7


  • Учителю
  • Урок музыки в 8 классе 'Сонатная форма в музыке и литературе. Фортепианный концерт Эдварда Грига'

Урок музыки в 8 классе 'Сонатная форма в музыке и литературе. Фортепианный концерт Эдварда Грига'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока:

«Музыка - язык, понятный всем.

Сонатная форма в музыке и литературе»

Цель урока:

Развивать активное, прочувствованное и осознанное восприятие музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характера, содержания и построения.

Задачи:

- создать условия для художественно-эстетической деятельности учащихся - сочинения хокку, как передачи впечатлений, навеянных музыкой;

- расширить представления о творчестве Эдварда Грига;

- способствовать художественному восприятию музыки Эдварда Грига;

- создать условия для формирования интереса к музыкальному произведению;

- создать условия для размышления, анализа средств музыкального языка.

Материальное обеспечение:

- компьютер;

- мультимедиа;

- фортепиано;

- синтезатор;

- презентация по теме урока.

Сценарный план урока.

Учитель: Здравствуйте!

Учитель садится за синтезатор и наигрывает главную интонацию музыки Э. Грига «Утро». Дети называют произведение и композитора.

На доске портрет Грига и «Сонатная форма». Ученики обозначают тему урока.

Учитель: Действительно, сегодня на уроке будет звучать музыка Грига. Если ещё и сонатная форма, то какой жанр это может быть?

Ученики: симфония, увертюра, соната или концерт.

Учитель: Григ, конечно, гениальный. Согласны? Ведь все мы рождаемся гениальными. И если нам удастся в детстве поймать очень важную идею, идею одержимости, идею какого-то невероятия, то эта идея, развиваясь, достигает вселенских сфер. А большинство гениальных идей рождаются в детстве.

Безумно интересно читать дневники Грига. Там есть очень важный момент, который подтверждает эту банальную истину. Кто хочет почувствовать себя Григом, ребёнком Григом? (приглашаю ученика, не владеющего игрой на фортепиано ко второму инструменту)

Григ пишет, что часто подходил маленький к пианино, пытался нажимать, искать какие-то комбинации. Он быстро, совсем крохотный, усвоил, что две ноты, лежащие рядом, звучат (играю сама, играет ученик за вторым инструментом и спрашиваю детей - как звучит?) совсем плохо, не очень красиво.

Он заметил, что, если взять через ноту, то ( и учитель, и ученик играют на своих инструментах) очень красиво, то, что мы называем терцией.

Однажды он решил попробовать - пишет Григ - а что если взять ещё одну нотку через клавишу? (делаем вместе с учеником за разными инструментами). Звучит аккорд. Получилось очень красиво. С тех пор он подходил, как-то изощрился и нажимал, радовался. Потом вдруг смотрел, что рядом грустно, ещё грустней и вдруг весело, хотя все клавиши были белыми (учитель играет серию разных аккордов).

Если грустно звучит, то это - мы-то с вами знаем - минор, а весело - мажор.

И вот однажды, когда он подрос, и ручка стала больше, он решил нажать 4-ю клавишу через одну. Но это было совсем безумие (звучит септаккорд). Малыш всё время бегал и нажимал, нажимал…

Сам пишет, непонятно, каким образом, но однажды решил нажать пятую через одну. И вот что получилось (учитель и ученик играют нонаккорд). «И тогда я стал композитором», - пишет Григ. ( Ученику: « Спасибо. Всё отлично получилось».)

Т.е. этот аккорд сыграл решающую роль в жизни Грига. Григ увидел все цвета, все краски и почувствовал гигантское дыхание, воздух. Вот это его излюбленное открытие. Этот аккорд закрывает или открывает? Это вдох или выдох? (ученики делятся своими ощущениями от звучания нонаккорда)

Учитель: Когда Григ был маленький и очень чуткий к музыке, он, как любой норвежский ребёнок, слышал знаменитейший мотив норвежской народной музыки. Все пастухи вокруг играли, все музыканты играли. Этот мотив, как национальный узор Норвегии. Вот он (учитель наигрывает мотив.) Это звуковое движение характерно для Норвегии. Григ искал его и пытался повторить. Повторял и рос с этим мотивом. Но рос, к сожалению, только ментально, ибо Григ так и остался гномом. Он перестал расти где-то в 11 лет. И где? Не в Японии, ни в Китае, а в Норвегии, среди могучих викингов. Ведь в Норвегии нет ничего маленького: люди высокие, фьорды огромной протяжённости, эти скалы…

Два брата живут на расстоянии 50 м. друг от друга в Норвегии, но чтобы им встретиться, надо брать отпуск. А иначе они стоят с двух сторон и кричат: «Привет, брат! Привет, как дела?» А всё потому, что они отделены

50-метровым фьордом. Здесь пропасть, пропасть. Нужно быть альпинистом, потом переплыть, потом подняться по этой отвесной гигантской скале. Это невозможно. Поэтому нужно ехать вдоль фьорда 350 км туда, потом 350 км назад, чтобы приехать в гости к брату. Вот это Норвегия!!!

Если вы когда-нибудь поедете в Норвегию, обязательно совершите путешествие на поезде! Если, например, ехать из Осло в Берген. Выезжаете из Осло в июне - всё цветёт, лето. Потом поезд поднимается вверх: всё меньше цветения, потом почки, потом закрылось всё, потом почек нет, берёзки бедненькие погибли, мхи, лишайники. Дальше, выше - и вдруг зима, метель, минус 25 - 30, одинокие застывшие водопады, ледники, погибло всё, мёртвое. Потом поезд начинает спускаться вниз: минус 25, минус 15, минус 10, минус 5, плюс 5, плюс 10, плюс 15. С огромной скоростью меняется всё: распускаются почки, лопается всё, цветы, цветы. Спускаешься в Берген - рододендроны растут, Сочи, влажность, тепло. Это же какое-то невиданное - 6 часов - путешествие по всем временам года. Это всё знал, видел, понимал, чувствовал Григ и в этом ценность, что в таком регионе планеты нашёлся гений, который отразил эти перепады - световые, снежные, водопадные.

Учитель садится за синтезатор и играет фрагменты из произведений Грига - «Песни Сольвейг», «Танца Анитры», «В пещере горного короля» - в которых очень явно слышен народный норвежский мотив. Ученики называют произведения и узнают один и тот же мотив, характерный для музыки этого композитора.

Учитель: …маленький ... Комплекс неполноценности: в стране великанов такая кроха! Григ пишет Ференцу Листу - тому самому - длинноволосому, огромному, идолу всей Европы, всех любителей музыки. Он пишет, что написал музыку и очень хотел бы сыграть для великого маэстро. Лист ждёт норвежца. А Лист романтик. Он же знает, какой норвежец - О-О-О, гигант, приедет такой светловолосый, белобородый. Лист даже приготовил руки для объятий, когда объявят, что появился норвежец Григ, которого Лист никогда не видел. И вот представьте себе это движение чисто театрально….(учитель приглашает ученика и просит его изобразить, как Лист ожидал встречи с норвежцем). Да, какое разочарование... И вот Григ садится играть концерт. Всё не приготовлено. Надо подготовить стульчик специальный, подставочки… И вот Григ играет. Звучит в записи вступление к фортепианному концерту. После чего ученики задают вопросы классу:

- Кто исполняет музыку? (фортепиано и оркестр)

- Какой жанр? (концерт для фортепиано с оркестром)

- Какой образ в музыке? Какая музыка? Аккорды или одноголосная мелодия? Восходящее или нисходящее движение?

- Что знакомое услышали в этой музыке? (народный норвежский мотив)

Учитель: Именно так начинается его фортепианный концерт. Музыка буквально обрушивается на слушателя. Нисходящий каскад аккордов во вступлении. Дерзкие нисходящие аккорды этого концерта знает любой. Можно сказать, что Григ написал 100% хит.

Это тот случай, который можно назвать победой над природной проблемой. Помните мотив? Вы слышали, что произошло? Григ вырастил этот мотив, мотив детства, мотив гнома до вселенских высот. Вытянул Норвегию до уровня планеты Земля (учитель играет вступление на синтезаторе). И Лист, великий романтик, великий острослов кричит: « О, какой гигант!» Всё, комплексов нет. Григ - гигант. Это прославление грандиозности бытия.

Небольшая беседа с детьми по следующим вопросам:

- Что может родиться из такого вступления? Что вы можете ожидать?

- В какой форме строится первая часть концерта?

- Когда композитор и зачем обращается к сонатной форме?

Учитель в свободном общении с детьми при активном их участии разбирает сонатную форму в музыке и литературе.

СОНАТНАЯ ФОРМА - одно из величайших научных открытий в музыке последних трехсот лет.

Сонатная форма в музыке сродни форме романа или повести в литературе. В романе: Экспозиция, Завязка Кульминация и Развязка, а в сонатной форме эти же три основных раздела называются Экспозиция, Разработка, Реприза и кода.

Но осмелюсь сказать, что знание разделов формы романа не столь важно, сколь знание разделов в музыкальном произведении. Ведь книга, состоящая из вполне конкретных слов, фраз, выражений, увлекает нас самим развитием и действиями полюбившихся нам героев литературного произведения. В музыкальном же произведении эти герои предельно абстрактны. Поэтому умение следить за "похождениями" героев в музыке связано в первую очередь со знанием музыкальной формы.

Тот же, кто познает и затем почувствует музыкальную форму, поймет, что слушать симфонию или сонату так же интересно и увлекательно, как читать самые интересные книги.

Сонатная форма состоит из 4 разделов: Экспозиция, Разработка, Реприза и Кода, Экспозиция же, в свою очередь, тоже состоит из разделов. Главная тема - связующая тема - побочная тема - заключительная тема - Это и есть герои нашего музыкального романа. Это и есть герои нашего музыкального романа. В отличие от героев романов, в симфониях их всегда зовут одинаково. После того как мы познакомились с героями, наступает Разработка.

В ней, как и в романе, наши герои вступают между собой в различные отношения. Но поскольку они не люди, а Образы, то они не просто сталкиваются между собой, а "разрабатываются".

Для того чтобы понять сонатную форму, нужно вспомнить или перечитать всего одну только сказку. Сказку эту знают все, кроме тех, кто не был когда-то ребенком. Ее автор - гениальный французский сказочник Шарль Перро. И называется она "Красная шапочка". Вот именно в этой очаровательной сказке присутствуют, оказывается, все сложнейшие схемы сонатной формы. Итак: Жила-была Красная Шапочка. Она в сонатной форме - Главная партия. У нее была Бабушка. Поскольку Бабушка не жила вместе с Красной Шапочкой, а жила в стороне, сбоку-припёку (чтобы добраться до нее, нужно было пройти через лес), то мы с полным основанием можем назвать Бабушку Побочной партией. Для того чтобы принести Бабушке пирожки, Красная Шапочка должна пройти по дороге от своего дома до бабушкиного. Поэтому дорога, которая поведет Красную Шапочку к Бабушке, называется в сонатной форме Связующая партия (нет ничего проще, ибо цель дороги - связующая). Прошу обратить внимание - Красная Шапочка еще не пошла к Бабушке, она только планирует поход. В результате, когда Шапочка придет к Бабушке (опять же, только в планах), должна произойти их встреча. Это и есть Заключительная партия. (Как завершение, заключение предстоящего (!) похода.)

Итак, нам ясно, что такое Экспозиция: Еще никто никуда не пошел. Экспонированы планы. Отчего возникли все проблемы сказки?

Оттого что Красная Шапочка должна пойти к бабушке. Если бы не было необходимости идти к Бабушке, то не было бы Разработки проекта «поход к бабушке». Необходимость пойти к Бабушке - это и есть сонатная форма. (А еще лучше можно сказать, что, когда проект отделен от реализации, возникает сонатная форма.) А далее следует Разработка.

То есть нужно привести план похода в исполнение. Красная Шапочка запланировала все. Кроме Волка.

Волк, встающий на пути Главной партии к Побочной, и создает драматизм развития.

Пойдем дальше...

Затем происходит масса всем хорошо известных событий (это и есть Разработка), в результате которых и Красная Шапочка, и Бабушка оказываются в животе у Волка. Охотники распарывают волчий живот и освобождают обеих. Итак, где теперь Главная и Побочная партии?

Это и есть Реприза.

И наконец, звучит Кода, как знак объединения и победы над злыми силами (в нашем случае - злым Волком).

Теперь, когда выяснили всё о сонатной форме, переходим непосредственно к концерту и разбираем экспозицию.

Начало концерта очень эффектно: после tremolo литавр следует мощный, бурно низвергающийся виртуозный пассаж солиста на ff, охватывающий всю фортепианную клавиатуру. Это вступление, полное мужественной энергии и волевого утверждения.

Главная тема сонатной формы звучит сначала в оркестре, а затем у солиста при легкой поддержке струнных инструментов. Она внутренне контрастна. Ее первый элемент - несколько суровый, собранный, в четком пунктирном ритме народного танца и аккордовой фактуре. Второй элемент отличается романтической устремленностью и широкой распевностью.

В связующей партии возникает новый контрастный образ в духе задорного халлинга. Его отличает острота ритмики и жесткие, типично норвежские секунды на сильных долях. Второй раздел связующей партии - мелодичная тема.

Светлую мечтательную Побочную тему запевают виолончели, а потом подхватывает солист.

Заключительная партия - торжественные фанфары. Слышим интонации вступления и первого элемента главной партии.

Этот концерт он написал в 25 лет. Он был влюблён, полон амбиций, хотел произвести впечатление. Это чувствуется с первых нот.

Он не хотел, чтобы пианист сидел и ждал, когда оркестр раскланяется перед аудиторией. Музыка буквально обрушивается на слушателя.

Григ любил Норвегию и страстно желал запечатлеть свою страну в музыке. Он хотел показать её великолепие и красоту, но у Грига великолепие не означает большой объём. Он говорил: «Бах и Бетховен возводили соборы и храмы на высотах, а я хочу строить жилища для простых людей, где они будут чувствовать себя, как дома».

После разбора всех тем слушаем всю экспозицию концерта.

Учитель: Постарайтесь услышать и почувствовать и романтический порыв чувств, и светлую лирику, и одновременно утверждение волевого начала.

Результатом музыкальных впечатлений будут японские трёхстрочные стихи «хокку». Детям раздаются карточки с объяснением, что такое «хокку» и как они пишутся.

Правила написания хокку

Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. В этих коротких трёх строчных стихотворениях заключена глубинная связь природы и человека.

Хокку - это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах.

Аналогов стихам хокку нет ни в одной поэзии мира. Объясняется это тем, что у японцев особое мировоззрение, самобытная культура, иные принципы воспитания. По своей натуре представители этой нации - философы и созерцатели.

Хокку рождаются у людей в моменты наивысшего подъёма.

Принцип создания

Стихотворение состоит из трех коротких строчек:

первая содержит исходную информацию о месте, времени и сути события.

вторая раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием.

третья - выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными.

Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел или услышал.

Количества слов произвольно. Рифма отсутствует, но при этом фразы строятся таким образом, что создают особый ритм, передавая слушателю некий импульс, заставляющий человека мысленно нарисовать картину того, что он услышал.

Еще одно правило хокку заключается в контрастности фраз, когда живое соседствует с мертвым, а сила природы противостоит умению человека.

После прослушивания экспозиции фортепианного концерта Грига дети зачитывают свои «хокку».



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал