7


  • Учителю
  • Открытый урок с учеником 1 класса

Открытый урок с учеником 1 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Тема: Формирование навыков чтения


с листа в младших классах!


Открытый урок преподавателя класса баяна

Багаповой Г.Г. с учеником 1 класса ДМШ


Цель урока: Ознакомить ученика с основными элементами чтения с листа

из репертуара первого класса.


Задачи урока:


Увидеть мелодию и её движение в целом.

Воспитать внимание, сосредоточенность в работе над произведением.

Использовать накопленные навыки в более сложных пьесах.


Ход урока:


Вводное слово педагога.


«Умение свободно читать ноты неоценимо как в практической деятельности (особенно для аккомпаниаторов и оркестрантов), так и в учебной работе, где оно, собственно, определяет темп развития учащегося. Ведь общеизвестно, что хорошо читающий ноты ученик успевает знакомиться с большим количеством произведений, постоянно расширяет свой музыкальный кругозор. И, наоборот, читающий слабо - проходит мало, разучивает произведения медленно, с трудом» Ученик, регулярно читающий ноты, может самостоятельно разобрать новое произведение или выучить что-то для себя без помощи педагога

Хотя, практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того - без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели. Поэтому на уроке на чтение с листа не остаётся времени. В результате выпускник образовательного учреждения - это нередко беспомощный перед нотным текстом ребёнок, который вряд ли когда - нибудь сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями - популярной классикой, современными отечественными и зарубежными шлягерами.

Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно - эстетического воспитания детей. Бесплатное образование ушло в прошлое, поставив педагогов в сложные, фактически рыночные условия. Рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы.

Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного 2 процесса: дети принимаются в ДМШ и ДШИ без конкурсного отбора, а поэтому некоторые виды работы упрощаются (например, снижаются требования к техническому зачёту, к чтению нот с листа) или вовсе исчезают. Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей серьёзно отличается от физических параметров их сверстников 60- 80-х годов прошлого века. Добавьте к этому всё возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат - современному ребёнку трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь это качество - умение продолжительно концентрировать внимание - чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх.


«Отсутствие должной системы в выборе репертуара для чтения с листа … может принести не пользу, а вред, развивая небрежность в выборе аппликатуры, в исполнении вообще

Чтением с листа желательно начать заниматься через полгода обучения, когда ученик знает ноты, но можно и заниматься им с первых шагов начального периода обучения. Темп продвижения зависит от способностей учащегося и наличия времени на уроках, но рекомендуется давать больше номеров для чтения.

Навык чтения с листа, как известно, всегда развивается от простого к сложному. Отсюда следует, что на каждом этапе обучения имеет место соответствующая степень развития навыка чтения нот с листа. Более того, в начальный период обучения, скорее всего можно говорить о формировании составных компонентов навыка, но не о навыке как таковом - его еще нет, есть только первые шаги.


Самым первым и наиболее простым навыком является процесс чтения отдельно взятой ноты. Здесь можно взять любые детские попевки с любой ноты, которые вы прошли в процессе обучения. Прежде чем начать играть, желательно эту попевку простучать ритмически и пропеть. Пропеть с словами. Вообще нужно брать весь материал с поэтическим текстом. Знание текста песни не только способствует более осмысленному ее исполнению - в нужном темпе, характере, но и вызывает интерес к ней, помогает ученику определить законченность музыкальных структур - предложений, фраз.


(Пример: Байцова стр. 8-9)

Эти песенки исполняются на одном звуке, но отличаются ритмическим рисунком. Верно передать ритм, то есть точно исполнить длительности нот, поможет игра с равномерным счетом вслух. При использовании этих попевок у детей закрепляется знания длительностей.

При чтении однострочного текста можно читать даже по такту: ученик называет вслух ноты такта, затем находит нужные клавиши и воспроизводит на инструменте.


( Пример на нотной тетради )


В дальнейшем, когда изучения нот уже продвигается ближе к октаве, тут можно с детьми использовать народные песенки в объеме 2-3 нот, при сохранении пальцевой системы. Так как дети еще плохо ориентируются на клавиатуре. Начинать чтение нужно с названия песенки, которое определяет его общий характер. В младших классах он вместе с тем включает в себя: осмысление размера, лада, тональности; определения составных частей мелодии(предложений, фраз)


(Пример Байцова стр.10 , 12. Народные песни стр. 4 )

Дальнейшее усложнении музыкального материала осуществляется на основе последовательного привнесения в мелодии нового звуковысотного элемента.


(Народные песни стр.7 ( на 4 нотки), Байцова стр. 14 ( на 5 ноток) )

На начальном этапе обучения дети начинают знакомится с основными приемами игры . Это штрихи: Легато и Стаккато. И для закрепления материала, можно дать несколько попевок:


(Пример:Бойцов стр. 13, 14;)


Не всех сборниках обозначены штрихи исполнения, здесь можно спрашивать мнения детей, что они думают. ;


( Народные песни стр.5 )

На раннем этапе обязательное соблюдение аппликатурной дисциплины гаммаобразного принципа и владение основными приемами игры (легато, стаккато) является особенно важным с листа в начальных классах для лучшего усвоения длительностей, тональностей,


При освоении правой клавиатуры одновременно развивается и навык чтения нот, записанных в скрипичном ключе.


Когда осваивается басовая клавиатура можно также использовать для чтения с листа нотный материал


( Байцова стр. 20.)


После того , когда учащийся переходит к освоению навыка игры двумя руками вместе, одновременно развивается и навык чтения двумя руками. В дальнейшем навык развивается постепенным усложнением читаемого материала в зависимости от степени совершенства игровых навыков. Проще говоря в зависимости от способностей ребенка.

При чтения с листа двумя руками нужно исключить способ разучивания отдельно каждой рукой с последующим соединением. Каждую пьесу нужно начинать играть сразу двумя руками. Начинать читать нужно с низу вверх, то есть сначала текст басового ключа, затем скрипичного. Это обусловлено тем обстоятельством, что текст нижнего нотоносца, как правило, проще для чтения, поскольку изобилует повторами. При достаточно хорошем развитии навыка чтения нот с листа можно легко запоминает текст левой руки и сосредотачивается на правой руке. Но чтобы этого достигнуть нужна тренировка именно в этой последовательности. Поэтому необходимо требовать от ученика называть текст вслух, во-первых, для закрепления последовательности чтения и организации внимания и. во-вторых. Для полного контроля происходящегося.процесса.


(Пример:, Байцова стр.25, 27 28.)


Вывод:


Поэтапное формирование навыка чтения с листа в общем процессе представляет собой не что иное, как постепенное формирование необходимых представлений, прежде всего зрительных, музыкально - слуховых и осязательно - двигательных, которое в результате длительной тренировки интегрируются в зрительно-слухо-двигательные представления. Постоянное совершенствование зрительного восприятия нотного текста, накапливание слуховых представленийц, соответствующее развитие игровых навыков - вот та основа, на которой вырабатывается известная формула «Вижу - слышу - играю». Но в начальный период ничего этого нет, учащийся только начинает учиться

« видеть слышать и играть».


Использованный материал:

Булыго К. « Проблемные ситуации в обучении баянистов»


Говорушко П. « Основа игры на баяне»


Шахов Г. « Методы чтения с листа»


Шахов Г., Мотов В. « Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху ( баян,

Аккордеон)


Нотные сборники:


Платонов «Чтение с листа.»


Байцова « Школа игры на аккордеоне» 1 часть.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал