года». «Открытие» - животные могут петь!»

Обучающие: продолжение работы над развитием тембрового слуха, чувства ритма, умением анализировать.

Ход урока: Вход под звучание песни «С чего начинается Родина».

У - Не знакомая песня звучала, но наверняка, сможете повторить фразу из нее, самую главную...?

- С чего начинается Родина?

У- А если я задам этот вопрос вам? Что такое Родина?

- Место, где ты родился.

У- Что вы вкладываете в понятие «любить Родину?» За что ее любят?

- За красоту, за то, что она - наш дом.

У - Когда человек далеко от своей земли, что он, прежде всего вспоминает на чужбине?

- Родную природу, ее красоту.

У - Сколько картин, песен, стихов посвящено образам природы. Вслушайтесь:

«Все, что на нашу землю придет - из земли.

Из земли - серое ржаное зерно

И колокольчика синева и коренастое бревно и трава - из земли.

Из нее - вся сущая красота

А та красота, что еще грядет,

Снова оттуда же и придет.

Из земли, только из земли.»

Эти стихи не напомнили вам какую-то песню знакомую?

- «Земелюшка - чернозем».

У- А почему? Только потому, что упоминается слово «земля»?

- Нет. Здесь тоже о красоте земли, только более простым языком, т.к. песню писал простой русский народ.

У- Как называется «земля» в песне?

- «Земелюшка», ласково.

У- О чем говорит это ласковое обращение?

- О любви к родной земле.

У - Исполняя эту песню, постараемся вложить все свои лучшие чувства к родной земле» (Дети исполняют с применением музыкальных инструментов). После исполнения:

У - «Из нее вся сущая красота». Давайте окунемся в эту красоту с помощью прекрасных пейзажей и стихотворных строк о природе. (Далее идут слайды

-репродукции известных картин с изображением пейзажей. На каждый слайд

-( некоторым детям заранее раздать строки)).


1человек: «Нежная матерь природа! Слава тебе!

2 человек: «Мать природа! Иду к тебе снова , чтоб душа ощутила покой.

3 человек: «Полон весь простор окрестный

торжествующей, чудесной, ненаглядной красоты!?

4 человек: «Кто утомлен, тому природа

Великий друг, по сердцу брат...»

5 человек: «Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды, Благословляю я свободу и голубые небеса».

У - А как ее можно не заметить? - Не обратить внимания? Что можно сказать о человеке, любящем природу?

- Добрый, внимательный, отзывчивый, открытый для других.

У - У природы много чудес, но настоящее чудо порой очень незаметно на первый взгляд. И разглядеть его может не каждый. Но вот композитор, имя которого вы назовете сами, увидел одно из чудес природы и на свет появилась чудесная музыка, ставшая одной из пьес цикла «Времена года»

- Петр Ильич Чайковский, (открываю портрет на доске).

У - Название этой пьесы, я думаю, вы без труда дадите сами (звучит «Подснежник» Чайковского ( в исполнении симфонического оркестра )

При обсуждении обратить внимание на инструментовку - нет духовых инструментов. - Почему?

- Образ чуда будет разрушен. Нежность говорит о весне. Движение мелодии вверх (наиграть) - к свету, к теплу.

У- Это восхождение стремительное, смелое?

- Нет робкое, не смелое.

У- Робко, не смело но верно, к солнцу, к первым весенним лучам? Что тянется весной к солнцу так настойчиво и в то же время трепетно и хрупко?

- Подснежник!

У - Верно. Пьеса Чайковского так и называется. А не ошиблась ли я назвав подснежник - чудом?

- Нет. Это настоящее волшебство. Среди снега, когда еще не забыта зима, ее суровый нрав - из- под земли показывается хрупкий, нежный, голубой цветок - первая весточка весны.

У- Ребята, что здесь по вашему мнению больше? - Описания подснежника или чувств, испытываемых человеком, при виде этого чуда?

- Больше чувств. Восхищения, трепета, ликования, радости. Люди , как и подснежник любят тепло, солнце.

У- А сам человек может что то сделать, чтобы земля наша стала еще красивее?

- Ухаживать за растениями, сажать деревья.

У- А можно назвать чудом «посадить дерево»?

- Да!

У- А в чем же оно?

- Сажаем маленький расточек, а из него вырастает могучее, раскидистое дерево, которое скрывает от жары и дождя, радует глаз и не только нас, но и будущее поколения.

У- Я думаю, вы все вспомнили незатейливую на первый взгляд песню, но очень нежную и добрую?

- «Деревца».

Дети исполняют (обратить внимание на протяжное пение, именно песенное начало в мелодии; иначе бы разрушился «образ чуда»).

У- Попробуем оживить песню. Представим себя деревцами (2 куплет - деревца вырастают постепенно вверх сложенные руки, дети встают. 3 куплет - дети поднимают вверх руки, раскачивая в стороны ими, будто раскинулись кроны деревьев). А инструменты дети выбирают сами.

Капли воды - (треугольник);

Шорох листьев - маракас;

Птичьи трели - металлофоны, звон бубнов.

После исполнения:

У - Вот какой шумный, красивый сад у нас вырос. Ребята, а как одним словом назвать шорох листьев, голоса птиц, журчание воды?

- Голоса природы.

У- Какие еще знаете? (после ответов детей).

У - Сейчас мы услышим один из великого множества голосов природы - это голос кита. Вслушаемся в него и попробуем понять.

Слушают композицию Пола Уинтера «Колыбельная матушки Китихи маленьким тюленям».

После прослушивания:

У- О чем же рассказал вам голос?

- Как будто пел, о чем - то жалобном, но в то же время очень нежно и ласково. У- Кому обычно посвящаются нежные, ласковые песни?

- Любимым, дорогим людям. Колыбельные бывают такие же нежные

У - А у кита могут быть детки? Он их любит? Какой в нашем представлении кит? (После дальнейшего обсуждения - оно приблизительное, - детям можно сказать, название музыки, но , только если ответы будут близки к этому. Главное, чтобы дети эмоционально восприняли музыку, уловили ее основной образ - любящей, нежной, заботливой, тревожащейся за своих детей матери).

У- Помните, говорили, что не все видят красоту? Для кого - то голос китов - только сигнал, с помощью которого они общаются, а автор этой музыки услышал в этих «сигналах» песню. Кит, огромное, самое большое на земле животное поет! Что этим автор хочет сказать нам людям?

- У животных своя жизнь, как и у человека. Они тоже могут чувствовать, страдать, любить, заботиться. Они имеют такое же право на солнце, воду, воздух, ЖИЗНЬ! Люди должны относиться к ним с уважением.

У - Давайте закончим наш урок песней, которая говорит как раз об этом: Уважайте братьев своих меньших, берегите природу и жить на этой земле будет лучше для всех.

Исполняем песню «Не дразните собаку».

У- Заканчивается наш урок. Если бы он был песней, как бы вы его назвали?

- «Чудеса»,

- «Красота»,

- «Родина» и т.д.

У- Нужна людям красота?

- Да

У- Когда мы видим солнце, цветущие луга, слышим песни птиц, шелест листвы нам хочется…УЛЫБНУТЬСЯ!

А если люди будут больше улыбаться, то меньше на земле будет зла. Звучит песня «С чего начинается Родина». Дети выходят из класса.

6 класс (четырехлетняя начальная школа) 3 четверть


Урок по теме «В чем сила музыки?»


Музыкальный материал:

10 мин. Римский-Корсаков «Песня Леля» из оперы

«Снегурочка». Римский-Корсаков.

15 мин. «Сцена таяния» из оперы «Снегурочка».

5 мин. вариация р.н песни «Возле речки, возле моста».

5 мин. р.н. песня «Весна, весна красная».

5 мин. Зацепин «Ты слышишь, море».


Задачи урока:


Образовательные:

- Продолжение знакомства с творчеством Римского-Корсакова,

- закрепление знаний о разнообразии жанров русской музыки,

- осознание богатства русского языка на анализе текста «Песни Леля»,

- осознание преобразующей силы музыки.

Обучающие:

- Закрепление навыка игры на музыкальных, шумовых инструментах, развитие чувства ритма, тембрового слуха,

- продолжение работы над развитием навыка вокального исполнения (дикционный ансамбль, ритмический ансамбль и т.д.).

Воспитательные:

- Прививать чувство любви к русской народной песне, бережное отношение к песенному наследию. Восприятие чувства любви - как великий дар человеку.


Ход урока: Дети входят в класс под звучание знакомых им вариаций на р.н. песню «Возле речки, возле моста». Дети узнали музыку, вспомнили что такое вариации, назвали инструменты, которые услышали во время звучания музыки.

У- Ребята, а мы ведь и сами своим оркестром шумовых народных инструментов исполняли эту музыку, делали ее звучание еще богаче и красочней. Прежде чем исполнить, скажите, к какому жанру р.н. песен относится песня «Возле речки...?»

- Плясовая.

У- В какой жизненной ситуации может звучать?

- На празднике.

У- Какой праздник недавно отмечали?

- Масленицу, встречу весны!

У - Окунемся еще раз в атмосферу этого замечательного русского праздника,

исполнив нашим классным оркестром вариации на русскую плясовую песню

«Возле речки, возле моста».

Исполняем (у детей на столах разложены ложки, бубны, трещетки,металлофоны, треугольники).

У - А ведь весну на Руси зазывали особыми песнями, песнями - закличками.

Можете вспомнить одну из них?

- «Весна, весна красная».

Говорим текст ярким звуком, обращая внимание на интонации призыва. Такое же призывное начало дети должны услышать и в мелодии песни. Исполнение сначала в среднем темпе, добиваясь чистого унисона, затем более подвижно с использованием инструментов (на прошлом уроке выбирали сами.

«Весна, весна красная

Пришла весна с радостью

С радостью великою

С милостью богатою» и т.д.

У - Когда мы исполняем или слушаем русские песни, невольно вспоминаются знакомые и вам слова великого Гоголя; «Под русскую песню пеленается, женится и хоронится русский человек» - Как вы их понимаете?

- Песня проходит через всю жизнь русского народа. И рождена она жизнью.

У- Может поэтому они так теплы и искренны? Разве нет?

Играю на фортепьяно «песню Леля».


У-Узнали?

- Да, «песня Леля» из оперы Римского -Корсакова «Снегурочка».

У - А вы не удивляетесь? Мы говорим о р.н. песнях, а я наиграла мелодию

Римского -Корсакова?

- Дети говорят о связи, близости этой музыки с русскими народными песнями (напевность, широта, протяжность, постепенность мелодии).

У- Зачем нужно было композитору писать «песни Леля» в русском стиле?

- Лицо русского народа, его представитель, носитель русского искусства (можно вспомнить Садко, сравнить).

У- Помните, Снегурочку тянет к людям? Почему?

- Тянется к песням.

У- Что ей не хватает?

- Тепла. Она и находит их в русских песнях.

У- Откуда это тепло в русских песнях?

- Русские песни писались душой, сердцем.

У - Вот и постараемся вложить в исполнение «песни Леля» всю свою душу, всё сердце.

У - Вспомним мелодию. Я играю, вы про себя пропеваете. Вслушайтесь, какие жанры р.н. песни здесь слышны?

Слушают, пропевая про себя.

- Протяжная и хороводная.

У - Начнем с хороводной (можно проговорить текст). Обратить внимание на

проигрыш (плясовая). Раскрасим инструментами

Исполняем 2 куплета. Подчеркиваем «лукавство» вокализа:

«Лель мой, Лели-лели-лель».

Исполнило 3-й куплет (для ребят новый, они с ним не знакомились).

У- В чем это лукавство?

- Девушка одна ягоды в кустах собирает не кличет подружек»

. У-Кто это девушкам разъясняет?

- Старый человек.

У- Это мы так говорим, а на Руси; «чужанинушка, стар - старичок» и т.д. Текст проговорить, работа над 3 куплетом. После исполнения 3 куплета:

У - Одна песня, а сколько богатства - 2 жанра народного искусства, красота и богатство мелодии, красота языка, который мы забываем, мы его оскудили. Мог писать такие песни народ со скудной душой, не любящей жизни?

- Нет.

У - Вот это жизнелюбие, этот огонь и манит к себе даже холодное сердце. Помните Снегурочку в начале оперы? Какая она? (можно напеть, наиграть).

- Беззаботная, веселая. Голос близок голосу природы (ее характеризует флейта).

У- А сейчас мы увидим Снегурочку в конце оперы. Вы сами сможете услышать, изменилась ли она, эта дикарка, если да, то как? Я достаточно подробно рассказывала вам сюжет оперы. И вы помните, что настал такой момент, когда Снегурочка поняла, что от мира людей отделяет ее неумение любить, отсутствие этого чувства. Ее мучила жажда испытать это чувство, чувство любви. По ее просьбе (зная, что для дочери это гибель) мать Весна одевает на голову Снегурочки весенний венок. И вмиг она преображается. Ее наполняет чувство, доселе неизвестное. Любовь - жизненная сила, которая переродила Снегурочку. Но она не может войти в жаркое лето с людьми. И вот терем царя Берендея, где собрались влюбленные пары на благословение их в праздник Красной горки, пришли Снегурочка с Мизгирём.

. На Снегурочку падает луч солнца, и она начинает таять на глазах у всех жителей Берендеева царства, не сразу понимая, что с ней происходит (читаю текст сцены таяния, затем сразу звучит сцена из оперы. Дети слушают).

У - После такой музыки трудно о чем - то говорить. Я видела ваши глаза. Вам жалко Снегурочку?

- Да.

У- Главная героиня гибнет. Смерть - это всегда скорбь, мрачность. Слышим ли мы это в музыке Римского Корсакова? (наигрываю).

- Нет. Свет, счастье. Звучит скрипка, а не флейта, как в первой арии Снегурочки. Голос ее нежный, она не подражает пению птиц, как в начале оперы.

У- Испытывает Снегурочка сожаление?

- Она прощается с жизнью и восхищается ей. Она счастлива!

У - Вы бы хотели, чтобы Снегурочка осталась жить, но с холодным сердцем, которому не ведома любовь?

- Она была бы несчастна.

У- Какую героиню еще одной оперы Римского -Корсакова напомнила вам Снегурочка?

- Волхову из оперы «Садко».

У- Случайно ли совпадение? Что хочет сказать композитор?

- Садко и Лель - представители народа, образы красоты русских песен «русской души».

- Волхова и Снегурочка - образы красоты человеческих чувств.

У- Римский -Корсаков заканчивает оперу «Снегурочка» гимном солнцу. Только прославление солнца? В ходе обсуждения вывод:

Солнце - источник жизни. Жизнь без любви бессмысленна (на примере Снегурочки). Любовь живет только в добром, теплом сердце, которое открывает искусство. Опера Римского-Корсакова - гимн солнцу, жизни, любви, искусству.

У- Вспомните себя в начале урока и сейчас. Почему вы изменились?

- Музыка! Ее сила.

У - Хочется завершить урок красивой, мечтательной, романтичной песней о любви, красоте, природе (море). (Наигрываю песню Зацепина «Ты слышишь море», дети узнают, я продолжаю наигрывать, говоря:

У- «Если ваши сердца сейчас открыты для прекрасного, значит и в этой жизни от вас будет исходить только добро и тепло» (Исполняем песню «Ты слышишь, море» и дети выходят из класса).

8 класс 1 четверть «Что такое современность в музыке»


Тема урока: «Его величество вальс»


Музыкальный материал: «Вальс цветов» - Чайковский.

«Вальс» - Шопен.

Вальс «На голубом Дунае» - Штраус.

«Вальс о вальсе» - Колмановский.

Неизвестный автор «Вальс в ритме дождя».

Песня «В землянке».

Задачи: Показать многообразие, богатство вальсов. Познакомить с творчеством И. Штрауса. Ввести понятие «Венский вальс», «Шопеновский вальс». Довести до сознания детей мысль о том, что потребность человека в счастье, в теплоте, искренних чувствах не знает временных преград. И вальс как воплощение этих чувств, всегда современен.


Ход урока: Вход под вальс Чайковского. Дети узнают музыку (слушали раньше на уроках). Если затрудняются, напомнить название, композитора. Но вальс определяют без труда:

У- Куда перенеслись вместе с музыкой?

Д- На праздник, праздник красоты, волшебства, чудес!

У- И это благодаря музыки вальса!

У- Ребята, как легко определить вальс на слух?

Д - Трехдольность.

У- Что за танец?

Д- Парный. Основное движение - кружение.

У- Вальс - современный танец?

Д-Нет!

У- А в чем его не современность?

Д- Сейчас в моде другие ритмы.

У- Послушайте, это мнение одного человека? А может целого поколения? Учитель исполняет 1 куплет «Вальс о вальсе».

Д- Мнение поколения.

У- А что значит «вальс затаен»?

Д- Он ждет своего времени.

У-Какого?

Д- Не каждый день будешь вальс танцевать.

У-А когда?

Д - Последний звонок, выпускной бал, на свадьбах молодожены 1-ый танец

и.т.д.

У- Значит все таки живет вальс в наши дни? (Пою второй куплет) - Что поняли?

Д- Вальс пережил многие модные в свое время ритмы.

У- А в чем этот секрет? Попробуем понять.

Одним из композиторов, который писал много вальсов, поклонником этого танца был Фредерик Шопен - польский композитор. Он писал в основном фортепианную музыку и среди нее - множество вальсов!

Сейчас мы услышим один из них. Только ли это танец у Шопена? И танец ли вообще? Может нечто другое? Больше? Найдите два слова, точно выражающих это состояние. Звучит вальс Шопена.

У- Что же такое вальс у Шопена? Только танец?

Д - Легкость, украшение, жемчужина, мечтательность, головокружение от счастья, вдохновение, полет.

У- Найдется ли хоть один человек, у которого в жизни не было бы таких минут полного счастья, восторга!?

Д- Думаем, что трудно таких не найти.

У - Многие композиторы писали вальсы, но только один из них признан «Королем вальсов». Это Иоган Штраус ! А названия! - «Сказки венского леса», «Весенние голоса», «На голубом Дунае».

Венский вальс - это нечто неповторимое, ни с чем не сравнимое. Что же отличает вальсы Штрауса от вальсов, например, Чайковского, Шопена? И что их, все - таки, объединяет?

(звучит вальс Штрауса «На голубом Дунае» (можно обратить внимание на «растянутое» вступление, «предверие сказки»).

У- Что же такое вальс Штрауса, «венский вальс»?

Д - Праздник большой и пышный, счастье, восторг, салют, фейерверк!. Но венский вальс более яркий, чем у Шопена .Ощущение, что танцуют все вокруг!

У - Может это и есть секрет вальса? Жить с людьми в их счастливые минуты жизни?.

Но вальс из пышных залов,больших и богатых салонов ,приходил даже... (пауза) на фронт!

Вы наверное слышали: (пою) «Бьется в тесной печурке огонь» и т.д.

(2 куплета).

У- О чем песня «Землянка»?

Д - О любви. Это воспоминание о самом дорогом: о доме, о Родине, о семье, о любимой.

У- Почему любили на фронте эту песню?

Д- Она теплая, ласковая. Островок мирной, счастливой жизни.

У - Вальсовый ритм помогает добиться ощущения теплоты и нежности. А вот вальс у костра, (пою «Вальс в ритме дождя»).

У - Красивая песня?

А-Да!

У- Современная?

Д-Да!

У- Но ведь нет «модных» ритмов.

Д- Она о нас. Мы ее тоже можем петь в походах, на встречах друзей (Начинаем разучивать песню).

В конце урока:

У - Там, где звучит вальс, всегда ощущение теплоты и счастья!

Выходят из класса под любой вальс (по выбору детей).


Пример межпредметных взаимодействий


Использование образцов музыкальной классики и литературы

в различных учебных предметах.


Разработка урока по факультативному курсу

«Основы православной культуры»

Тема: «Слово в православии»

Урок в 6 классе (2 часа)

«Молитва в православии, как разговор человека с Богом, как основной жанр древнерусской религиозной словесности»









Автор: Львова Любовь Викторовна

учитель музыки, преподаватель факультативного

курса Основы православной культуры.




г. Гусь - Хрустальный 2007 год.

В современном мире очевиден глубокий кризис духовности подрастающего поколения. Часто молодые люди не знают своих корней, своих традиций, своих истоков. А ведь они лежат в русской культуре, культуре, которая вошла в мировую сокровищницу именно по своему духовно-нравственному началу.

Не случайно, во многих школах введен курс «Основы православной культуры», который ставит перед собой главную цель - духовно-нравственное воспитание учащихся.

Неоспоримо, что русская культура развивалась на основе культуры православной. Православие, после Крещения Руси, стало для наших предков душой, семьей и домом.

Православие - это и замечательная архитектура и необыкновенное церковное пение, неповторимая иконопись, и, конечно же, богатый церковно-славянский язык.

Православная молитва - это вершина нравственной частоты, одухотворенное возвышенное слово, которое дошло до наших дней, сохранилось, не потеряв своей красоты, духовной силы.

Тема урока, предлагаемого нами, входит в тематическое планирование курса «Основы православной культуры» по программе Ионовой Т.А.. Но на наш взгляд материал этой разработки может быть использован и на уроках словесности, и на классных часах, и во внеклассных мероприятиях.


Тема «Слово в православии»


Урок (2 часа) Тема «Молитва в православии как разговор человека с Богом, как основной жанр древнерусской религиозной словесности»


Цель урока: значение слова в нравственном становлении православного человека.

Задачи:

1. Дать детям понимания значения слова «молитва»

2. Познакомить с тремя основными православными молитвами: «Отче наш», «Ангелу хранителю», «Богородица».

3. Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, музыки.


Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:


1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви»

из цикла ф-ной музыки «Детский альбом»

2. Глинка «Ария Ивана Сусанина» из оперы «Жизнь за царя»

3. Л.Толстой «Благословляю вас, леса»

4. Лермонтов «Ангел»

5. Отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева»

6. Песня «Колокольный звон» на стихи иеромонаха Романа в исполнении

Ж. Бичевской.

Ход урока


Звучит песня «Колокольный звон»

- Дети, мы слышали песню в исполнении Жанны Бичевской на

слова иеромонаха Романа. Как бы вы ее назвали? О чем она?

- Эту песню можно назвать «Молитва за Россию».

- По каким словам вы поняли, что это молитва?

- Господи помилуй.

- Да, это действительно слова самой древней молитвы всех христиан. А что такое молитва?

(варианты ответов детей)

- А может ли быть молитва без слов?

-Нет.

- А почему?

После ответов детей подвести к тому, что молитва - это обращение к Богу, разговор с ним.

- Значит, главное в молитве - СЛОВО.

Конечно же вы помните, что первыми, кто донес слова святого писания до наших предков были основатели славянской азбуки святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. (изображения икон Кирилла и Мефодия).

Й создали славянскую азбуку именно для того, чтобы приобщить славян к христианской культуре. И первые слова, которые они перевели с греческого языка были: «Искони было слово, и слово было к Богу и Бог был слово».

Слово в православии - это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.

Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы? (можно послушать варианты ответов детей)

- Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. и придумали то, что мы с высоты своего исторического возраста назвали мифологией. Они дали имена своим богам и стали их «закликать» - появились «заклички», а этот жанр народного творчества есть не что иное, как ... молитва. В закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай,

добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие, наверное, самое великое за всю предыдущую и последующую историю - Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие заклички, древней формы молитвы, от молитвы новой, заключалось в следующем: закличка - это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва - одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу, (обратить внимание на ребят на тему урока). - О чем может человек разговаривать с Богом,

после ответов детей подвести к тому, что молитвы бывают благодарственные, просительные, покаянные, хвалебные. Дети объясняют, как они понимают.

- Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.

«Благодарственная молитва - самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить - за все это благодарит человек».

Просительная молитва - обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.

Покаянная молитва - просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

- Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?

- Покаянные.

(Обсудить, почему так считают?) Попробуйте определить, интонации, какой молитвы звучат в стихотворении Л. Н. Толстого.

Ученик читает стихотворение «Благословляю вас леса» Дети определяют жанр хвалебной молитвы.

Молитвы обладают невероятной силой! Сейчас прозвучит отрывок из знакомой вам сказки, вы сами ее узнаете, (под звуки тревожной музыки ученик зачитывает отрывок из сказки Андерсена "Снежная королева», где Герда усмиряет с помощью молитвы «Отче наш» армию холода). Дети узнают сказку.

- Почему Герда читала молитву?

- Ей нужен был помощник, что бы победить армию холода. Она обратилась молитвой за помощью к Богу

- Какую молитву читала Герда?

- «Отче наш»

(на доске плакат с текстом молитвы и объяснением смысла некоторых слов).

Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы, (на доске)


Отче наш, Иже еси на Небесех!

Да святится имя Твое, да

приидет Царствие Твое, да

будет воля Твоя. Яко на небеси

и на земли. Хлеб наш

насущный даждь нам днесь, и

остави нам долги наша, якоже

и мы оставляем должником

нашим, и не введи нас во

искушение, но избави нас от

лукаваго.

Иже - который; Иже еси на

небесех - живущий на небесах;

Яко - как; на небеси и на земли

- на небе, на земле;

Насущный - необходимый для

существования;

Даждь - дай;

Днесь - сегодня;

Остави - прости;

Искушение - соблазн ко греху;

От лукаваго - от зла.

- Вы могли бы мне сказать: «Ну, Герда, вьюга - это сказка». Но есть примеры из нашей современной жизни когда молитвы укрепляла людей и в конечном итоге, спасала (режиссер спектакля «Норд Ост», сидя в зале, захваченный террористами, не переставая читал эту молитву для укрепления духа. Мальчик, провалившись в люк зимой двое суток ждал спасения. Когда его нашли и достали, были удивлены, что он не предался панике, истерики, он сказал, что вспомнил наказ бабушки. Когда страшно, нужна поддержка - читай не переставая. «Отче наш» ).

- А любой ли человек может писать молитвы? -Нет.

- А какой?

- Тот, который причастен божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.

- А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки? «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает»

После догадок детей показываю портрет Чайковского

- Узнали, удивились.

- Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. - Ровесник вам.

- А с чего начинается ваш день?

- С завтрака.

- А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.

Звучит пьеса «Утренняя молитва». Дети сами дают ей название

- Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

- Есть интонация молитвенных песнопений и главное - молитвенное настроение свет, возвышенность.

- Это по - вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба - обращение?

- Просьба - обращение.

Послушайте, как созвучна эта музыка молитве Ангелу -

Хранителю.

Зачитываю молитву, объясняю смысл.

- Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?

- Нет, только на добро, любовь и благие дела.

- А заканчивается «Детский альбом »вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней (звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).

Здесь более строгое звучание, более торжественное, словно целый хор поет.

- Это домашняя молитва?

- Нет, церковная, она больше похожа на покаянную.

- Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?

- Наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.

- Да, многие великие люди России были глубоко верующими людьми, чтили нравственные,высокодуховные нормы христианской жизни, знали молитвы. Не даром молитвенный слог, молитвенные интонации слышны в стихах многих русских поэтов.

Под мягкую, лирическую музыку ребенок читает стихотворение М.Ю.Лермонтова:


По небу полуночи Ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и течи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге Великом он пел,

и хвала Его не притворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.


- Кто ж такие ангелы?

- Вестники.

- Именно ангел возвестил Марии о том, что она родит Спасителя мира - Христа.

Об этом свидетельствует нам Евангелие и слова, которые ангел провозгласил Марии, стали началом еще одной любимой, чтимой всеми христианами молитвы:

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших »

Объяснение смысла молитвы понятными словами. Обратить внимание на то, что красота молитв теряется, если они звучат на современном нам языке.

К образу Богородицы на Руси особое отношение, почитание, упование. Древняя летопись свидетельствует нам о чудесном спасении Руси от нашествия Тамерлана по молитве обращенной к Божьей матери всеми жителями Москвы, (можно об этом подробней - сообщение ребенка)

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

В известной вам арии «Ивана Сусанина» мы тоже слышим обращение к Богу. Это не молитва в полном понимании слова, это мольба человека перед смертью. И в последний для него час он не просит ничего лично себе. Его мысли о семье, о близких, о Родине и Вечном Судие .(слушаем фрагмент из «арии Сусанина» М.И. Глинки из оперы «Жизнь за царя»)

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Звучит песня «Колокольный звон»



Выступление Львовой Л.В. на заседании ГМО учителей музыки на тему:


«Что я считаю результатом своей педагогической деятельности, критерии оценки учеников на уроках музыки. Мои способы диагностики»



Диагностика музыкального обучения - это определение результатов дидактического процесса в условиях урока музыки.

Существует 2 формы диагностик


  1. Диагностирование обученности

(своевременное выявление, оценка, анализ продуктивности деятельности детей на уроках музыки)

2.Диагностирование обучаемости

(определение динамики развития музыкальных способностей и творческих возможностей детей).

То есть, говорить о диагностике без критериев результативности не имеет смысла. Поэтому, нужно вывести эти критерии.


Что же следует считать результатом своей педагогической деятельности?


  1. Элементарная музыкальная грамотность (ЗУН). Но это не должно стать самоцелью! Они являются лишь средством постижения музыки. Детям необходимо знать:

А) имена композиторов, эпохи, стили их музыки

Б) знание основных музыкальных жанров

В) знание средств музыкальной выразительности (темп, тембр, динамика, регистр, лад, ритм и т.д.)

Г) понятие ритмического рисунка, умение услышать его в музыке и исполнить на простейших элементарных шумовых инструментах.

  1. Певческие навыки (знание основных правил правильного пения, понятие о культуре пения, умение слышать себя и других во время хорового исполнения, приобретение навыка кантиленного пения, знание о характере окраски звука, соответствующего данной песни.)

  2. Вербализация чувств при слушании музыки (умение прочувствовать, словесно высказаться)

  3. Опыт творческой деятельности

А) умение описать музыку, которую придумал бы на данную тему, стихотворение, картину) - здесь для учителя и способ определить запас знаний и основных понятий о музыкальной речи у ребят.

Б) умение аранжировать народную песню, вариации, подобрать нужный по тембру инструмент, ритмический рисунок, подходящий по характеру звучащей музыке.

В) умение подобрать шумовой инструмент, для подчеркивания характера данной песни

Г) умение способом пластического интонирования передать звучащую музыку и т.д.

  1. Внеклассная работа - как дифференцированный подход к особо одаренным детям, и использование этого потенциала на уроках.


Как можно отследить результативность деятельности учителя и учеников?


  1. Уроки - обобщения (картина владения классом определенной темой, суммой ЗУН)

  2. Кроссворды

  3. Умение находить ответ на проблемный вопрос.

Незнакомая музыка - определить по стилю композитора, например выбрать из нескольких предложенных. Поисковые, проблемные ситуации при слушании музыки (способность к анализу)

  1. В старших классах иногда можно проводить самостоятельные работы на предмет темы четверти (проанализировать звучащие незнакомые произведения). Описать свои чувства, мысли, предположение по времени его появления на свет (эпоха, событие может быть и т.д.)

  2. Нестандартные формы уроков («Что знаю о музыке», «Урок- загадка», «Угадай мелодию», «Урок-путешествие» и т.д.


Считаю приемлемыми критерии оценок по Абдуллину, использую их в своей практики.

Он выделяет 3 критерия:

  1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее, высказывание о прослушанном или исполненном произведении.

  2. Активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки.

  3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в знаниях.

«5» - соответствие трем критериям, либо первым двум

«4» - соответствие двум критериям или одному критерию

«3» - отсутствие соответствия данным критериям

«2» - недопустима

«1» - недопустима


Существуют способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы:

А) выставление оценки со знаками «+» и «-»

Б) Словесное дополнение оценки

В) выставление оценки в дневник с сопровождающей записью похвалы для родителей

Г) поощрение двойной оценкой (5/5 - за активное решение поставленных вопросов, за исполнение песни) и т.д.

Диагностировать результаты нелегко, так как множество классов обучаются, и индивидуально развитие каждого ребенка проследить нелегко.

В кружковой работе диагностика происходит по следующим критериям:


Ф.И.О. класс

Диапазон

Эмоциональ

ность 3,4,5

Чувство ритма 3,4,5

Характер окраски голоса

Память 3,4,5

Внимание 3,4,5


Диагностику урочной деятельности пробую делать по классам (так как они, как правило, различны в своих способностях и развитии).


Класс

Навы

ки хорового пения

Актив

ность

Внима

ние

Сум

ма элементар

ных знаний

Навык игры оркестром

Творчес

кая деятель

ность

Память

3

4

4

3

3

4

4

4

5

4

4

4

5

4


В этой таблице могут быть изменения, так как этот способ в стадии поиска идеала.


Список литературы:

Мельникова Е.И. «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками» пособие для учителя, 2002


А.В. Горюнова «Музыка - язык общения» журнал «Искусство в школе»

Выгодский Л.С. « Психология искусств» 3 изд. М. Искусство, 1986 г.


И. Швецов «Школьная хоровая республика» №4 2007


Статья Т. Себар «Концептуальные проблемы методики преподавания

эстетических дисциплин журнал «Искусство в школе» №3 2004 г.


Мелик- Пашаев «Аксиомы,полуистины, предрассудки педагогики искусства, журнал «Искусство в школе» № 5 2007 г.


Статья «Музыкальное воспитание: поиски и находки» О. Жавинина Н. Заяц. журнал «Искусство в школе» № 5 2003 г.


Статья «Богатый мир искусства» А. Щербакова. Ж. «Искусство в школе» №4 2003 г.


Педагогический опыт учителя музыки Смолиной Е.А.


М.С. Осеннева К.А. Безбородова «Методика музыкального воспитания младших школьников» Москва 2001г.


Е Бодина «О музыкально- ритмическом воспитании учащихся» газета «Искусство» №18 2008 г.


Статьи Чич-Головиной

«Об искусстве педагогики и педагогике искусства» журнал «Искусство в школе» №3 2007 г. …

.

«Влюбить в музыку» журнал «Искусство в школе» .№2 1999 г.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал