7


  • Учителю
  • Народное музыкальное творчество на уроках музыки в начальной школе.

Народное музыкальное творчество на уроках музыки в начальной школе.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Народное музыкальное творчество - одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.

Лучшие создания народного музыкально - поэтического искусства отличаются непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем глубина и значительность художественного замысла.

На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли.

Старинные народные песни любой страны - плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особен - ностей этих песен заключается в их устном бытовании.

С незапамятных времен песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путем переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим.

В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Видоизменялись, разумеется, и слова песен.

Как создание широких народных масс всякая народная песня, эпический сказ, частушка, (ровно как и сказка, загадка, пословица) составляют достояние всего народа.

Лучшим созданиям народного музыкально- поэтического творчества присущи глубина содержания, а вместе с тем художественное совершенство стихотворного и мелодического склада. Напевы песен разных стран неповторимо своеобразны, в хорошем эмоционально чутком исполнении народных певцов они своей искренностью и задушевностью оказывают огромное воздействие на слушателей.

Русская народная музыка - звучащий голос нашей Родины. Глубоко выразительны русские народные песни, то сосредоточенные, задумчиво грустные, свободно и плавно текущие, то, напротив, энергичные и стремительные, проникнутые радостью жизни. Красотою своих поэтических и музыкальных образов они активно воздействуют на слушателей, оставляя волнующее впечатление.

Русское песенное творчество, многообразно отразившее жизнь нашей страны, богато разнохарактерными жанрами. Среди них песни, связанные с трудом, с хореографическим началом, с различными обрядами, эпические повествования, лирические и величальные песни.

Фольклор до сих пор живет повсюду, он еще достаточно крепко держится в нашем быту. Одни жанры его умирают, затухают, поскольку из жизни исчезают предпосылки для их возникновения и бытования, другие продолжают жить, постоянно изменяясь и сужая сферу своего воздействия, третьи расцветают.

Мы все знаем из книг, из уроков литературы, из курса "фольклор" в музыкальном училище, что такое былина, все слушали сказки, многие до сих пор поют песни и частушки, все, часто не замечая этого, употребляем пословицы, но вряд ли задумываемся над тем, какого значение в нашем искусстве фольклора, как протекает в наше время его жизнь.

Значение фольклора как культурного наследия и вместе с тем современного народного творчества, как материала, важного для изучения философии народа, его истории и искусства, в настоящее время стало теоретически общепризнанным (я думаю, все с этим согласятся. Об этом можно часто слышать на всевозможных научных конференциях, семинарах, в статьях, которые печатаются в научной литературе), но практически традиционный фольклор все стремительнее уходит из нашего быта, а изучен он явно недостаточно.

Так умерли заговоры, так как утрачена вера в их действительность, забыты обрядовые песни, так как ушел из быта связанный с ними обряд, исчезли былины, так как их содержание и форма не соответствует интересам, темпам, вкусам современности, постепенно забываются, становятся "немодными" старинные песни.

Интересна в этом плане судьба частушки, которая насчитывает век жизни. Если еще несколько лет назад она являлась господствующем жанром в народном репертуаре, сейчас ее популярность явно упала. Народная частушка активно вытесняется эстрадой, поскольку изменились формы проведения досуга. Молодежь больше не ходит рядами по улице, распевая частушки, не пляшет под гармошку. А собираясь вместе молодежь поют массовые песни под магнитофон, караоке.

"История, природа и искусство-

три самые мощные воспитательные

силы в нашем обществе"

(Д.С.Лихачев)

Еще в начале двадцатого века отмечалось, что с раннего возраста необходимо приобщать детей к национальному музыкальному языку.

В обучении человек может ознакомиться и сравниться с жизнью всего мира, но первые шаги должны проходить по самой удобной для него почве, первая речь должна произноситься самыми понятными для него словами, первые песни должны быть народными.

Поэтому использование фольклора на уроках музыки, во внеклассной работе и вообще является очень актуальным и своевременным.

Народное музыкальное творчество олицетворяет собой непреходящие, веками накопленные эстетические и нравственные ценности, музыкальный опыт и национально- своеобразный музыкальный язык нашего народа, и поэтому обладает огромными возможностями, как в национальном эстетическом воспитании ребенка, так и в музыкальном развитии.

Музыкальный фольклор способствует нравственному очищению благодаря стройной вековой системе жизненных правил, передающих от поколения к поколению понятия о добре и зле, справедливости и чести, совести, любви, выступает как образец гармонии, красоты поведения, труда, человеческих взаимоотношений. Знакомство с фольклором своего народа помогает ребятам соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражено веками сформированные представления человека о мироздании, природе, круговороте жизни.

С другой стороны, музыкальный фольклор несет в себе особый национально - своеобразный музыкальный язык, особую эмоционально- образовательную сферу, присущую только нашему народу и способствующему сохранению его самобытности.

Однако хочется отметить, что именно в этом возрасте возможно естественное, полноценное «погружение» в истоки национальной музыкальной культуры, так как в этот период фольклор близок детям, их мировоззрению и мироощущению из-за способности детей целостно воспринимать мир и видеть предметы живыми и одушевленными.

Таким образом, приобщение детей к народному музыкальному творчеству позволяет развивать у них нравственные качества, эмоциональную восприимчивость. А освоение музыкального языка помогает заложить основы национального музыкального мышления. И это все будет способствовать сохранению самобытности нашего народа.

Но тут возникает проблема, связанная с тем, что у нас нет единой программы музыкального воспитания, средствами фольклора.

Поэтому, работая в МОУ СОШ №14 учителем музыки, я опиралась на экспериментальную программу В.Н. Соколовой "Введение в народную музыкальную культуру" (для 1- 3 класса). Помимо этого для себя поставила еще следующие задачи:

  1. Развивать способность эмоционально- образного восприятия национального музыкального искусства и формировать на этой основе музыкально- слуховое представление.

  2. Знакомство с обычаями, традициями и историей нашего народа.

  3. Формировать навыки интонирования народных песен, исполнения русских народных танцев.

  4. Способствовать формированию чувства национальной гордости, самоуважения и уважения, к своей культуре.

В своей работе я опиралась на методические принципы, которые были выдвинуты в последнее время ведущими педагогами - музыкантами.

Это:

  1. Интонационность. Воспринимая самобытность интонации, попевки, дети чувствуют и сопереживают происходящему в песне, интонируя напев, выражают своё отношение к окружающему миру.

  2. Опора на песенный фольклор, отмеченный наиболее типичными попевками и обладающими национальным своеобразием.

  3. Постепенность в постижении и интонизировании музыкального материала. Этот принцип предполагает постепенное усложнение материала в ладовой метроритмической организации к интонационно-попевочных построениях.

  4. Импровизационность и артистизм как принцип работы с детьми.

Материал программы использовала как на уроках музыки (1 час в неделю), так и во внеклассной работе, кружках. При освоении фольклора для меня важным было;

  1. чтобы дети не смотрели на фольклор как на что - то старое, давно забытое, а видели в нем источник знаний, вдохновения, радости.

  2. что музыкальный фольклор возник как отражение целого уклада жизни.

  3. отношения с миром, природой были другие, чем сейчас, в этом заключается трудность в восприятии народного музыкального творчества.

Чтобы фольклор стал более доступным ближе к детям, старалась ввести их в атмосферу древнего восприятия мира, выявить особенности функций древнего календаря, посветить в таинство многих обрядов.

И дети с удовольствием разучивали попевки, потешки, прибаутки, которые преподносились в игровых ситуациях создающих необходимый эмоциональный настрой. Ну, а если при этом использовались простейшие движения, например, притопы, хлопки, радости не было конца. Такое исполнение помогало детям высказать то, что они не могли высказать словами, способствовало выражению эмоционального состояния.

Для создания определенной среды, атмосферы того времени использовались различные предметы народного быта. Так, на занятии дети приносили из дома разные старинные вещи. Это были разнообразные скатерти, множество полотенец, вышитых салфеток, различные деревянные изделия - гребешки, чесалки, веретенца…

А с каким восторгом дети рассказывали о семейных реликвиях, бережно хранимых в бабушкиных сундуках в деревне. Сколько было радости в их глазах, когда они приносили разные вещицы из этих сундуков. С какой завистью смотрели девочки на Камерилову Кристину, которая привезла из Пошатово от своей прабабушки сарафан. На всех концертах Кристина выступала только в этом сарафане. На основе этого костюма некоторые родители сшили своим детям примерно такие же сарафаны. И конечно же частыми гостями на наших репетициях были бабушки детей, которые занимались в фольклорном кружке. Они рассказывали о своем детстве: когда они были маленькими ходили на Рождество по домам, славили, колядовали, вспоминали разные варианты гадания. Ну и конечно же большой интерес представляли воспоминания бабушек о своих родителях, об обычаях того времени. Очень часто в эти моменты в исполнении наших гостей звучала русская народная песня.

Все это показало, как велико эмоциональное взаимообогащение детей и взрослых радостью совместного общения, познанием традиций и истории своего родного края.

Своеобразным итогом в этой работе было проведение праздников, концертов. На таких праздниках царила атмосфера радости и веселья.

К сожалению, фольклорных коллективов в Арзамасе становится все меньше, однако опыт показывает, что они играют важную роль в пропаганде музыкальной культуры.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал